ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-219/19 от 02.04.2019 Курагинского районного суда (Красноярский край)

№ 2-219/2019

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИРЕШЕНИЕ

02 апреля 2019 года п. Курагино

Курагинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Никитиной И.А.,

секретаря Белякова Н.В.,

с участием представителя ответчика администрации п. Курагино Стрелецкой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Лапиной Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва к администрации поселка Курагино о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва обратилось с иском к администрации поселка Курагино о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

В своем иске сослались на то, что в 2016 году выявлен факт незаконного использования отходов производства (золошлаковой смеси) 4 класса опасности (код по ФККО 61140001204), переданной в собственность Администрации поселка Курагино (910 тонн).

Указанные отходы образовались в процессе деятельности ООО «Курагинский Тепловодоканал». Ответчик, получив отходы, в нарушение требований экологического законодательства, использовал золошлаковую смесь в качестве изоляционного слоя для ликвидации стихийной несанкционированной свалки. Деятельность ответчика противоречит требованиям федерального законодательства, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими фактами.

ООО «Курагинский Тепловодоканал» зарегистрирован в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным номером , ИНН . ООО «Курагинский Тепловодоканал» осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. Основное направление деятельности предприятия — ОКВЭД (основной) 35.30.5 — обеспечение работоспособности тепловых сетей.

В процессе деятельности Общества образуются отходы производства и отходы потребления 28 наименований, в том числе отход «золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная» код ФККО .

Согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год Обществом образовано 943,21 т отхода «золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная» код ФККО 61140001204, при этом 33,21 т передано на размещение, 910 т передано Администрации пос. Курагино с переходом права собственности.

Для муниципального образования Администрация пос. Курагино, как юридического лица, в установленном законом порядке в отношении полученных золошлаковых отходов отсутствует разрешительная документация на использование данных отходов, не определен перечень, количество и условия действия лимитов и объект размещения отходов, не установлено, какое влияние окажут названные отходы на окружающую среду и здоровье людей.

В адрес ответчика было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, на которое Администрация дала ответ от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что 910 тонн золошлаков использованы в целях сооружения насыпей земляного полотна и укрепления обочин автомобильных дорог местного значения, и частично в качестве изоляционного слоя для ликвидации стихийной несанкционированной свалки в п. Курагино.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации поселка Курагино в соответствии с частью 5 ст. 8.2 федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» было направлено предостережение с требованием:

«Произвести выемку и передать на размещение в установленном порядке отходы золошлаковой смеси от сжигания углей, которые были использованы в качестве изоляционного слоя для ликвидации стихийной несанкционированной свалки, образованной на территории пгт. Курагино».

На предостережение от ДД.ММ.ГГГГ Администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что произвести выемку и передачу на размещение в установленном порядке отходов золошлаковой смеси не представляется возможным.

Тем самым вред, причиненный окружающей среде незаконными действиями ответчика, до настоящего времени не возмещен, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.

Просят суд признать незаконными действия муниципального образования «Администрация поселка Курагино» по размещению отходов IV класса опасности «золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная» (код ФККО ) в количестве 910 тонн в целях сооружения насыпей земляного полотна и укрепления обочин автомобильных дорог местного значения, и в качестве изоляционного слоя для ликвидации стихийной несанкционированной свалки в п. Курагино. Обязать ответчика - МО «Администрация поселка Курагино» -возместить вред, причиненный окружающей среде, за счет средств ответчика, путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ, в шестимесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.

В судебное заседании представитель истца не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие и приостановить производством в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Красноярского края искового заявления ООО « Курагинский ТеплоВодоканал» о признании недействительным предписания межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охране окружающей среды.

В ходатайстве истцу о приостановлении производства по делу согласно определению суда отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст.215 ГПК РФ.

Представитель ответчика администрации п. Курагино Стрелецкая М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила отзыв, в котором указала, что согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

Действия администрации поселка Курагино по повторному применению отходов не является размещением отходов. Согласно той же статье, утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Считают, что исковое заявление в данной части не соответствует действительности. Истец в своем требовании утверждает, что действиями администрации поселка Курагино по размещению золошлаковой смеси причинен вред окружающей среде, но доказательств причинения вреда не предъявляет. Истец не указывает места, которые причиняют вред окружающей среде, не предъявляет результаты проб, отобранных в местах скопления отходов. Согласно актам передачи золошлаковой смеси, ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» передал, а МО п.Курагино приняло 910 тонн золошлаковой смеси. Смесь не имеет категории. То есть не указано, каким классом опасности обладала администрация п.Курагино при утилизации отходов. Согласно протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ проба шлака, отобранная ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» имеет V класс отходов - почти не опасная. Таким образом шлак, переданный администрации п.Курагино также имел V класс опасности - почти не опасный. В ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления, лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, указано, что размещению отходов подлежат только отходы I - IV классов опасности, что не относится к золошлаку, переданному администрации п.Курагино. В ст.21 того же закона, основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами является уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот. Просят в исковых требованиях отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» Лапина Т.В. также полагала отказать в удовлетворении требований истцу.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1), запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п.2).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика, что истцом не представлено суду доказательств причинения вреда окружающей среде- в деле отсутствуют доказательства места, размера размещенных несанкционированных отходов, не подтвержден их класс опасности, наличие и размер вреда, причиненный окружающей среде, причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В силу п.26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов). При отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о наличии достаточных оснований для прекращения деятельности ответчика, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, суд, учитывая наличие публичного интереса в обеспечении экологической безопасности и сохранении благоприятной окружающей среды, вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос об ограничении или приостановлении такой деятельности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).

Как установлено в судебном заседании, в адрес ответчика было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, на которое Администрация поселка Курагино дала ответ от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что 910 тонн золошлаков использованы в целях сооружения насыпей земляного полотна и укрепления обочин автомобильных дорог местного значения, и частично в качестве изоляционного слоя для ликвидации стихийной несанкционированной свалки в п. Курагино.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации поселка Курагино в соответствии с частью 5 ст. 8.2 федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» было направлено предостережение с требованием:

«Произвести выемку и передать на размещение в установленном порядке отходы золошлаковой смеси от сжигания углей, которые были использованы в качестве изоляционного слоя для ликвидации стихийной несанкционированной свалки, образованной на территории пгт. Курагино».

На предостережение от ДД.ММ.ГГГГ Администрация поселка Курагино письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что произвести выемку и передачу на размещение в установленном порядке отходов золошлаковой смеси не представляется возможным.(л.д.21-27)

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва к администрации поселка Курагино о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, отказать.

Обязать администрацию поселка Курагино прекратить деятельность по размещению золошлаковой смеси от сжигания углей в целях сооружения насыпей земляного полотна и укрепления обочин автомобильных дорог местного значения и в качестве изоляционного слоя для ликвидации стихийной несанкционированной свалки в п.Курагино.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок через Курагинский районный суд.

Председательствующий: И.А. Никитина