Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Череповец 26 февраля 2019 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Савиловой О.Г.,
при секретаре Пешковой Н.А.,
с участием: представителя истца - старшего помощника прокурора Череповецкого района Костиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Череповецкого района Вологодской области в интересах жителей многоквартирного дома, в том числе ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, Департаменту строительства Вологодской области, Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области, Правительству Вологодской области о возложении обязанностей устранения нарушений жилищных прав и охраняемых законом интересов жителей многоквартирного дома, выразившихся в переносе срока проведения капитального ремонта,
у с т а н о в и л:
Прокурор Череповецкого района в интересах жителей многоквартирного дома, в том числе ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что в ходе проведения проверки по обращению жителей многоквартирного дома <адрес> по вопросу правомерности переноса срока проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, внутридомовой системы водоотведения дома установлено, что собственники помещений указанного многоквартирного дома являются плательщиками взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые аккумулируются на счете Фонда капитального ремонта многоквартирных домов области. Постановлением Правительства области от 23.12.2013 № 1354 утверждена Областная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Вологодской области (далее - Областная программа), в соответствии с которой планируемый период работ по капитальному ремонту сетей холодного и горячего водоснабжения и системы водоотведения многоквартирного дома установлен на 2017-2019 годы. Вместе с тем указанный многоквартирный дом в краткосрочные планы реализации Областной программы на 2017, 2018, 2019 годы, сформированные на основании Краткосрочных планов, утвержденных администрацией Череповецкого муниципального района, включен не был. В соответствии с Краткосрочным планом реализации Областной программы на 2019-2021 годы, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2018 № 184, срок проведения вышеуказанных работ по капитальному ремонту дома установлен на 2020 год. На основании п.6.1 ст.2, ч.1 ст.167, ч.ч.1, 4, 7 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 2, 5, 6, 7, 8, 9 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах перенос срока капитального ремонта многоквартирного дома за пределы срока, установленного Областной программой, и невключение его в Краткосрочный план на 2019 год является незаконным и влечет нарушение жилищных прав граждан, проживающих в данном доме. Для переноса срока капитального ремонта дома на более поздний срок требуется соответствующее решение собственников помещений многоквартирного дома, которое не принималось. При формировании и утверждении администрацией Череповецкого муниципального района Краткосрочного плана проведения капитальных ремонтов на 2019-2021 годы осмотр и обследование технического состояния указанного многоквартирного дома не проводилось, фактическое состояние внутридомовых инженерных систем дома не устанавливалось. В соответствии с актами обследования от <дата> года, выполненными представителями ООО «Районный жилищник-1», осуществляющего техническое облуживание и текущий ремонт, износ системы холодного водоснабжения и системы водоотведения составляет 80%, горячего водоснабжения - 70%; внутридомовые инженерные системы дома требуют проведения капитального ремонта и перенос его срока является недопустимым. В соответствии с положениями ч.1 ст.182 Жилищного кодекса РФ доводы о том, что капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома может быть выполнен только в пределах собранных с собственников взносов на капитальный ремонт, являются несостоятельными. Просит суд: - возложить на администрацию Череповецкого муниципального района обязанность в срок не позднее 01.05.2019 внести изменения в Перечень многоквартирных домов на территории Череповецкого муниципального района, капитальный ремонт общего имущества в которых будет проведен в 2019-2021 годах в соответствии с областной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора, утвержденный постановлением администрации района от 25.01.2018 № 79, включив в указанный перечень многоквартирный дом <адрес> в целях проведения в 2019 году работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, системы водоотведения многоквартирного дома;
- в срок не позднее 5 рабочих дней с момента внесения изменений в указанный Перечень направить его в Департамент строительства Вологодской области с приложением сведений и документов в отношении указанного многоквартирного дома, предоставление которых предусмотрено Порядком утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2013 № 646;
- возложить на Департамент строительства Вологодской области обязанность в срок не позднее 15 дней со дня поступления документов из администрации Череповецкого муниципального района подготовить проект внесения изменений в Краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 23.12.2013 № 1354, на 2019-2021 годы, утвержденный постановлением Правительства области от 26.02.2018 № 184, включив в указанный Краткосрочный план многоквартирный дом <адрес> в целях проведения в 2019 году работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, системы водоотведения многоквартирного дома и направить данные проект для утверждения в Правительство Вологодской области;
- возложить на Правительство Вологодской области обязанность в срок не позднее 15 дней со дня поступления изменений в Краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 23.12.2013 № 1354, на 2019-2021 годы, утвержденный постановлением Правительства области от 26.02.2018 № 184, из Департамента строительства Вологодской области утвердить изменения в представленный Краткосрочный план;
- возложить на Фонда капитального ремонта общего имущества Вологодской области обязанность в срок не позднее 31 декабря 2019 года обеспечить проведение ремонта внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, системы водоотведения многоквартирного дома <адрес>.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Череповецкого района Костина Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что ответчиками не представлено доводов, опровергающих заявленные прокурором требования. Определенные Областной программой капитального ремонта срока проведения ремонта указанного дома в период 2017-2019 годах являются актуальными на дату рассмотрения настоящего дела. Доводы ответчиков о том, что капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома может быть выполнен только в пределах собранных с собственников взносов на капитальный ремонт являются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в доме в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта или местного бюджета, за счет иных не запрещённых законом средств. Статьей 179 Жилищного кодекса РФ определено, что имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителей, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формируемых фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора, других не запрещенных законом источников. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта в российских кредитных организациях, которые могут использоваться на цели выполнения работ по капитальным ремонтам. Доводы регионального оператора о том, что для внесения изменений в краткосрочный план в текущем году в связи с переносом сроков капитального ремонта на более ранний срок требуется: - накопления средств в фонде не менее 95% от начисленных взносом на капитальный ремонт, - предоставление в Департамент строительства области проектно-сметной документации, положительного заключения экспертизы, копии решения общего собрания собственников общего имущества в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта (п.10 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах) несостоятельны, поскольку данная норма закона не распространяется на рассматриваемый случай, когда в нарушение требований действующего законодательства, многоквартирный дом не был включен в краткосрочный план проведения капитальных ремонтов на соответствующий год, а относится к ситуации, когда происходит перенос предусмотренного Областной программой срока проведения капитального ремонта на более ранний период. При формировании краткосрочного плана администрации Череповецкого муниципального района не проводила осмотр и обследование многоквартирного дома, в то время как в соответствии с актами обследования ООО «Районный жилищник 1» внутридомовые инженерные системы дома требуют проведения капитального ремонта и перенос срока его проведения является недопустимым, нарушающим права жителей дома.
В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Череповецкого муниципального района не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Представил отзыв, в котором указал, что не возражает против заявленных исковых требований: внесения до 01 мая 2019 года изменений в Перечень МКД на территории Череповецкого муниципального района, капитальный ремонт общество имущества в которых будет произведен в2019 -2011 г.г., утверждённый постановлением администрации район от 25 января 2018 года № 79, включив в него дом <адрес>. Администрацией района приняты меры для выполнения плана капремонта на 2019 год; просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 65).
В судебное заседание представители ответчиков - Департамента строительства Вологодской области, Правительства Вологодской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представили отзывы, в которых аналогично указали, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в Программу, в том числе в части проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения на период 2017-2019 годы. Постановлением Администрации Череповецкого муниципального района от 25 января 2018 года № 79 «О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» утвержден перечень многоквартирных домов на территории Череповецкого муниципального район, капитальный ремонт общего имущества в которых будет проведен в 2019 - 2021 годах», согласно которому вышеуказанный многоквартирный дом в части проведения капитального ремонта включен на 2020 год. На основании сведений и документов, представленных органом местного самоуправления Департаментом сформирован краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утверждённый постановлением Правительства области от 26 февраля 2018 года, согласно которому вышеуказанный многоквартирный дом включён в части проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения на 2020 год. В соответствии со статьями 60,61, 68 Устава Вологодской области Правительство области - высший исполнительной орган государственной власти области. Порядок деятельности Правительства области определяется Регламентов Правительства области; полномочия Правительства области реализуются коллегиально, согласование и принятие официальных документов Правительства области осуществляется в порядке и сроки, установленные Регламентом Правительства области; указанный истцом срок таким требованиям не соответствует. Считает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению; просит рассмотреть дело в отсутствии представителей (л.д.77-80, 81-85).
В судебное заседание представитель ответчика - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области не явился представил отзыв, в котором указал, что дом <адрес> включен в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 ст. 168 ЖК РФ согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Департамент обобщает поступившие от органов местного самоуправления муниципальных образований области краткосрочные планы реализации областной программы капитального ремонта и готовит проект краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта в разрезе муниципальных образований области сроком до трех лет. Оператор является только исполнителем и не обладает полномочиями по внесению каких-либо изменений в федеральное и областное законодательство.
Порядок утверждения краткосрочных планов предполагает, что включение многоквартирных домов в краткосрочный план осуществляется с учетом обязательного наличия: - результатов осмотра и обследования технического состояния многоквартирных домов, включаемых в краткосрочный план, - заключения специализированной организации о результатах технического диагностирования систем газоснабжения в соответствии с требованиями Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации; - технических паспортов на многоквартирные дома, запланированные к ремонту; - технических условий от ресурсоснабжающих организаций на установку приборов учета системы электроснабжения.
Для внесения изменений в краткосрочный план в текущем годув связи с переносом сроков капитального ремонта на более ранние, заменой одного вида работ на другие либо включением нового вида работ при условии накопления средств в фонде капитального ремонта многоквартирного дома в размере не менее 95 процентов от начисленных взносов на капитальный ремонт на основании сведений Регионального оператора органы местного самоуправления муниципальных образований области представляют в Департамент строительства области разработанную проектно-сметную документацию, положительное заключение экспертизы, копию решения общего собрания собственников общего имущества в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта, принятого в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации только в 1 и 2 кварталах текущего года. На 22 февраля 2019 года уровень собираемости средств по данному дому составляет 91,14%; при начислении 459540,60 рублей, оплачено 418824,38 рублей. Конечная дата для оформления муниципальным образованием всех необходимых документов составит не ранее 26 августа 2019 года + 5 рабочих дней на предоставление Перечня в Департамент строительства. 03.09.19 + 15 дней на подготовку проекта внесения изменений в краткосрочный план Департаментом строительства области. 18.09.19 + 15 дней на утверждение Правительством указанных изменений. Процедура проведения конкурса по отбору подрядных организаций до момента подписания договора в среднем составляет 40 дней; 02.10.2019 + 40 дней = 11 ноября 2019. Минимальный срок производства непосредственно работ составляет в идеальной ситуации 1 месяц.На данный момент указанный многоквартирный дом включен в краткосрочный план на 2020 год, что с учетом вышеизложенного является обоснованным.
В судебное заседание представитель третьего лица - ООО «Районный жилищник-1» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, полагает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 6.1 статьи2Жилищного кодекса РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведениякапитального ремонтаобщего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах накапитальный ремонтобщего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1 ст. 168 ЖК РФ).
В силу положений п. 6.1 ст. 2, п. 8.3 ст. 13, ст. ст. 167, 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона Вологодской области от 11 июня 2013 г. N 3088-03 "О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области" для подготовки областной программы капитального ремонта органы местного самоуправления поселений и городских округов области направляют в уполномоченный орган сведения о многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, с учетом очередности проведения капитального ремонта, установленной частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Правительством Вологодской области). Разработчиком областной программы капитального ремонта в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2013 г. № 1354 является Департамент строительства области.
Согласно ч. 5 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Как установлено в судебном заседании Постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2013 года N 1354 утверждена Областная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на 2019 - 2021 годы", в соответствии с которой планируемый период работ по капитальному ремонту сетей холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и системы водоотведения многоквартирного дома № ХХ, расположенного по адресу: <адрес>, <дата> года ввода в эксплуатацию, установлены на 2017-2019 годы (л.д. 47-53).
Указанный многоквартирный дом в краткосрочные планы реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на 2017, 2018 и 2019 годы, сформированные на основании краткосрочных планов, утвержденных администрацией Череповецкого муниципального района, в целях проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей не включен.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден постановлением Правительства области от 24 июня 2013 г. N 646. Органы местного самоуправления муниципальных образований области утверждают краткосрочные планы по соответствующему муниципальному образованию сроком на три года один раз в три года.
Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 25 января 2018 года № 79 «О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» утвержден перечень многоквартирных домов, капитальный ремонт общего имущества в которых будет проведен в 2019-2021 годах (л.д.40).
<дата> года в прокуратуру Череповецкого района Вологодской области обратились жильцы многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с указанием, что с даты ввода в эксплуатацию ремонт сетей дома не проводился, сети находятся в критическом состоянии; на разливе сетей водоснабжения регулярно появляются сквозные раковины, один из участков заменен резиновым шлангом; по заключению ООО «Районный жилищник» износ систем канализации, ХВС и ГВС составляет 80-70%. Ремонт дома включен в планируемый период 2017-2019 годов, однако капитальный ремонт дома перенесен на 2010 год (л.д.16).
Постановлением Администрации Череповецкого муниципального района от 08 октября 2018 года № 1315 внесены изменения в указанное постановление администрации от 25 января 2018 года № 79, согласно которому указанный многоквартирный дом уже не включен в перечень многоквартирных домов на территории Череповецкого муниципального район, капитальный ремонт общего имущества в которых будет проведен в 2019 - 2021 годах в соответствии с областной программой капитального ремонта (л.д. 33).
На основании полученных от администрации Череповецкого муниципального района сведений и документов Департаментом строительства Вологодской области сформирован краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утверждённый постановлением Правительства области от 26 февраля 2018 года № 184, согласно которому вышеуказанный многоквартирный дом включён в части проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения на 2020 год (л.д.41-46).
На обращение ФИО3 Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области от <дата> года сообщено, что информация в Областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах заносилась на основании данных органов местного самоуправления. Согласно Областной программе капитального ремонта планируемый период ремонта указанного дома (в том числе систем водоотведения, систем холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения) предусмотрен на 2017 - 2019 годы. Предложено обратиться в администрацию Череповецкого муниципального района по вопросу выполнения работ в указанный период (л.д.28).
На обращение жильцов дома администрацией Череповецкого муниципального района от <дата> года сообщено, что краткосрочный план капитального ремонта на 2019 - 2012 годы утвержден, при возможной его корректировке и достаточной собираемостью взносов вопрос о переносе сроков проведения капремонта общего имущество МКД будет рассмотрен (л.д.25).
По информации Департамента строительства Вологодской области от 23 января 2019 года прокурору Череповецкого района Вологодской области вышеуказанный многоквартирный дом включен в Областную программу капитального ремонта общего имущества; срок капитального ремонта систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения запланирован 2017 - 2019 годы, не переносился на более поздний период в рамках Программы, в том числе по решению общего собрания собственников помещения дома. Краткосрочные планы формируются, учитывая необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете регионального оператора, соответственно, запланированные Программой ремонты могут быть выполнены только в объеме собранных средств взносов на капитальный ремонт. В связи с образовавшимся дефицитом средств собственников на проведение капитального ремонта домов, запланированных Программой, ремонт указанного дома установлен краткосрочным планом реализации Программы на 2020 год (л.д.29-30).
В соответствии частью 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ основной обязанностью регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. В рамках этой обязанности он должен обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Ответчиком - администрацией Череповецкого муниципального района Вологодской области не представлено суду каких-либо доказательств обоснованности не включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в краткосрочный план по проведению капитального ремонта в период 2017-2019 годов, как и в обоснование внесения изменений в приложение к постановлению администрации район от 25 января 2018 года № 79 «О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в части исключения указанного многоквартирного дома из перечня домов, капитальный ремонт которых будет проведен в 2019-2021 годах в соответствии с областной программой капитального ремонта и предложения регионального оператора.
При этом доводы администрации Череповецкого муниципального района в письме от 23 января 2019 года (л.д.32)о том, что в установленные Областной программой (2017-2019 годы) сроки капитальный ремонт в доме не будет проведен в связи с нехваткой денежных средств, собранных населением; общее собрание собственников дома по вопросу переноса срока проведения капитального ремонта не состоялось по причине отказа собственников подписывать документы. При составлении программы со стороны Фонда и Департамента строительства не были озвучены критерии, правила отбора МКД для составления программы капитальных ремонтов; финансовая составляющая и возможность финансирования не учитывалась; ввиду ограничения по времени отсутствовала возможность проведения должного обследования МКД, не являются доказательствами обоснованности не включения многоквартирного дома в краткосрочный план по проведению капитального ремонта в 2019 году.
Из актов обследования систем канализации, систем горячего и холодного водоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, комиссии ООО «Районный жилищник -1» следует, что протяжённость канализационных сетей дома составляет 260 п.м.; на чугунных трубах есть раковины, трещины; места протекания замотаны серпянкой с раствором цемента; стояки негерметичны, в квартирах присутствует неприятный запах; процент износа системы канализации составляет 80%, что требует капитального ремонта. Протяженность трубопроводов горячего и холодного водоснабжения составляет примерно по 350 п.м.; на трубопроводах горячего изоляция изношена, местами рассыпалась, трубы покрыты ржавчиной; на стояках обоих трубопроводов трубы, краны, резьбы, муфты покрыты ржавчиной и мокрым налетом. В стояках значительно снижена пропускная способность. Теплообменник плохо нагревает воды, вода течет чуть теплая, есть заглушенные трубки; изоляция на секциях изношена, местами отсутствует; рубашка покрыта коррозией. На трубопроводах холодного водоснабжения поставлены бандажи, трубы покрыты ржавчиной; местами из подвала в квартиры стальная труба заменена резиновыми шлангами; Процент износа системы ГВС составляет 70%, системы ХВС составляет 80 %, что требует капитального ремонта (л.д.22 оборот, 23).
Не включение администрацией Череповецкого муниципального района указанного многоквартирного дома в краткосрочный план на 2019 год без достаточных оснований является противоречащим закону и влечет невыполнение мероприятий, предусмотренных Областной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных и свидетельствует о нарушении прав жильцов многоквартирного дома.
С учетом изложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора к администрации Череповецкого муниципального района о возложенииобязанности внести изменения в Перечень многоквартирных домов на территории Череповецкого муниципального района, капитальный ремонт общего имущества в которых будет проведен в 2019-2021 годах, включив в указанный перечень многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в целях проведения в 2019 году работ по капитальному ремонту, а также направить Перечень в Департамент строительства Вологодской области с приложением сведений и документов в отношении указанного многоквартирного дома.
При этом суд учитывает, что Департаментом строительства Вологодской области и Правительством Вологодской области именно на основании представленных администрацией Череповецкого муниципального района документов скорректирован и сформирован краткосрочный план, согласно которому вышеуказанный многоквартирный дом включен в части проведения капитального ремонта на 2020 год.
Суд полагает обоснованными доводы ответчиков о том, что на основании ст.ст, 60. 61, 68 Устава Вологодской области Правительство области является высшим исполнительным органом государственной власти области и полномочия Правительства области реализуются коллегиально путем принятия решений и постановлений в порядке и сроки, установленные Регламентом Правительства области.
Исходя из положений ст.168 Жилищного кодекса РФрегиональная программакапитального ремонтаявляется правовым механизмом, правовым ориентиром, достижение ее целей не исключает возможность изменениясроковпроведениякапитального ремонтаи уточнения планируемых видов услуг и (или) работ покапитальному ремонтуобщего имущества в многоквартирных домах и их объема, и при наличии к тому оснований - соответствующих изменений (дополнений), подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации и утверждения краткосрочных планов ее реализации.
Постановлением Правительства Вологодской области от 24 июня 2013 года № 646 определен Порядок утверждения краткосрочны планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, что не лишает возможности ответчиков при исполнении администрацией Череповецкого района настоящего решения суда внести соответствующие измененияв сроки сроковпроведениякапитального ремонтамногоквартирного дома. Кроме того, определенные Областной программой капитального ремонта сроки проведения ремонта указанного дома в период 2017-2019 годов являются актуальными и на дату подачи прокурором настоящего иска (л.д.49-53).
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что ответчиками Департаментом строительства Вологодской области, Правительством Вологодской области, Фондом капитального ремонта общего имущества Вологодской области каких либо нарушений действующего федерального и регионального законодательства, приведших к нарушению жилищных прав и охраняемых законом интересов жителей многоквартирного дома, выразившихся в переносе срока проведения капитального ремонта,не допущено, в связи с чем требования прокурора к указанным ответчикам о возложении обязанностей в определённые истцом срокиподготовить проект внесения изменений в Краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утверждении изменений в представленный краткосрочный план и обеспечение проведения ремонта внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежащими отклонению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области в интересах жителей многоквартирного дома, в том числе ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 - удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Череповецкого муниципального района Вологодской области следующие обязанности:
- в срок не позднее 01 мая 2019 года внести изменения в Перечень многоквартирных домов на территории Череповецкого муниципального района, капитальный ремонт общего имущества в которых будет проведен в 2019-2021 годах в соответствии с областной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора, утвержденный постановлением администрации района от 25 января 2018 года № 79, включив в указанный перечень многоквартирный дом <адрес> в целях проведения в 2019 году работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, системы водоотведения многоквартирного дома;
- в срок не позднее 5 рабочих дней с момента внесения изменений в указанный Перечень направить его в Департамент строительства Вологодской области с приложением сведений и документов в отношении указанного многоквартирного дома, предоставление которых предусмотрено Порядком утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 24 июня 2013 года № 646.
В удовлетворении требований прокурора Череповецкого района Вологодской области к Департаменту строительства Вологодской области, Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области, Правительству Вологодской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Г. Савилова
Решение в окончательной форме изготовлено 04 марта 2019 года.
Согласовано
Судья Череповецкого районного суда О.Г. Савилова