ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-219/20 от 29.06.2020 Заокского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2020 года пос. Заокский Тульская область

Заокский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Шатверова А.С.,

при ведении протокола помощником судьи Придорогиной О.Э.,

с участием представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, администрации муниципального образования <адрес> о признании права собственности на самовольную постройку,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, администрации муниципального образования <адрес> о признании за ней права собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты>, количество этажей: 2, расположенный по адресу: <адрес>, участок и взыскании с администрации муниципального образования <адрес> уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>

В обосновании заявленных исковых требований истец указал, что на основании договора купли-продажи земельного участка без строений на нем от ДД.ММ.ГГГГ, она приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, участок . Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. В 2018 году, она решила возвести на принадлежащем ей по праву собственности земельном участке жилой дом и зарегистрировать право собственности на него, для чего обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> для получения разрешения на строительство. При этом ею предварительно была разработана и представлена в администрацию муниципального образования схема планировочной организации земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок администрацией муниципального образования был выдан градостроительный план. ДД.ММ.ГГГГ администраций выдано разрешение на строительство на указанном земельном участке, объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> количество этажей: 2. В соответствии с выданным разрешением, она за свой счет приступила к строительству жилого дома, заключив для этого в январе 2018 года договор о технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома и договор с подрядной организацией ООО «Технология» на строительство жилого дома, на который потратила в общей сложности <данные изъяты>. Еще <данные изъяты> она потратила на оборудование объекта. Строительство жилого дома было полностью закончено ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, она подала уведомление об окончании строительства объекта, а ДД.ММ.ГГГГ - заявление о государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, вместе с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества. ДД.ММ.ГГГГ, она получила из администрации муниципального образования <адрес> уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, из которого узнала, что, в соответствии с представлением прокуратуры <адрес> об устранении нарушения градостроительного законодательства, решением собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отменено решение собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования <адрес>», которым принадлежащему ей земельному участку была присвоена категория «земли населенных пунктов» и возвращена ранее присвоенная категория «земли сельскохозяйственного назначения», которая не предусматривает жилищного строительства. На основании перечисленных документов в кадастровом учете и регистрации права на жилой дом было отказано. Полагала, что указанный отказ нарушает её права, поскольку иного жилья у неё в собственности на территории РФ не имеется. В настоящее время она желает оформить свое право собственности на спорный жилой дом. В ином, кроме как в судебном, порядке это сделать не представляется возможным. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, не ограничен в обороте, не относится к землям, приватизация которых запрещена, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничений прав истицы на участок не имеется, администрация муниципального образования <адрес> не предъявляла к истице никаких требований об изъятии (освобождении) земельного участка, не оспаривает её право на земельный участок и жилой дом.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещалась своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, не ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела с её участием.

Представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО7, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что когда ФИО2 приобретался земельный участок, он имел категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. ФИО2 на принадлежащем ей земельном участке с разрешения администрации муниципального образования возвела жилой дом. О том, что у земельного участка, изменились категория на земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, ФИО2 при строительстве дома не знала. Полагал, что изменив категорию и вид земельного участка на котором ФИО2 возвела дом, администрация муниципального образования нарушила права ФИО2, поскольку та потратила личные денежные средства на возведение дома, в настоящее время иного жилого помещения в собственности не имеет. Просил обратить внимание суда, на то, что согласно градостроительного плана, земельный участок ФИО2 расположен в территориальной зоне – Ж4-Селитебная территория, в которой не запрещено строительство жилых домов. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок ФИО2 имеет назначение – земли сельскохозяйственного назначения, для индивидуального жилищного строительства.

Представитель ответчика - Межрегионального территориального управления Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещался своевременно и надлежащим образом о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования <адрес>, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещался своевременно и надлежащим образом. Администрация представила в суд заявление в котором просила, рассмотреть гражданское дело без участия представителя.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение представителя истца, представленное заявление, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что решением Собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования <адрес>» в земли населенных пунктов были включены земельные участки (до их раздела) из земель сельскохозяйственного значения в границы населенного пункта <адрес> в целях жилищного строительства.

Решением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, в том числе в отношении населенных пунктов <адрес> и <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой <адрес> по результатам проверки исполнения требований градостроительного законодательства в деятельности администрации муниципального образования <адрес> на имя главы администрации муниципального образования внесено представление об устранении нарушений требований градостроительного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено.

Проведенной проверкой установлено, что при разработке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования <адрес> в 2015 году были предусмотрены к включению в границы населенного пункта <адрес> и <адрес> земельные участки, общей площадью 100 га, категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». С момента утверждения генерального плана, ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования данных земель стал: «для индивидуального жилищного строительства». При этом, кроме указанных изменений в проекте генерального плана муниципального образования Демидовское в 2015 году были предусмотрены иные изменения, а именно: в части исключения из границ населенных пунктов Занино, Шульгино, Пахомово земельных участков.

Проект генерального плана муниципального образования Демидовское на публичные слушания не выносился. Утверждение генерального плана муниципального образования Демидовское было осуществлено собранием представителей муниципального образования <адрес> в нарушение требований названного законодательства.

Решением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отменено решение Собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования <адрес>».

В результате земельным участкам, включенным в состав населенного пункта Клищино, возвращен статус земель сельскохозяйственного назначения.

ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО4 и ФИО2 заключен договор купли-продажи земельного участка без строений на нем, согласно которому ФИО2 приобрела земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 900 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, участок 18.

ДД.ММ.ГГГГ, администрацией муниципального образования <адрес>, ФИО2 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, общей площадью 59,87 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, участок 18.

В 2018 году ФИО2, на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, на основании разрешения на строительство, за свой счет возвела двухэтажный индивидуальны жилой дом, площадью 62,1 кв.м, что подтверждается техническим планом здания, подготовленным кадастровым инженером ФИО5 в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания.

Право собственности истца на незавершенный строительством объект в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Согласно акту проверки органа муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ, зземельный участок, по адресу: <адрес>, участок 18 с кадастровым номером , расположен на землях сельскохозяйственного назначения, для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты>, находится на праве собственности у ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 получено разрешение на строительство . Однако ДД.ММ.ГГГГ, категория земель была изменена на «земли сельхозназначения». Таким образом, на момент проведения проверки проверяемый земельный участок имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения». На территории участка расположен незарегистрированный жилой дом и надворный туалет. В ходе проведения проверки было выявлено, что земельный участок используется не по целевому назначению, в соответствии с установленной категорией земель «для сельскохозяйственного производства».

ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения уведомления ФИО2, администрацией муниципального образование вынесено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требования законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно указанному уведомлению, в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования <адрес> (Решение Собрания депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального план муниципального образования <адрес>) земельный участок относится к типу функциональной зоны - зона сельскохозяйственного использования. Земельный участок с кадастровым номером , согласно действующим правилам землепользования и застройки муниципального образования <адрес> относится к территориальной зоне СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий. Действующим законодательством фактически установлен запрет строительства на землях сельскохозяйственных угодий.

На основании выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>м, расположенный по адресу: <адрес>, участок 18, имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 263 ГК РФ, ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с ГК РФ.

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ и другими федеральными законами.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. При этом, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

В силу ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

На основании ч. 1, ч. 6 ст. 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Из положений ч. 1 и ч. 6 ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Таким образом, ввиду прямого запрета нормами ЗК РФ, строительства жилого дома на земельном участке, уполномоченный орган в лице администрации муниципального района <адрес> правомерно направил уведомление ФИО2 о недопустимости размещения жилого дома на земельном участке.

Анализируя и оценивая все вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, администрации муниципального образования <адрес> о признании права собственности на самовольную постройку, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Заокский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья: /подпись/

Копия верна судья: А.С. Шатверов