Дело № 2-219/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2014 года г. Куса
Кусинский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Н.В.,
при секретаре Кунакбаевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Магнитского городского поселения о признании незаконным прекращение выплаты доплаты к трудовой пенсии, о возложении обязанности выплачивать доплату к трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Магнитского городского поселения о признании незаконным прекращение выплаты доплаты к трудовой пенсии, о возложении обязанности выплачивать доплату к трудовой пенсии, начиная с ДАТА.
Свои требования мотивировала тем, что ДАТА по гражданскому делу НОМЕР было утверждено мировое соглашение между ней и администрацией Магнитского городского поселения, согласно условиям которого, администрация Магнитского городского поселения в срок не позднее ДАТА перечисляет ей недополученную надбавку к трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб. за период с ДАТА по ДАТА по банковским реквизитам, а также устанавливает ежемесячную доплату к трудовой пенсии в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и доплаты к ней составляла <данные изъяты>% денежного содержания по замещаемой должности на момент увольнения, начиная с ДАТА. Определение суда вступило в законную силу ДАТА. С ДАТА она начала получать доплату к трудовой пенсии. В ДАТА ею было получено письмо администрации Магнитского городского поселения о том, что из бюджета Магнитского городского поселения на ДАТА и плановый период 2015-2016 годы исключены расходы на доплату к трудовой пенсии, в связи с чем, с ДАТА данная доплата ей не выплачивается. С действиями администрации она не согласна, доплату она получала на основании судебного акта, который является обязательным для всех без исключения органов власти, органов местного самоуправления и подлежит неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации. Отсутствие в бюджете денежных средств не является основанием для неисполнения судебных актов. На момент прекращения её полномочий законом были предусмотрены ежемесячные доплаты к трудовой пенсии. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше.
Представитель истца адвокат Голубева Е.П., осуществляющая свои полномочия на основании удостоверения НОМЕР от ДАТА и ордера НОМЕР от ДАТА (л.д.20), в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, указала, что оспариваемые действия администрации Магнитского городского поселения незаконны. Доплата истцу была назначена правомерно, в соответствии с условиями мирового соглашения, которое утверждено судом. В период назначения доплаты, её выплата гарантировалась Положением, утвержденным решением Магнитского поселкового Совета депутатов Кусинского района от 22 января 2010г. №3, Законом Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245-30, Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3. То обстоятельство, что положения Закона Челябинской области в части установления гарантий гражданам, осуществлявшим полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, признаны противоречащими федеральному законодательству, не влияет на доплату, установленную истцу. В бюджете Магнитского городского поселения были заложены расходы на указанные выплаты.
Представитель ответчика - администрации Магнитского городского поселения ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования ФИО1 не признала, поддержала письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с Законом Челябинской области от 26 сентября 2013 года N 538-30 «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», руководствуясь определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2013 года № 48-АПГ13-10, Уставом Магнитского поселения, доплаты к трудовой пенсии гражданам Магнитского городского поселения, осуществляющим полномочия депутата Магнитского городского поселения на профессиональном постоянной основе, отменены. Выплата доплат производились на основании Положения «О порядке и условиях выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пении гражданам Магнитского городского поселения, осуществляющим полномочия Главы Магнитского городского поселения и депутата Магнитского городского поселения на профессиональной основе», утвержденного решением Совета депутатов 22 января 2010 года № 3. Положение не может считаться нормативно - правовым актом, вступившим в законную силу, так как подписано ненадлежащим лицом, не опубликовано и не обнародовано. Решением Совета депутатов № 17 от 19 марта 2010 года пункт 2 Главы 1 Положения дополнен словами: «в соответствии с Уставом Магнитского городского поселения», в то время, как Уставом данные выплаты не предусмотрены.
Факт отмены доплат подтверждается исключением соответствующих пунктов из Устава. Решение Совета депутатов №68 от 10 декабря 2008г. «О внесении изменений в Устав Магнитского городского поселения» опубликовано и обнародовано, изменения в Устав прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. Факт регистрации Министерством юстиции Российской Федерации изменений в Устав подтверждает право муниципального образования на самостоятельное распоряжение бюджетными средствами и на прямое руководство нормами федерального законодательства без учёта норм субъекта Российской Федерации. Глава Магнитского городского поселения в соответствие с п.п. 12 п. 2 ст. 25 Устава распоряжается средствами администрации МГП, следовательно, принимаемые им распоряжения, в части проведения доплат, могут иметь место, но ограничены определённым периодом, указанным в распоряжении, выход за рамки которого, в отсутствие нормативно- правового акта, требует дополнительных распоряжений, а поскольку нормативно- правового акта, регулирующего постоянный характер доплат нет, их прекращение в соответствие с действующим федеральным, законодательством субъекта Российской Федерации и Уставом Магнитского городского поселения является соответствующим закону. Считает, что необходимо принять во внимание тот факт, что внесение измененийв Закон Челябинской области продиктовано не изменением естественных жизненных обстоятельств, экономической, политической или иной сложившейся ситуацией,а явным нарушением норм федерального законодательства в отношении прав муниципальных образований именно в момент принятия закона субъекта об установлении доплат (л.д. 29-31).
Представитель Совета депутатов Магнитского городского поселения ФИО3 в судебном заседании указала, что доплаты отменены обоснованно, с 2008 года Устав Магнитского поселения не сдержит гарантии в виде доплаты к трудовой пенсии лицам, осуществлявшим полномочия депутата Магнитского городского поселения на профессиональной основе. Указанный вопрос решался на заседании Совета в ДАТА., было принято единогласное решение об отмене Положения, как незаконного и недействующего с момента его принятия. Доплата выплачивалась из средств местного бюджета, они сами вправе решать, выплачивать доплату или нет. Расходы на выплату доплат на ДАТА не запланированы. Несмотря на сбалансированность бюджета, в Магнитском городском поселении не достаточно денежных средств для решения важнейших вопросов поселения.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено: ФИО1 в течение двух сроков подряд, с ДАТАг. по ДАТАг. на постоянной основе осуществляла полномочия депутата Совета депутатов Магнитского городского поселения. ДАТА между ФИО1 и представителем администрации Магнитского городского поселения заключено мировое соглашение, которое утверждено судом. По условиям мирового соглашения администрация Магнитского городского поселения устанавливает ФИО1 ежемесячную доплату к трудовой пенсии в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и доплата к ней составляла <данные изъяты>% денежного содержания по замещаемой должности на момент увольнения, начиная с ДАТА. (л.д.15-18). Распоряжением главы Магнитского городского поселения от ДАТА, с ДАТАг. истцу была назначена доплата к трудовой пенсии (л.д.8), в последующем размер доплаты изменялся (л.д. 13).
Статья 23 часть 3 Устава Магнитского городского поселения, принятого решением Собрания депутатов Магнитского городского поселения от 12 августа 2005 г. №23 содержала гарантию для депутата Совета депутатов, осуществлявшего полномочия на постоянной основе, за счет средств бюджета Магнитского городского поселения, в виде выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с законодательством Челябинской области. Условия и порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии должен устанавливаться Советом депутатов (л.д.37 об.).
На протяжении времени действия Устава в указанной редакции, какой- либо нормативный правовой акт Совета депутатов Магнитского городского поселения, определяющий условия и порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии, не принимался.
ДАТА в Магнитском городском поселении прошли публичные слушания, где его участники рекомендовали принять проект решения «О внесении изменений в Устав Магнитского городского поселения», исключить в статье 23 пункты 3-4 ( л.д. 95).
Решением № 68 Совета депутатов Магнитского городского поселения от 10 декабря 2008 года «О внесении изменений в Устав Магнитского городского поселения» статья 23 Устава Магнитского городского поселения изложена в новой редакции, где гарантия в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии депутата Совета депутатов, осуществлявшего полномочия на постоянной основе, отсутствовала (л.д. 40-41). Решение № 68 от 10 декабря 2008 года опубликовано в газете «Жизнь района» (л.д.33), зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 февраля 2009 года.
Действующая редакция Устава Магнитского городского поселения не содержит гарантии для депутата в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (л.д. 45-81).
После того, как из Устава поселения была исключена указанная гарантия, 22 января 2010 года Совет депутатов Магнитского городского поселения принял решение № 3 «Об утверждении положения «О порядке и условиях выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Магнитского городского поселения, осуществляющим полномочия главы Магнитского городского поселения и депутата Магнитского городского поселения на профессиональной основе» руководствуясь Законом Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245 - ЗО (л.д.82). Указанное решение в период с 01 января 2010 года по 01 мая 2010 года опубликовано не было (л.д.88). Решением Совета депутатов Магнитского городского поселения от 19 марта 2010г. внесены изменения в решение Совета депутатов Магнитского городского поселения от 22 января 2010г. №3, пункт 2 Положения « Об утверждении Положения «О порядке и условиях выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Магнитского городского поселения, осуществляющим полномочия главы Магнитского городского поселения и депутата Магнитского городского поселения на профессиональной основе» дополнен словами «в соответствии с Уставом Магнитского городского поселения» (л.д.87). В судебном заседании установлено, что на момент принятия указанного положения в Уставе поселения отсутствовала гарантия для депутата, осуществлявшего свои полномочия на профессиональной основе в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
На основании решения Совета депутатов Магнитского городского поселения № 84 от 25 декабря 2013 года «О бюджете Магнитского городского поселения на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы», в связи с выявленными несоответствиями федеральному, регионального законодательству, а также Уставу Магнитского городского поселения, средства по целевой статье «Доплаты к пенсиям государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих» доплаты к трудовой пенсии гражданам, осуществляющим полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, не заложены (л.д.96).
ДАТАг. главой Магнитского городского поселения вынесено распоряжение об отмене доплаты к трудовой пенсии ФИО1 (л.д. 94).
ДАТА в адрес ФИО1 главой администрации Магнитского городского поселения направлено письмо о том, что из бюджета Магнитского городского поселения на ДАТА и плановый период 2015-2016 годы исключены расходы на доплату к трудовой пенсии гражданам, осуществляющим полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (л.д. 19).
Решением Совета Депутатов Магнитского городского поселения от 14 марта 2014 года решение Совета депутатов Магнитского городского поселения № 3 от 22 января 2010 года «Об утверждении положения «О порядке и условиях выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Магнитского городского поселения, осуществляющим полномочия главы Магнитского городского поселения и депутата Магнитского городского поселения на профессиональной основе» отменено, с момента его принятия (л.д.89).
В период принятия решения о выплате истцу доплаты к трудовой пенсии гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаемые уставами муниципальных образований, на территории Челябинской области регулировались Законом Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливалась в следующем размере: при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий депутата в течение одного созыва представительного органа местного самоуправления, но не менее трех лет - 20 процентов, в течение двух и более созывов, но не менее семи лет - 40 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности; при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий члена выборного органа местного самоуправления не менее трех лет - 20 процентов, не менее семи лет - 40 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на районный коэффициент (часть 2 статьи 7).
Решением Челябинского областного суда от ДАТА, вступившим в законную силу ДАТА, удовлетворено заявление Прокурора Челябинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 1-3 статьи 7 и частей 1-3 статьи 17 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления".
Законом Челябинской области от 26 сентября 2013 года N 538-3О « О внесении изменений в Закон Челябинской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» статьи 7 и 17 исключены.
В силу ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 34, части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что доплата к трудовой пенсии, лицу, осуществлявшему полномочия депутата Магнитского городского поселения на профессиональной основе, предоставляется за счет средств местного бюджета в соответствии с Уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.Орган местного самоуправлениявправе, но не обязан, за счет собственных средств выплачивать ежемесячную доплату к трудовой пенсии. Принятие решения о прекращении выплаты доплаты относится к компетенции органа местного самоуправления.
В Уставе муниципального образования с 2008 года отсутствует гарантия осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, Положение, регулирующее порядок и условия выплаты доплаты должно было также применяться в соответствии с Уставом. Выплата доплаты к трудовой пенсии истцу прекращена с ДАТАг., о чем вынесено соответствующее распоряжение главой Магнитского городского поселения. В Магнитском городском поселении Советом депутатов также принято решение, из которого следует, что средства на доплаты к трудовой пенсии гражданам, осуществлявшим полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, не заложены.
В судебном заседании представитель администрации Магнитского городского поселения, представитель Совета депутатов Магнитского городского поселения указали, что именно органам местного самоуправления предоставлено право решать, предоставлять или нет гарантии. Отмена доплаты к трудовой пенсии продиктовано не только несоответствием федеральному законодательству, законодательству Челябинской области, Уставу, но и финансовыми возможностями муниципального образования.
Установление органом местного самоуправления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии истцу являлось дополнительной гарантией, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии и принятие решения об отмене доплаты в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от ДАТА №131, Уставом прав истца не нарушает.
Несмотря на то, что по условиям мирового соглашения, которое утверждено судом, администрация Магнитского городского поселения обязалась установить ежемесячную доплату истцу с февраля 2011г. (л.д.17), главой Магнитского городского поселение ДАТА принято распоряжение о назначении доплаты к трудовой пенсии с января 2011г. ( л.д.8). Принятие решения о выплате доплаты к трудовой пенсии не свидетельствует, о незаконности принятого решения Главой Магнитского городского поселения о прекращении её выплаты. Орган местного самоуправления выплачивал доплату за счет собственных средств, имея право распоряжаться собственными денежными средствами, он также вправе и принять решение об отмене доплаты, исходя из финансовых возможностей, изменившихся обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Магнитского городского поселения о признании незаконным прекращение выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, о возложении обязанности по выплате доплаты к трудовой пенсии в соответствии с утвержденным мировым соглашением от 28 февраля 2011года по делу № 2-66/2011г. и Положением «О порядке и условиях выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Магнитского городского поселения, осуществляющим полномочия главы Магнитского городского поселения и депутата Магнитского городского поселения на профессиональной основе», утвержденным решением Магнитского поселкового Совета депутатов Кусинского района от 22 января 2010г. №3, начиная с 01 января 2014 года,- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, через Кусинский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Андреева