ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-219/2014 от 24.03.2014 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

                             Дело № 2-219/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 24 марта 2014 года                      г. Горно-Алтайск

 Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

 Председательствующего                      О.П. Прокопенко-Елиной

 при секретаре                          В.В. Пьянковой

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы» и решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельные решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов» в части

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор г. Горно-Алтайска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействующими решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы» и решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельные решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов» в части, указывая, что в ходе проведения проверки нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы» и решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельные решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов» в части противоречат требованиям действующего федерального законодательства.

 В приложении к решению Горно-Алтайского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены этапы плана мероприятий инвестиционной программы «МУП Тепло» и МУП «Горно-Алтайское ЖКХ». 1 этап- проектирование и строительство газовых котельных № и № (срок реализации 2010-2012 годы); 2 этап – сбор средств на обслуживание кредита (срок реализации 2010-2014 годы). 2 этап был реализован с грубым нарушением законодательства, в частности согласно инвестпрограмме сбор средств на обслуживание кредита МУП «Тепло» (МУП «Горно-Алтайское ЖКХ») запланирован на 2010-2014 годы. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ссудная задолженность МУП «Тепло» перед Горно-Алтайским отделением № 8558 Сбербанка России была погашена. Инвестиционная программа в данной части была реализована, соответственно финансовая потребность предприятия, необходимая для реализации данной инвестиционной программы отпала. Инвестиционная программа МУП «Тепло» и МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» является исполненной с момента окончания предусмотренного этой программой мероприятия, в связи, с чем решение от ДД.ММ.ГГГГ № фактически не порождает правовых последствий с ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 1 решения № вносятся изменения в приложение к решению № путем исключения строк, согласно которым устанавливались надбавки к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы в отношении поставщиков услуг – МУП «Тепло» и МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» от котельных № и №. При этом пунктом 3 решения № установлена норма, согласно которой решение вступает в силу с момента его опубликования и распространяется на правоотношения возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. В то время как законные основания по отмене выплаты надбавки к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы в отношении поставщиков услуг – МУП «Тепло» и МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» от котельных № и № наступили ДД.ММ.ГГГГ. Из заявления следует, что решение № в строках МУП «Тепло» от котельной № и МУП «Тепло» от котельной № приложением которого необоснованно установлена обязанность граждан по оплате надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду в отношении поставщиков услуг – МУП «Тепло» и МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» от котельных № и № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решение № пункты 1 и 3 которого отменяют действие надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы в отношении поставщиков услуг – МУП «Тепло» и МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» от котельных № и № с ДД.ММ.ГГГГ, а не с момента наступления законных оснований по отмене выплаты указанной надбавки. Прокурор указывает, что решения в указанных частях противоречат требованиям п. 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В результате действия оспариваемых актов нарушены права граждан, являющихся потребителями услуг МУП «Горно-Алтайское ЖКХ», так как они необоснованно несли обязанность по оплате надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенным в заявлении прокурор просит признать недействующим с ДД.ММ.ГГГГ решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы» в части строк «МУП «Тепло» от котельной № 1» и «МУП «Тепло» от котельной № 10» приложения, признать недействующим с ДД.ММ.ГГГГ пункт 1 и пункт 3 (в части его распространения на пункт 1 решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельные решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов». В последующем прокурором были уточнены требования в части, просил о признании недействующим с момента принятия решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельные решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов» пункт 1 и пункт 3 (в части его распространения на пункт 1) названного решения.

 В судебное заседание помощник прокурора не явился, извещен надлежащим образом, в предыдущих судебных заседаниях старший помощник прокурора Казанцева Е.С. на удовлетворении заявления настаивала, по обоснованиям в нем указанным.

 Представитель Горно-Алтайского городского Совета депутатов Зенкова Н.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, указывая, что нормы закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г., которым, по мнению прокурора, противоречат решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов не подлежат применению, поскольку указанный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организации коммунального комплекса. На правоотношения в сфере теплоснабжения данный закон не распространяется в связи с принятием Федерального закона «О теплоснабжении». Указывала, что отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок отмены надбавок к тарифам на тепловую энергию. В связи с чем, полагала, что требования прокурора необоснованны, поскольку отсутствует закон, которому противоречат обжалуемые решения. Также полагала, что производство по делу в части требований прокурора о признании недействующим с ДД.ММ.ГГГГ решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы» подлежит прекращению, в силу того, что оспариваемый нормативный правовой акт в обжалуемой части является недействующим.

 Представитель ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ» Ткаченко Е.Г., действующая на основании доверенности, в отзыве на заявление указала, что при разработке инвестиционных программ предполагалось осуществление строительства газовых котельных за счет привлеченных кредитных ресурсов. Но не все организации коммунального комплекса имеют возможность привлечь необходимый объем кредитных средств, МУП «Тепло» удалось привлечь лишь 40143904 руб. средств кредитной организации, из 55343924 руб. необходимых для оплаты расходов по проектированию и строительству газовых котельных. Вложенные средства за счет других источников позволяют сэкономить на оплате процентов. С 2011 года МУП «Горно-Алтайское ЖКХ осуществляет расчеты с банком по кредитным обязательствам МУП «Тепло». За период действия договора поручительства расходы МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» на оплату основного долга и процентов по кредитам, привлеченным МУП «Тепло» сложились в сумме 47629.4 руб., в то время доходы от применения надбавок, амортизационных отчислений и бюджетного финансирования сложились в сумме 21253.8 руб., то есть расходы по обслуживанию кредитов не покрыты доходами на 26375.6 руб.. в связи с тем, что переход права по договорам купли-продажи газовых котельных № и № зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты полагают отмену надбавки обоснованной.

 Представитель Администрации г. Горно-Алтайска Дробот В.П., действующий на основании доверенности, в судебных заседаниях проходивших ранее, также полагал заявление прокурора не подлежащим удовлетворению, с учетом того, что в настоящее время закон 210-ФЗ, на который ссылается прокурор не распространяет свое действие на тепловую энергию, также с учетом того, что правообладателем котельных № и № с ДД.ММ.ГГГГ года стало иное лицо, Горсоветом было принято соответствующее решение, при этом указывал, что прокурором не указано в заявлении, в чем конкретно противоречие приятых решений федеральному законодательству.

 Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Согласно статье 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.

 Решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена инвестиционная программа "Проектирование и строительство газовых котельных" на 2010 - 2014 годы" МУП "Тепло". В целях реализации инвестиционной программы решением от ДД.ММ.ГГГГ № Горно-Алтайского городского Совета депутатов были установлены надбавки к ценам (тарифам) на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы в отношении поставщиков услуг МУП «Тепло» и МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» от котельных № и №.

 При этом сроки и этапы реализации вышеназванной программы были определены следующим образом: Проектирование и строительство газовых котельных № и № с переключением нагрузок угольных котельных № и № соответственно, 2010 - 2012 годы; Возврат кредитных средств и процентов по ним, 2010 - 2014 годы (Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № "О внесении изменений в отдельные решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов").

 Как следует из справки Горно-Алтайского отделения № 8558 Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ б/н задолженность МУП «Тепло» по кредитным договорам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ полностью погашена ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

 Решением от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельны решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов» пунктом 1 вносятся изменения в приложение к решению № путем исключения строк, согласно которым устанавливались надбавки к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы в отношении поставщиков услуг – МУП «Тепло» и МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» от котельных № и №. Пунктом 3 решения установлена норма, согласно которой решение вступает в силу с момента его опубликования и распространяется на правоотношения возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

 Так, на момент обращения прокурора с заявлением в суд решение 20-7 было отменено в оспариваемой части.

 Вышеназванные решения, № и №, по мнению заявителя, противоречат положениям п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 13 ФЗ № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса», а именно: общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе, установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ (п. 2 ч. 1 ст. 3); Период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей в размере, необходимом для финансового обеспечения утвержденной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, устанавливается на срок реализации данной инвестиционной программы (ее этапа) (ч. 6 ст. 13).

 При этом, согласно ст. 4 (вступившей в силу с 1 января 2011 года), Федерального закона от 27 июля 2010 года N 191-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона о теплоснабжении» определено внести в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" следующие изменения:1) в части 1 статьи 1 слово "тепло-," исключить;2) в статье 2:а) в пункте 1 слово "тепло-," исключить; б) в пункте 2 слово "тепло-," исключить; в) в пункте 4 слово "тепло-," исключить; г) в абзаце первом пункта 17 слово "тепло-," и слова "тепловую энергию," исключить; 3) статью 15 признать утратившей силу;4) в части 1 статьи 16 слово "тепло-," исключить.

 Таким образом, с 01.01.2011 года Закон 210-ФЗ правоотношения в сфере теплоснабжения не регулирует, что прямо следует из ч. 1 ст. 1 указанного закона, которая определяет его применение в сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

 Довод заявителя о том, что в соответствии с п. 5 ст. 29 Закона 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» регулируемые надбавки к тарифам на тепловую энергию (мощность), надбавки к тарифам на товары, услуги организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до окончания периода, на который они установлены, не свидетельствует о том, что к принятым нормативным актам следует применять положения 210-ФЗ, а доводы о незаконности принятых решений в части, в связи с нарушением прав и интересов неопределенного круга лиц в период действия решения с 16 января по 27 марта 2013 года, должны оцениваться в рамках спора подлежащего разрешению в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, при этом оспаривание акта об установлении тарифа не требуется. Также в суде могут оспариваться в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на оспариваемом нормативном правовом акте.

 Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на тепловую энергию и горячую воду на 2010-2014 годы» и решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельные решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов» в части оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

 Решение изготовлено 01 апреля 2014 г.

 Судья                             О.П. Прокопенко-Елина