ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-219/2014, от 20.02.2014 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № (Соединено с делами №2-219/2014, №2-221/2014, №2-222/2014, №2-223/2014, №2-226/2014, №2-227/2014, №2-228/2014, №2-229/2014, №2-230/2014)    Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГг.

 Отметка об исполнении решения __________________________________________________

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ Р. Ф.    ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

 Центральный районный суд <адрес> в составе:

 Председательствующего судьи Литвиненко Е.В.

 при секретаре Рудковой А.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании объединенные в одно производство гражданские дела по искам Прониной Е.Н., Маркова А.Н., Овечкиной Н.С., Черновой Е.В., Кузнецовой Е.Г., Кирсановой О.В., Паниной Т.А., Гавриленко И.Э., Кияшко М.О., Пивневой Н.В. к Департаменту имущества и земельных отношений <адрес>, администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить земельный участок,

 у с т а н о в и л:

 Пронина Е.Н., Марков А.Н., Овечкина Н.С., Чернова Е.В., Кузнецова Е. Г., Кирсанова О.В., Панина Т.А., Гавриленко И.Э., Кияшко М.О., Пивнева Н. В., Назарова С.А., Трухина Т. Н. обратились в суд с иском к Департаменту имущества и земельных отношений <адрес>, администрации <адрес>, просят:

 - признать незаконным бездействие администрации <адрес>, заключающееся в непредоставлении истцами земельных участков по заявлению;

 - обязать администрацию <адрес> предоставить каждому из истцов бесплатно однократно земельный участок с соблюдением очередности в соответствии с датой подачи заявления;

 - обязать Департамент имущества и земельных отношений <адрес> предоставить каждому из истцов бесплатно однократно земельный участок с соблюдением очередности в соответствии с датой подачи заявления (л.д.106-110 т.12).

 Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. из объединенных в одно производство были выделены гражданские дела по иску Трухиной Т.Н. и Назаровой С.А. в связи с отказом их от исков (л.д.99-100 т.12).

 В судебном заседании истцы Овечкина Н.С., Кирсанова О.В., представители истцов Лукьянчук О.В., действующая по ордеру, и Маленко Л.В., допущенная к участию в деле по устному заявлению в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные требования поддержали, дали соответствующие пояснения (л.д.175-181, 196 т.12).

 В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> Пылева П.П., действующая по доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения (л.д.106-172 т.12).

 В судебное заседание представитель ответчика Департамента имущества и земельных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлен, причин неявки суду не сообщил.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства суд приходит к следующему.

 Судебным разбирательством установлено, что каждый из истцов обращался к главе администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с <адрес> от 14.04.2003г. №108-ОЗ «Об использовании земель на территории <адрес>»:

 Пронина Е.Н. обращалась ДД.ММ.ГГГГг., просила о предоставлении земельного участка в районе поселка Садовый Станционного сельсовета как относящаяся к категории многодетная семья (л.д.4 т.12),

 Согласно представленной представителем ответчика администрации <адрес> Выписки из Реестра заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена по состоянию на февраль 2014 года, Пронина Е. Н. включена в указанный Реестр ДД.ММ.ГГГГ, номер в очереди 624 (л.д.174 т.12).

 Пивнева Н.В. обращалась ДД.ММ.ГГГГг. как относящаяся к категории многодетная семья. Письмом от 11.01.2009г. исх. № заместитель главы администрации <адрес> сообщил, что формирование участков для индивидуального жилищного строительства фактически невозможно в существующих границах населенных пунктов, расположенных вблизи <адрес>, установленных большей частью в 1992-1993 годах. Расширение границ некоторых населенных пунктов на территории <адрес> возможно за счет земель, распоряжаться которыми администрация <адрес> в рамках действующего законодательства не имеет полномочий. На территории <адрес> в настоящее время возможно формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах отдаленного от <адрес> населенного пункта на территории Плотниковского сельсовета <адрес> (л.д.4,5 т.1),

 Кияшко М.О. обращалась ДД.ММ.ГГГГг., просила о предоставлении земельного участка на территории Верх-Тулинского сельсовета, как относящаяся к категории многодетная семья. Письмом от 16.05.2008г. исх. № заместитель главы администрации <адрес> сообщил, что Письмом от 15.10.2008г. исх. № заместитель администрации <адрес> сообщил, что формирование участков для индивидуального жилищного строительства фактически невозможно в существующих границах населенных пунктов, расположенных вблизи <адрес>, установленных большей частью в 1992-1993 годах. Расширение границ некоторых населенных пунктов на территории <адрес> возможно за счет земель, распоряжаться которыми администрация <адрес> в рамках действующего законодательства не имеет полномочий. На территории <адрес> в настоящее время возможно формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах отдаленного от <адрес> населенного пункта на территории Плотниковского сельсовета <адрес> (л.д.4,5 т.3),

 Гавриленко И.Э. обращалась ДД.ММ.ГГГГг., просила о предоставлении земельного участка, как относящаяся к категории многодетная семья. Письмом от 07.04.2008г. исх. № заместитель главы администрации <адрес> сообщил, что формирование участков для индивидуального жилищного строительства фактически невозможно в существующих границах населенных пунктов, расположенных вблизи <адрес>, установленных большей частью в 1992-1993 годах. Расширение границ некоторых населенных пунктов на территории <адрес> возможно за счет земель, распоряжаться которыми администрация <адрес> в рамках действующего законодательства не имеет полномочий. На территории <адрес> в настоящее время возможно формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах отдаленного от <адрес> населенного пункта на территории Плотниковского сельсовета <адрес> (л.д.4,5 т.4),

 Панина Т.А. обращалась ДД.ММ.ГГГГ, просила о предоставлении земельного участка на территории Станционного сельсовета в <адрес>, как относящаяся к категории лиц, проживающих и работающих в сельском населенном пункте более пяти лет (л.д.4 т.5).

 Согласно представленной представителем ответчика администрации <адрес> Выписки из Реестра заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена по состоянию на февраль 2014 года, Панина Т. А. включена в указанный Реестр ДД.ММ.ГГГГ, номер в очереди 16 (л.д.173 т.12).

 Кирсанова О.В. обращалась ДД.ММ.ГГГГ, просила о предоставлении земельного участка на территории Верх-Тулинского сельсовета, как относящаяся к категории многодетных семей. Письмом от 10.10.2008г. исх. № заместитель главы администрации <адрес> сообщил, что формирование участков для индивидуального жилищного строительства фактически невозможно в существующих границах населенных пунктов, расположенных вблизи <адрес>, установленных большей частью в 1992-1993 годах. Расширение границ некоторых населенных пунктов на территории <адрес> возможно за счет земель, распоряжаться которыми администрация <адрес> в рамках действующего законодательства не имеет полномочий. На территории <адрес> в настоящее время возможно формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах отдаленного от <адрес> населенного пункта на территории Плотниковского сельсовета <адрес> (л.д.4,5 т.7),

 Кузнецова Е.Г. обращалась ДД.ММ.ГГГГ, просила о предоставлении земельного участка, как относящаяся к категории нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего) участника, инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Письмом от 16.03.2009г. исх. № заместитель главы администрации <адрес> сообщил, что согласно предоставленным документам заявитель не располагает указанной льготой (л.д.4 т.8),

 Чернова Е.В. обращалась ДД.ММ.ГГГГ, просила о предоставлении земельного участка, как относящаяся к категории многодетных семей. Ответ на заявление не был дан, доказательств обратному суду не представлено (л.д.4 т.9),

 Овечкина Н. С. обращалась ДД.ММ.ГГГГ, просила о предоставлении земельного участка на территории Верх-Тулинского сельсовета, как относящаяся к категории многодетных семей. Письмом от 16.05.2008г. исх. № заместитель главы администрации <адрес> сообщил, что формирование участков для индивидуального жилищного строительства фактически невозможно в существующих границах населенных пунктов, расположенных вблизи <адрес>, установленных большей частью в 1992-1993 годах. Расширение границ некоторых населенных пунктов на территории <адрес> возможно за счет земель, распоряжаться которыми администрация <адрес> в рамках действующего законодательства не имеет полномочий. На территории <адрес> в настоящее время возможно формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах отдаленного от <адрес> населенного пункта на территории Плотниковского сельсовета <адрес> (л.д.4,5 т.10),

 Марков А.Н. обращался ДД.ММ.ГГГГ, просил о предоставлении земельного участка, как относящийся к категории многодетных семей. Ответ на заявление не был дан, доказательств обратному суду не представлено (л.д.3 т.11).

 Суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Как установлено подпунктами 4, 5, 6 п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №108-ОЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно однократно в собственность граждан в следующих случаях:

 - если предоставление земельных участков осуществляется для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

 - если предоставление земельных участков, расположенных в сельских населенных пунктах, в собственность для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства осуществляется семьям, имеющим детей-инвалидов;

 - если предоставление земельных участков, расположенных в городских и сельских населенных пунктах муниципальных районов <адрес>, в собственность для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей (число детей на момент постановки на учет на бесплатное предоставление в собственность земельных участков).

 С 2007 года по 2012 год вопрос предоставления многодетным семьям на территории <адрес> бесплатно в собственность земельных участков регулировался статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №108-ОЗ «Об использовании земель на территории <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №77-ОЗ), согласно которой был установлен перечень лиц, имеющих право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии с настоящим законом, к которым были отнесены и многодетные семьи (число несовершеннолетних детей на момент предоставления земельного участка – три и более), семьи, имеющие детей-инвалидов.

 При этом порядок принятия и рассмотрения таких заявлений законодательно урегулирован не был.

 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №363-ОЗ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №108-ОЗ «Об использовании земель на территории <адрес>» была внесена статья 15.1, регулирующая вопросы бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, указанных в статье 15 данного Закона.

 Так, согласно положениям этой статьи, гражданин, имеющий право на бесплатное предоставление земельного участка, должен был обратиться с соответствующим заявлением, в котором указать размер земельного участка, предполагаемое место его размещения и назначение и приложить указанные в части 2 данной статьи документы.

 При этом, предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществлялось только при наличии в собственности <адрес> свободных земельных участков в порядке очередности поступления заявлений.

 Бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности <адрес> осуществлялось <адрес>, а предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность которых не была разграничена, в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, статьей 15 настоящего закона, осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Во исполнение данного требования закона, глава администрации <адрес> принял постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о порядке рассмотрения заявлений граждан о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 В соответствии с пунктом 4 указанного порядка, заявления многодетных семей о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, рассматривалось административным органом в общем порядке с заявлениями иных лиц, обладающих такими же правами по получению бесплатно в собственность земельного участка, исходя из очередности (даты поступления) таких заявлений, в административный орган.

 По результатам рассмотрения таких заявлений принималось решение либо о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе по причине отсутствия свободных земельных участков.

 Обязанности по постановке на учет граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка, но которым было отказано в его предоставлении, действующее законодательство на органы исполнительной власти не возлагало.

 В 2011 году изменилось правовое регулирование вопроса предоставления бесплатно в собственность земельных участков многодетным семьям.

 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации был дополнен абзацем 2, согласно которому, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования места размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №142-ОЗ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №108-ОЗ «Об использовании земель на территории <адрес>», была введена новая статья 15.2, регулирующая порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей, часть 2 пункта 1 которой устанавливает, что порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских населенных пунктах муниципальных районов <адрес>, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается <адрес>.

 Таким образом, многодетные семьи были выделены в отдельную категорию из общего списка лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного участка.

 Во исполнение вышеназванных законов, а также учитывая требования статьи <адрес> «Об использовании земель на территории <адрес>», пункта 11.1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории <адрес>», а также в целях упорядочения процесса бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, <адрес> приняло постановление от ДД.ММ.ГГГГ №495-п «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена».

 Пунктами 7, 8, 9 Порядка установлено, что заявления принимаются и регистрируются уполномоченным органом в соответствии с утвержденными правилами по делопроизводству. По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов уполномоченным органом принимается одно из следующих решений:

 1)                                о постановке на учет гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность;

 2)                                об отказе в постановке на учет.

 В направляемом заявителю письме уполномоченного органа о постановке на учет указывается учетный номер в ведущемся этим уполномоченным органом реестре учета заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков и сообщается о возможности предоставления земельного участка.

 Сформированные земельные участки предоставляются заявителям в порядке очередности регистрации в реестре учета заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков (п.12 Порядка).

 Однако ведение реестра поступающих в соответствии со ст. 15.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №108-ОЗ заявлений и предоставление земельных участков гражданам органами местного самоуправления и государственными органами власти <адрес> осуществляется независимо.

 Согласно п.5 ст.15.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №108-ОЗ, бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, в случаях установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, статьями 15, 15.2 настоящего закона осуществляется органами местного самоуправления в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 С целью реализации положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №108-ОЗ главой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление №48, которым утвержден Порядок учета граждан, имеющих право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества, животноводства, ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 Пунктом 1 данного постановления установлено, что порядок не распространяется на граждан, имеющих трех и более детей, учет которых определен Порядком бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №495-п. В соответствии с данным Порядком от ДД.ММ.ГГГГ предполагается наличие реестра заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельных участков, ведение которого пунктом 3 постановления №495-п возложено на структурное подразделение администрации <адрес>.

 До принятия постановления № порядок рассмотрения названных заявлений граждан регулировался постановлением главы <адрес> от 13.05.2010г. №4665. В соответствии с п.4 Порядка по результатам рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков принимались решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении участка. Ведение очередности граждан постановлением не предусматривалось и это правило действовало на момент обращения истцов в администрацию <адрес>.

 В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

 Указанным правовым актом, в частности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №142-ОЗ, статье 15.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №108-ОЗ «Об использовании земель на территории <адрес>», постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №495-п, обратная сила не придана, следовательно, они применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

 Поскольку обращения всех истцов, кроме Прониной Е.Н., с заявлениями в администрацию <адрес> имели место до ДД.ММ.ГГГГ, то положения вышеприведенных Законов и подзаконных актов не могут применяться к отношениям в рамках поданных ими заявлений до указанной даты.

 Требование истцов о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, заключающееся в непредоставлении истцам земельных участков по их заявлениям не подлежит удовлетворению также в связи с пропуском срока на обжалование бездействия.

 Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 Установленный в приведенной статье срок начинает течь со следующего дня после дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

 Истцам Черновой Е.В. и Маркову А.Н. ответ на заявление не был дан. С момента истечения установленного п. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» тридцатидневного срока рассмотрения письменного обращения, следует исчислять трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением.

 Истцы Пивнева Н.В., Кияшко М.О., Гавриленко И.Ю., Кирсанова О.В., Кузнецова Е.Г., Овечкина Н.С. получили на свои заявления ответы об отсутствии возможности предоставления земельного участка в связи с отсутствием сформированных земельных участков. Именно с момента получения таких ответов, указывающих на препятствие к осуществлению прав и свобод заявителей, следует исчислять трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением.

 Все истцы обратились в суд с исками по истечении двух и более лет после получения ответов на свои заявления, то есть за пределами установленного ст. 256 ГПК РФ срока. В судебном заседании пояснили относительно причин пропуска срока, что ожидали, когда земельные участки будут сформированы и предоставлены им по ранее поданным заявлениям. Такая причина пропуска срока не может быть признана уважительной по смыслу ст. 112 ГПК РФ.

 Истцам Прониной Е.Н. и Паниной Т.А. письменный ответ на их заявления был дан, согласно представленной представителем ответчика администрации <адрес> Выписки из Реестра заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена по состоянию на февраль 2014 года, Пронина Е. Н. включена в указанный Реестр ДД.ММ.ГГГГ, номер в очереди 624, Панина Т. А. включена в указанный реестр ДД.ММ.ГГГГг., номер в очереди 16.

 Сроки предоставления земельных участков законодательно не установлены, поэтому нет оснований для выводов о бездействии органа местного самоуправления в части непредоставления земельного участка гражданам, включенным в Реестр.

 Требования истцов о возложении и на администрацию <адрес> и на Департамент имущества и земельных отношений <адрес> предоставить каждому из истцов бесплатно однократно земельный участок с соблюдением очередности в соответствии с датой подачи заявления взаимоисключают друг друга, поскольку противоречат установленному вышеприведенными законами условию однократности бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

 На это обстоятельство суд указывал истцам и разъяснял положения Закона, на что истцы, не отказываясь ни от одного из заявленных требований, указывали на свое желание получить земельный участок на территории <адрес>.

 Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №108-ОЗ «Об использовании земель на территории <адрес>» установлено, что областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности области, является Департамент имущества и земельных отношений <адрес>.

 Однако ни один из истцов с соответствующим заявлением в Департамент имущества и земельных отношений <адрес> не обращался, в реестре очередности граждан, состоящих на учете на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, не состоит.

 При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении исковых требований Прониной Е.Н., Маркова А.Н., Овечкиной Н.С., Черновой Е.В., Кузнецовой Е.Г., Кирсановой О.В., Паниной Т.А., Гавриленко И.Э., Кияшко М.О., Пивневой Н.В. к Департаменту имущества и земельных отношений <адрес>, администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить земельный участок – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение одного месяца.

 Судья

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ