ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-219/2021 от 22.11.2021 Усть-ишимского районного суда (Омская область)

Дело № 2-219/2021

55RS0037-01-2021-000399-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 18.11.2021,

Мотивированное решение изготовлено 22.11.2021

с. Усть-Ишим Омская область 18 ноября 2021 г

Усть – Ишимский районный суд Омской области в составе; председательствующего судьи Лапиной И.С., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.Ю., с участием представителя истца – помощника прокурора Усть – Ишимского района ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кайлинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области о возложении на администрацию Кайлинского сельского поселения Усть – Ишимского муниципального района Омской области обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание администрации сельского поселения,

Суд,

установил:

Прокурор Усть-Ишимского района Омской области обратился в Усть – Ишимский районный суд Омской области в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением к администрации Кайлинского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, указав в обоснование иска, что прокуратурой района в порядке контроля проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ в деятельности администрации Кайлинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено, что администрацией сельского поселения выполнение условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание администрации не обеспечено, пандус или подъемное устройство в соответствии с вышеназванными требованиями не установлены. По состоянию на 20.07.2021 на территории района проживают 645 инвалидов, из них 36 инвалидов-колясочников, несоблюдение администрацией сельского поселения требований законодательства препятствует обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, установленных законодательством РФ.

Для устранения допущенных нарушений закона прокуратурой района 25.06.2021 в адрес главы Кайлинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области внесено представление, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования органом местного самоуправления меры по устранению нарушений закона до настоящего времени не приняты.

С учетом уточнении заявленных требований, просит возложить на Администрацию Кайлинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание администрации сельского поселения, расположенного по адресу <...> путем установки пандуса или платформы подъемной с вертикальным перемещением в соответствии с п.п. 5.1.14, 5.1.16, 5.1.17 Свода правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 N 904/пр., в течении года со дня вступления суда в законную силу. Взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, иск просит удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия, возражений относительно иска не заявлено.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области, представитель Всероссийского Общества Инвалидов (ВОИ) Омская областная организация, представитель Усть-Ишимской местной организации Омской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены, предоставлены отзывы и заявления о рассмотрении дела без участия представителей.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему; согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 72, п. ж ч. 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В силу ст. 12, 130-133 Конституции РФ, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст. 2, 7, 18, 19 Конституции РФ.

Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и закрепляется требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно Стратегии СЭР Омской области до 2025 года одним из важных направлений развития является улучшение качества жизни населения Омской области, формирование эффективной системы социальной поддержки и социального обслуживания населения Омской области, позволяющей обеспечить реализацию прав и законных интересов жителей Омской области на социальную защиту.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для маломобильных групп населения Омской области требуется формирование условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности, обеспечение доступности пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в осуществлении прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с государственной программой Омской области «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 261-п, важнейшей целью государственной программы на территории Омской области является обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование, жилищный фонд) инвалидов и других маломобильных групп населения в Омской области.

Органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования любым видом транспорта, средствами связи и информации.

Из материалов дела следует, что административное здание сельской администрации, расположенное по адресу <...> Усть – Ишимского района Омской области, собственником которого является Пановское сельское поселение Усть – Ишимского района Омской области, относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией сельского поселения выполнение вышеизложенных условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание администрации не обеспечено, пандус или подъемное устройство в соответствии с вышеназванными требованиями не установлены.

По состоянию на 20.07.2021 на территории района проживают 645 инвалидов, из них 36 инвалидов-колясочников.

Несоблюдение администрацией сельского поселения вышеуказанных требований препятствует обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, установленных законодательством РФ.

В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Одним из средств конкретизации ч.1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу в полном объеме с 01.07.2010.

В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры является одним из основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в своде правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 N 904/пр.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Следовательно, отсутствие пандуса и поручней у лестницы при входе в здание администрации Кайлинского сельского поселения по адресу <...> Усть – Ишимского района Омской области свидетельствует о нарушении требований федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории Усть - Ишимского района.

В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

При этом, действующим законодательством предусмотрено, что финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных зданий и сооружений, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.05.2010 N 689-О-О, согласно которому, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

При этом положения ст. 15 Закона № 181-ФЗ не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.

Недостаточность финансирования не является основаниям для отступления от приведенных выше требований законодательства о социальной защите инвалидов, предусматривающих обеспечение доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с изложенным суд находит исковые требования прокурора основанными на законе, подлежащими частичному удовлетворению.

Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов.

В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом установленных обстоятельств дела, характера удовлетворенного требования, отсутствия возражений ответчика относительно срока исполнения требований прокурора, суд находит необходимым установления срока исполнения решения в течение года с даты вступления решения в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, ответчик администрация Кайлинского сельского поселения освобождена от уплаты государственной пошлины и с нее не может быть взыскана государственная пошлина, подлежащая уплате по данному иску, в связи с чем, требование прокурора о взыскании с ответчика государственной пошлины удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Ишимского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кайлинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию Кайлинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание администрации сельского поселения, расположенного по адресу <...> путем установки пандуса или платформы подъемной с вертикальным перемещением.

Установить срок исполнения решения в течение года с даты вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Омский областной суд, в месячный срок со дня принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области.

Судья И.С.Лапина