ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/15 от 21.01.2015 Пучежского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-21/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пестяковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Губиной О.Н.,

при секретаре Сутягиной С.В.,

с участием помощника прокурора Пестяковского района Ивановской области

Эверстова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления № 54 от 16 июня 2014 года, обязании администрацию провести антикоррупционную экспертизу постановления № 54 от 16 июня 2014 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пестяковского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления № 54 от 16 июня 2014 «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», об обязании администрацию провести антикоррупционную экспертизу указанного выше постановления.

В обоснование заявления прокурор ссылается на то, что прокуратурой района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в администрации <данные изъяты> сельского поселения. В результате проверки установлено, что администрацией принято постановление № 54 от 16 июня 2014 года «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», которое обладает признаками нормативно правового акта, однако антикоррупционная экспертиза данного постановления администрацией не проведена. Непроведение антикоррупционной экспертизы противоречит требованиям ст.ст.2-4 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающих проводить таковую экспертизу нормативных правовых актов, ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей отнесение к вопросам местного значения осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения. Бездействие администрации является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Пестяковского района Эверстов А.В. заявление уточнил. Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района № 54 от 16 июня 2014 «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции». Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района провести антикоррупционную экспертизу принятого ею постановления № 54 от 16 июня 2014 года «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции» в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. Уточненное заявление поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - администрации <данные изъяты> сельского поселения ФИО1 уточненное заявление прокурора и обстоятельства в подтверждение заявления поддержала, подтвердив непроведение антикоррупционной экспертизы постановления № 54 от 16 июня 2014 года.

Выслушав помощника прокурора Пестяковского района, представителя администрации <данные изъяты> сельского поселения, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Пестяковского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 4 статьи 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ).

Необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы, определена пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.

В соответствии со своими полномочиями Правительством Российской Федерации постановлением N 96 от 26.02.2010 года утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

04 июня 2013 года администрацией <данные изъяты> сельского поселения принято постановление № 52 «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района». Согласно п. 2 Приложения к данному постановлению, администрация проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов, в отношении проектов актов, принимаемых администрацией <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным Уставом <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района в соответствии с федеральными законами и полномочиями органов местного самоуправления, обязательных для исполнения на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, устанавливающих, либо изменяющих общеобязательные правила или имеющих индивидуальный характер.

Таким образом, действующее законодательство возлагает в силу прямого указания закона на администрацию <данные изъяты> сельского поселения обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых ею нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами, выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

В судебном заседании установлено, что 25-26 декабря 2014 года прокуратурой Пестяковского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции администрацией <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района.

В результате проверки установлено, что администрацией принято постановление № 54 от 16 июня 2014 года «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», антикоррупционная экспертиза которого не проводилась. Между тем в силу действующего законодательства проведение антикоррупционной экспертизы указанного выше постановления является обязанностью администрации, поскольку является одним из способов борьбы с коррупцией.

Обстоятельства, установленные в судебном заседании, подтверждаются ответом администрации <данные изъяты> сельского поселения от 26.12.2014 г. на запрос прокурора и не оспаривается администрацией в настоящем судебном заседании.

Учитывая изложенное выше, заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Пестяковского района Ивановской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района № 54 от 16 июня 2014 года «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции».

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района провести антикоррупционную экспертизу принятого ею постановления № 54 от 16 июня 2014 года «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции» в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пестяковский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.Н. Губина