ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/19 от 17.04.2019 Чегемского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело 2-21/2019 (2-875/2018)

УИД 07RS0004-01-2018-001465-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2019 года г. Чегем

Чегемский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Кумыковой Ж.Б.

при секретаре судебного заседания - Шереужевой Л.Ж.,

с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР - ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителей третьего лица ПАО «Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы»-Магистральные электрические сети Юга - ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, об аннулировании записей в Едином государственном реестре прав на недвижимость и Государственном кадастре недвижимости,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество - земельный участок. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное пользование: для размещения и эксплуатации объекта энергетики ВЛ <адрес>» общая площадь 43 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, относительно ориентира ВЛ » опора , кадастровый номер , об аннулировании зарегистрированного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ о записи регистрации по свидетельству о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по КБР, об аннулировании зарегистрированного права в Государственном кадастре недвижимости на земельный участок с кадастровым номером в ФФГБУ «ФКП Росреестра по КБР».

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельного участка, общей площадью ., расположенного по адресу: на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который Администрацией пос. Чегем-1 был предоставлен ее отцу - ГЧМ в собственность, о чем в похозяйственной книге года Администрации пос. Чегем-1 ДД.ММ.ГГГГ сделана запись. Позднее, ДД.ММ.ГГГГ за ГЧМ было зарегистрировано право собственности на данный земельный участок на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Предыдущий собственник - ГЧМ обращался в Местную администрацию Чегемского муниципального района КБР с вопросом о возможности строительства жилого дома на данном земельном участке, где размещены высоковольтные линии электропередач (ВЛ) 330 кВ, однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ ему было разъяснено, что для строительства здания необходимо отступить 20 м. от крайних высоковольтных линий электропередач (ВЛ) 330 кВ. Позднее, после дарения ей данного земельного участка, в том же ДД.ММ.ГГГГ, она решила возвести на нем жилой дом, в связи с чем обратилась за выдачей разрешения на строительство, но ей устно отказали, пояснив, что ранее ее отцу уже было отказано в строительстве ИЖС с указанием на то, что для этого необходимо отступить 20 м. от крайних высоковольтных линий электропередач (ВЛ) 330 кВ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с претензионным письмом к ответчику, предложив в добровольном порядке перенести две бетонные опоры с закрепленными на них высоковольтными линиями электропередачи с ее земельного участка в другое место. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей отказали в переносе указанных опор, пояснив при этом, что земельные участки под опорами ВЛ <адрес> сформированы в законном порядке и являются государственной собственностью и предоставлены им в аренду на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет, заключенный с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР, в связи с чем, претензий к ПАО «ФСК ЕЭС» в части переноса опор не обоснованы. Также указывает на то, что спорный земельный участок был предоставлен в собственность ГЧМ, который впоследствии был подарен истцу раньше, чем возникло право на данный земельный участок у ответчика.

В представленных суду письменных возражениях на исковое заявление Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР просил исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

В обоснование своей позиции указало следующее.

Истец не представил доказательств наличия права собственности на спорный земельный участок. Не заверенная копия выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, является устаревшей (на текущий момент, данные в ЕГРН могут быть и иными) и указывает на то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок принадлежал ГЧМ, то есть, данная выписка не доказывает наличие каких-либо прав на спорный земельный участок у истца. Аналогичная ситуация с выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина ГЧМ права собственности на спорный земельный участок, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которая никем не заверена.

Копия договора дарения земельного участка представленная в материалы дела истцом (также не заверенная), сама по себе, в отсутствии свидетельства о праве собственности и/или выписки из ЕГРН, содержащих сведения о праве собственности истца на спорный земельный участок, не является допустимым, относимым, достаточным доказательством наличия права собственности на рассматриваемый земельный участок у истца.

В нарушение пункта 2, пункта 3 статьи 71 ГПК РФ, ни один документ, приложенный к иску не заверен уполномоченными на то лицами. Истец, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, не представил в материалы дела ни одного доказательства того, что ТУ Росимущества в КБР каким-либо образом нарушило права и/или законные интересы истца, в связи с чем, считает ГУ Росимущества в КБР ненадлежащим ответчиком.

Истец, представил в материалы дела письмо Местной администрации Чегемского Муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ, которым ГЧМ отказано в выдаче разрешения на строительство ИЖС на спорном земельном участке, в связи с размещением на нем линий электропередач (ВЛ) 330 кВ, а также рекомендовано отступить 20 м от крайних высоковольтных линий электропередач (ВЛ) 330 кВ.

Также в материалы дела истцом представлено претензионное письмо ФИО1 3.Ч. «о переносе бетонных опор линии электропередач» которое последняя направила в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети Юга.

Однако, ПАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети Юга, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, отказало истцу в переносе опор линии электропередач со спорного земельного участка, за необоснованностью, мотивируя отказ тем, что указанный земельный участок был предоставлен в распоряжение и занимается ПАО «ФСК ЕЭС» - на законном основании.

По данным ПАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети Юга, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки для эксплуатации ВЛ были переданы Обществу Постановлением Главы администрации Чегемского района КБР от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков, занятых энергетическими объектами ВЛ-330 кВ <адрес> расположенных па территории <адрес>, из земель АО «Каббалкэнерго» на обслуживание ЮжМЭС». В свою очередь, земельные участки для строительства линии, были предоставлены АО «Каббалкэнерго» в соответствии со следующими документами:

Распоряжением СМ КБАССР от ДД.ММ.ГГГГ;

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка площадью 1,13 га АО «Каббалкэнерго» в бессрочное пользование для строительства электрической линии ВЛ-330 кВ <адрес> (на основании которого АО «Каббалкэнерго» было выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о праве постоянного пользования);

ВЛ была построена <адрес>., за истекший период времени претензий в части земельно-правовых отношений не предъявлялось.

Земельные участки под опорами ВЛ- кВ <адрес>» сформированы в установленном законом порядке и поставлены на государственный кадастровый учет. Вышеуказанные участки относятся к категории земель - земли промышленности, являются государственной собственностью и предоставлены Обществу в аренду сроком ДД.ММ.ГГГГ (договор аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заключен с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению; государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике).

Также, отмечает, что тот факт, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, подтверждается следующим:

Из письма ПАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети Юга, изложенных в письме от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный земельный участок относится к категории - земли промышленности и энергетики.

Истец также подтверждает в своем иске, что спорный земельный участок относится к категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, для размещения и эксплуатации объекта энергетики ВЛ-330-<адрес>

Таким образом, тот факт, что спорный земельный участок является объектом энергетики, является доказанным и истцом признан.

Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к вышеназванному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Более того, истец, ссылаясь на то, что у её отца, право собственности на спорный участок возникло ранее, чем у государства, в нарушение статей 56,57, 59, 60, 61 ГПК РФ, не представила в материалы документы - основания возникновения права собственности ГЧМ на спорный земельный участок. Не представила ни одного допустимого, относимого, либо достаточного доказательства того, что ее отец, получил указанное право собственности на спорные земельные участки: во-первых, на законном основании: во-вторых, ранее, чем на них возникло право собственности РФ.

Более того, истец неправомерно ссылается на подпункт 2.3 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ, о самовольном занятии земельного участка, поскольку, сама же представила в материалы дела указанное выше письмо ПАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети Юга, в котором указываются все правовые акты, подтверждающие факт законного перехода спорного земельного участка в собственность РФ.

Более того, что самое важное, истец просит признать отсутствующим право РФ и аннулировать запись в ГКН на земельный участок с кадастровым , однако, из материалов, представленных истцом в материалы дела, не следует наличия каких-либо прав на указанный земельный участок.

Также, незаконность требований истца, подтверждается позицией Верховного суда РФ изложенной в Определении N 18-КГ 16-61, а также обобщенной в главе 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв., Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), о разрешении споров, возникающих в связи е защитой права собственности и других вещных прав.

Таким образом, считает, факт принадлежности Российской Федерации спорного земельного участка с кадастровым номером - доказанным, факт владения истца на каком-либо праве спорным земельным участком, либо земельным участком - ничем не доказанным, а требования истца не подлежащими удовлетворению за необоснованностью.

Одновременно, руководствуясь статьей 56 и статьей 41 ГПК РФ, просило признать ТУ Росимущества в КБР ненадлежащим ответчиком по делу и заменить его статус, на статус заинтересованного липа.

В представленных суду письменных возражениях ПАО «ФСК ЕЭС» в лице филиала ПАО «ФСК ЕЭС» МЭС Юга, считая заявленные исковые требования незаконными, необоснованными, что ПАО «ФСК ЕЭС»на законных основаниях использует земельный участок, указало следующее.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка площадью 1,13 га АО «Каббалкэнерго» в бессрочное пользование для строительства электрической линии ВЛ-330 кВ <адрес> были выделены земельные участки.

Линия ВЛ-330 кВ <адрес>» построена в период ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается паспортом воздушной линии электропередачи.

Земельные участки для эксплуатации ВЛ-330 <адрес> Постановлением Главы администрации Чегемского района КБР от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков, занятых энергетическими объектами ВЛ-330 кВ <адрес>», расположенных на территории <адрес>, из земель АО «Каббалкэнерго» на обслуживание ЮжМЭС» были переданы «ЮжМЭС» РАО «ЕЭС России».

ДД.ММ.ГГГГ по акту-приема передачи имущества РАО «ЕЭС России» в уставной капитал ОАО «ФСК ЕЭС» от ДД.ММ.ГГГГ был передан электросетевой комплекс ПС 330 кВ <адрес> с прилегающими ВЛ в том числе состоящий из: линия электропередачи В Л-330-26 <адрес>, протяженностью 28,68 км, проходящая по территории: <адрес> Факт передачи электросетевого комплекса зарегистрирован в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Кабардино-Балкарской Республике, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серия: .

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы» и <адрес> КБР, был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности . Согласно пункту 1.1 заключенного договора Администрация Чегемского района КБР передала, а ОАО «ФСК ЕЭС» приняло в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земли администрации <адрес>, для эксплуатации опор линий электропередачи и подстанции. <адрес> передаваемого в аренду земельного участка - 50199 м2. Категория земель согласно земельному кодексу РФ - Земли энергетики. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем договоры аренды земельного участка неоднократно заключались на новые сроки.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» был заключен договор аренды земельных участков находящихся в федеральной собственности .

Согласно пункту 1.1 заключенного договора Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике предоставило, а ОАО «ФСК ЕЭС» приняло в аренду из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения, являющиеся федеральной собственностью земельные участки на которых расположены опоры линии электропередач , принадлежащие ОАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись , номер свидетельства о гос. Регистрации- : (в том числе, лист 5 договора от ДД.ММ.ГГГГ) земли общей площадью 43 кв.м, с кадастровым номером местоположение установлено относительно ориентира: <адрес>, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации объекта энергетики ВЛ-330-30 <адрес> на Участке размещены сооружения в виде опор линии электропередач ВЛ-330-30 <адрес> принадлежащие ОАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности. Согласно пункту 1.2 Договора, передача участков осуществляется по акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью договора.

Согласно пункту 2.1 заключенного договора, срок аренды Участка устанавливается на 49 (сорок девять) лет . В соответствии с пунктом 2.2 Договор вступает в силу с даты его государственной регистрации. Согласно пункту 2.3 Договора, Арендатор, ОАО «ФСК ЕЭС» в обязательном порядке регистрирует договор в Управлении Росреестра по КБР.

В соответствии с условиями заключенного договора, ОАО «ФСК ЕЭС» договор аренды земельных участков находящихся в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР: номер регистрационного округа: 07-07-07; произведена государственная регистрация: договор аренды; дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ; номер регистрации:

Также указывает, что Электросетевой комплекс ПС 330 кВ <адрес> является неделимой вещью, т.е. электросетевой комплекс ПС 330 кВ <адрес>» с прилегающими ВЛ состоит из: Линия электропередачи ВЛ 330-26 <адрес>, протяженностью 67,806 км, проходящая по территории: <адрес> Линия электропередачи ВЛ-330-30 кВ <адрес>, протяженностью 29,68 км, проходящая по территории ПАО «ФСК ЕЭС» в установленном законом порядке зарегистрировало право собственности на данный линейный объект, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации , Свидетельство о государственной регистрации права серия

В связи с чем, на земельном участке: <адрес> имеются опоры, которые не являются самостоятельными объектами права, а входят в состав линейного объекта.

В силу пункта 1 статьи 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре не возможен без разрушения, повреждения или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее-линейные объекты).

По смыслу приведенной правовой нормы под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре не возможен без изменения ее назначения, в связи с чем, такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связаны физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Далее указывает, что ПАО «ФСК ЕЭС» внесено в реестр субъектов естественных монополий в ТЭК в раздел 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» за постановлением ТЭК РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 7 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года №35-Ф3 (далее-Закон) ПАО «ФСК ЕЭС» является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, которая представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

Согласно статье 20 Закона указано, в числе основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике названы: эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей от неосновательного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В пункте 2 статьи 20 Закона предусмотрено государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством РФ к сферам деятельности субъектов естественных монополий в сферах электроэнергетике, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике.

В силу положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, регулирующего ценообразование в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предусматривается экономия операционных расходов по сравнению с уровнем плановых расходов предыдущего года, за вычетом величины, характеризующей изменение уровня расходов, предусмотренного индексом эффективности операционных расходов.

Необходимо отметить, что по общему правилу расходыПАО «ФСК ЕЭС» от инвестиционной деятельности по развитию объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Основами ценообразования, Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года , Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденными приказом ФСТ России от 21 марта 2006 года №56-э/у, учитываются регулирующим органом при расчете тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Снос части линейного объекта электроснабжения повлечет утрату функциональности всей линии электропередачи ВЛ 330 <адрес> и приведет к невозможности его эксплуатации, в связи с чем, затронет общественные интересы неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, просил в заявленных исковых требованиях о признании отсутствующим права собственности на земельный участок ФИО1 отказать.

В дополнение к ранее изложенной в отзыве к исковому заявлению позиции ПАО «ФСК ЕЭС» представил суду письменные возражения, в которых пояснил следующее.

Линия ВЛ-330 Баксан-Нальчик входит в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ был введен в действие новый Земельный Кодекс Российской Федерации, частью 4 статьи 87 которого было установлено, что землипромышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ воздушная линия электропередачи ВЛ 330-30 <адрес> (29,68 км),а также подстанции ПС 330 кВ <адрес> и ПС 330 кВ <адрес> отнесены к объектам, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 года № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» «Основной частью Единой энергетической системы России является единая национальная энергетическая сеть,включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства. С целью ее сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике создается федеральная сетевая компания.Вее состав должны быть включены существующие магистральные сети, являющиеся составными частями единой национальной энергетической сетии обеспечивающие, в том числе объединение электростанций Российского акционерного общества «ЕЭС России» и региональных энергосистем, перетоки электроэнергии между ними, ее транзит, экспорт и импорт».

Таким образом, поскольку ВЛ 330-30 <адрес> является объектом федерального значения, расположенном на землях специального назначения, право собственности на земельный участок под указанной ЛЭП возникло у Российской Федерации в силу прямого указания закона (ч.4 ст. 87 Земельного кодекса РФ).

Распоряжением Совета Министров КБАССР от ДД.ММ.ГГГГ согласовано место строительства подстанции 33/110/10 кВ <адрес>» с заходами ВЛ 330 кВ в <адрес>, дано указание Производственному объединению энергетики и электрификации «Каббалкэнерго» и Южному отделению института «Энергосетьпроект» приступить к проектно-изыскательским работам по строительству подстанции.

ДД.ММ.ГГГГ Южным отделением института «Энергосетьпроект» разработан и согласован рабочий проект материалов по отводу земель ВЛ 330 кВ <адрес> с расширением ПС <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Южным отделением института «Энергосетьпроект» разработан и согласован рабочий проект материалов выбора трассы ВЛ 330,110 кВ; ВЛ 330 кВ <адрес> с расширением ПС <адрес>

Постановлением администрации Чегемского района от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка площадью 1,13 га АО «Каббалкэнерго» в бессрочное пользование для строительства электрической линии ВЛ-330 кВ <адрес>» были выделены земельные участки.

Линия ВЛ-330 кВ <адрес> построена в период ., что подтверждается паспортом воздушной линии электропередачи.

Земельные участки для эксплуатации ВЛ-330 <адрес> Постановлением Главы администрации <адрес> КБР от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков, занятых энергетическими объектами ВЛ-330 кВ <адрес>» и ПС <адрес>», расположенных на территории <адрес>, из земель АО «Каббалкэнерго» на обслуживание ЮжМЭС» были переданы в ЮжМЭС.

ДД.ММ.ГГГГ по акту-приема передачи имущества РОА «ЕЭС» в уставной капитал ОАО «ФСК ЕЭС» от ДД.ММ.ГГГГ был передан электросетевой комплекс ПС 330 кВ <адрес> с прилегающими В Л в том числе состоящий из: линия электропередачи ВЛ-330-26 <адрес>, протяженностью 28,68 км, проходящая по территории: <адрес> Фак передачи электросетевого комплекса зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Кабардино-Балкарской Республике, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серия:

При этом, земельные участки под каждой опорой ВЛ 330-30 <адрес>, ОАО «ФСК ЕЭС» были в установленном порядке выделены, поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике . Функции по управлению государственным имуществом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в рассматриваемом случае на его Территориальное управление по КБР.

Права ПАО «ФСК ЕЭС» (Третьего лица) на использование земельных участков под опорами В 330-30 <адрес> оформлены Договором аренды земельных участков находящихся в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике и ОАО «ФСК ЕЭС» сроком ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1. Договора), зарегистрированным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР от ДД.ММ.ГГГГ за .

В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Бетонная опора входит в единый электросетевой комплекс ПС 330 кВ <адрес> с прилегающими ВЛ и состоящий в том числе из линии электропередачи ВЛ 330-30 <адрес>, проходящей по территории <адрес>.

Ссылаясь на статьи 130, 133, 133.1 Гражданского кодекса РФ, статью 1 Градостроительного кодекса РФ, Общество указало, что линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем, такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, в разделе «особые отметки» граница земельного участка ФИО1 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Истцом не доказано, что опора ВЛ 330-30 <адрес> размещена на его земельном участке.

Истцом в материалы дела не предоставлено технических документов, подтверждающих местоположение и границы его земельного участка, определенных законным способом.

Поэтому в настоящее время может идти речь только о самозахвате земельного участка расположенного под опорой ВЛ 330-30 <адрес>

На момент установки опор земельный участок с кадастровым номером не был сформирован. Следовательно, нельзя признать нарушающими третьим лицом права собственника спорного земельного участка в момент размещения опор ЛЭП.

Согласно пункту 10 статьи 22 ФЗ от 13 июля 2015 года N218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

Истец не доказал четкость границ земельного участка, ни одним из предоставленных законом способов: не предоставил документ о праве на земельный участок с указанием местоположения границ земельного участка; не подтвердил границы исходя из сведений, содержащихся в проекте межевания территории.

Считая, что земельный участок Истцу выдан незаконно, указало, что согласно Указу Президента от 24 декабря 1993 года №2287 «О проведении земельного законодательства РФ в соответствии с Конституцией РФ» признаны недействующими положения, согласно которым у Совета народных депутатов отобраны полномочия в области регулирования земельных правоотношений.

Согласно статье 31 Земельного кодекса РСФСР (действовавшей до 24.12.1993) документом подтверждающим право на земельный участок является государственный акт по утверждённой форме.

Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» в редакции, действовавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ

Для ускорения процедуры оформления права собственности на земельный участок и земельную долю (пай) или выдела участка в натуре предусмотреть, что соответствующее заявление в органы местной администрации подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его подачи;

решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права, на землю, выделе, земельного, участка либо об отказе в этих действиях подлежит выдаче в 7-дневный срок с момента принятия решения;

выдача комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельства производится на основании решения органов местной администрации в 10-дневный срок с момента регистрации договора купли-продажи.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства на право собственности на землю являются:

прямой запрет в законодательных актах Российской Федерации на представление земельных участков в собственность;

наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности данного земельного участка;

Изменение целевого назначения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа;

Перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства на право собственности на землю является исчерпывающим.

При отсутствии чертежа границ земельного участка, соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после выдачи свидетельства производит установленное оформление границ земельного участка и выдает собственнику копию чертежа границ участка.

Чертёж границ отсутствует, свидетельство отсутствует.

Также указывает, что сравнительный анализ правовых норм, регулировавших земельные отношения в Российской Федерации до внесения изменений в Земельный Кодекс РСФСР и после них (после 24.12.1993), свидетельствует о том, что на момент принятия решения о выделении земельного участка гражданину ГЧМ, правопреемнику ФИО1 полномочия поселковых Советов народных депутатов в части выделения земельных участков были полностью прекращены, а правовые нормы, ранее предусматривавшие основания и порядок выделения земельных участков гражданам утратили силу. При этом, была утверждена форма свидетельства, являвшегося единственным документом, удостоверяющим право собственности на землю.

С учётом изложенного, считает, что законное право собственности на землю у истца отсутствует, ответчик пользуется земельным участком незаконно, поскольку у АО «Каббалкэнерго» (первичного собственника земельного участка на котором расположены опоры) право собственности было зарегистрировано Чегемским райкомземом, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный земельный участок был предоставлен на основании Распоряжения СМКБАССР от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Также указал, что согласно землеустроительному делу по описанию границ охранной зоны воздушной линии электропередач опора ВЛ 330 <адрес> не входит не в один кадастровый квартал <адрес>. Вместе с тем, она согласно стр. 77 Землеустроительного дела находится за его пределами - на территории <адрес>.

Необходимо особо обратить внимание на Рабочий проект «материалы выбора трасс», а именно на аспекты прохождения трассы по <адрес>.

Согласно стр.8а Рабочего проекта трасса ВЛ 330 <адрес>, согласована со всеми организациями интересы которых могут быть затронуты строительством линий.

В частности Рабочий проект согласован

Главным землеустроителем КБАССР, Председателем Чегемского РИК, Советом Министров КБАССР, главным землеустроителем Чегемского района.

Согласно данному рабочему проекту ВЛ не затрагивает территорию <адрес>

Согласно Федеральной государственной информационной системы территориального планирования ВЛ 330 кВ проходит мимо <адрес>. На картах ФГИС ТП отчётливо видно, что <адрес> находятся за пределами границ населённого пункта <адрес> Снимки получены на сегодняшнюю дату.

Кроме того, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР предоставило схему расположения <адрес> (западная часть), по состоянию на <адрес>, а так же проекта внутрихозяйственного землеустройства колхоза им. Ленина Чегемского района КБАССР.

Из указанных схем видно, что крайней улицей <адрес> была <адрес> шла граница <адрес>. <адрес> раздал земли находящиеся за пределами своих границ. А потом присвоил названия улицам проходящих за пределами границ. Так на указанных картах видно отсутствие <адрес>.

Считает, что указанное позволяет утверждать о незаконности выделения земли ГЧМ, правопреемнику ФИО1

Истец ФИО1, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, однако обеспечила участие в деле своего представителя.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело по правилам статьи 167 ГПК РФ.

Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске обстоятельствам.

Представитель ответчика-Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом НМР просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьего лица ПАО «ФСК ЕЭС», также просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Прокурор, представители третьих лиц - Местной администрации Чегемского муниципального района и Местной администрации <адрес>, будучи извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие, по правилам статьи 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В обоснование своего иска истец ссылается на то, что спорный земельный участок был предоставлен на основании решения Первочегемского поселкового совета ее отцу - ГЧМ

Согласно части 1 статьи 64 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего непосредственно до возникновения спорных правоотношений, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Такие же требования предъявляются согласно статье 80 Земельного кодекса РСФСР к земельным участкам для дачного, гаражного и жилищного строительства.

Компетенция сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений была предусмотрена статьей 18 Земельного кодекса РСФСР, к которой в частности относилось: предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование, передача их в собственность и в аренду, а также планирование использования земель, находящихся в их ведении.

Порядок предоставления земельных участков в собственность граждан регулировался статьей 30 Кодекса, в соответствии с которой решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Аналогичное положение содержалось и в действовавшем в спорный период Земельном кодексе Кабардино-Балкарской Республики, в силу статьи 16 которого предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в аренду было отнесено к ведению сельских Советов народных депутатов. При этом право пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов (статья 28 данного Кодекса).

Такой государственный акт выдавался по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".

Как следует из утвержденной формы, государственный акт должен быть подписан председателем соответствующего Совета народных депутатов.

Из текста приобщенной к материалам дела светокопии Протокола сессии Первочегемского поселкового совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сессией был утвержден «протокол и список земельной комиссии на выделение земельных участков гражданам поселка под индивидуальное строительство жилых домов на территории поселка в новом микрорайоне». В утвержденном списке граждан на выделение земельных участков под номером 41 значится ГЧМ.

Как следует из Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГГЧМ принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный под личное подсобное хозяйство общей площадью ., расположенный по адресу <адрес> категории земель - земли населенных пунктов, о чем в похозяйственной книге ДД.ММ.ГГГГ.<адрес>-1 ДД.ММ.ГГГГ сделана запись.

Между тем, в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент принятия решения о выделении ГЧМ земельного участка, предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду, уже не входило в компетенцию местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений.

Так, Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» приведенные выше статьи 7, 18 и 30 Земельного Кодекса РСФСР были признаны недействующими.

При этом, полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные иными статьями Земельного Кодекса РСФСР, а именно: статьей 28 «Порядок предварительного согласования места размещения объекта», статьей 29 «Рассмотрение ходатайств об изъятии и предоставлении земельных участков», были переданы соответствующим местным администрациям (пункт 2 Указа Президента РФ № 2287 от 24.12.1993).

Кроме того, в пункте 3 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (в редакции от 24.12.1993) было разъяснено:

«Каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством».

Этим же Указом утверждена форма свидетельства на право собственности на землю.

Помимо этого указано, что «Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными».

Таким образом, сравнительный анализ правовых норм, регулировавших земельные отношения в Российской Федерации до внесения изменений в Земельный Кодекс РСФСР и после них (после 24.12.1993), свидетельствует о том, что на момент принятия решения о выделении земельного участка гражданину ГЧМ - правопреемнику ФИО1 полномочия поселковых Советов народных депутатов в части выделения земельных участков были полностью прекращены, а правовые нормы, ранее предусматривавшие основания и порядок выделения земельных участков гражданам утратили силу. При этом, была утверждена форма свидетельства, являвшегося единственным документом, удостоверяющим право собственности на землю.

Стороной истца не представлены суду, документы, подтверждающие полномочия Первочегемского поселкового Совета депутатов на предоставление в собственность либо пожизненное наследуемое владение земельных участков в пределах населенного пункта, в данном случае на имя ГЧМ

Помимо вышеизложенного, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, в разделе «особые отметки» граница земельного участка ФИО1 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Как установлено в судебном заседании право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Указанное право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ не предоставлено технических документов, подтверждающих местоположение и границы его земельного участка, определенных законным способом, не доказано, что опора ВЛ 330-30 <адрес> размещена на принадлежащем ему на законных основаниях земельном участке.

На момент установки опор земельный участок с кадастровым номером не был сформирован. Следовательно, нельзя признать нарушающими третьим лицом права собственника спорного земельного участка в момент размещения опор ЛЭП.

В свою очередь, факт правомерного владения спорным земельным участком третьим лицом подтверждается следующими доказательствами.

Распоряжением Совета Министров КБАССР №495-р от ДД.ММ.ГГГГ согласовано место строительства подстанции 33/110/10 кВ <адрес> с заходами ВЛ 330 кВ в <адрес>, дано указание Производственному объединению энергетики и электрификации «Каббалкэнерго» и Южному отделению института «Энергосетьпроект» приступить к проектно-изыскательским работам по строительству подстанции.

ДД.ММ.ГГГГ Южным отделением института «Энергосетьпроект» разработан и согласован рабочий проект материалов по отводу земель ВЛ 330 кВ <адрес> с расширением ПС Баксан

ДД.ММ.ГГГГ Южным отделением института «Энергосетьпроект» разработан и согласован рабочий проект материалов выбора трассы ВЛ 330,110 кВ; ВЛ 330 кВ <адрес> с расширением ПС <адрес>-т1.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка площадью 1.13 га АО «Каббалкэнерго» в бессрочное пользование для строительства электрической линии ВЛ-330 кВ <адрес>» (на основании которого АО «Каббалкэнерго» было выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о праве постоянного пользования);

Линия ВЛ-330 кВ <адрес> построена в период ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается паспортом воздушной линии электропередачи.

Земельные участки для эксплуатации ВЛ-330 кВ <адрес>» Постановлением Главы администрации <адрес> КБР от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков, занятых энергетическими объектами ВЛ-330 кВ <адрес>», расположенных на территории <адрес>, из земель АО «Каббалкэнерго» на обслуживание ЮжМЭС» были переданы «ЮжМЭС» РАО «ЕЭС России».

ДД.ММ.ГГГГ по акту-приема передачи имущества РАО «ЕЭС России» в уставной капитал ОАО «ФСК ЕЭС» от ДД.ММ.ГГГГ был передан электросетевой комплекс ПС 330 кВ <адрес> с прилегающими ВЛ в том числе состоящий из: линия электропередачи В Л-330-26 <адрес>, протяженностью 28,68 км, проходящая по территории: <адрес> Факт передачи электросетевого комплекса зарегистрирован в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Кабардино-Балкарской Республике, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серия: .

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы» и <адрес> КБР, был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Согласно пункту 1.1 заключенного договора <адрес> КБР передала, а ОАО «ФСК ЕЭС» приняло в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земли администрации <адрес>, для эксплуатации опор линий электропередачи и подстанции. <адрес> передаваемого в аренду земельного участка - 50199 м2. Категория земель согласно земельному кодексу РФ - Земли энергетики. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» был заключен договор аренды земельных участков находящихся в федеральной собственности .

Согласно пункту 1.1 заключенного договора Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике предоставило, а ОАО «ФСК ЕЭС» приняло в аренду из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения, являющиеся федеральной собственностью земельные участки на которых расположены опоры линии электропередач , принадлежащие ОАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись , номер свидетельства о гос. Регистрации- , в том числе, лист 5 договора от ДД.ММ.ГГГГ - земельный участок общей площадью , с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира: КБР, <адрес>, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации объекта энергетики ВЛ-330-30 <адрес> На участках размещены сооружения в виде опор линии электропередач ВЛ-330-30 <адрес> принадлежащие ОАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности. Согласно пункту 1.2 Договора, передача участков осуществляется по акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью договора.

Согласно пункту 2.1 заключенного договора, срок аренды Участка устанавливается на 49 (сорок девять) лет с «10» июня 2014 года по «10» июня 2063 года. В соответствии с пунктом 2.2 Договор вступает в силу с даты его государственной регистрации. Согласно пункту 2.3 Договора, Арендатор, ОАО «ФСК ЕЭС» в обязательном порядке регистрирует договор в Управлении Росреестра по КБР.

В соответствии с условиями заключенного договора, ОАО «ФСК ЕЭС» договор аренды земельных участков находящихся в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР: номер регистрационного округа: произведена государственная регистрация: договор аренды; дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ; номер регистрации:

При этом, земельные участки под каждой опорой ВЛ 330-30 <адрес>, ОАО «ФСК ЕЭС» были в установленном порядке выделены, поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике в 2014 году. Функции по управлению государственным имуществом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в рассматриваемом случае на его Территориальное управление по КБР.

Электросетевой комплекс ПС 330 кВ <адрес> является неделимой вещью, т.е. электросетевой комплекс ПС 330 кВ <адрес> с прилегающими ВЛ состоит из: Линия электропередачи ВЛ 330-26 , протяженностью 67,806 км, проходящая по территории: Линия электропередачи ВЛ-330-30 кВ <адрес>, протяженностью 29,68 км, проходящая по территории ПАО «ФСК ЕЭС» в установленном законом порядке зарегистрировало право собственности на данный линейный объект, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации , Свидетельство о государственной регистрации права серия .

В связи с чем, на земельных участках, расположенных в <адрес> имеются опоры, которые не являются самостоятельными объектами права, а входят в состав линейного объекта.

Бетонная опора входит в единый электросетевой комплекс ПС 330 кВ <адрес> с прилегающими ВЛ и состоящий в том числе из линии электропередачи ВЛ 330-30 <адрес>, проходящей по территории <адрес>.

В силу пункта 1 статьи 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре не возможен без разрушения, повреждения или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее-линейные объекты).

По смыслу приведенной правовой нормы под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре не возможен без изменения ее назначения, в связи с чем, такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связаны физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ был введен в действие новый Земельный Кодекс Российской Федерации, частью 4 статьи 87 которого было установлено, что землипромышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ воздушная линия электропередачи ВЛ 330-30 <адрес> а также подстанции ПС 330 кВ <адрес> и ПС 330 кВ <адрес> отнесены к объектам, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Всоответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 года № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» «Основной частью Единой энергетической системы России является единая национальная энергетическая сеть,включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства. С целью ее сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике создается федеральная сетевая компания. В ее составдолжны быть включены существующие магистральные сети, являющиеся составными частями единой национальной энергетической сетии обеспечивающие в том числе объединение электростанций Российского акционерного общества «ЕЭС России» и региональных энергосистем, перетоки электроэнергии между ними, ее транзит, экспорт и импорт».

Таким образом, поскольку ВЛ 330-30 <адрес> является объектом федерального значения, расположенном на землях специального назначения, право собственности на земельный участок под указанной ЛЭП возникло у Российской Федерации в силу прямого указания закона (ч.4 ст. 87 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, суд считает, факт принадлежности Российской Федерации спорного земельного участка с кадастровым номером - доказанным, в связи с чем, исковое заявление истца подлежащим оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, об аннулировании записей в Едином государственном реестре прав на недвижимость и Государственном кадастре недвижимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда КБР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Чегемский районный суд КБР.

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2019 года.

Председательствующий - /подпись/

Копия верна:

Судья Ж.Б. Кумыкова