ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/19 от 27.02.2019 Лесны районного суда (Тверская область)

дело № 2-21/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2019 года с. Лесное

Лесной районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Москалева Ю.Н.

при секретаре Малиновской Т.В.,

с участием:

помощника прокурора Лесного района Сурыгиной Л.П.,

представителя ответчика - МДОУ Детский сад № 5 ФИО1,

представителя третьего лица – администрации Лесного района Тверской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Лесное Тверской области материалы гражданского дела № 2-21/2019 по исковому заявлению прокурора Лесного района Тверской области, поданному в защиту прав неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 5 о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лесного района обратился в суд исковым заявлением к МДОУ Детский сад № 6 о понуждении к совершению действий.

В процессе рассмотрения дела прокурором уточнены исковые требования, в обоснование которых указано, что прокуратурой Лесного района 24.01.2019 г. в Лесной районный суд направлено исковое заявление к МДОУ Детский сад №5 о понуждении к совершению действий. Установлено, что в настоящее время МДОУ создан новый официальный сайт учреждения с адресом http://51esnoe.tvoysadik.ru. Ранее действующий сайт с адресом http://ds51esnoe.ru до настоящего времени не работает. Проведенным мониторингом сайта http://51esnoe.tvoysadik.ru установлено, что в нарушение ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" учреждением не размещена в полном объеме информация о МДОУ, в т.ч. не размещены предусмотренные законом документы. Образовательной организацией в полном объеме не сформированы открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об его деятельности, и не обеспечен доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет". Мониторингом сайта http://51esnoe.tvoysadik.ru установлено, что на нём не размещена информация (п. 1 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании): о режиме и графике работы (под. «а»); о структуре и об органах управления образовательной организацией (под.«б»); о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой (под. «в»); о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (под. «г»); о языках образования (под. «д»); о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии) (под. «е»); о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии) (под. «ж»); о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы (под. «з»); о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся) (под. «и»); о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) (под. «м»); об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (под. «п»); о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года (под. «р»). Не размещены копии (п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона об образовании): устава образовательной организации (под. «а»); лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями) (под. «б»); плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации (под. «в»); локальных нормативных актов, предусмотренных ч. 2 ст. 30 Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора (под. д»). Не размещена информация, предусмотренная п. 3 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании (отчета о результатах самообследования), а также п. 4.1 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании (документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Просит суд: обязать МДОУ Детский сад № 5 в течении 2-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда сформировать открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечить доступ к таким ресурсам посредством размещения их на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" с адресом http://51esnoe.tvoysadik.ru, а именно разместить информацию: о режиме и графике работы МДОУ; о структуре и об органах управления образовательной организацией; о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; о языках образования; о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии); о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии); о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся); о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц); об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; отчет о результатах самообследования; устав образовательной организации; лицензию на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка, коллективного договора; документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В судебном заседании помощник прокурора Лесного района Сурыгина Л.П. поддержала иск по изложенным в заявлении основаниям, выступая в судебных прениях, отказалась от исковых требований, просила прекратить производство по делу в связи с полным размещением на сайте дошкольного образовательного учреждения документов и сведений, которые указаны в исковом заявлении прокурора.

Представитель ответчика – МДОУ Детский сад № 5 ФИО1 исковые требования прокурора признала, пояснила, что все требования, указанные в исковом заявлении образовательным учреждением выполнены, необходимые сведения и документы размещены на вновь созданном официальном сайте, выступая в судебных прениях, указала, что при принятии решения полагается на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – администрации Лесного района Тверской области ФИО2 в судебном заседании подтвердил факт выполнения требований прокурора Лесного района и размещение на сайте учреждения всей необходимой информации, выступая в судебных прениях полагал возможным производство по делу прекратить.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Уставом, принятым решением общего собрания трудового коллектива 25.05.2015 г., утвержденным постановлением администрации Лесного района Тверской области от 11.06.2015 г. № 68-па, МДОУ Детский сад № 5 является некоммерческой организацией, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными НПА РФ, законами и иными НПА Тверской области, является юридическим лицом с момента его государственной регистрации (л.д. 15-19).

В судебном заседании с участием представителей сторон, третьего лица осуществлен мониторинг сайта МДОУ Детский сад № 5 с адресом http://51esnoe.tvoysadik.ru, в процессе которого установлено наличие на этом сайте всей, указанной в исковом заявлении прокурора информации и размещение необходимых документов, предусмотренных ст. 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Судом исследованы: представление прокурора Лесного района от 24.10.2018 г. (л.д. 7-8), ответ РОО на представление прокурора Лесного района от 23.11.2018 г. № 442 (л.д. 9), акты мониторинга от 24.01.2019 г., от 20.02.2019 г. (л.д. 11-14, 48-52), лицензионный договор № 6916010914/19 о передаче прав неисключительной лицензии на использование программного обеспечения от 06.02.2019 г. (л.д. 30-34), контракт от 21 мая 2018 года № 82 (л.д. 20).

Рассматривая исковые требования прокурора, суд исходит из следующих положений законодательства Российской Федерации и собственных выводов.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии с п. 21 ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет».

Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" (ст. 29 Федерального закона).

В части второй ст. 29 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ указан перечень информации, который образовательные организации обеспечивают в открытом доступе.

В судебном заседании установлено, что между МДОУ Детский сад № 5 и ООО «Априкод» заключен договор, по условиям которого ООО «Априкод» предоставляет образовательному учреждению имущественные права на условиях простой (неисключительной) лицензии, на использование программного продукта:Сайт образовательного учреждения, входящего во Всероссийский проект «Сайты для образовательных организаций».

На основании указанного лицензионного договора создан официальный сайт МДОУ Детский сад № 5 с адресом http://51esnoe.tvoysadik.ru.

При осуществлении в судебном заседании мониторинга указанного сайта установлено, что требования, заявленные прокурором Лесного района в уточнённом исковом заявлении, поступившим в суд 21.02.2019 года, дошкольным образовательным учреждением выполнены.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований прокурора Лесного района к МДОУ Детский сад № 5 о понуждении к совершению действий не имеется.

Помощник прокурора Лесного района Сурыгина Л.П., выступая в судебных прениях, отказалась от иска, просила прекратить производство по делу в связи с добровольным выполнением ответчиком исковых требований. При этом заявление в письменной форме, подписанное прокурором Лесного района, помощник прокурора Лесного района не представила, ходатайств об отложении рассмотрения дела, объявлении перерыва не заявляла.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами; прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства; полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Как указано в ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами; в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон (ч. 2 ст. 173 ГПК РФ).

При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ).

Прокурором Лесного района Тверской области является ФИО3, которой в соответствии со статьей 45 ГПК РФ предоставлено право пользоваться всеми процессуальными правами и нести все процессуальные обязанности истца, иные должностные лица прокуратуры Лесного района, в том числе помощник прокурора, таким правом, согласно гражданско-процессуальному законодательству Российской Федерации, не наделены.

Таким образом, заявление об отказе от иска и прекращении производства по делу в устной форме в судебном заседании может быть заявлено только прокурором, такое право иным должностным лицам прокуратуры должно быть делегировано прокурором и выражается в соответствующей доверенности.

Поскольку такой доверенности в материалах дела не имеется, заявление прокурора об отказе от иска и прекращении производства по делу в письменной форме помощник прокурора Лесного района суду не представила, исковые требования прокурора муниципальным дошкольным образовательным учреждением выполнены в полном объеме, что подтверждается всеми участниками процесса и удостоверены судом при осуществлении мониторинга официального сайта образовательного учреждения, оснований для удовлетворения иска прокурора к МДОУ Детский сад № 5 о понуждении к совершению действий не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Лесного района Тверской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 5 о понуждении к совершению действий отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лесной районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Ю.Н. Москалев

Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2019 года.