ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/19 от 30.01.2019 Поспелихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-21/2019

Мотивированное решение изготовлено 30 января 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Поспелиха 25 января 2019 года

Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Пичугиной Ю.В.,

при секретаре Чигаревой С.А.,

при участии помощника прокурора Поспелихинского района Алтайского края Федосовой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Поспелихинского района Алтайского края к ФИО1 о запрете разведения личного подсобного хозяйства на земельных участках,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц к ФИО1, просит запретить ответчику деятельность по разведению личного подсобного хозяйства на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указывает, что ФИО1 осуществляется ведение личного подсобного хозяйства с нарушением требований ветеринарного и земельного законодательства.

Так, в ходе проведения проверки соблюдения ответчиком законодательства по ведению личного подсобного хозяйства установлено, что ФИО1 на земельных участках с кадастровыми номерами , расположенных по <адрес> в <адрес>, ведет личное подсобное хозяйство. На участках имеются здание свинофермы и хозяйственные постройки. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на указанных земельных участках содержится 160 свиней, из них 151 свинья в возрасте до 8 месяцев, 9 свиней в возрасте от 8 до 12 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе главного государственного ветеринарного инспектора Курьинского, Новичихинского, Поспелихинского, Шипуновского районов ФИО14 ведущего специалиста по работе с обращениями граждан и юридических лиц администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района ФИО4, начальника КГБУ «Управление ветеринарии по <адрес>» ФИО5, начальника отдела по строительству и архитектуре Администрации Поспелихинского района Алтайского края ФИО8, главного специалиста отдела по строительству и архитектуре ФИО6 было выявлено нарушение ФИО2 п. 5 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ. Данным пунктом регламентировано: что минимальное расстояние от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах должно соответствовать минимальному расстоянию от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах, приведенному в приложении к настоящим Правилам.

В ходе проведения комиссионного обследования строений, расположенных на указанных земельных участках установлено, что минимальное расстояние от угла свиноводческого помещения до границы соседнего участка и расположенного на нем свиноводческого помещения составляет 17,7 кв.м. При этом, согласно приложению, к указанным Ветеринарным правилам при поголовье свиней, содержащихся в свиноводческом помещении, не более 8 голов указанное расстояние должно быть не менее 20 метров. Поскольку в свиноводческом комплексе ФИО1 содержится 9 взрослых голов свиней расстояние до границы соседнего участка должно быть не менее 20 метров.

В связи с установленными нарушениями ответчику главным государственным ветеринарным инспектором было выдано предписание об устранении выявленных нарушений ветеринарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что требования предписания не выполнены.

Кроме того, разведение личного подсобного хозяйства ФИО1 осуществляется в зоне и на земельных участках, не предназначенных для осуществления этого вида деятельности.

Так, указанные земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по <адрес> в <адрес> относятся к категории земель населенных пунктов, имеющих разрешенное использование «для размещения промышленных объектов».

В соответствии с картой границ градостроительного зонирования муниципального образования Поспелихинский Центральный сельсовет Поспелихинского района Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Поспелихинский Центральный сельсовет Поспелихинского района, утвержденных решением районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, используемые ответчиком ФИО1, находятся в производственной зоне – промышленности и коммунально-складского назначения.

Из ст. 43 Правил землепользования и застройки, разведение личного подсобного хозяйства не относится к видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в производственной зоне- промышленности и коммунально-складского назначения.

Таким образом, ответчик допускает нецелевое использование земельных участков, в также использование их с нарушением установленного зонирования.

Кроме того, земельные участки, используемые ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежат на праве собственности ФИО3, при этом договоры о предоставлении права пользования между собственником земельных участков и ФИО1 не заключались, использование осуществляется по устной договоренности на безвозмездной основе. Поскольку ФИО1 использует земельные участки более трех лет, договоры подлежали регистрации в установленном законом порядке.

Разведение личного подсобного хозяйства в зоне и на земельных участках, не предназначенных для осуществления этого вида деятельности, а также нарушение ветеринарного законодательства негативным образом сказывается на правах неопределенного круга лиц, в том числе и по тем причинам, что специфический запах, исходящий от свинофермы, является резким и распространяется на все близлежащие <адрес> указанном свидетельствует неоднократные обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальные органы ветеринарии, в прокуратуру Поспелихинского района в прокуратуру Алтайского края.

В судебном заседании помощник прокурора Поспелихинского района Алтайского края Федосова Т.С. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Ранее в ходе рассмотрения дела в удовлетворении заявленных требований возражал, пояснил, что лично к нему никто из местных жителей не обращался в связи с наличием запаха. Кроме того, убрать свое хозяйство в зимний период времени в короткий срок он возможности лишен.

Представитель ответчика по устному ходатайству ФИО7 в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Ранее в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований возражал, суду пояснил, что привлечение ответчика к административной ответственности за нарушение ветеринарных правил не имеет преюдициального значения для рассматриваемого гражданского дела. Кроме того, указал, что необходимо оценивать наличие 9 голов свиней, поскольку остальные 151 голова – это молочное стадо. Нарушение ветеринарных правил в части нехватки дух метров от угла свинарника до ближайшего земельного участка в рамках сельской местности не может повлечь запрет на осуществление данной деятельности. Также пояснил, что личное подсобное хозяйство не подлежит какому-либо учету. Использование же земельных участков под промышленность вполне допустимо, в данном случае для выращивания животных.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также граждан в сфере трудовых (служебных) отношений.

Поскольку предметом рассмотрения данного судебного иска является выполнение обязанностей ответчика по соблюдению законодательства в области ветеринарии, а также земельных правоотношений, нарушение, которого может отразиться на правах и законных интересах любых лиц, круг которых индивидуализировать не представляется возможным, прокурор Поспелихинского района Алтайского края правомочен обратиться с указанным заявлением в суд.

Как следует из материалов дела земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес> в <адрес> принадлежат на праве собственности ФИО3 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-43 ).

Данные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка , поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105 ).

В п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен один из основных принципов земельного законодательства, закрепляющий деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений ч. 1 ст. 7, ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.

Целевое назначение - это установленное на основании закона и в предусмотренном им порядке разрешение властного органа на использование земель и входящих в их состав земельных участков только определенным образом. Разрешенное использование - наиболее узкое целевое назначение земельного участка, установленное нормативным актом, принятым в результате зонирования земель.

Частью 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Из приведенных выше положений следует, что целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением.

В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Приведенные правовые нормы обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес> в <адрес> относятся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – «под промышленные предприятия» (л.д.41-43).

В соответствии с приложением Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Поспелихинский Центральной сельсовет Поспелихинского района, утвержденных решением районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ – картой границ градостроительного зонирования муниципального образования Поспелихинский Центральной сельсовета Поспелихинского района земельные участки с кадастровыми номерами , на которых осуществляет личное подсобное хозяйство ФИО1, находятся в производственной зоне промышленности и коммунально-складского назначения.

Согласно статье 43 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Поспелихинский Центральной сельсовета Поспелихинского района Алтайского края разведение личного подсобного хозяйства не относится к видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в производственной зоне промышленности и коммунально-складского назначения (л.д. 87-89).

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков», в описании видов разрешенного использования земельных участков, связанных с промышленностью, отсутствуют возможность расположения объектов, связанных с личным подсобным хозяйством. Напротив, вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» предполагает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Данный классификатор также содержит вид разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование» куда входит «свиноводство», при котором предполагается осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением свиней; размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).

Таким образом, с учетом анализа изложенных положений закона, а также разработанных и утвержденных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Поспелихинский Центральной сельсовет Поспелихинского района, суд приходит к выводу, о том, что используемые ответчиком земельные участки, находящиеся в зоне производственной промышленности и коммунально-складского назначения, с видом разрешенного использования «под промышленные предприятия» не предназначены для ведения личного подсобного хозяйства.

Кроме того, в связи с нахождением земельных участков в указанной зоне и отсутствием возможности расположения в данной зоне земельных участков с видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» возможность изменения вида разрешенного использования на указанный вид исключается, что также подтверждается представленным уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (л.д. 120).

Разъяснения, содержащиеся в указанном уведомлении, согласуются с пояснениями специалистов, опрошенных в судебном заседании.

Так, начальник отдела по строительству и архитектуре администрации Поспелихинского района Алтайского края ФИО8 в судебном заседании пояснила, что земельные участки с кадастровыми номерами , на которых осуществляет личное подсобное хозяйство ФИО1, находятся в производственной зоне промышленности и коммунально-складского назначения. Около земельного участка, на котором ответчик разводит личное подсобное хозяйство, находится в том числе водоохранная зона реки Алей. Частично данная зона заходит на земельный участок ответчика. Изменение вида разрешенного использования возможно только на те виды, которые предусмотрены на данной территории. Личное подсобное хозяйство на данной территории, как и животноводство не предусмотрено.

Данные пояснения согласуются с пояснениями заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Поспелихинского района специалиста ФИО9, которая пояснила, что в ходе проведения проверки осуществляла выезд на указанные земельные участки. Данные участки огорожены бетонным забором, на земельном участке с кадастровым номером находятся здания конторы, мельницы, переносной вагончик, строительный материал, хозяйственная постройка по визуальным признакам используется для содержания животных (овцы), имеются кормушки для животных сено. Здание мельницы используется под склад для хранения кормов. На земельном участке с кадастровым номером имеется строительный материал, хозяйственная постройка – сарай в котором содержатся животные (свиньи), птицы (гуси, куры). Часть сарая расположена на участке с кадастровым номером . Поскольку в ходе осмотра установлено, что земельные участки используются для личного подсобного хозяйства, имеет место фактическое использование ФИО1 земельных участков не по целевому назначению, поскольку находятся в производственной зоне промышленности и коммунально-складского назначения, для которой не предусмотрен такой вид использования, как личное подсобное хозяйство. По итогам проверки будут подготовлены материалы о привлечении ФИО1 к административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

В подтверждение доводов специалистом представлен акт проверки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (межмуниципальным Поспелихинским отделом от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 104), из которого следует, что земельные участки, расположенные по <адрес> в <адрес> фактически используется для ведения личного подсобного хозяйства по разведению свиней, гусей, кур и овец. На проверяемых земельных участках установлено нарушение земельного законодательства, а именно статьи 42 Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием).

Таким образом, факт нецелевого использования земельных участков, являющихся предметом настоящего иска, в ходе рассмотрения дела установлен.

Оценивая довод представителя ответчика о том, что «личное подсобное хозяйство» не поддается учету и использование земельного участка под промышленность вполне допустимо, в данном случае для выращивания животных, суд полагает его ошибочным, не основанным на нормах права.

Так, деятельность личных подсобных хозяйств регламентируется Законом Российской Федерации от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Согласно п.2 ст.2, п.п.1,2 ст.3, ст.5, ст.6, п.3 ст.7 7 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведётся гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретённом для ведения личного подсобного хозяйства. Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретённый для этих целей земельный участок, а также сельскохозяйственные животные, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

В соответствии с п.1,2 ст. 8 того же Закона учёт личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретён земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства; количество сельскохозяйственных животных.

Приказом Минсельхоза РФ от 11 октября 2010 г. № 345 утверждён Порядок ведения похозяйственных книг и форма похозяйственной книги, согласно которому ведение похозяйственных книг осуществляется органами местного самоуправления в целях учета личных подсобных хозяйств, на территории которых имеются хозяйства. Записи в книгу производятся должностными лицами, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.

Согласно справкам Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края о наличии личного подсобного хозяйства (л.д. 12,116 ) ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года имеет личное подсобное хозяйство, которое расположено по адресу <адрес>. На указанном участке выращиваются свиньи 126 голов, птица 69 голов. Справки выданы на основании похозяйственной книги А, стр. 128.

Таким образом, ведение личного подсобного хозяйства регламентировано законодательством Российской Федерации. Данная деятельность имеет отличительные признаки. Кроме того, законом выделены специальные условия, при соблюдении которых у субъекта возникает право на осуществление данной деятельности в том числе соблюдение требований земельного законодательства в части целевого использования земельных участков, поскольку деятельность по ведению личного подсобного хозяйства может осуществляться только на обусловленных законом территориях.

Анализируя довод истца в части нарушений ветеринарного законодательства суд приходит к следующим выводам:

Согласно п. 5 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29 марта 2016 года № 114 минимальное расстояние от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах должно соответствовать минимальному расстоянию от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах, приведенному в приложении к настоящим Правилам.

Согласно приложения к Ветеринарным правилам минимальное расстояние от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах составляет: 10 метров при поголовье взрослых (половозрелых) свиней не более 5 голов; 20 метров при поголовье не более 8 голов; 30 метров при поголовье не более 10 голов; 40 метров при поголовье не более 15 голов.

В соответствии с информацией, представленной в материалы дела главным государственным ветеринарным инспектором Поспелихинского, Шипуновского, Новичихинского районов проводилось обследование земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. При обследовании было установлено, что ФИО1 на данном земельном участке занимается содержанием и разведением свиней и птицы. В личном подсобном хозяйстве ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ содержится 160 голов свиней из них 151 свинья в возрасте до 8 месяцев, 9 свиней в возрасте от 8 до 12 месяцев. Таким образом, из имеющихся и содержащихся ФИО1 свиней половой зрелости достигло 9 голов (л.д.10-12, 17-19).

В процессе осмотра комиссией был произведен замер минимального расстояния от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка, в результате которого выявлено, что в северо-западном направлении от угла свиноводческого помещения до границы соседнего участка, на котором расположено жилое помещение по адресу <адрес> составляет 17,7 м.

Таким образом, требования Ветеринарных правил в части соблюдения минимальных расстояний до ближайшего земельного участка ответчиком нарушены.

За нарушение пункта 5 указанных правил ФИО1 постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Главного государственного ветеринарного инспектора привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 10.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ (Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил) (л.д.17).

В судебном заседании главный государственный инспектор Поспелихинского, Шипуновского, Новичихинского, Курьинского районов ФИО10 пояснил, что он в связи с неоднократным поступлением жалоб жителей близлежащих улиц осуществлял осмотр земельного участка, на котором ФИО1 занимается разведением свиней. При этом ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение ветеринарных правил. ФИО1 неоднократно вручалось требование об устранении нарушений ветеринарного законодательства в указанной части, вместе с тем на дату последней проверки ДД.ММ.ГГГГ данное нарушение не устранено.

Такими образом, факт нарушения ответчиком Ветеринарных правил в судебном заседании установлен.

При этом, довод стороны ответчика о том, что количество половозрелых животных может быть уменьшено и тогда нарушение Ветеринарных правил будет устранено, не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку заявленные требования рассматриваются судом на дату рассмотрения дела с учетом всех указанных стороной истца оснований иска, в перечень которых в данном случае входит также нарушение земельного законодательства.

Довод ответчика о том, что нарушение ветеринарных правил в части нехватки двух метров от угла свинарника до ближайшего земельного участка в рамках сельской местности не имеет существенного значения, не основан на положениях закона. Требования Ветеринарных правил распространяются на всю территорию Российской Федерации и не содержат исключений для условий содержания свиней в сельской местности.

Анализируя довод о незаконности использования ФИО1 земельных участков без заключения соответствующего договора, суд приходит к следующему:

Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности – применительно к вопросам исполнения земельного законодательства – возникают у лица из актов государственных органов, которые предусмотрены в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из договоров и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.

Как указано выше правообладателем спорных земельных участков является ФИО3 (л.д.41-43).

Из сведений, представленных администрацией Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края следует, что в книгах похозяйственного учета содержаться данные о личном подсобном хозяйстве ФИО1, осуществляемом по указанному адресу за <данные изъяты> годы, что свидетельствует о продолжительности использования земельных участков в целях личного подсобного хозяйства ФИО1 (л.д.116).

В ходе проверочных мероприятий специалистом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю установлено, что земельный участок с кадастровым номером используется ФИО1 на основании договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, копия договора приобщена к материалам дела (л.д.104,108).

На более ранние периоды использования земельного участка доказательства законности использования суду не представлены.

Земельный участок с кадастровым номером также используется ФИО1, что следует из его объяснений (.<адрес>). Вместе с тем документов, подтверждающих основание использования данного объекта недвижимости, не имеется. Данные документы не представлены в ходе проведения проверки заместителю главного государственного инспектора по использованию и охране земель Поспелихинского района, что следует из акта, представленного по итогам проверки (л.д. 104).

Поскольку использование земельного участка без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов не допускается, суд полагает, что довод стороны истца о наличии факта нарушения земельного законодательства в данной части ФИО1 материалами дела установлен, стороной ответчика доказательств обратному не представлено.

ФИО1 не отрицает факт того, что именно он осуществляет разведение свиней на указанной территории, о чем свидетельствуют также иные письменные доказательства (справки из сельского совета, объяснения ответчика (л.д. 8, 9,12), суд полагает, что действиями ответчика, не являющегося собственником данных земельных участков, допущены установленные в ходе рассмотрения дела нарушения.

Поскольку законом предусмотрена возможность предоставления отсрочки решения суда по заявлению стороны, довод ответчика об отсутствии возможности в зимний период времени перевезти животных на другое место не может быть положен в основу решения суда.

Таким образом, проанализировав совокупность заявленных истцом оснований, свидетельствующих о наличии допущенных ответчиком нарушений земельного законодательства в части нецелевого использования спорных земельных участков, а также в части использования земельных участков без правоустанавливающих документов, разведение поголовья свиней на данных земельных участках без соблюдения Ветеринарных правил, суд полагает, что в связи с подтверждением установленных нарушений в ходе судебного рассмотрения дела, имеются основания для запрета ФИО1 разведения личного подсобного хозяйства на земельных участках с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес>.

При этом наличие заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю о соответствии исследованных образцов воздуха, отобранных около близлежащих к спорным земельным участкам жилых домов, требованиям СанПиН, не может служить основанием к отказу в иске, поскольку исковые требования заявлены в связи с нарушением требований земельного и ветеринарного законодательства (л.д. 122).

На основании ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления неимущественного характера размер госпошлины составляет 300 руб., в связи с чем с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Поспелихинского района Алтайского края удовлетворить.

Запретить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, разведение личного подсобного хозяйства на земельных участках с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: <адрес>.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Пичугина Ю.В.