ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/2013 от 06.03.2013 Павинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-21/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 марта 2013 года в с. Павино Павинский районный суд ... области под председательством судьи Мочаловой Т.А., с участием помощника прокурора ... района ... области ФИО1, представителя ответчика администрации ... сельского поселения ... муниципального района - главы администрации поселения ФИО2, действующего на основании удостоверения от "__"__, третьего лица на стороне ответчика - <..> администрации ... сельского поселения ФИО3,

при секретаре Московкиной Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района в интересах неопределенного круга лиц, законных интересов Российской Федерации и ... сельского поселения ... муниципального района ... к администрации ... сельского поселения ... муниципального района о признании действий главы администрации ... сельского поселения ... муниципального района ... по изданию распоряжения от "__"_____-___ о назначении на должность, заключению трудового договора на муниципальную службу со ФИО3 незаконными, признании распоряжения главы администрации ... сельского поселения ... муниципального района ___-___ от "__"__ о назначении на должность муниципальной службы ФИО4 недействительным и обязании расторгнуть трудовой договор с работником... сельского поселения ФИО3,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор ... района обратился в ... районный суд (...) с указанным иском.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой ... района в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о противодействии коррупции, законодательства о муниципальной службе в администрации ... сельского поселения ... муниципального района, выявлены нарушения норм, регулирующих правоотношения по прохождению муниципальной службы.

Так, согласно распоряжению главы администрации ... сельского поселения ... муниципального района ___-___ от "__"__ на муниципальную службу на должность <..>... сельского поселения поступил ФИО3, имеющий <..> образование.

Между тем, приложением № 1 к Закону Костромской области «О муниципальной службе в Костромской области» от 09.11.2007 года № 210-4-ЗКО установлены «Типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы». Одним из требований к уровню профессионального образования для замещения высших должностей муниципальной службы является высшее профессиональное образование, не менее шести лет муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности. На основании Закона Костромской области от 29.11.2007 года № 227-4-ЗКО «О реестре должностей муниципальной службы в Костромской области» должность заместителя главы администрации относится к высшей группе должностей муниципальной службы.

Кроме того, работодатель при приеме на должность <..>... сельского поселения ФИО3, ( "__"__) не потребовал предъявления сведений о его доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги и несовершеннолетних детей.

Действия главы ... сельского поселения ФИО2 при приеме на муниципальную должность <..> администрации поселения ФИО3 при несоответствии его профессионального образования предъявляемым законом требованиям, а также по неполучению при приеме на муниципальную должность сведений о его доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги, нарушает интересы Российской Федерации, ... сельского поселения, может повлечь принятие ФИО3 некомпетентного решения.

Кроме этого, прием на муниципальную службу ФИО3 нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, которые могли бы быть приняты на муниципальную службу, имея необходимый уровень профессиональной подготовки.

Прокурор просит признать действия главы администрации ... сельского поселения по изданию распоряжения от "__"__, ___-___ о назначении на должность, заключению трудового договора на муниципальную службу со ФИО3 незаконным, а распоряжение не действительным. Обязать главу администрации ... сельского поселения расторгнуть трудовой договор со ФИО3

В судебном заседании помощник прокурора ... района иск поддержал, уточнив при этом требования прокурора таким образом: признать действия главы администрации ... сельского поселения ... муниципального района ... по изданию распоряжения ___-___ от "__"__ о назначении на должность <..>... сельского поселения ... муниципального района ФИО3 незаконными, а распоряжение главы администрации ... сельского поселения ... муниципального района ... от "__"_____-___ о назначении на должность <..> администрации ... сельского поселения ... муниципального района ФИО3 - недействительным. Обязать главу ... сельского поселения устранить допущенные нарушения закона.

Представитель ответчика ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснив, что при приеме на муниципальную службу ФИО3 он руководствовался Положением о муниципальной службе в ... сельском поселении ... муниципального района, утвержденным решением Совета депутатов ... сельского поселения от 24 декабря 2009 года № 323 и должностной инструкцией <..> администрации ... сельского поселения ... муниципального района, утвержденной главой сельского поселения от "__"__. Согласно названным нормативно-правовым актам должность заместителя главы администрации ... сельского поселения отнесена к ведущей группе должностей муниципальной службы, для замещения которой необходимо наличие <..> профессионального образования, которое имеется у ФИО3 Считает, что прием на муниципальную службу ФИО3 вообще был простой формальностью, так как ФИО3 в должности <..>... сельского поселения работает непрерывно с "__"__ года, поэтому имеет большой опыт работы и необходимый муниципальный стаж, с обязанностями <..> справляется. Кроме того, ФИО3 характеризуется как честный, добросовестный, пользующийся доверием и авторитетом в коллективе служащий.

Справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО3 и его супруги при приеме на муниципальную должность в "__"__ года не потребовал в связи с тем, что аналогичная справка была представлена ФИО3 в начале "__"__ года.

ФИО3 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился.

Пояснил по обстоятельствам дела следующее. В должности <..>... сельского поселения работает с "__"__ года. На тот период, для замещения должности <..> администрации ... сельского поселения требовалось <..> профессиональное образование, которое у него имелось, так как он в "__"__ году окончил ... сельскохозяйственный техникум по специальности «<..> и ему присвоена квалификация <..>, работодатель никогда не требовал от него <..> образования.

О том, что при поступлении вновь на муниципальную службу "__"__ необходимо было предоставить справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не знал, справку никто не требовал. Тем более что такие сведения он предоставлял, находясь в должности <..> администрации ... сельского поселения в начале "__"__ года. Сведения находились в его личном деле. Пояснил так же, что если бы его на работе обязали получить <..> образование, то он поступил бы в <..> учебное заведение.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, пояснения третьего лица на стороне ответчика ФИО3, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Материалами дела установлено, что распоряжением главы ... сельского поселения от "__"_____-___ ФИО3, на основании заявления о принятии на работу, принят на муниципальную должность- <..> администрации ... сельского поселения с "__"__, с этого же времени с ним заключён срочный трудовой договор ( л.д. 8-12).

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Костромской области установленным Законом Костромской области от 29.11.2007 года № 227-4-ЗКО (в редакции от 21.12.2011 № 162-5-ЗКО) должность заместителя главы администрации относится к высшей группе должностей.

Типовыми квалификационными требованиями, установленными в приложении № 1 к Закону Костромской области от 09.11.2007 № 210-4ЗКО (в редакции ЗКО от 21.10.2010 № 668-4-ЗКО), к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, устанавливаемыми для замещения высших должностей муниципальных служащих является наличие высшего профессионального образования, не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности.

Однако, Решением Совета депутатов ... сельского поселения ... муниципального района, об утверждении Положения о муниципальной службе в ... сельском поселении ... муниципального района Костромской области № 323 от 24 декабря 2009 года (л.д. 21-28), должность заместителя главы администрации сельского поселения необоснованно отнесена к ведущей группе должностей (л.д. 22)

Согласно п.6 должностной инструкции заместителя главы администрации ... сельского поселения ... муниципального района, утвержденной главой сельского поселения 01.01.2010 года, к должности заместителя главы сельского поселения устанавливаются следующие квалификационные требования:

-среднее профессиональное образование «Государственное и муниципальное управление» или образование, считающееся равноценным и стаж государственной или муниципальной службы на ведущих должностях не менее трех лет (л.д.30), что противоречит п. 3 ч.2 ст. 7 Положения о муниципальной службе в ... сельском поселении, согласно которому, предъявляемые квалификационные требования к уровню профессионального образования для замещения ведущих должностей муниципальной службы: высшее профессиональное образование, не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее трех лет стажа работы по специальности (л.д.23).

Как видно из сведений об образовании ФИО3, он не имеет требуемого для замещения его должности <..> профессионального образования. В "__"__ году окончил ... сельскохозяйственный техникум по специальности <..> и ему присвоена квалификация <..>, что подтверждается копией диплома ___, выданный названным учреждением "__"__ (л.д. 37).

Так же судом установлено, что ФИО3 в нарушении п. 10 ч.3 ст. 16 Федерального Закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также п.п. а, п.3 «Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы ... сельского поселения и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утвержденного Решением Совета депутатов ... сельского поселения ... муниципального района № 326 от 24 декабря 2009 года, при поступлении на должность заместителя главы Павинского сельского поселения в октябре 2012 года не представлены сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что в соответствии п.2 названного Положения является обязанностью гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы (л.д. 64). Какого либо изъятия из данного требования к поступающим на должности муниципальной службы в указанных нормативных актах не имеется.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.13 Федерального Закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также п.15 «Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы ... сельского поселения и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утвержденного Решением Совета депутатов ... сельского поселения ... муниципального района № 326 от 24 декабря 2009 года, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае, в частности, непредставления установленных настоящим Федеральным законом и указанным Положением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (л.д.66).

Доводы представителя ответчика и третьего лица на стороне ответчика о том, что справка о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО3 и его супруги не были предоставлены при поступлении на муниципальную должность заместителя главы администрации ... сельского поселения "__"__ в связи с тем, что аналогичные сведения о доходах ФИО3 были предоставлены в начале "__"__ года, - несостоятельны. Справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО3 и его супруги (л.д. 31-36) предоставлены "__"__ муниципальным служащим ФИО3 по форме согласно Приложения 4, 5, утвержденного Решением Совета депутатов ... сельского поселения от 24 декабря 2012 года № 326 (л.д.79-90), однако, вышеназванным Решением утверждены справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера согласно Приложения 2 и 3, гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы ... сельского поселения его супруги и несовершеннолетних детей (л.д. 67-78).

В силу п.12 ст. 28 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» кадровая работа включает в себя, в том числе, организацию проверки соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены ст. 13 названного закона.

На основании ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных и муниципальных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной сфере.

В соответствии со ст. 6 Закона о противодействии коррупции, профилактика осуществляется путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

Таким образом, ФИО3, как не представивший сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на основании п.9 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п.15 «Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы ... сельского поселения и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утвержденного Решением Совета депутатов ... сельского поселения ... муниципального района № 326 от 24 декабря 2009 года, не мог быть назначен главой администрации ... сельского поселения на должность муниципальной службы, а именно: на должность <..> администрации ... сельского поселения ... муниципального района.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что уточнённые требования прокурора подлежат полному удовлетворению, так как факт несоблюдения главой ... сельского поселения при приёме на работу в качестве <..>... сельского поселения ФИО3, "__"__, установленных законом специальных требований для приема на работу муниципальных служащих, нашёл свое подтверждение при рассмотрении судом настоящего дела. Обжалуемое распоряжение не соответствует действующему законодательству, ограничивает доступ иных граждан, обладающих квалификационными требованиями, к замещению должности <..> главы администрации ... сельского поселения, нарушают права населения ... сельского поселения ... муниципального района на эффективное и компетентное решение вопросов местного значения. Допущенные нарушения закона должны быть устранены.

Согласно п. 9 и п. 19 ст. 333.6 Налогового Кодекса Российской Федерации прокурор- по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление прокурора ... района ... области удовлетворить.

Признать действия главы администрации ... сельского поселения ... муниципального района ... по изданию распоряжения ___-___ от "__"__ о назначении на должность <..> администрации ... сельского поселения ... муниципального района ФИО4 незаконными, а распоряжение главы администрации ... сельского поселения ... муниципального района ... от "__"_____-___ о назначении на должность <..> администрации ... сельского поселения ... муниципального района ФИО3 недействительным.

Обязать главу ... сельского поселения ... муниципального района ... устранить допущенные нарушения закона.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения в Костромской областной суд через Павинский районный суд.

Мотивировочная часть решения изготовлена председательствующим судьёй на компьютере 7 марта 2013 года.

Судья Т. А. Мочалова