ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/2017 от 18.01.2017 Макарьевского районного суда (Костромская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2017 года г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Борисова А.С.,

с участием помощника прокурора Макарьевского района Филиппова Н.М.,

при секретаре Антошкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макарьевского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Макарьевская детская художественная школа имени Ю.М.Фролова» о возложении обязанности в срок до 01.09.2017 оборудовать вход в здание образовательной организации пандусом,

установил:

Прокурор Макарьевского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите прав-инвалидов, установлено, что вход в здание МКУДО «Детская художественная школа города Макарьева» не оборудован пандусами.

Социальной поддержкой инвалидов, в силу статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно требованиям п. 5.2.9, 5.2.12 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утверждена Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605) при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения. Следует применять различный по цвету материал ступеней лестниц и горизонтальных площадок перед ними.

В соответствии с Письмом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 «О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений» на территории административных зданий, в целях обеспечения доступности объектов необходимо кроме прочего приспособить лестницы, которые должны включать закругленные, плотно закрепленные поручни, обратив внимание на то, что для предупреждения инвалидов по зрению о начале лестничного марша необходимо выделить контрастным цветом (желтым или белым) нижнюю и верхнюю ступени.

В нарушение указанных требований вход в здание МКУДО ««Макарьевская детская художественная школа имени Ю.М.Фролова» не оборудован пандусами, что нарушает права маломобильных групп населения, в том числе, несовершеннолетних, на получение дополнительного образования в комфортных условиях. Прокуратурой района по данному факту 14.08.2015 главе администрации Макарьевского муниципального района внесено представление, вместе с тем, до настоящего времени надлежащие меры к устранению указанных нарушений образовательной организацией не приняты.

В судебном заседании помощник прокурора Макарьевского района Филиппов Н.М., заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика директор МКУДО «Макарьевская детская художественная школа имени Ю.М. Фролова» ФИО1 в судебном заседании считала исковые требования обоснованными. Пояснила, что в 2017 году школа участвует в программе «Доступная среда». В рамках этой программы в ноябре 2017 года планируется приобрести переносные пандусы, для устранения препятствий для доступа инвалидов-колясочников в здание образовательного учреждения.

Представитель третьего лица - администрации Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО2, считала требования прокурора Макарьевского района не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что здание МКУДО «Макарьевская детская художественная школа имени Ю.М. Фролова», расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» от 30.12.1993 № 598 отнесено к объектам культурного наследия регионального значения, и что в период с 1990 года по настоящее время реконструкция данного здания не проводилась.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Согласно требованиям п. 5.2.9 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что вход в здание МКУДО «Макарьевская детская художественная школа имени Ю.М. Фролова» имеет перепад высоты и не оборудован пандусом, что нарушает права маломобильных групп населения, в том числе несовершеннолетних, на получение дополнительного образования в комфортных условиях.

В связи с чем требования прокурора о возложении обязанностей на МКУДО «Макарьевская детская художественная школа имени Ю.М. Фролова» в срок до 01.09.2017 оборудовать вход в здание образовательной организации пандусом являются обоснованными и подлежат удовлетворения в полнм объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Макарьевская детская художественная школа имени Ю.М.Фролова» в срок до 01.09.2017 оборудовать вход в здание образовательной организации пандусом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна. Судья А.С. Борисов

В окончательной форме решение принято 20.01.2017