ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/2017 от 25.04.2017 Аяно-майского районного суда (Хабаровский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2017 года <адрес>

<адрес>

Аяно-Майский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Хабаровского районного суда <адрес>ФИО6, исполняющего обязанности судьи Аяно-Майского районного суда <адрес>,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием представителя истца помощника прокурора <адрес>ФИО2 (по доверенности),

представителей ответчика Межпоселенческого муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района ФИО4 (по доверенности), ФИО3 (по доверенности),

представителя третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес>, Межпоселенческому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района о возложении обязанности разработать паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Аяно-Майский районный суд <адрес> с иском к Межпоселенческому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района о возложении обязанности разработать паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – склада горюче-смазочных материалов и автозаправочной станции, расположенных на берегу Бухты Аянской <адрес>, по форме, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

Свои исковые требования обосновывает тем, что в хозяйственном ведении ММУП «Коммунальник» в селе Аян находятся:

один резервуар с горюче-смазочными материалами емкостью 1000 куб.м.;

три резервуара с горюче-смазочными материалами емкостью 63 куб.м.;

один резервуар с горюче-смазочными материалами емкостью 25 куб.м.;

автозаправочная станция, расположенная на берегу Бухты Аянской <адрес>.

Паспорт безопасности на вышеперечисленные объекты отсутствует.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно п.13 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с ч.1, 2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации.

Поскольку неисполнение ММУП «Коммунальник» требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" влечет возможность причинения в будущем неопределенному кругу лиц, находящихся в зоне этих объектов, истец просит суд о возложении на ответчика обязанности разработать паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – склада горюче-смазочных материалов и автозаправочной станции, расположенных на берегу Бухты Аянской <адрес>.

Определением Аяно-Майского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Аяно-Майского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 на удовлетворении заявленного иска настаивал и, поддержав изложенные в иске обстоятельства, просил суд его удовлетворить в полном объеме. Пояснил суду, что категорирование объекта ТЭК в зависимости от степени его потенциальной опасности, оценка достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта ТЭК при террористических угрозах не осуществлялись. Спорный объект ТЭК в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию не включен.

Представитель ММУП «Коммунальник» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что исковые требования он не признает, так как на донном объекте находятся также резервуары принадлежащие иным лицам, а так же по той причине, что объем ГСМ хранящийся на объекте составляет менее 1000 тонн.

Представитель ММУП «Коммунальник» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что исковые требования она не признает, так как указанные в исковом заявлении объекты хотя и переданы ММУП «Коммунальник» на праве хозяйственного ведения, но данное право официально не зарегистрировано и обязанность по оформлению паспорта безопасности должна быть возложена на собственника, т.е. на администрацию Аяно-Майского муниципального района <адрес>.

Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес>ФИО5 в судебном заседании полагала иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Администрация Аяно-Майского муниципального района <адрес>, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания своего представителя в суд не направила, о причинах неявки суд не уведомила, о рассмотрении дела в ее отсутствии не просила. В судебное заседание представлены возражения на исковое заявление в котором администрация Аяно-Майского муниципального района <адрес>, исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, так как администрация Аяно-Майского муниципального района <адрес> не является надлежащим ответчиком по настоящему делу в связи с тем, что:

указанные в иске объекты топливно-энергетического комплекса не являются объектами недвижимости, так как не зарегистрированы в ЕГРП в качестве единого недвижимого комплекса, не состоят на кадастровом учете и представляют собой совокупность движимых вещей;

объекты топливно-энергетического комплекса переданы ММУП «Коммунальник», на которое возложена обязанность по оформлению паспорта безопасности.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" под объектами топливно-энергетического комплекса понимаются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения

В силу положений ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", антитеррористической защищенностью объекта топливно-энергетического комплекса является состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на: предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.

Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций (п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что собственником склада горюче-смазочных материалов и автозаправочной станции, расположенных на берегу Бухты Аянской <адрес> является администрация Аяно-Майского муниципального района <адрес>, а право хозяйственного ведения принадлежит ММУП «Коммунальник», что подтверждается распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение ММУП «Коммунальник»».

Как следует их Акта приема-передачи объектов культурно-досугового и коммунально-бытового назначения, являющего приложением к распоряжению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, АЗС <адрес>, район Бухты, а также один резервуар емкостью 1000 куб.м., два резервуара емкостью 750 куб.м. и два резервуара емкостью 63 куб.м., приняты на баланс ММУП «Коммунальник».

Суд не может согласиться с доводами администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> о том, что она не является надлежащим ответчиком по настоящему делу в связи с тем, что объекты топливно-энергетического комплекса переданы ММУП «Коммунальник», поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Из распоряжений комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ действительно следует, что администрация Аяно-Майского муниципального района <адрес> передала АЗС (вместе с резервуарами ) в с Аян в хозяйственное ведение ММУП «Коммунальник», однако ни указанные распоряжения, ни другие документы не содержат сведений о том, что объекты топливно-энергетического комплекса передавались собственником с паспортом безопасности.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что элементы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса должны создаваться за счет и силами организации, на праве хозяйственного ведения которой они находятся, либо о том, что собственник этих объектов передает полномочия по созданию такой защиты.

Напротив, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст.12 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ обязанность по осуществлению комплекса специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций возложена на субъектов топливно-энергетического комплекса, к которым относятся физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса (п. 13 ст.2).

Из материалов дела усматривается, что администрация Аяно-Майского муниципального района <адрес> и ММУП «Коммунальник», эксплуатируя и осуществляя обслуживание топливно-энергетического комплекса – склада горюче-смазочных материалов и автозаправочной станции, расположенных на берегу Бухты Аянской <адрес>, не разработало и не утвердило паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с ч.2 ст.8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.7 указанного Федерального закона.

Из буквального толкования указанной нормы права следует, что паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса должен составляться при наличии одновременно двух оснований:

1) результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности;

2) оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, в силу чего обязанность доказать наличие фактических обстоятельств предусмотренных ч.2 ст.8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ возложена на истца. Истцом каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии соответствующих результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности и об оценке достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах суду не представлено.

Кроме того, факты некатегорирования объекта и отсутствия оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах, признаны представителями сторон. В силу ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Согласно частям 4 и 5 ст.5 вышеуказанного Федерального закона перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Исходные данные для проведения категорирования объекта ТЭК перечислены в п.2 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 459. Истцом не сообщено суду о наличии исходных данных для проведения категорирования спорного объекта и не представлено доказательств их наличия.

В судебном заседании установлено, что определение показателей критериев категорирования спорного объекта, с использованием значений, определенных в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не осуществлялось.

По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

Спорный объект ТЭК, в порядке определенном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1107 "О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса", в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, в качестве объекта топливно-энергетического комплекса, которому присвоена категория по степени потенциальной опасности не включен.

Судом при рассмотрении дела было установлено, что до настоящего времени объект топливно-энергетического комплекса – склад горюче-смазочных материалов и автозаправочной станции, расположенных на берегу Бухты Аянской <адрес> в утвержденный в установленном законом порядке перечень объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории <адрес>, подлежащих категорированию, не включен, что прокурором не оспаривается.

Таким образом, на администрацию Аяно-Майского муниципального района <адрес> и ММУП «Коммунальник» не может быть возложена обязанность по составлению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, поскольку отсутствуют обязательные предусмотренные законом оснований для его составления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес>, Межпоселенческому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района о возложении обязанности разработать паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – склада горюче-смазочных материалов и автозаправочной станции, расположенных на берегу Бухты Аянской <адрес>, по форме, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Аяно-Майский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/

Копия верна: Судья ФИО6