ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/2017 от 27.06.2017 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-21/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Ключиковой Ю.С.

при секретаре Колесниковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Черногорск Газ» о возложении обязанности произвести действия, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Черногорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Черногорск Газ» ( с учетом уточнения иска от 27.06.2017) о возложении обязанности в срок до 31.12.2017 провести диагностику и освидетельствование групповых установок, расположенных в ***

выполнить диагностику и освидетельствование наружных газопроводов по адреса ***

заключить договоры обязательного страхования риска ответственности за причинение вреда в результате аварии на следующие объекты повышенной опасности:

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора *** от 05.02.2015 заключенного к Комитетом по управлению имуществом г. Черногорск ООО «Черногорск Газ» переданы в безвозмездное пользование объекты газоснабжения (групповые установки и наружные газопроводы) в том числе на групповые установки и наружные газопроводы до отключающего устройства на вводах в дома и нежилые здания, расположенные на территории МО г. Черногорск. Согласно п. 3.2.2 указанного договора ссудополучатель (ООО «Черногорск Газ») обязан нести бремя содержания имущества, в том числе нести бреема расходов по содержанию техническому обслуживанию. И эксплуатации имущества, производить текущий ремонт капитальный ремонты, диагностику и освидетельствование имущества, согласно действующему законодательству. В результате проверки установлено, что в нарушение ст. 9, 13 Закона № 116-ФЗ а так же п. 411 подп. 6 Правил № 116 резервуарные установки, расположенные по выше указанным адресам отработали расчетный срок службы. Экспертиза промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением не проведена. При проверке технической документации на подземные газопроводы так же выявлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства. В нарушение «Правил безопасности для объектов использующих сжиженные углеродные газы» утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 558 подземные газопроводы по выше указанным адресам отработали нормативный срок службы. Экспертиза промышленной безопасности газопроводов не проведена. В нарушение ст. 11 Закона № 116-ФЗ, а так же п. 6а «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 ответчиком не заключен договор обязательного страхования риска ответственности за причинение вреда в результате аварии на установки резервуарные №3-11, указанные выше. Указанные нарушение свидетельствуют о нарушении обществом мер, направленных на безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности, что в свою очередь может угрожать жизни и здоровью граждан. Устранения данных нарушений прокурор потребовал в представлении вынесенном 17.03.2016 директору ООО «Черногорск газ» Ответчиком в удовлетворении требований прокурора было отказано.

Определением от 27.06.2017 производство по делу в части иска прокурора г. Черногорска к Администрации города Черногорска и Комитету по управлению имуществом города Черногорска прекращено, в связи с отказом от иска.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Фетисова О.Н. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям. Просила исключить из списка групповых установок и газопроводов те, по которым Решением Арбитражного суда РХ от 17 марта 2017 г. на ответчика уже возложена обязанность провести диагностику и освидетельствование.

Представитель ООО «Черногорск Газ» Можарова Т.Ю., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать, так как договоры обязательного страхования риска ответственности за причинение вреда в результате аварии на следующие объекты повышенной опасности в отношении установок резервуарных заключены, данные резервуарные установки № 3-11 разделены на две группы и застрахованы. Просила учесть, что решением Арбитражного суда РХ от 17.03.2017 на ООО «Черногорск Газ» уже возложена обязанность по диагностике и освидетельствованию наружных газопроводов и групповых установок. Так же просила учесть, что по некоторым установкам заявленным истцом срок проведения диагностики еще не наступил. Так же считает, что данная обязанность на ООО «Черногорск Газ» возложена не основательно, так как данные установки должны были быть переданы собственникам многоквартирных домов и обслуживаться управляющими компаниями. Расходы по проведению диагностики в тариф на ресурс не заложены.

Представители Администрации города Черногорска Соломачев Э.В. и Комитета по управлению имуществом г. Черногорска Артемьев А.Р. действующие на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержали.

Представитель третьего лица на стороне истца Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела надлежащим образом был извещен. суд считает возможным в силе ст. 167 ч. 3 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Выслушав доводы помощника прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Статья 689 ч. 1 ч. 2 ГК РФ предусматривает, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.

В силу ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Постановлением Администрации города Черногорска от 31.07.2014 № 2028-п ООО «Черногорск газ» представлено в безвозмездное пользование без проведения торгов в порядке муниципальной преференции имущество, в том числе групповые установки и наружные газопроводы до отключающего устройства на вводах в дома для поставки гражданам г. Черногорск сжиженного газа для бытовых нужд.

05.02.2016 между Комитетом по управлению имуществом города Черногорска и ООО «Черногорск газ» был заключен договор безвозмездного пользования № 146 по условиям которого ссудополучатель принял во временное пользование муниципальное имущество, в том числе групповые установки и наружные газопроводы до отключающего устройства на вводах в дома балансовая стоимость которого составила 9493194 руб. В приложении № 1 стороны определили перечень передаваемого имущества. Пункт 3.2.2 договора предусматривает, что ссудополучатель - ООО «Черногорскгаз» несет бремя содержания имущества, в том числе, несет расходы по содержанию и техническому обслуживанию и эксплуатации имущества, производит текущий, капитальные ремонты, диагностику и освидетельствование имущества, согласно действующему законодательству.

Согласно частям 1 и 2 ст. 2Федеральный Закон № 116-ФЗ от 21.07.1997 О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В приложении № 1 к названному Закону указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в том числе воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Статья 9 ч. 1 выше указанного Федерального Закона предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

Положениями ч. 1 ч. 2 ч. 3 ст. 13 данного закона предусмотрено, что Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Как следует из представленной прокуратурой г. Черногорска материалов проверки резервуарные установки отработали расчетный срок службы, экспертиза промышленной безопасности сосудов работающих под давление не проведена. Срок проведения такой экспертизы на момент рассмотрения дела истек.

При проверке технической документации на подземные газопроводы так же выявлено, что в нарушение п. 56 «Правил безопасности для объектов использующих сжиженные углеводородные газы» утвержденных Приказом Ростехнадзорпа от 21.11.2013 от 558 диагностирование подземных газопроводов должно производиться по истечении срока эксплуатации, установленного изготовителями, но не более 20 лет для технических устройств ; 30 лет для газопроводов.

Из представленных прокурором г. Черногорска документов о сроках ввода в эксплуатацию и сроках проведения диагностики следует, срок проведения диагностики, и освидетельствования групповых установок на момент рассмотрения дела истек по адресам ***. Так же на момент рассмотрения дела наступил срок на проведение диагностики и освидетельствования наружных газопроводов по адреса ***

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 марта 2017г. вынесенного по иску Комитета по управлению имуществом г. Черногорска к ООО «Черногорск газ», постановлено обязать ООО «Черногорск газ» в срок 60 дней с момента вступления в законную силу решения провести диагностику и освидетельствование групповых установок расположенных в ***, провести диагностику и освидетельствование наружных газопроводов до отключающего устройства на вводах в дома, расположенных в *** Данным решением установлено, что в силу договора № 146 от 05.02.2016 обязанность проведения данных мероприятий лежит на ответчике. Данное решение имеет для суда преюдициальное значение в силе ст. 61 ч. 3 ГПК РФ

По мнению суда, неисполнение ответчиком обязанности по диагностике и освидетельствованию выше указанных объектов повышенной опасности создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, у суда имеются все основания возложить на ООО «Черногорск газ» обязанность по проведению диагностики и освидетельствования групповых установок и газопроводов до отключающего устройства на вводах по адресам, не указанным в решении Арбитражного суда РХ и по которым такой срок истек в 2016. Групповые установки и газопроводы по адресам, заявленным прокурором, по которым срок диагностики и освидетельствования наступает в 2017 годы - не подлежат включению в это перечень, так как в отношении данного оборудования обязательства ответчика по договору от 05.02.2016 не являются просроченными до 31.12.2017г.

Подлежат отклонению доводы представителя ответчика о том, что данное имущество, относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, поскольку из материалов дела и объяснений участвующих в деле лиц, следует, что на основании заключенного с Администрацией г. Черногорска договора безвозмездного пользования владельцем ОПО является именно ООО «Черногорск Газ», а не собственники жилых помещений или управляющие компании.

Договор безвозмездного пользования от 05.02.2016 предусматривает, что ссудополучатель так же обязан застраховать опасные производственные объекты обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда третьим лицам в результате аварии. ( п. 3.2.11)

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 225№ ФЗ от 27.07, 2010 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» дИз материалов дела следует, что ООО «ЧерногорскГаз» заключены договоры страхования на резервуарные установки с регистрационными номерами ***, *** (страховые полисы серия 111 ***, серия 111 ***).

Ссылаясь на то, что в приложениях к страховым полисам в разделе «Местонахождение ОПО» перечислены все 36 адресов, по которым территориально расположены все 11 резервуарных установок, представитель ответчика утверждал, что обязанность по страхованию исполнена, а доводы административного органа о необходимости наличия отдельного договора страхования на каждый ОПО являются необоснованными.

Однако данная позиция не может быть признана правомерной по следующим мотивам.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона страховая сумма по договору обязательного страхования для ОПО, владельцем которых является ООО «Черногорск Газ», составляет 10 миллионов рублей, при этом под страховой суммой понимается денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести страховые выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования (п. 8 ст. 2 Закона).

Страховая сумма по двум заключенным ООО «Черногорск Газ» договорам страхования в отношении всех 11 ОПО составляет 20 миллионов рублей (10 миллионов по каждому полису), тогда как в соответствии с указанными выше требованиями закона для 11-ти ОПО общая страховая сумма должна составлять 110 миллионов рублей.

Таким образом, требования прокурора г. Черногорска о возложении на ООО «Черногорск газ» обязанности заключить договоры обязательного страхования риска ответственности за причинение вреда в результате аварии объекты повышенной опасности и на все резервуарные установки № 3 по № 11 подлежат удовлетворению.

На основании ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 6000 руб.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст. 193-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г. Черногорска удовлетворить частично.

Обязать ООО «Черногорск Газ» в срок до 31.12.2017 провести диагностику и освидетельствование групповых установок, расположенных в ***

выполнить диагностику и освидетельствование наружных газопроводов по адреса ***

заключить договоры обязательного страхования риска ответственности за причинение вреда в результате аварии на следующие объекты повышенной опасности:

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***;

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

установка резервуарная *** г. Черногорск рег. № ***

Взыскать с ООО «Черногорск Газ» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.

В остальной части иска Прокурору города Черногорска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2017г.

Судья