ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/2018 от 20.03.2018 Залесовского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-21/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2018 г. с.Залесово

Залесовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Гайдабура В.М.,

при секретаре Микушиной Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Залесовского района Алтайского края Борвих С.К.,

истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3,

представителей ответчиков ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Залесовского района Алтайского края в интересах ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО3 к Администрации Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края, Администрации Залесовского района Алтайского края об обязании организации водоснабжения, снабжения питьевой водой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Залесовского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО3 к Администрации Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края, Администрации Залесовского района Алтайского края об обязании организации водоснабжения, снабжения питьевой водой, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Залесовского района проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении в деятельности Администрации Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края в связи с обращением граждан проживающих по <адрес> по вопросу отсутствия надлежащего водоснабжения их домов. На основании Соглашения «О передаче органам местного самоуправления сельских поселений, осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Залесовский район Алтайского края на 2018 год» от ДД.ММ.ГГГГ услугами по водоснабжению граждан с.Шатуново занимается Администрация Шатуновского сельсовета. Вместе с тем, проверкой установлено, что расстояние до ближайшей водозаборной колонки, расположенной по <адрес> до домов, где проживают заявители, составляет более 100 метров, что превышает вышеуказанные нормативы. Централизованное и нецентрализованное водоснабжение по <адрес> отсутствует. Таким образом, переданные полномочия надлежащим образом не исполняются, ввиду чего Администрация Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края обязана организовать возможность надлежащего водоснабжения домов заявителей, в том числе с участием органа, передавшего данные полномочия в соответствии с Соглашением для выделения денежных средств для реализации указанной функции. По фактам данных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении в адрес Администрации Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края. Указанное представление рассмотрено. В ответе на представление указано, что Администрацией Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края в адрес Администрации Залесовского района Алтайского края направлено ходатайство о содействии и принятии мер по устранению причин и условий способствующих выявленным нарушениям. Указанная ситуация нарушает санитарно-эпидемиологические права жильцов домов по <адрес> на пользование услугой по водоснабжению и подлежит устранению.

С учетом изложенного прокурор Залесовского района просит суд обязать Администрацию Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края организовать водоснабжение, снабжение питьевой водой ФИО1, проживающего в <адрес> по адресу: <адрес>, ФИО6, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО7, проживающей по адресу: <адрес>, ФИО3, проживающего по адресу: <адрес> с учетом требований СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденные Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения; обязать Администрацию Залесовского района профинансировать в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение переданных по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ полномочий Администрацией Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края; в соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

Согласно уточненного искового заявления прокурор просил суд: обязать Администрацию Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края организовать водоснабжение, снабжение питьевой водой ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО6, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО7, проживающую по адресу: <адрес>, ФИО3, проживающего по адресу: <адрес> путем строительства водозаборной колонки, до его завершения организовать подвоз воды с учетом требований СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденные Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения; обязать Администрацию Залесовского района профинансировать в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение переданных по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ полномочий Администрацией Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края; в соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для строительства водозаборной колонки, организовать подвоз воды с момента вступления решения суда в силу; по вступлению решения суда в законную силу направить исполнительный лист в службу судебных приставов для исполнения.

В судебном заседании помощник прокурора Борвих С.К. просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании поддержали иск прокурора и просили его удовлетворить.

По просьбе истцов ФИО6, ФИО7 дело рассмотрено в их отсутствие, о времени и месте судебного заседания они извещены надлежаще, об отложении не заявляли.

Представитель ответчика Администрации Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края ФИО4 не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что для строительства водоразборной колонки, прокладки водопровода, разработки проектно-сметной документации и других видов работ понадобится срок около шести месяцев с момента финансирования данных работ. Ранее в бюджет были запланированы денежные средства для обеспечения водой истцов, однако из-за большой аварии летом 2017 без воды осталось много жителей <адрес>, поэтому выделенные денежные средства были вынуждены потратить на устранение последствий аварии. В настоящее время Администрацией Шатуновского сельсовета предприняты меры для осуществления подвоза воды на <адрес>. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 иск не признала, пояснив, что ширина ул.<адрес> не позволяет произвести прокладку водопровода, по обеим сторонам улицы идут линии электропередач, а сама дорога по этой улице находится в собственности ДРСУ и ее никто не разрешит перекапывать. Относительно организации подвоза воды пояснила, что по той себестоимости подвоза, которую она просчитала, подвоз воды будет стоить дорого, таких денег в бюджете сельсовета нет.

Представитель ответчика Администрации Залесовского района Алтайского края ФИО5 также не возражал против удовлетворения иска, пояснив, что обязанность по финансированию обеспечения водой истцов возложена на Администрацию Залесовского района. Для финансирования водообеспечения необходимо изыскать денежные средства, возможно принять участие в какой-то программе, это возможно сделать только к концу 2017. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 пояснил, что не согласен с исковыми требованиями прокурора, так как он сам выезжал на <адрес> и видел, что построить водопровод и колонку на этой улице не представляется возможным.

С учетом мнения явившихся в судебное заседание сторон и их представителей, а также в соответствии с требованиями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считал возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав доводы и пояснения сторон и их представителей, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

По смыслу пункта 4 части 1, части 3 и части 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с преамбулой Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона РФ, при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В силу ст. 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение – это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с пунктом «а» части 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года, потребителю в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием Залесовский район Алтайского края и муниципальным образованием Шатуновский сельсовет Залесовского района Алтайского края заключено Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения (далее – Соглашение), которое действует до настоящего времени.

В соответствии с п.5 Соглашения муниципальное образование Шатуновский сельсовет Залесовского района Алтайского края осуществляет полномочия, в том числе, по организации водоснабжения в границах поселения, на решение которых передаются межбюджетные трансферты с уровня муниципального района.

Согласно перечня полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Залесовский район Алтайского края, передаваемых органам местного самоуправления муниципальным образованиям поселений района Шатуновскому сельсовету выделены межбюджетные трансферты на организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в размере 67000 рублей.

Судом так же установлено, что истцы ФИО1, проживает по адресу: <адрес>, ФИО6, проживает по адресу: <адрес>, ФИО2, проживает по адресу: <адрес>, ФИО7, проживает по адресу: <адрес>, ФИО3, проживает по адресу: <адрес>. В указанных жилых помещениях истцы проживают и владеют ими на праве собственности.

В соответствии с п.9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п.73 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – Правила), забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п.74 Правил, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Залесовского района проведена проверка соблюдения действующего законодательства исполнения законодательства о водоснабжении в деятельности Администрации Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края в связи с обращением граждан проживающих по <адрес> по вопросу отсутствия надлежащего водоснабжения их домов.

На основании Соглашения «О передаче органам местного самоуправления сельских поселений, осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования <адрес> на 2018 год» от ДД.ММ.ГГГГ услугами по водоснабжению граждан <адрес> занимается Администрация Шатуновского сельсовета.

Согласно п. 11.19 СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденные Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14 радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.

Аналогичные требования к радиусу действия водозаборной колонки закреплены в п. 8.20. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

Вместе с тем, проверкой установлено, что расстояние до ближайшей водозаборной колонки, расположенной по <адрес> до домов, где проживают заявители, составляет более 100 метров, что превышает вышеуказанные нормативы. Централизованное и нецентрализованное водоснабжение по <адрес> отсутствует.

По фактам данных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении в адрес Администрации Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края.

Указанное представление рассмотрено. В ответе на представление указано, что Администрацией Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края в адрес Администрации Залесовского района Алтайского края направлено ходатайство о содействии и принятии мер по устранению причин и условий способствующих выявленным нарушениям.

Таким образом, переданные полномочия надлежащим образом не исполняются, ввиду чего Администрация Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края обязана организовать возможность надлежащего водоснабжения домов заявителей, в том числе с участием органа, передавшего данные полномочия в соответствии с Соглашением для выделения денежных средств для реализации указанной функции.

Указанная ситуация нарушает санитарно-эпидемиологические права жильцов домов № по <адрес> на пользование услугой по водоснабжению и подлежит устранению.

Поскольку отсутствие водоразборной колонки по <адрес> в радиусе более 100 метров от домов истцов нарушает права последних на удовлетворение жизненно важных потребностей в питьевой воде, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, суд находит требования прокурора о возложении обязанности организовать водоснабжение ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО6, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО7, проживающую по адресу: <адрес>, ФИО3, проживающего по адресу: <адрес> путем строительства водозаборной колонки, до его завершения организовать подвоз воды с учетом требований СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденные Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, основываясь на положениях п.5 Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым на решение вопросов по организации водоснабжения Шатуновскому сельсовету должны передаваться межбюджетные трансферты с уровня муниципального района, а выделенных в <данные изъяты> межбюджетных трансфертов в размере 67000 рублей на исполнение решения суда явно недостаточно, суд считает необходимым обязать Администрацию Залесовского района Алтайского края осуществить финансирование указанных мероприятий за счет бюджета муниципального образования Залесовский район Алтайского края путем перечисления Администрации Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края необходимой на проведение данных мероприятий суммы межбюджетных трансфертов.

Кроме того, с учетом положений ст.206 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить срок исполнения настоящего решения.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время какой-либо план или схема водопровода на территории Шатуновского сельсовета отсутствует. Также, в настоящее время отсутствует и какая-либо проектно-сметная, техническая документация, не изучен вопрос наличия технической возможности прокладки водопровода на <адрес> и по ней, не рассмотрен вопрос возможности подключения системы водопровода (при его монтаже) по <адрес> к уже существующей системе водопровода в <адрес>, не исследован и вопрос относительно поиска новых источников питьевого водоснабжения, использования уже имеющихся на территории <адрес>, не разрабатывался и вопрос экономической эффективности обустройства системы водопровода. При таких обстоятельствах суд считает иск прокурора в данной части подлежащим удовлетворению частично, поскольку на момент рассмотрения настоящего иска все вышеуказанные вопросы по существу не разрешены, что в дальнейшем может сделать невозможным исполнение решения суда в этой части.

Судом установлено, что для разработки всех указанных вопросов, в том числе и для монтажа системы водопровода, для финансирования данных мероприятий, проведения конкурсов и другого, с учетом времени года исполнения монтажа водопровода ответчикам необходимо определенное время. Однако, рассмотрение указанных вопросов не должно ставить жителей <адрес> в затруднительное положение относительно их водоснабжения, в связи с чем, подвоз воды истцам и другим жителям <адрес> должен быть организован непосредственно после вступления настоящего решения в законную силу.

Учитывая объем работ, а также процедуру, установленную Федеральным законом РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», климатические условия региона и руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 1 декабря 2018 года.

Доводы представителей ответчиков о невозможности строительства водопровода, об отсутствии денежных средств, о большой стоимости организации подвоза воды на <адрес> суд признает не состоятельными, поскольку они противоречат требованиям вышеуказанных нормативно-правовых актов.

В силу положений ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчиков государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Залесовского района Алтайского края –удовлетворить.

Обязать Администрацию Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края организовать водоснабжение, снабжение питьевой водой ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО6, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО7, проживающую по адресу: <адрес>, ФИО3, проживающего по адресу: <адрес> путем строительства водозаборной колонки, а до его завершения с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать подвоз воды с учетом требований СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденные Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

Обязать Администрацию Залесовского района Алтайского края осуществить финансирование в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнения указанных мероприятий, переданных по соглашению от 22.12.2017 полномочий Администрацией Шатуновского сельсовета Залесовского района Алтайского края.

Установить срок для исполнения решения суда до 01 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца через Залесовский районный суд Алтайского края со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 20 марта 2018 года.

Председательствующий: В.М. Гайдабура

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>