Дело № 2-21/2018
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2018 года Красноярский край
город Игарка
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Безруковой О.В.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
с участием заместителя прокурора г. Игарки Шульгина М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопоисковому заявлению прокурора Северо-Енисейского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Линк» о признании незаконным действия по приему платежей от физических лиц с использованием платежных терминалов без выдачи кассового чека и запрете принимать платежи от физических лиц с использованием платежных терминалов до устранения нарушений путем организации выдачи кассовых чеков при осуществлении платежа,
у с т а н о в и л:
Прокурор Северо-Енисейского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Линк» о признании незаконным действия по приему платежей от физических лиц с использованием платежных терминалов без выдачи кассового чека и запрете принимать платежи от физических лиц с использованием платежных терминалов до устранения нарушений путем организации выдачи кассовых чеков при осуществлении платежа. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Северо-Енисейского района проведена проверка налогового законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов. В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Линк» использует в своей деятельности платежные терминалы, принадлежащие на праве собственности и расположенные в <адрес> по адресам: <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес>, магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>». После приема платежей от физических лиц платежные терминалы не оформляют кассовые чеки, что свидетельствует о неприменении контрольно-кассовой техники. Приведенные незаконные действия ответчика нарушают права неопределенного круга лиц на получение достоверных сведений о проведенных операциях с использованием платежных терминалов. Просит признать незаконным действия ООО «Линк» по приему платежей от физических лиц с использованием платежных терминалов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес>, магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», без выдачи кассового чека, подтверждающего осуществление финансовой операции; запретить ООО «Линк» принимать платежи от физических лиц с использованием платежных терминалов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес>, магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», до устранения нарушений путем организации выдачи кассовых чеков при осуществлении платежа (л.д. 4-6).
Заместитель прокурора г. Игарки Шульгин М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2, занимающий должность директора ООО «Линк», в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил (л.д. 62).
Из представленных ООО «Линк» возражений против исковых требований видно, что ответчик с заявленными исковыми требованиям не согласен, поскольку платежные терминалы в <адрес> по адресам: <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес>, магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», отключены и не работают с 12.02.2018 года. На основании договора от 01.02.2018 года ООО «Линк» в срок до 15.02.2018 года обязано отключить терминалы и в срок до 28.02.2018 года вывезти их из занимаемых помещений. Считает, что на дату рассмотрения искового заявления общество не нарушает действующее законодательство о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов, так как не использует в своей деятельности платежные терминалы, которые демонтированы и вывезены на основании соглашения от 12.02.2018 года. Просит в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 42, 89).
Представитель третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела инспекция извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайство об отложении слушания дела не представила (л.д. 70-71).
Определением от 07.02.2018 года Игарского городского суда Красноярского края к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО «Норд» и ФИО3 (л.д. 19).
Представитель третьего лица ООО «Норд» ФИО4 и третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явились. О месте и времени слушания дела извещены, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайства об отложении слушания дела не представили (л.д. 68-69, 76).
В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, определили порядок защиты процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями части 3 статьи 167, статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что заявление подано прокурором в защиту гарантированных государством прав граждан на получение достоверной информации о проведенных операциях с использованием платежных терминалов.
Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Как следует из ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
На основании ч. 13 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: адреса места приема платежей; наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; наименования поставщика; реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; способов подачи претензий; номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.
В соответствии с п.п. 1-4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; прием денежных средств, вносимых плательщиками; печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
В силу ч. 12 ст. 4, ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 103-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.), платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал, обязаны: использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.
Требования к контрольно-кассовой технике установлены ст. 4 указанного Федерального закона № 54-ФЗ.
В силу ст. 5 Федерального закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа - кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); общую сумму принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом (ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ).
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Линк» зарегистрировано в качестве юридического лица и постановлено на учет в налоговом органе. Согласно Устава целями общества являются удовлетворение общественных потребности в предоставляемых обществом товарах и услугах, извлечение прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности. При этом виды деятельности, входящие в предмет деятельности общества, осуществляются в соответствии с действующим законодательством (п.п. 2.1-2.3 Устава) (л.д.46-47).
В ходе проведенной прокуратурой Северо-Енисейского района проверки налогового законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов выявлено, что ООО «Линк» использует в своей деятельности платежные терминалы, осуществляющие прием от плательщика денежных средств в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица платежного агента), принадлежащие на праве собственности и расположенные в <адрес> по адресам:: <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес>, магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>». При таких обстоятельствах, ООО «Линк» является оператором по приему платежей.
Из приведенных норм следует, что оператор платежей обязан при приеме платежей через платежный терминал оборудовать его контрольно-кассовой техникой и обеспечить выдачу кассового чека, подтверждающего осуществление операции.
Вместе с тем, ответчиком данная обязанность не выполнена, так как после приема платежей от физических лиц платежные терминалы не оформляют кассовые чеки, что свидетельствует о неприменении контрольно-кассовой техники. Приведенные незаконные действия ответчика нарушают права неопределенного круга лиц на получение достоверных сведений о проведенных операциях с использованием платежных терминалов.
Таким образом, ООО «Линк» допущены нарушения совокупности требований Федеральных законов от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Использование агентом платежных терминалов с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), а также прямо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами платежного терминала, поскольку многофункциональное значение совокупности норм Федеральных законов №№ 103-ФЗ и 54-ФЗ направлено, в том числе, на непосредственную защиту прав потребителей.
Доводы представителя ответчика ФИО2 о том, что платежные терминалы демонтированы и вывезены из занимаемых помещений во исполнение соглашения от 12.02.2018 года о расторжении договора, являются необоснованными, поскольку по состоянию на 19.03.2018 года платежные терминалы ответчиком не демонтированы, из помещений указанных магазинной не вывезены, что подтверждается представленными прокуратурой Северо-Енисейского района фотоматералами и свидетельствует о неисполнении обществом условий заключенного соглашения от 2.02.2018 года о расторжении договора безвозмездного оказания услуг от 01.09.2014 года. Факт отключения платежных терминалов от сети питания, без их демонтажа, сам по себе не свидетельствует о невозможности использования платежных терминалов и приема платежей от населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 103-ФЗ, после 01.04.2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается.
Указанное свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность, осуществляемая ООО «Линк» посредством платежных терминалов, является незаконной и подлежит запрету.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины в доход государства, от уплаты которой прокурор был освобожден, подлежат взысканию с ответчика в размере 300 руб., установленном ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Северо-Енисейского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Линк» о признании незаконными действий по приему платежей от физических лиц с использованием платежных терминалов без выдачи кассового чека, запрете принимать платежи от физических лиц с использованием платежных терминалов до устранения нарушений путем организации выдачи кассовых чеков при осуществлении удовлетворить.
Признать незаконным действия ООО «Линк» по приему платежей от физических лиц с использованием платежных терминалов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес>, магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», без выдачи кассовых чеков, подтверждающих осуществление финансовой операции.
Запретить ООО «Линк» принимать платежи от физических лиц с использованием платежных терминалов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», <адрес>, магазин «<данные изъяты>», <адрес> магазин «<данные изъяты>», до устранения нарушений путем организации выдачи кассовых чеков при осуществлении платежа.
Взыскать с ООО «Линк» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.
Председательствующий О.В. Безрукова
Мотивированное решение изготовлено 26.03.2018 года.