Гражданское дело № 2-21/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2018 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Набережневой Н.В.,
с участием помощника прокурора Шелест В.Н.,
представителя ответчика по доверенности Афонина С.Г., представителя третьих лиц по доверенности Грищенко В.В., Ионова В.В.,
при секретаре Турановой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к АО «Тепловодоканал» о признании незаконными действий по ограничению доступа к источникам водоснабжения, понуждении предоставлять водные ресурсы для тушения пожаров,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурором Оловяннинского района подано исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц к АО «Тепловодоканал» о признании незаконными действий по ограничению доступа к источникам водоснабжения, понуждении предоставлять водные ресурсы для тушения пожаров.
В обосновании требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности городского поселения «Оловяннинское» (далее – поселение), в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Акционерное общество «Тепловодоканал» (далее – АО «Тепловодоканал») является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги водоснабжения на территории городского поселения «Оловяннинское» ***, зарегистрировано в едином реестре юридических лиц. В силу того, что АО «Тепловодоканал» является собственником большинства источников водоснабжения на территории поселения, при возникновении пожаров, пожарное формирование Федеральное государственное казенное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по ***» пожарно-спасательная часть № (далее - ПСЧ № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***»), вынуждено использовать воду из источников указанной организации (8 водоразборных будок и одной насосной станции). Однако, АО «Тепловодоканал» препятствует забору воды на нужды пожаротушения, ограничивая доступ к водоисточникам, тем самым нарушая действующее законодательство. Невозможность заправки водой пожарной техники, отсутствие надлежащих условий для забора воды на нужды пожаротушения, создают угрозу для эффективного выполнения работ и являются нарушением требований пожарной безопасности.
датаг. прокурор *** требования уточнил, просил обязать АО «Тепловодоканал» обеспечить беспрепятственный доступ к водным ресурсам бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве АО «Тепловодоканал» обеспечить беспрепятственный доступ к водным ресурсам бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве ПСЧ № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» из принадлежащих им на праве собственности источников водоснабжения:
- водоразборным пунктам, находящимся по адресам: ***
Определением суда от дата в целях обеспечения иска АО «Тепловодоканал» обязано обеспечить беспрепятственный доступ пожарному формированию ПСЧ № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» с целью тушения пожаров к источникам водоснабжения, находящимся в собственности АО «Тепловодоканал», а именно водоразборным пунктам и насосной станции с артезианской скважиной находящихся в пгт. Оловянная.
Апелляционным определением от дата. определение от дата. оставлено без изменения, частная жалоба АО «Тепловодоканал» - без удовлетворения.
Определением суда от дата. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского поселения «Оловяннинское».
В судебном заседании помощник прокурора Шелест В.Н. иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на основания, указанные в исковом заявлении.
Представителя ответчика по доверенности Афонин С.Г. в судебном заседании с иском не согласился. Поддержал ранее представленный отзыв и дополнение к нему, в которых просит в удовлетворении иска отказать ввиду следующего. АО «Тепловодоканал» не должно отвечать по заявленному требованию, поскольку оно не является носителем спорной обязанности в соответствии с положениями Водного кодекса РФ. Указанные в заявлении водораздаточные будки, находящиеся в собственности АО «Тепловодоканал» не относятся к водным объектам, поэтому свободный доступ в них по закону не предусмотрен. Ссылаясь на федеральный закон «О пожарной безопасности» считает, что создание условий для забора воды на нужд пожаротушения не является обязанностью АО «Тепловодоканал», при том как данные обязанности возлагаются законом на администрацию городского поселения «Оловяннинское», которая в свою очередь не соблюдает требования норм права, являющиеся первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления. Указывает, что прокуратурой района не принимается во внимание, что имеющийся у АО «Тепловодоканал» водопровод осуществляет водоснабжение населения питьевой водой через водоразборные колонки, на содержание данного имущества и поддержание его в действующем виде организация несет расходы, в том числе и на электричество обеспечивающее работу насосов. В том случае если АО «Тепловодоканал» включит расходы, которые несет и будет нести в связи с расходом воды на цели пожаротушения, оно будет вынуждено включить их в составляющую тарифа на воду, что приведет к росту тарифа и как следствие недовольству населения. Прокуратурой района не принято во внимание, что система водоснабжения питьевой водой является закрытой для посторонних, так как безопасность питьевой воды и системы водоснабжения влияет на санитарно – эпидемиологическую безопасность граждан. В ходе эксплуатации не должна допускаться какая – либо возможность проникновения на объекты водоснабжения посторонних лиц либо источников возможного заражение воды, должна обеспечиваться антитеррористическая защищенность объектов, устойчивая работа в режимах ЧС и ГО.
Представитель третьего лица ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» по доверенности Ионов В.В. в судебном заседании представленный отзыв на иск поддержал, считает требования прокурора законными и обоснованными. В нарушение требований действующего законодательства РФ АО «Тепловодоканал» не созданы условия для забора воды пожарными автомобилями ПСЧ № из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории ГП «Оловяннинское» и находящихся в собственности указанного предприятия. В дата. АО «Тепловодоканал» запретило доступ пожарных автомобилей к водоразборным будкам, находящимся на территории городского поселения и являющимися источниками наружного противопожарного водоснабжения. Основанием для введения запрета послужило отсутствие договора (соглашения) между АО «Тепловодоканал» и администрацией городского поселения о возмещении затрат за предоставление воды на нужды пожаротушения и отсутствие у органа местного самоуправления денежных средств для возмещения затрат предприятию водопроводно – канализационного хозяйства в частной собственности которого находятся указанные объекты. Считает действия АО «Тепловодоканал» неправомерными, так как согласно ст. 53 Водного кодекса РФ забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого – либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве. В соответствии с положениями абз.2 ст.37 Федерального закона №69-ФЗ руководители организаций обязаны в том числе обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и иные объекты предприятий. Согласно ст.22 указанного федерального закона при тушении пожаров и проведении аварийно – спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием в установленном порядке, в данном случае заправка водой пожарных автомобилей с объектов АО «Тепловодоканал» с последующим составлением соответствующих двухсторонних актов заправки на нужды пожаротушения. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Таким образом, пожарные подразделения при тушении пожаров и проведении аварийно – спасательных работ вправе использовать источники наружного противопожарного водоснабжения АО «Тепловодоканал» для нужд пожаротушения на территории городского поселения «Оловяннинское». При этом, в случае необходимости руководитель тушения пожара вправе ограничить права должностных лиц указанной организации с целью повышения эффективности проведения работ по тушению пожаров. Доводы ответчика о нарушении его права собственности несостоятельны, так как в данном случае собственник не лишается права владения, использования и распоряжения имуществом, отсутствует факт изъятия имущества для нужд пожаротушения. На территории *** только при использовании источников наружного противопожарного водоснабжения АО «Тепловодоканал» возникают трудности, так как указанная организация всячески препятствует доступу пожарных подразделений для заправки водой на объекты находящиеся в собственности организации. В летний период был проведен замер расстояния от пожарной части до муниципальной водораздаточной колонки ***), расстояние составило 4 км., с учетом плохой дороги время заправки составило 27 минут.
Представитель администрации городского поселения «Оловяннинское» по доверенности Грищенко В.В. считал, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Фактически все водоисточники на территории поселения находятся в собственности ответчика, за исключением водокачки по ***, но она находится далеко от пожарной части, другие находятся в самом поселке. Ранее при застройки и планировании ***, все водокачки специально были созданы для обеспечения населения водой и на случаи пожаротушения. До дата. никаких проблем не было, пожарные машины заправлялись. Ответчик обращался с вопросом о возмещении ему затрат по потребленной воде ПСЧ №, однако администрация считает, что это не является расходным обязательством органа местного самоуправления.
Представитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию *** в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Пояснения по делу направил ранее, согласно которым АО «Тепловодоканал» уже утвердил тариф на долгосрочный период дата. Объем воды на противопожарные нужды не учтен при установлении данного тарифа. Включение данного объема воды приведет к росту затрат на водный налог и на энергетические ресурсы, в результате чего затраты на тушение пожаров приведут к росту экономически обоснованного тарифа на услугу водоснабжение, и как следствие росту тарифа для конечных потребителей коммунальной услуги.
Суд заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Акционерное общество «Тепловодоканал» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги водоснабжения на территории городского поселения «Оловяннинское» ***. Зарегистрировано в едином реестре юридических лиц за номером №.
В соответствии с представленными свидетельствами о государственной регистрации права АО «Тепловодоканал» имеет в собственности водоразборный пункт по адресу *** кадастровый №, водоразборный пункт по адресу *** кадастровый №, водоразборный пункт по адресу *** кадастровый №, водоразборный пункт по адресу *** кадастровый №, водоразборный пункт в *** кадастровый №, водоразборный пункт в *** кадастровый №, водоразборный пункт в *** кадастровый №, водоразборный пункт в *** кадастровый №, насосную станцию в *** кадастровый №.
На территории *** АО «Тепловодоканал» является собственником большинства источников водоснабжения, за исключением *** протекающей вблизи с *** и водокачки по ***.
При возникновении пожаров на территории ***, ПСЧ № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» вынуждено использовать воду из источников ответчика (8 водоразборных будок и одной насосной станции), техническая возможность забора воды имеется.
В соответствии со ст. 53 Водного кодекса РФ забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
По смыслу данной статьи данное предписание рассчитано на его безоговорочное применение в случаях возникновения пожаров или создания угрозы их возникновения и распространения. Пожарная безопасность должна быть обеспечена всеми возможными способами, в том числе и наличием запасов воды для ликвидации источников возгорания, пожаров, снижения ущерба. Независимо от целей использования водных объектов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности, забор из них должен допускаться незамедлительно и неограниченно для ликвидации пожара и спасения людей и имуществ
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона № 123 первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статьей 68 Федерального закона № 123 предусмотрено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п.2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что договор на забор питьевой воды для целей пожаротушения ПСЧ № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» и АО «Тепловодоканал», которое является гарантирующей организацией в границах балансовой принадлежности систем холодного водоснабжения ***, не заключался, оплата потребленной воды не производилась.
АО «Тепловодоканал» обращалось к администрации ГП «Оловяннинское» с просьбой заключить договор на возмещение ущерба от пожаротушения, однако администрация считает, что это не является расходным обязательством органа местного самоуправления.
дата. прокуратура района направила письмо генеральному директору АО «Тепловодоканал», в котором, ссылаясь на нормы действующего законодательства, указало на необходимость принять организационные и иные меры в части технической оборудованности, а также беспрепятственного доступа сотрудников ПЧС № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» в любое время суток к источникам водоснабжения, находящимся в собственности организации.
Из ответа АО «Тепловодоканал» на вышеуказанное письмо прокуратуры района следует, что с требованием прокуратуры организация не согласна. В собственности АО «Тепловодоканал» находятся только водопроводные сети пгт. Оловянная и водоразборные будки, установленные на данных сетях. При осмотре инженерных сетей сотрудниками АО «Тепловодоканал» установлено, что пожарные гидранты, как и пожарные колонки в ГП «Оловяннинское» отсутствуют. АО «Тепловодоканал» не является собственником источников наружного противопожарного водоснабжения на территории ***. Городское поселение находится на пересечении реки <данные изъяты>. В администрации поселения имеется возможность и должны быть созданы условия для забора в любое время года воды из естественного источника водоснабжения. Ссылаясь на нормы Водного кодекса РФ, Федерального закона №69-ФЗ считает, что организация водоснабжения на нужды пожаротушения, в том числе возмещение затрат, связанных с использованием воды на цели тушения пожаров является расходным обязательством органа местного самоуправления, то есть администрации ГП «Оловяннинское». АО «Тепловодоканал» обращалось в администрацию поселения с требованием заключить договор на отпуск воды для вышеуказанных целей с ООО «ПлатежСервис», которое является платежным агентом АО «Тепловодоканал» уполномоченным на заключение договоров водоснабжения. Между тем, до настоящего времени договор не заключен, оплата воды, использованной ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» для целей пожаротушения не произведена. Учитывая отсутствие пожарных гидрантов на инженерных сетях и водозаборных будках доводы прокуратуры являются необоснованными.
Из пояснений Региональной службы по тарифам и ценообразованию *** по вопросу ограничения доступа сотрудников ПСЧ к местам забора воды, принадлежащим АО «Тепловодоканал» следует, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно – правового, финансового, материально – технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Статьей 10 Федерального закона №69-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение указанных мер является расходным обязательством муниципального образования. Объем воды на противопожарные нужды не учтен при установлении тарифов на долгосрочный период дата. для АО «Тепловодоканал». Включение данного объема воды приведет к росту затрат на водный налог и на энергетические ресурсы, в результате чего затраты на тушение пожаров приведут к росту экономически обоснованного тарифа на услугу водоснабжение, и как следствие росту тарифа для конечных потребителей коммунальной услуги.
Согласно рапорту заместителя начальника ПСЧ № от дата. после ликвидации пожара дата. отделение выдвинулось для заправки АЦ водой на ближайший водоисточник по ***, где не удалось заправиться водой, так как поменяли замки на водоисточнике.
По информации ПСЧ № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» при проведении проверки наружного противопожарного водоснабжения дата. установлено, что по состоянию на дата. в ***, включая *** имеется 79 источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно 1 водонапорная башня (исправна), 47 водокачек (40 приспособленных для забора воды АЦ), 2 водоема (рабочих), и 29 пожарных гидрантов (29 приспособлено для забора воды АЦ). За истекший отчетный период ПСЧ -27 *** 41 выезд (10 – на пожар жилого дома, 31 – на загорание мусора) забор воды производился с водокачки *** – 3 раза, *** – 39 раз). В ходе проверки обнаружено 7 водокачек (***) неприспособленных для заправки АЦ водой, но имеющих выходы для соединения магистральной линией диаметром 51 мм. ПСЧ № просит восстановить две водокачки в *** и по ***, так как в настоящее время в *** находится одна водоразборная будка по ***.
Согласно ответу администрации ГП «Оловяннинское» на информацию ПСЧ № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» имеющиеся водокачки оснащенные выходом диаметром 51 мм приспособлены к заправке пожарных машин, в связи с чем, рекомендовано при проведении практических занятий особое внимание уделить на способ заправки АЦ-40 через пожарный рукав. По вопросу отказа АО «Тепловодоканал» производить заправку АЦ-40 в связи с неоплатой за потребленную воду с дата. администрацией ГП «Оловяннинское» были направлены соответствующие письма и заявления в ГУМЧС России по ***, прокуратуру района, данный вопрос неоднократно озвучивался на совещаниях в администрации МР «***» и в прокуратуре района. Постановлением администрации ГП «Оловяннинское» от дата. № начальнику ФКЗУ «2 отряд ФПС по ***» рекомендовано решить вопрос по оплате за потребленную воду при заправке АЦ-40 на пожары с объектов АО «Тепловодоканал». Объекты водокачки по *** не имеют собственников, требуют капитального ремонта помещений и скважин, принимая во внимание дефицит бюджета поселения, администрация городского поселения не видит целесообразности в восстановлении указанных объектов.
Постановлением ОМВД России по *** от дата. на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием события преступления отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению начальника участка АО «Тепловодоканал» Н о том, что в ночь на дата. взломали замок на входной двери водораздаточной колонки, при этом погнули отделочный лист без разрешения использовали воду в неизвестном количестве, вывели из строя прибор учета холодной воды. Установлено в ходе проверки, что дата. в 11 часов 48 минут в ПСЧ №*** поступило сообщение о возгорании кладовых, в момент тушения пожара врио начальника первого караула было установлено, что в горящем помещении находятся газовые баллоны в количестве 6 штук. Так как в момент тушения пожара в АЦ-40 закончилась вода и возникла угроза взрыва баллонов с целью скорейшей локализации и ликвидации пожара было принято решение залить воду в ближайшем водоисточнике, а именно водораздаточной колонке по *** около 300м от пожара. Установлено, что сотрудники ПСЧ № действовали в состоянии крайней необходимости, и причиненный вред в данном случае в соответствии с ч.1 ст.39 УК РФ не является преступлением.
Постановлением ОМВД России по *** от дата. на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием события преступления отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению начальника участка АО «Тепловодоканал», в котором просит принять меры к сотрудникам пожарной части, которые в ночь на дата. взломали замок на входной дверки водораздаточной колонки, сорвав пломбы, набирали воду. Установлено, что дата. в момент тушения пожара в АЦ-40 закончилась вода и возникла угроза взрыва баллонов в кладовых по *** целью скорейшей локализации и ликвидации пожара было принято решение залить воду в ближайшем водоисточнике, а именно водораздаточной колонке по *** около 200м от пожара. Установлено, что сотрудники ПСЧ № действовали в состоянии крайней необходимости, и причиненный вред в данном случае в соответствии с ч.1 ст.39 УК РФ не является преступлением.
Согласно комиссионному акту от дата. по проверке ВПВ (ПК) на объектах водоисточников в ***, установлено, что по указанным адресам имеются краны с полугайками диаметром 51мм, установленные на вводе, имеется достаточное давление, для заправки пожарных машин.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, транспортировку холодной воды, устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, оказываемых услуг. Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.
Структура расходов и потерь воды три транспортировке питьевой, технической воды определена в разделе III Методических указаний. Согласно пункту 3.2 Методических указаний технологические расходы при транспортировке питьевой, технической воды включают в числе прочих расходов и расходы воды на противопожарные нужды населенных пунктов (тушение пожаров, проверка пожарных гидрантов на водоотдачу).
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Ограничение допуска ПСЧ № к водоисточникам ответчиком обусловлено еще и тем, что при заборе воды произведенные затраты не компенсируются ни ПСЧ№, ни администраций ГП «Оловяннинское», тем самым АО «Тепловодоканал» несет убытки. В то же время у ответчика имеется возможность стоимость воды на противопожарные нужды включить в состав технологических потерь при тарифном урегулировании, и общество не лишено возможности учесть понесенные расходы в дата. в составе расходов при установлении тарифов на водоснабжение в последующих периодах.
Тем самым, материалами дела подтверждается, что, имея в собственности водоисточники и технические возможности для заправки автомобилей водой, АО «Тепловодоканал» препятствует забору воды на данных источниках на нужды пожаротушения, ограничивая доступ ПСЧ № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» с целью тушения пожаров, тем самым, нарушая действующее законодательство.
В момент тушения пожара, действия ПСЧ № обусловлено крайней необходимостью, поскольку от времени затраченного на заправку водой зависит эффективность работ по тушению пожара. Невозможность заправки водой пожарной техники с ближайших мест, создает угрозу безопасности жизни населения, потери имущества, возможности возникновения чрезвычайной ситуации. В связи с чем суд приходит к выводу, что действия ответчика, по ограничению доступа ПСЧ № нельзя признать законными.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет МР «***».
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора *** удовлетворить.
Признать незаконными действия АО «Тепловодоканал» по ограничению доступа ПСЧ № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» с целью тушения пожаров к источникам водоснабжения, находящимся в собственности АО «Тепловодоканал», а именно:
- водоразборным пунктам, находящимся по адресам:
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
-насосной станции с артезианской скважиной, находящейся по адресу:
*** (кадастровый №.
Обязать АО «Тепловодоканал» обеспечить беспрепятственный доступ к водным ресурсам бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве ПСЧ № ФГКУ «2 отряд ФПС по ***» из принадлежащих им на праве собственности источников водоснабжения:
- водоразборным пунктам, находящимся по адресам:
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
*** (кадастровый №);
-насосной станции с артезианской скважиной, находящейся по адресу:
*** (кадастровый №.
Взыскать с АО «Тепловодоканал» государственную пошлину в бюджет муниципального района «***» в размере <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Оловяннинский районный суд.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 25.01.2018 года.
Судья Набережнева Н.В.