Дело № 2-21/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года с. Тюменцево
Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Л.С. Варнавской
при секретаре А.В. Стрельцове
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора
Тюменцевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тюменцевского района Алтайского края обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Тюменцевского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по факту распространения информации, содержащей способы хищения энергоресурсов, на Интернет-сайтах.
Посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет установлено, что на сайте <данные изъяты> размещена информация, содержащая описание способов хищения энергоресурсов путем остановки, отмотки, торможения или иным путем искажения данных счетчика расхода электроэнергии. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Установка различных устройств, останавливающих, тормозящих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета, последующая неоплата потребленного ресурса является противоправным деянием. За мелкое хищение чужого имущества предусмотрена административная ответственность (ст. 7.27 КоАП РФ). Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за кражу, т.е. тайное хищение чужого имущества ( ст.158 УК РФ).
Действующим законодательством запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность; не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний.
Размещение на Интернет-сайте <данные изъяты> указанной информации способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний, что может расцениваться как пособничество совершению преступлений в смысле ч.5 ст.33 УК РФ, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 34 УК РФ.
Прокурор просил признать информацию, способствующую совершению уголовных и административно наказуемых деяний, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства прокурор требования уточнил. Указал, что в ходе проведения прокурорской проверки установить владельцев сайта не представилось возможным. Просил признать информацию с названием <данные изъяты> содержащую способы хищения электроэнергии путем отмотки или торможения электросчетчиков, размещенную на сайте в сети «Интернет» с URL адресом <данные изъяты>, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Проценко А.Е. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, уточненном заявлении.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай, будучи надлежаще извещенным, своего представителя в судебное заседание не направило, просит о рассмотрении дела в его отсутствие. Управление представило письменные пояснения, в которых полагает возможным признание указанной прокурором информации запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Суд, выслушав помощника прокурора Проценко А.Е., изучив представленные доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст.153 Жилищного кодекса РФграждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса РФразмер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ч. 1 ст.13Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, определено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (пп. «г» п. 34 Правил).
Согласно пп. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная или уголовная ответственность по ст.7.27 Кодекса об административных правонарушенияхРФ (мелкое хищение) или ст.158 Уголовного кодекса РФ (хищение), соответственно.
В части 4 ст.33 Уголовного кодекса РФдано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Согласно ч. 1 ст.34 Уголовного кодекса РФответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.
Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст.33 УК РФ.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тюменцевского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по факту распространения информации, содержащей способы хищения энергоресурсов. В ходе проверки установлено, что в сети «Интернет» на сайте URL адрес: <данные изъяты> размещена информация, содержащая способы хищения энергоресурсов путем отмотки, торможения или иным способом искажения данных счетчика расхода электроэнергии. При этом вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничения, на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Статьей2Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что информационно телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст.10Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст.15Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей9Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Размещение информации, содержащей описание способов хищения электроэнергии, подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения имущественного вреда лицам, осуществляющим производство и реализацию энергоресурсов. Размещенная информация содействует совершению правонарушений и преступлений в области охраны прав собственности, нарушает права неопределенного круга лиц, следовательно, нарушает публичные интересы Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. №228 указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 3 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ресурс расположенный в сети «Интернет» по URL адресу: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Оценивая избранный прокурором способ защиты права, руководствуясь ч. 4 ст. 1, ч. 1, ч. 3 ст. 4, ч. 1 и п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной, при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, на что ссылается заявитель, не только не исключается, но и возможна путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Признание информации, содержащей описание способов хищения энергоресурсов путем отмотки, торможения или иным способом искажения данных счетчика расхода электроэнергии, запрещенной для распространения, означает констатацию того факта, что данная информация способствует совершению деяний, за которые предусмотрена уголовная и административная ответственность. Это есть констатация того факта, что информационный материал нарушает запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляет реальную угрозу для неопределенного круга лиц.
По настоящему делу о признании указанной информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
При таких установленных в суде обстоятельствах, оценив в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Тюменцевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию с названием <данные изъяты> содержащую способы хищения электроэнергии путем отмотки или торможения электросчетчиков, размещенную на сайте сети «Интернет» URL адрес: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Тюменцевский районный суд Алтайского края.
Судья Тюменцевского
районного суда Алтайского края ФИО1