РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2018 года с.Ермаковское
Красноярского края
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной А.Н.,
при секретаре Гордеевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акулинина Сергея Юрьевича к ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» о защите прав потребителя, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Акулинин С.Ю. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит возложить на ПАО «МРСК - Сибири» обязанность установить за собственный счет и ввести в эксплуатацию прибор учёта в соответствии с техническими условиями на организацию и учета электрической энергии № № от 30.09.2008г. на объекте жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивирует тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. С 2008 года учет электрической энергии осуществлялся на основании показаний прибора учета тип СЭ СА4-514 220/3 80В 10-40А2 № межповерочный интервал которого составляет 25 лет. 20.12.2016г. по инициативе сетевой организации на опоре возле принадлежащего истцу жилого дома был установлен прибор учета электроэнергии типа NP7E.1-10-1- (7.5) №. Прибор учета был принят истцом, собственником энергопринимающих, устройств как расчетный. Письмом Ермаковского РЭС от 19.06.2017г. № ему было сообщено, что установлен факт вскрытия кожуха и клеммной крышки прибора учета в период с 20.12.2016г. по 03.03.2017г., в связи с чем, прибор учета был демонтирован, начисление платы за электропотребление с марта 2017 г., осуществляется расчетным способом. Согласно п. п. 3.4. и 3.5. договора энергоснабжения гражданина - потребителя № от 20.11.2008, абонент принял на себя обязательство обеспечить целостность и сохранность приборов учета, пломб на них, а также иных пломб установленных Сетевой организацией, не производить работ, связанных со снятием пломб, кроме того обязался по запросу гарантирующего Поставщика 1 раз в 3 месяца обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных представителей Гарантирующего поставщика и Сетевой организации к приборам учета электрической энергии, установленным к электроустановкам Потребителя. В соответствии с техническими условиями на организацию учета электрической энергии № № от 30.09.2008г. (п.5 и п. 6) определенно, что счетчики должны быть установлены в сухих помещениях с температурой в зимнее время не ниже 00С, прибор учета должен быть установлен в запирающемся шкафу, с высотой от пола до коробки зажимов должна быть в пределах 0,8 - 1,7 м. Учитывая, что из-за ненадлежащего исполнения договора сетевой организации потребителю не законно производится начисление расчетным способом, Акулинин С.Ю. 07.06.2017 направил сетевой организации заявление об установке и вводе в эксплуатацию прибора учёта в соответствии с техническими условиями на организацию и учет электрической энергии № № от 30.09.2008г. Действий по устранению допущенных нарушений произведено не было. 05.08.2016 года в 10-41 представитель филиала ПАО «МРСК Сибири» -«Красноярскэнерго» Г.А.С. привез и предложил подписать Акт № проверки и допуска прибора учета в эксплуатацию. В нарушение п. 81(4) Постановления правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года ему не был показан сам прибор учета, его паспорт, не сверен номер прибора учета в паспорте и на корпусе прибора учета, не проверено соответствие прибора учета технической документации изготовителя, комплектации и схеме монтажа прибора учета, не проверены наличие знаков последней поверки, не проверена работоспособность прибора учета, в акте не были заполнены характеристики снятого расчетного прибора, в связи с чем на основании п. 81(5) Постановления правительства РФ № 354 от 06.05.2011 прибор учета, повторно установленный на опоре в неизвестный истцу период времени не был введен в эксплуатацию.
В судебном заседании истец Акулинин С.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представитель Провоторова А.В. (полномочия подтверждены) представила письменные возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица ОАО «Красноярскэнергосбыт» Швачко И.В. суду пояснила, что согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 г. № прибор учета должен быть установлен на границе балансовой принадлежности потребителя и сетевой организации, т.е. на опоре. Граница балансовой принадлежности проходит по контактным соединениям кабельного ввода к проводам ВЛ-0,4 кВ ф-1 на опоре № от КТП кВ №№ 100 кВА. Акт от 2008 г. разграничения границ балансовой принадлежности сторон подписан потребителем. Прибор учета электроэнергии был установлен за счет средств сетевой организации, и допущен в эксплуатацию в 2016 г., что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию, подписанный потребителем. В данном случае, прибор учета был установлен на опоре, границе балансовой принадлежности, то соответственно собственником прибора является сетевая организация. В случае выхода из строя прибора учета, по каким-либо причинам, нарушение целостности корпуса прибора, либо иным причинам, сетевая организация, как собственник производит его замену за свой счет. Система учета и пломбирования прибора учета находится на балансе МРСК Сибири, установка прибора была с целью контроля сетевой организации за потреблением электроэнергии через автоматизированную систему АСККУЭ. Для проверки показаний прибора учета потребителю было выдано индикаторное устройство.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле в порядке ст. 167 ГПК РФ
Выслушав объяснения истца, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п.144 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии..» приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
В соответствии с п.81 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов» ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. (п. 81(4)).
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81(5)).
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки (п. 81(6)).
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (п.81(7)).
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (п. 81(8)).
Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
В соответствии с п. 2 указанных Критериев, техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
В судебном заседании установлено, что истец Акулинин С.Ю. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
20 декабря 2016 года на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между филиалом ПАО «МРСК Сибири» и электроустановками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> установлен и допущен в эксплуатацию прибор учета электроэнергии типа NP73E.l-10-l-(7.5) №. Прибор учета включен в систему АИИС КУЭ.
В процессе работы прибора учета электроэнергии NP73E.l-10-l-(7.5) № с даты его установки проводился постоянный удаленный мониторинг его работы через каналы связи (АИИС) «Матрица», в результате чего был выявлен факт вскрытия кожуха и клеммной крышки прибора учета электроэнергии.
07.03.2017 для выявления и установления неисправности прибора учета NP73E.l-10-l-(7.5) №, ПАО «МРСК Сибири» данный прибор учета был демонтирован и установлен новый прибор учета NP73E.l-10-l-(7.5) №. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Таким образом, ответчик в соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, должен был ввести в эксплуатацию установленный прибор учета не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Однако в судебном заседании установлено, что новый прибора учета NP73E.l-10-l-(7.5) №, установлен, однако в соответствии с требованиями пунктов 81(4) - 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, не был введен в эксплуатацию.
Потребителем Акулининым С.Ю. отказано во вводе прибора учета в эксплуатацию, ввиду не возможности проверки обязательных для ввода в эксплуатацию параметров, предусмотренных пунктом 81 (4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, что отражено в акте № проверки и допуска прибора учета электроэнргии в эксплуатацию от 05.08.2017г.
Из обозренной в судебном заседании видеозаписи следует, что 05 августа 2017 года сотрудники ПАО «МРСК Сибири» при вводе в эксплуатацию прибора учета NP73E.l-10-l-(7.5) № в нарушение п. 81(4) Постановления правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года не показали потребителю Акулинину С.Ю. прибор учета, его паспорт, не сверили номер прибора учета в паспорте и на корпусе прибора учета, не проверили соответствие прибора учета технической документации изготовителя, комплектации и схеме монтажа прибора учета, не проверили наличие знаков последней поверки, не проверена работоспособность прибора учета.
Доводы ответчика, о том, что прибор учета электроэнергии введен в эксплуатацию, суд признает несостоятельными, исходя из того, что из представленных истцом доказательств следует, что при вводе прибора учета в эксплуатацию, ответчиком требования п. 81(4) Постановления правительства РФ № от 06.05.2011 года не соблюдены, доказательств обратного стороной ответчика, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Поскольку введение в эксплуатацию прибора учета, являлось обязанностью ресурсоснабжающей организации ПАО «МРСК Сибири» -«Красноярскэнерго», после установки нового прибора учета на объекте по адресу: <адрес>, он не был введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении обязанности ввести в эксплуатацию прибор учёта подлежат удовлетворению.
Исходя из того, что в ходе рассмотрения дела установлено, что прибор учета NP73E.l-10-l-(7.5) №, фактически установлен на границе балансовой принадлежности в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика установить прибор учета в соответствии с техническими условиями на организацию и учета электрической энергии № от 30.09.2008г. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Акулинина Сергея Юрьевича к ПАО «МРСК Сибири» -«Красноярскэнерго» о защите прав потребителя, обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать ПАО «МРСК Сибири» -«Красноярскэнерго» ввести в эксплуатацию прибор учета на объекте - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствии с пунктами 81(4) - 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края.
Судья А.Н. Хасаншина
Мотивированное решение составлено 5 февраля 2018 года.