ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/2018 от 30.01.2018 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2018 года с.Ермаковское

Красноярского края

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Хасаншиной А.Н.,

при секретаре Гордеевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акулинина Сергея Юрьевича к ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» о защите прав потребителя, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Акулинин С.Ю. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит возложить на ПАО «МРСК - Сибири» обязанность установить за собственный счет и ввести в эксплуатацию прибор учёта в соответствии с техническими условиями на организацию и учета электрической энергии № от 30.09.2008г. на объекте жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Требования мотивирует тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. С 2008 года учет электрической энергии осуществлялся на основании показаний прибора учета тип СЭ СА4-514 220/3 80В 10-40А2 межповерочный интервал которого составляет 25 лет. 20.12.2016г. по инициативе сетевой организации на опоре возле принадлежащего истцу жилого дома был установлен прибор учета электроэнергии типа NP7E.1-10-1- (7.5) . Прибор учета был принят истцом, собственником энергопринимающих, устройств как расчетный. Письмом Ермаковского РЭС от 19.06.2017г. ему было сообщено, что установлен факт вскрытия кожуха и клеммной крышки прибора учета в период с 20.12.2016г. по 03.03.2017г., в связи с чем, прибор учета был демонтирован, начисление платы за электропотребление с марта 2017 г., осуществляется расчетным способом. Согласно п. п. 3.4. и 3.5. договора энергоснабжения гражданина - потребителя от 20.11.2008, абонент принял на себя обязательство обеспечить целостность и сохранность приборов учета, пломб на них, а также иных пломб установленных Сетевой организацией, не производить работ, связанных со снятием пломб, кроме того обязался по запросу гарантирующего Поставщика 1 раз в 3 месяца обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных представителей Гарантирующего поставщика и Сетевой организации к приборам учета электрической энергии, установленным к электроустановкам Потребителя. В соответствии с техническими условиями на организацию учета электрической энергии № от 30.09.2008г. (п.5 и п. 6) определенно, что счетчики должны быть установлены в сухих помещениях с температурой в зимнее время не ниже 00С, прибор учета должен быть установлен в запирающемся шкафу, с высотой от пола до коробки зажимов должна быть в пределах 0,8 - 1,7 м. Учитывая, что из-за ненадлежащего исполнения договора сетевой организации потребителю не законно производится начисление расчетным способом, Акулинин С.Ю. 07.06.2017 направил сетевой организации заявление об установке и вводе в эксплуатацию прибора учёта в соответствии с техническими условиями на организацию и учет электрической энергии № от 30.09.2008г. Действий по устранению допущенных нарушений произведено не было. 05.08.2016 года в 10-41 представитель филиала ПАО «МРСК Сибири» -«Красноярскэнерго» Г.А.С. привез и предложил подписать Акт проверки и допуска прибора учета в эксплуатацию. В нарушение п. 81(4) Постановления правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года ему не был показан сам прибор учета, его паспорт, не сверен номер прибора учета в паспорте и на корпусе прибора учета, не проверено соответствие прибора учета технической документации изготовителя, комплектации и схеме монтажа прибора учета, не проверены наличие знаков последней поверки, не проверена работоспособность прибора учета, в акте не были заполнены характеристики снятого расчетного прибора, в связи с чем на основании п. 81(5) Постановления правительства РФ № 354 от 06.05.2011 прибор учета, повторно установленный на опоре в неизвестный истцу период времени не был введен в эксплуатацию.

В судебном заседании истец Акулинин С.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представитель Провоторова А.В. (полномочия подтверждены) представила письменные возражения на исковое заявление.

Представитель третьего лица ОАО «Красноярскэнергосбыт» Швачко И.В. суду пояснила, что согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 г. прибор учета должен быть установлен на границе балансовой принадлежности потребителя и сетевой организации, т.е. на опоре. Граница балансовой принадлежности проходит по контактным соединениям кабельного ввода к проводам ВЛ-0,4 кВ ф-1 на опоре от КТП кВ № 100 кВА. Акт от 2008 г. разграничения границ балансовой принадлежности сторон подписан потребителем. Прибор учета электроэнергии был установлен за счет средств сетевой организации, и допущен в эксплуатацию в 2016 г., что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию, подписанный потребителем. В данном случае, прибор учета был установлен на опоре, границе балансовой принадлежности, то соответственно собственником прибора является сетевая организация. В случае выхода из строя прибора учета, по каким-либо причинам, нарушение целостности корпуса прибора, либо иным причинам, сетевая организация, как собственник производит его замену за свой счет. Система учета и пломбирования прибора учета находится на балансе МРСК Сибири, установка прибора была с целью контроля сетевой организации за потреблением электроэнергии через автоматизированную систему АСККУЭ. Для проверки показаний прибора учета потребителю было выдано индикаторное устройство.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле в порядке ст. 167 ГПК РФ

Выслушав объяснения истца, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п.144 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии..» приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

В соответствии с п.81 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов» ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. (п. 81(4)).

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81(5)).

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки (п. 81(6)).

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (п.81(7)).

Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (п. 81(8)).

Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".

В соответствии с п. 2 указанных Критериев, техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

В судебном заседании установлено, что истец Акулинин С.Ю. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

20 декабря 2016 года на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между филиалом ПАО «МРСК Сибири» и электроустановками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> установлен и допущен в эксплуатацию прибор учета электроэнергии типа NP73E.l-10-l-(7.5) . Прибор учета включен в систему АИИС КУЭ.

В процессе работы прибора учета электроэнергии NP73E.l-10-l-(7.5) с даты его установки проводился постоянный удаленный мониторинг его работы через каналы связи (АИИС) «Матрица», в результате чего был выявлен факт вскрытия кожуха и клеммной крышки прибора учета электроэнергии.

07.03.2017 для выявления и установления неисправности прибора учета NP73E.l-10-l-(7.5) , ПАО «МРСК Сибири» данный прибор учета был демонтирован и установлен новый прибор учета NP73E.l-10-l-(7.5) . Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.

Таким образом, ответчик в соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, должен был ввести в эксплуатацию установленный прибор учета не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Однако в судебном заседании установлено, что новый прибора учета NP73E.l-10-l-(7.5) , установлен, однако в соответствии с требованиями пунктов 81(4) - 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, не был введен в эксплуатацию.

Потребителем Акулининым С.Ю. отказано во вводе прибора учета в эксплуатацию, ввиду не возможности проверки обязательных для ввода в эксплуатацию параметров, предусмотренных пунктом 81 (4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, что отражено в акте проверки и допуска прибора учета электроэнргии в эксплуатацию от 05.08.2017г.

Из обозренной в судебном заседании видеозаписи следует, что 05 августа 2017 года сотрудники ПАО «МРСК Сибири» при вводе в эксплуатацию прибора учета NP73E.l-10-l-(7.5) в нарушение п. 81(4) Постановления правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года не показали потребителю Акулинину С.Ю. прибор учета, его паспорт, не сверили номер прибора учета в паспорте и на корпусе прибора учета, не проверили соответствие прибора учета технической документации изготовителя, комплектации и схеме монтажа прибора учета, не проверили наличие знаков последней поверки, не проверена работоспособность прибора учета.

Доводы ответчика, о том, что прибор учета электроэнергии введен в эксплуатацию, суд признает несостоятельными, исходя из того, что из представленных истцом доказательств следует, что при вводе прибора учета в эксплуатацию, ответчиком требования п. 81(4) Постановления правительства РФ от 06.05.2011 года не соблюдены, доказательств обратного стороной ответчика, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Поскольку введение в эксплуатацию прибора учета, являлось обязанностью ресурсоснабжающей организации ПАО «МРСК Сибири» -«Красноярскэнерго», после установки нового прибора учета на объекте по адресу: <адрес>, он не был введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении обязанности ввести в эксплуатацию прибор учёта подлежат удовлетворению.

Исходя из того, что в ходе рассмотрения дела установлено, что прибор учета NP73E.l-10-l-(7.5) , фактически установлен на границе балансовой принадлежности в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика установить прибор учета в соответствии с техническими условиями на организацию и учета электрической энергии от 30.09.2008г. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Акулинина Сергея Юрьевича к ПАО «МРСК Сибири» -«Красноярскэнерго» о защите прав потребителя, обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.

Обязать ПАО «МРСК Сибири» -«Красноярскэнерго» ввести в эксплуатацию прибор учета на объекте - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствии с пунктами 81(4) - 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края.

Судья А.Н. Хасаншина

Мотивированное решение составлено 5 февраля 2018 года.