ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21/2021 от 20.12.2021 Рыбновского районного суда (Рязанская область)

дело № 2-21/2021

УИД: 62RS0019-01-2020-000902-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Рыбновский районный суд Рязанской области в составе судьи Соловьевой Е.М.,

при секретаре Дикаревой О.В.,

с участием представителя истца Земсковой З.А. - Мокиной О.О.,

представителя третьего лица - администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области - Савченко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Земсковой Зухры Адылжановны к администрации муниципального образования - Пошуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку

установил:

Земскова З.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку. Свои требования мотивирует тем, что она является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером 62:13:0680101:9, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево. Ранее данный земельный участок принадлежал ООО фирма «ЭЛСИ». В 2016 году с предыдущим собственником она договорилась о начале строительства на данном земельном участке нежилого здания - сенника. ООО фирма «ЭЛСИ» дало разрешение. И они договорились в дальнейшем совершить договор купли-продажи. В 2016 году на данном земельном участке, без получения разрешения на строительство, она возвела 1-этажное здание сенника общей площадью 498 кв.м. После окончательного завершения строительства здания сенника она стала предпринимать попытки по легализации данного здания, а именно пыталась поставить на кадастровый учет возведенное здание как нежилое строение. В марте 2019 года она обратилась с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права на вышеуказанное нежилое строение в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области. 19.03.2019 года ей было отказано в государственном кадастровом учете и регистрации права. При оформлении данного земельного участка не зарегистрировано никаких ограничений и обременений. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования - Пощуповского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области, утв. решением Думы муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области №660 от 28.02.2017 года земельный участок с кадастровым номером 62:13:0680101:9 расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами (территориальная зона Ж). Согласно заключению специалиста №235-2/19-ДС ООО «Стройэксперт» от 20.02.2020 года нежилое здание - здание сенника, расположенное по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0680101:9 соответствует требованиям действующей нормативно-технической документации строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и экологических норм и правил действующих на территории РФ, обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта по назначению, а также не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Кроме того, согласно техническому плану здания от 15.02.2019 года, подготовленному кадастровым инженером Юшиной М.В.. возведенное здание, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 62:13:0680101:9, года начала строительства - 2016, год завершения строительства - 2017. Согласно отчету №07-20/12-07 от 03.07.2020 года ООО «Рязанский экспертно-оценочный центр» рыночная стоимость здания составляет 798 000 руб. Просит суд признать за ней право собственности на самовольную постройку - нежилое здание общей площадью 498 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0680101:9, распложенную по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево.

Определением суда от 30.09.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное автономное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина».

Определениями суда от 02.11.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области, которое впоследствии определением суда от 12.01.2021 года привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В судебное заседание истица Земскова З.А., представители ответчиков, представители третьих лиц - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, ГАУК «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», ООО фирма «ЭЛСИ» не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истца Мокина О.О. исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район района Рязанской области Савченко Т.А. полагает, что исковые требования являются необоснованными.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, принимая во внимание также то обстоятельство, что информация о слушании дела была своевременно размещена на сайте суда.

Суд, выслушав объяснения представителя истца Мокиной О.О., представителя третьего лица Савченко Т.А., эксперта Морозовой С.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ч.1,2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Любой вид разрешенного использования выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3 ст.222 ГК РФ).

Пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

В судебном заседании установлено, что Земсковой З.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:13:0680101:9, площадью 1500 +/-27 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево. Данный земельный участок принадлежит ей на основании договора купли-продажи от 25.05.2018 года, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.06.2018 года сделана запись регистрации №62:13:0680101:9-62/009/2018-1. Данное обстоятельство подтверждается: выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.06.2018 года (т.1 л.д.8); договором купли-продажи земельного участка от 25.05.2018 года, заключенным между ООО фирма «ЭЛСИ» и Земсковой З.А. (т.1 л.д. 9-12); выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости (т.1 л.д.13-14); делом правоустанавливающих документов (т.1 л.д.98-144); выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.04.2021 года (т.2 л.д.100-107).

Судом установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположено нежилое здание - сенник площадью 498 кв.м., что подтверждается техническим планом от 15.02.2019 года, выполненного кадастровым инженером ООО «Земля» - Юшиной М.В. (т.1 л.д.15-20). В соответствии с ответом от 20.12.2021 года кадастрового инженера Юшиной М.В. данное здание является вспомогательным сооружением, т.к. не предназначено для проживания, выполняет вспомогательную функцию и его невозможно использовать без основного объекта недвижимости (т.2 л.д.108).

Согласно ответу №53 от 17.01.2018 года Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области земельный участок с кадастровым номером 62:13:0680101:9, расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево, согласно Правилам землепользования и застройки Пощуповского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области, утв. решением Думы муниципального образования - Рыбновский муниципальный район рязанской области от 08.02.2018 года №660, относится к жилой зоне застройки индивидуальными жилыми домами (территориальная зона Ж), основными видами разрешенного использования земельных участков в которой являются: для ведения личного подсобного хозяйства; для индивидуального жилищного строительства; блокированные жилые дома, не более восьми блоков, с надворными постройками, с возможностью содержания домашнего скота и птицы (т.1 л.д.21-30).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 62:13:0680101:9 расположен в границе зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина», сведения о которой содержатся в ЕГРН с реестровым номером 62:13-6.99. Данное обстоятельство подтверждается ответом от 18.08.2020 года исх.№0118/2894 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области (т.1 л.д.74-75).

Согласно ответу Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия рязанской области от 02.11.2020 года №ДЗ/33-3054, земельный участок с кадастровым номером 62613:0680101:9 расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения (достопримечательного места) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры России от 17.09.2015 №2431; указанный земельный участок распложен в границах территории с режимом Р-2 (территории, относящиеся к застроенным территориям мемориального периода и подлежащие дальнейшему освоению) с регламентным участком Р-2.2 - территории, отнесенные к землям населенных пунктов и формируемые преимущественно приусадебной и индивидуальной жилой застройкой, не отнесенной к мемориальному периоду. Также данный земельный участок расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина». По мнению Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области на земельный участок с кадастровым номером 62:13:0680101:9 должны распространяться требования более строго режима использования, в соответствии с п.11 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года №972, а именно: установленные постановлением Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года, согласно которым в границах данной зоны устанавливаются требования: а) запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм); б) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта; в) сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде; г) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафт; д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта (т.1 л.д.166-168).

В соответствии с ч.3 ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В силу ч.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3)земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;4)земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6)земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. (ч.2 вышеуказанной статьи).

На основании п.1,2 ч.1, ч.2,4 ст.99 Земельного кодекса РФ, к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), достопримечательных мест. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Согласно п.1 и п.п.1 п.1 ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных зонах.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон (п.3 ст.56 ЗК РФ).

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).

В преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Вышеуказанный закон устанавливает необходимость установления зон охраны объектов культурного наследия для обеспечения их сохранности в исторической среде.

Градостроительный кодекс РФ относит зоны охраны ОКН к зонам с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

В соответствии со ст.5 вышеуказанного Закона №73-ФЗ земельные участки в границах территории объекта культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.6 вышеуказанного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с Законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина создан на основании решения Рязанского облисполкома от 11.06.1965 года №304 и распоряжения Совета Министров РСФСР от 30.07.1965 года №2878 «О мероприятиях по благоустройству мест, связанных с именем поэта С.А. Есенина», включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения Указом Президента РФ от 20.02.1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 утверждены границы Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника С.А. Есенина.

В силу вышеуказанного Положения зона охраняемого природного ландшафта музея-заповедника С.А. Есенина - это участок долины реки Оки на стыке лесостепного ландшафта высокого побережья и левого пойменного берега, с которого начинается «Мещерская низменность», открытые пространства исторического ландшафта с сохранившимися архитектурными доминантами в больших приокских селах Константиново, Пощупово, Новоселки, Вакино, Костино.

Согласно пункту 4 части V Приложения 2 вышеуказанного постановления Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года режим использования земель в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника предусматривает сохранение ценных лесных массивов и открытых пространств.

Приказом Минкультуры РФ от 17.09.2015 года №2431 выявленный объект культурного наследия «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждены границы его территории.

Приказом Минкультуры РФ от 30.09.2019 года №1449 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь-место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина».

В соответствии с ч.1 и 2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

В этой связи допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

С целью установления соответствия созданной постройки требованиям действующего законодательства по делу судом была назначена экспертиза.

Согласно заключению эксперта ООО «Аудитпартнер» Морозовой С.А. от 27.10.2021 года №04/21, земельный участок с кадастровым номером 62:13:0680101:9 площадью 1500 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево, расположен в зоне с особыми условиями использования территории; зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина с учетным номером 62:13-6.99 и зоне - территория объекта культурного наследия «Есенинская Русь- место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» с учетным номером 62:00-8.1. Данный земельный участок и расположенное на нем строение - здание сенника площадью 498 кв.м. находятся в зоне охраны объектов культурного наследия (зона охраняемого природного ландшафта). Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:13:0680101:9 для ведения личного подсобного хозяйства соответствует зоне застройки индивидуальными жилыми домами (1.1). Процент застройки земельного участка составляет 33,2%, что соответствует требованиям градостроительных регламентов. Здание сенника неотапливаемое, электроснабжение, канализация отсутствуют, вентиляция естественная. Данный объект соответствует рекомендациям по проектированию хранилищ сена. Объект капитального строительства - здание сенника соответствует строительным нормам и правилам; противопожарным требованиям; требованиям к санитарным нормам. Объект капитального строительства не влияет на восприятие объектов культурного наследия и не оказывает на них какое-либо негативное воздействие. Здание сенника находится в границах земельного участка с кадастровым номером 62:13:0680101:9, который расположен в зоне охраняемого природного ландшафта, в черте населенного пункта. Здание сенника относится к бытовой хозяйственной постройке для ведения личного подсобного хозяйства. Данная постройка угрозу жизни и здоровью граждан не создает, права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности вышеуказанным объектам культурного наследия, - не нарушает.

Эксперт Морозова С.А., допрошенная в судебном заседании, поддержала данное ею заключение, пояснив, что ее обследовалось четыре земельных участка, принадлежащих Земсковой З.А. Объект капитального строительства - здание сенника, является подсобным зданием. Жилой дом расположен на соседнем земельном участке. При осмотре земельного участка и расположенного на нем здания сенника размещения бытовых, промышленных свалок, складов химикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки, ядохимикатов, животноводческих комплексов, кладбищ, скотомогильников, т.е. того, что запрещено постановлением Правительства Рязанской области №62 - не обнаружено. При даче ею заключения №04/21, не был принят во внимание приказ Министерства культуры РФ №1449 от 30.09.2019 года об установлении регламентов достопримечательного места, поскольку спорный объект был построен в 2017 году, т.е. до издания данного приказа, а экспертиза проводится по нормативам, которые действовали на момент постройки. В связи с чем, при проведении экспертизы во внимание принимались только Правила землепользования и застройки Пощуповского сельского поселения на период 2017 года и постановление Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года. Максимальный процент застройки данного земельного участка - 60%. В рассматриваемом случае он составляет 33,2%, что свидетельствует о том, что данное здание используется не с целью предпринимательской деятельности, а для бытовых нужд.

Истица Земскова З.А. не является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается справкой МИ ФНС России (т.1 л.д.221-222).

Вышеуказанное заключение эксперта ООО «Аудитпартнер» №04/21 от 27.10.2021 года, соответствует требованиям ст.ст.84-86 ГПК РФ, Федеральному закону №73 от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», экспертиза проведена специалистами в области исследования объектов землеустройства, земельных участков, зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, с определением их границ на местности, при проведении экспертизы использована техническая аппаратура, имеющая действующее свидетельство о поверке. Не доверять выводам, содержащимся в экспертизе, у суда оснований не имеется.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В силу п.11 данного Положения режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются с учетом следующих требований: запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм); сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта; сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде; соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта; иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.

Согласно п. 16 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п.22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

В случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия (п.24 вышеуказанного Положения).

Вместе с тем, Федеральным законодательством, а именно ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определено, что зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия, т.е. не содержится прямого указания на запрет строительства в указанной зоне.

Кроме того, исходя из текста постановления Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года также не усматривается запрет на строительство в зоне охраняемого природного ландшафта; постановление №972 принято позже постановления Правительства Рязанской области №62, установившего требования к режиму использования земель в границах зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина и Усадьбы Есениных и каких-либо изменений, касаемых запрета на строительство в зоне охраняемого природного ландшафта, с учетом вышеуказанного Положения, принятого постановлением Правительства РФ №972, внесено не было.

Таким образом, установлено, что объект капитального строительства - здание сенника, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0680101:9 по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево, возведенное как вспомогательное помещение, на застроенной территории не влияет на восприятие объекта (объектов) культурного наследия, а также не оказывает на него (них) какое-либо негативное воздействие (не создает угрозу).

Исходя из положений п. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В силу п.3 ст.17 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В соответствии с разъяснениям, изложенными в абз. 3 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).

Из положений подп. 7 ч. 1 ст. 2 Закона Рязанской области от 28 декабря 2018 года № 106-03 "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальный образований Рязанской области и органами государственной власти Рязанской области", вступившим в действие с 01 января 2019 года, следует, что центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области, уполномоченный в сфере градостроительной деятельности, осуществляет полномочия органов местного самоуправления, в том числе, выдачу разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, отказ в выдаче таких разрешений, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 51.1, частями 17, 19 и 21 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким уполномоченным органом в Рязанской области является Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области, которое с 01 января 2019 года осуществляет приведенные выше полномочия.

Вместе с тем, судом установлено, что спорный объект капитального строительство - здание сенника, является строением вспомогательного использования, на которое выдача разрешения на строительство не требуется, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу будет являться администрация муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области.

Исходя из положений Градостроительного кодекса РФ, статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, на законодательном уровне не установлено правило о том, что возведение гражданами на садовых и приусадебных земельных участках, а также на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, вспомогательных и иных строений (сараев, бань, теплиц, погребов, колодцев и других, в том числе не являющихся недвижимостью), предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, возможно только в случае наличия на земельном участке основного объекта недвижимости виде жилого дома или садового дома, в связи с чем, гражданин, являющийся правообладателем такого земельного участка, вправе самостоятельно определить очередность возведения указанных объектов и принять решение об их создании до начала строительства жилого дома или садового дома, в том числе с учетом того, что в силу ч.3 ст.48 ГрК РФ для строительства жилого дома или садового дома не требуется подготовка проектной документации, которой могли бы быть предусмотрены сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений.

Судом установлено, что истица Земскова З.А. до обращения в суд предпринимала меры к легализации спорной постройки, а именно: подготовила технический план здания; обратилась в Управление Росреестра по Рязанской области для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Уведомлением Управления Росреестра по Рязанской области №КУВД-001/2019-2387286/1 от 19.03.2019 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав было приостановлено ввиду того, что данным ЕГРН Земскова З.А. на момент возведения здания (2017 год) не являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 62:13:0680101:9; не были предоставлены правоустанавливающие документы, в соответствии с которыми здание создано Земсковой З.А. на земельном участке, предоставленном ей на праве собственности или ином праве для строительства; в состав приложения технического плана данные документы, а также проектная документация на объект - не включены; не представлены документы, подтверждающие согласование строительства здания с исполнительным органом государственной власти Рязанской области, уполномоченным осуществлять меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Рязанской области, в состав приложения технического плана не включены (т.1 л.д.141-142).

Уведомлением Рыбновского отдела Управления Росреестра по Рязанской области №КУВД-001/2019-2387286/2 от 19.06.2019 года Земсковой З.А. отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание, расположенное по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево (т.1 л.д.143-144).

Вместе с тем, из письма и.о. начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Василькина О.А. №ОВ/33-302 от 03.02.2020 года о разъяснении по вопросу необходимости получения гражданами согласования с Инспекцией строительства в границах зоны охраны объектов культурного наследия и на территории достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» следует, что получение согласования с Инспекцией вопросов проектирования и проведения землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории в зонах охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина - не требуется. Разработанный во исполнение требований подпункта 1 пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона №73-ФЗ приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2019 года №1449 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань» вступил в законную силу с 21 ноября 2019 года. Данным приказом утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» и получения на него положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, установленные пунктом 2 статьи 36 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» - не требуется (т.2 л.д.61-62).

Каких-либо притязаний со стороны иных лиц на спорный объект недвижимости - здание сенника, построенного в 2017 году на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0680101:9, не имеется.

Поскольку судом бесспорно установлено, что указанная постройка - здание сенника соответствует градостроительным, строительным, пожарным, санитарным нормам и правилам, не нарушает права и интересы третьих лиц, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе, объектам культурного наследования - исковые требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Земсковой Зухры Адылжановны к администрации муниципального образования - Пошуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку - удовлетворить.

Признать за Земсковой Зухрой Адылжановной право собственности на нежилое здание (сенник), площадью 498 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0680101:9, по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево.

В удовлетворении исковых требований Земсковой Зухры Адылжановны к Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Рыбновский районный суд Рязанской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27.12.2021 года.

Судья -