РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 08 февраля 2021 года
Клинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Шведова П.Н.,
при секретаре Папикян А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-21/21 по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) о прекращении права собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок, взыскании денежных средств в счет возмещения за земельный участок, взыскании судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с вышепоименованными исковыми требованиями, уточненными в судебном заседании, указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером /номер/, площадью 54 857 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в северо- восточной части кадастрового квартала /номер/. При строительстве платной автомобильной дороги «Москва-Санкт-Петербург» ООО «Трансстроймеханизация» проведена реконструкция автомобильной дороги А-108 «Московское большое кольцо», в ходе которой на площади 1 730 кв.м., указанного земельного участка построен асфальтированный съезд с этой автодороги в непосредственной близости перед пересечением ее со скоростной автомобильной дорогой Москва-Санкт-Петербург в Клинском районе Московской области, что подтверждено заключением специалиста-кадастрового инженера. Заказчиком строительства платной дороги и реконструкции автомобильной дороги А-108 являлась Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (Государственная компания «Автодор»). При этом, предусмотренная законом процедура изъятия у собственника указанного земельного участка не производилась, решение об изъятии земельного участка или его части не принималось. Кроме того, при строительстве этого съезда на земельном участке с кадастровым номером /номер/ допущено нарушение почвенного покрова (удаление плодородного слоя) на площади 2,698 га непосредственно примыкающее к съезду, что подтверждено результатами проведенных исследований ООО «Компания Совзонд». Как усматривается из ответа ООО «Трансстроймеханизация» на обращение ФИО2 и ФИО3 работы по организации указанного съезда выполнены в соответствии с инженерным проектом /номер/. Государственным заказчиком строительства является ГК «Российские автомобильные дороги», а инженерный проект выполнен АО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «СОЮЗДОРПРОЕКТ» (главный инженер проекта ФИО4). На ее обращение от ГК «Российские автомобильные дороги» поступил ответ о том, что ей следует обратиться за разъяснениями в ФКУ «Центравтомагистраль», в оперативном управлении которого находится автомобильная договора «А-108», что ею было сделано, однако, ответ до настоящего времени в ее адрес не поступил. В соответствии с Постановлениям Правительства РФ от 17 января 2010 г. № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» автомобильная дорога с учетным номером А-108 и идентификационным номером автомобильной дороги - 000 ОП ФЗ Ф-108 - «Московское большое кольцо» Дмитров- Сергиев-Посад- Орехово-Зуево- Воскресенск-Михнево- Балабаново- Руза- Клин- Дмитров входит в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» автомобильная дорога А-108 «Московское большое кольцо» -Дмитров-Сергиев-Посад- Орехово-Зуево-Воскресенск-Михнево-Балабаново-Руза-Клин-Дмитров общей
протяженностью 546,649 км подведомственна ФКУ «Центравтомагистраль». В ходе рассмотрения дела была назначена и проведена комплексная судебная землеустроительная и оценочная экспертиза, по заключению которой методом графического моделирования, анализа и сопоставления полученных данных определено, что раздел земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060180:898 в соответствии с требованиями действующего законодательства не возможен, так как это приведет к невозможности использовать образуемые земельные участки по назначению и отсутствию проезда к одному из образуемых земельных участков, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 2 368 760 руб. С учетом этого ответчику подлежит передаче не часть, а весь земельный участок с кадастровым номером 50:03:0060180:898. Соответственно в ее пользу подлежит взысканию выкупная стоимость земельного участка, равная 2 368 760 руб. Она также понесла расходы по проведению судебной экспертизы в размере 120 000 руб. расходы по оплате услуг представителя в размере 50 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 20 043 руб. 80 коп.
Истица просит:
-прекратить за ней право собственности на земельный участок, площадью 54 857 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала /номер/, имеющий кадастровый /номер/;
-признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 54 857 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала /номер/, имеющий кадастровый /номер/;
-взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в ее пользу выкупную стоимость земельного участка, площадью 54 857 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала /номер/, имеющий кадастровый /номер/ в размере 2 368 760 руб., расходы по проведению судебной комплексной землеустроительной, оценочной экспертизы в размере 120 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 50 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 20 043 руб. 80 коп.
Представитель истицы поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорого «Центральная Россия» оставил разрешение спора на усмотрение суда, представив письменные пояснения по иску.
Представители третьих лиц Государственной компании «Российские автомобильные дороги», ООО «Трансстроймеханизация», Федерального дорожного агентства Росавтодор, АО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «СОЮЗДОРПРОЕКТ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд пришел к следующему:
Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно статье 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Статьей 49 Земельного кодекса РФ определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, в том числе связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в частности, автомобильных дорог федерального значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений, в том числе уполномоченных федеральных органов исполнительное власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения (пункт 1 ст. 56-2 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 4 ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образованных новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии стребованиями земельного законодательства. Требования настоящего пункта не распространяются на образуемые земельные участки в целях их изъятия для государственных нужд (пункт 1).
Согласно статьи 6 Закона Московской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 названной статьи (пункт 1). Нормы минимальных размеров земельных участков, установленные указанной статьей, не применяются к земельным участкам, в том числе в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3). Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет, что граница полосы отвода
автомобильной дороги определяется на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативноправовому регулированию в сфере дорожного хозяйства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается в том числе, выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги и ремонту автомобильной дороги, ее участков; выпас животных (статья 25).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 г. № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» утверждены указанные нормы, а также указано, что для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам отвода, устанавливаемым пот нормам отвода земель согласно приложениям № 1-15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров (пункты 4, 11) а также что дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям № 1-14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых в том числе съездов и т.д. (пункт 5).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 5 утвержден Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, который определяет процедуру установления полос отвода автомобильных дорог федерального значения в целях размещения таких дорог (строительство или реконструкция автомобильных дорог, а также при оформлении прав на земельные участки, занимаемые такими автомобильными дорогами), а также размещение объектов дорожного сервиса. Границы полосы отвода автомобильной дороги федерального значения определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения и ( или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены требования к полосе отвода для автомобильных дорог, которые следовало соблюсти при строительстве указанного съезда, в том числе к площади земельного участка, на котором построен этот съезд, и участка, который необходим для последующего обслуживания съезда.
Отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества (Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 145 -ФЗХ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» государственная компания создается и действует в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, а также в целях поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог Государственной компании.
Согласно пункту 2 статьи 6 указанного федерального закона к деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании относятся, в том числе, осуществление функций заказчика при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог Государственной компании.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 г. № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) Федеральным дорожным агентством приняты распоряжения от 11.10.2012 № 725-р от 01.11.2013 г. № 1713-р, от 27.11.2013 № 1973-р, от 06.05.2013 № 655-р и другие распоряжения « Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке км 58- км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе) (км 58-км 97) в Клинском районе Московской области», в приложении к которым отсутствует земельный участком с кадастровым номером /номер/. Названными распоряжениями на Государственную компанию «Российские автомобильные дороги» возложена обязанность по уведомлению, оценке и выкупу земельных участков для указанных целей, а также регистрация права собственности Российской Федерации на эти земельные участки.
Эти обязанности названной Государственной компанией в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060180:898 не исполнены.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» автомобильная дорога А-108 «Московское большое кольцо» -Дмитров-Сергиев-Посад- Орехово-Зуево-Воскресенск-Михнево-Балабаново-Руза-Клин-Дмитров общей протяженностью 546,649 км. Подведомственна ФКУ «Центравтомагистраль».
В соответствии с проведенной АНО «МСК-Эксперт» по делу судебной комплексной судебной землеустроительной и оценочной экспертизе следует, что методом графического моделирования, анализа и сопоставления полученных данных определено, что раздел земельного участка с кадастровым номером /номер/ в соответствии с требованиями действующего законодательства не возможен, так как это приведет к невозможности использовать образуемые земельные участки по назначению и отсутствию проезда к одному из образуемых земельных участков, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 2 368 760 руб.
Суд считает, что данное заключение экспертов является научно-обоснованным и содержат выводы, основанные на специальной нормативной, справочной и технической литературе и проведенных исследованиях.
Эксперты, до начала производства экспертизы был предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеют необходимые для производства подобного рода экспертиз образование, квалификацию, специальность.
Суд считает, что указанное выше заключение экспертов отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, оснований сомневаться в его правильности не имеется.
Таким образом ответчику подлежит передаче весь земельный участок с кадастровым номером /номер/.
Соответственно с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию выкупная цена спорного земельного участка, которая была определена экспертным путем и составила 2 368 760 руб.
Доказательств, подтверждающих иную стоимость земельного участка в материалы дела ответчиком не предоставлено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; вязанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью третьей статьи 95 ГПК РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.
Из материалов дела следует, что определением Клинского городского суда от 09 сентября 2020 года по гражданскому делу была назначена комплексная судебная землеустроительная и оценочная экспертиза, производство которой поручено АНО «МСК-Эксперт». Расходы по данной экспертизе суд возложил на ФИО1, которая произвела оплату расходов по проведению экспертизы в размере 120 000 руб. исходя из чека от 13 октября 2020 года.
Суд полагает, что данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истицы, так как документально подтверждены последней.
В силу статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Расходы на оплату услуг представителя составили 50 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру /номер/ от 02 декабря 2020 года.
Представитель ФИО1 – ФИО5 участвовал в рассмотрении данного дела 30 июня 2020 года, 11 августа 2020 года, 09 сентября 2020 года, 24 декабря 2020 года, 08 февраля 2021 года
Разрешая вопрос о взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд принимает во внимание, такие обстоятельства, как длительность судебного разбирательства, проверка законности и обоснованности судебных актов, сложность разрешающихся в ходе рассмотрения дела правовых вопросов, подготовка необходимых документов для рассмотрения гражданского дела, сложившаяся судебная практика рассмотрения аналогичных споров, размер вознаграждения представителей по аналогичным спорам и делам и другие обстоятельства.
Суд не соглашается с требованиями ФИО1 о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб., за участие при рассмотрении указанного выше гражданского дела в суде, поскольку они не отвечают понятию разумности, объему защищаемого права по настоящему делу. Исходя из вышеперечисленных обстоятельств, суд полагает, что взыскиваемые с ответчика в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя за участие в рассмотрении настоящего дела подлежат снижению до 20 000 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 20 043 руб. 80 коп., оплаченной истцом при подаче иска в суд.
суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) о прекращении права собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок, взыскании денежных средств в счет возмещения за земельный участок, взыскании судебных расходов – удовлетворить частично.
Прекратить право собственности ФИО1 на земельный участок, площадью 54 857 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала /номер/, имеющий кадастровый /номер/.
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 54 857 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала /номер/, имеющий кадастровый /номер/.
Взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в пользу ФИО1 выкупную стоимость земельного участка, площадью 54 857 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала /номер/, имеющий кадастровый /номер/ в размере 2 368 760 руб., расходы по проведению судебной комплексной землеустроительной, оценочной экспертизы в размере 120 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 20 043 руб. 80 коп., а всего взыскать 2 528 803 (два миллиона пятьсот двадцать восемь тысяч восемьсот три) руб. 80 коп.
В остальной части исковые требования ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 15 февраля 2021 года.
Судья Клинского городского суда: П.Н. Шведов