Сыктывдинский районный суд Республики Коми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Сыктывдинский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№2-22/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Аббасовой И.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании «7» февраля 2012 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования сельского поселения «» о признании права нуждаемости в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «воины-афганцы» и по категории «многодетные семьи»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «» о признании права нуждаемости в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 27.06.1990, по категории «воины-афганцы» – с 05.07.1990 и по категории «многодетные семьи» – 06.05.2000. В обоснование своих требований указал, что 27.06.1990 администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» он был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий на общих основаниях с датой постановки на учет, состоял в льготных очередях воинов–афганцев с 05.07.1990 и в очереди многодетных семей – с 06.05.2000. Основанием для постановки его на учет служила на тот период его регистрация и проживание в городе Сыктывкар . С 26 ноября 2003 года истец зарегистрирован в , в связи с чем, обратился в администрацию муниципального образования сельского поселения «» с просьбой о переводе очереди на улучшение жилищных условий с даты постановки на учет в городе Сыктывкаре.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 23.01.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация муниципального образования муниципального округа «Сыктывкар» и Агентство Республики Коми по социальному развитию.
Истец ФИО2, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив своего представителя. Будучи опрошенным ранее суду пояснил, что состоял на учет в качестве нуждающегося в администрации МО ГО «Сыктывкар», в последующем изменил место жительство, поскольку жилое помещение, в котором в настоящее время он и его семья зарегистрированы и проживает, находится в непригодном для проживании состоянии, в связи с чем, полагает, что имеет право постановки на учет по месту настоящего жительства с дат, которыми был поставлен на учет в администрации МО ГО «Сыктывкар».
В судебном заседании представитель ФИО2 ФИО3, действующая по доверенности, на заявленных требованиях настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что просит признать за истцом право нуждаемости в улучшении жилищных условий и возложить обязанность на администрацию муниципального образования сельского поселения «» поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «воины-афганцы» и по категории «многодетные семьи» со дня его постановки на учет в администрации г. Сыктывкара, в чем истцу ответчиком было отказано и предложено встать на учет с даты его обращения.
Ответчик администрация муниципального образования сельского поселения «», надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, предоставив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предоставленном суду письменном отзыве на исковое заявление, ответчик пояснил, что в связи с выездом истца на постоянное место жительство в другое муниципального образование ФИО2 потеряно право нуждаемости в улучшении жилищных условий. При этом указано, что администрацией муниципального образования сельского поселения «» ФИО2 будет признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с использованием социальной выплаты для строительства или приобретения жилья с даты подачи им заявления 9 сентября 2011 года.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования муниципального округа «Сыктывкар» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против требований истца. Суду пояснил, что учетное дело ФИО2 до настоящего времени находится в администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар». ФИО2, будучи зарегистрированным по адресу: , – действительно был поставлен на учет 27.06.1990 администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в очередь на улучшение жилищных условий на общих основаниях, с даты постановки на учет 05.07.1990 состоит в льготной очереди воинов–афганцев и в очереди многодетных семей состоит с 06.05.2000.
Третье лицо Агентство Республики Коми по социальному развитию, надлежащим образом извещенное о дне, месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, предоставив письменные возражения и заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В своих возражениях Агентство указало на свое несогласие с заявленными требованиями истца в силу отсутствия предусмотренной законом возможности перевода очередности из одного муниципального образования в другое – по новому месту жительства.
Суд, с учетом мнения представителей истца и третьего лица определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя третьего лица администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании ФИО2, будучи зарегистрированным по адресу: , – администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и состоял в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях с датой постановки на учет 27.06.1990, а так же в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «ветеран боевых действий» с датой постановки 05.07.1990 и по категории «многодетная семья» – с 06.05.2000.
Согласно предоставленной администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» информации ФИО2 исключен из вышеназванных списков постановлением главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 29.04.2011 №4/1085 на основании заявления об исключении.
ФИО2 так же был включен в республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в соответствии с датой постановки на учет в органах местного самоуправления 05.07.1990.
Согласно информации, предоставленной администрацией муниципального образования сельского поселения «», ФИО2 с 26 ноября 2003 года зарегистрирован по адресу: .
В настоящее время ФИО2 проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его супруге ФИО1., по адресу: , – где зарегистрирован с 28 ноября 2011 года.
Из акта обследования жилищно-бытовых условий ФИО2 от 28.11.2011, проживающего по , следует, что комиссия пришла к заключению о регистрации ФИО2 в администрации муниципального образования сельского поселения «» на улучшении жилищных условий.
Из материалов дела так же следует, что в адрес ФИО2 02.03.2011 Агентством Республики Коми по социальному развитию направлено письмо-извещение, в соответствии с которым ФИО2 мог претендовать на получение единовременной денежной выплаты, которая может быть использована им на приобретение жилья, при документальном подтверждении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с чем, ему предложено в кратчайшие сроки сообщить о принятом решении и подать соответствующее заявление.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ФИО2 в адрес Агентства Республики Коми по социальному развитию до 1 января 2012 года с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья не обращался.
Согласно заявлению ФИО2 от 09.09.2011, последний обратился в администрацию муниципального образования сельского поселения «», в котором просил поставить его в очередь на улучшение жилищных условий с 1990 года.
Письмом от 05.10.2011 администрация муниципального образования сельского поселения «» информировала ФИО2 о возможности признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья с даты подачи заявления – 09.09.2011, и отказала в удовлетворении просьбы о постановке его в очередь на улучшение жилищных условий с 1990 года в связи с выездом на постоянное место жительство в другое муниципальное образование.
Из объяснений представителя истца ФИО3 следует, что необходимым условием для получения единовременной денежной выплаты является проживание гражданина в муниципальном образовании, органами местного самоуправления которого гражданин поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, до 01.01.2005, в связи с чем, истец просил о переводе очередности, в чем ему было отказано.
Отказ муниципального образования сельского поселения «» в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датами постановки в соответствующих очередях, которыми ФИО2 был поставлен в администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», явилось основанием для обращения в суд.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 55 настоящего Кодекса право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Статья 6 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ устанавливает, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 – 6 ч. 1 ст.56, а также, если отпали основания, которые до введения в действие Жилищного Кодекса РФ давали им право получить жилье по договору социального найма.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Так, на момент принятия администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» решения о постановке ФИО2 на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, последний был зарегистрирован на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
В соответствии с Законом Республики Коми от 07.12.2011 №147-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законом «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми.
С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья ФИО2 не обращался.
В рассматриваемом случае истец ФИО2 стоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1990 года в МО ГО «Сыктывкар», в связи с переездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование сельское поселение «», истец был снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО ГО Сыктывкар. В связи с вышеизложенным администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» заявила ходатайство о переводе очереди ФИО2, состоявшего на учете в МО ГО «Сыктывкар» в администрацию сельского поселения «».
В силу ст.ст. 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное право и суд может принять решение об обязанности соответствующего органа устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, если оно совершено не в соответствии с порядком, установленным законом или не в пределах полномочий органа, только в том случае, если будет доказано, что оспариваемое решение или действие нарушает права либо свободы гражданина.
Поскольку в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета, а равно прекращение права быть нуждающимся в улучшении жилищных условий в конкретном населенном пункте.
При этом жилищным законодательством России перевод очередности из одного муниципального образования в другое, соответствующее новому месту жительства гражданина, не предусмотрен.
В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно действующему законодательству постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер.
Таким образом, довод истца о том, что он имеет право на постановку на учет в администрации МО СП «» с 1990 года ввиду непригодности для проживания жилого помещения, в котором истец зарегистрирован и проживает в настоящее время, в рамках заявленных исковых требований не может быть принят судом во внимание.
Учитывая требования закона, устанавливающие заявительный характер постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а так же место постоянного проживания и регистрации ФИО2 с 2003 года в другом муниципальном образовании – , и то обстоятельство, что истец обратился в соответствующие органы по месту жительства с заявлением о постановке его на учет лишь в 2011 году, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав ФИО2 со стороны ответчика.
При таких обстоятельствах решение администрации муниципального образования сельского поселения «» об отказе ФИО2 в постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датами постановки в соответствующих очередях, которыми ФИО2 был поставлен в администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» является правильным, в связи с чем, доводы истца и его представителя, которые сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, не принимаются судом во внимание, поскольку сама по себе необходимость подтверждения для Агентства Республики Коми по социальному развитию факта нуждаемости, не может являться для администрации муниципального образования сельского поселения «» основанием для принятия истца на учет с датой постановки, соответствующей той, которой он был поставлен в очередь другим органом местного самоуправления.
При этом, истец может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с использованием социальной выплаты на строительство или приобретение жилья на территории муниципального образования сельского населения «» с даты подачи им заявления, то есть с 09.09.2011, поскольку согласно акту обследования жилищно-бытовых условий указанного дома, имеются основания для регистрации истца в администрации сельского поселения «» на улучшение жилищных условий, что не отрицается и самим ответчиком в письменных возражениях к исковому заявлению.
Таким образом, истец ФИО2 вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья с 09.09.2011.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ФИО2 не может быть поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на общих основаниях с датой постановки на учет 27.06.1990, а так же в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «ветеран боевых действий» с датой постановки 05.07.1990 и по категории «многодетная семья» – с 06.05.2000, в связи с чем, его исковые требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации муниципального образования сельского поселения «» о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на общих основаниях с датой постановки на учет 27.06.1990, а так же в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «ветеран боевых действий» с датой постановки 05.07.1990 и по категории «многодетная семья» – с 06.05.2000 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 12 февраля 2012 года.
Судья Д.А. Колесникова