ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-22 от 09.02.2011 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

                                                                                    Калачевский районный суд Волгоградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Калачевский районный суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело№2-22/2011года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Г. Калач-на - Дону

Волгоградской области 9 февраля 2011года.

Калачевский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего, судьи Романовой Г.Н., при секретаре Антюфеевой Т.Ф. с участием представителей пенсионного фонда Горбуновой Е.А. и Щепкиной Г.Е. по доверенности, представителя Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области СарычевойА.В. по доверенности, истицы Можайской И.Ю. и ее представителя по доверенности Волчанской Е.И.,

Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску: Можайской Ирэны Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калачевском районе Волгоградской области об оспаривании решения Государственного Учреждения - Управления пенсионного фонда по Калачевскому району, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

В Калачевский районный суд Волгоградской области обратилась Можайская Ирэна Юрьевна с исковым заявлением, в котором просит суд: признать решение комиссии об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать УПФР в Калачевском районе включить в специальный стаж следующие периоды работы: заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе в ГСУ СО «Калачевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 г 7 месяцев 25 дней), курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-6 дней и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 дней, итого 12 дней, всего 2 года 8 месяцев 8 дней и обязать назначить пенсию с момента обращения к ответчику с заявлением по вопросу начисления досрочной пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Решением УПФР в Калачевском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Можайской И.Ю. было отказано во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по воспитательной работе в ГСУ СО «Калачевском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» и нахождения на курсах повышения квалификации.

В суде истица Можайская И.Ю. поддержала свои исковые требования, мотивируя тем, что работая в должности заместителя директора, она выполняла работу, связанную с педагогической и образовательной деятельностью. Она занималась с детьми по различным предметам, организовывала работу с родителями и учениками, походы, культурные мероприятия и другое, а это связано с воспитанием детей, педагогической деятельностью. Это подтверждается приобщенными к делу документами. Также незаконно не засчитали периоды нахождения на курсах повышения квалификации в 1990году, когда она работала учителем и заместителем директора школы №1 г. Калач-на - Дону. Поэтому она имеет право на льготную пенсию ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика просил в иске отказать, мотивируя тем, что доказательств, подтверждающих осуществление педагогической деятельности истицей не представлено, как и работодателем. Оснований для назначения льготной пенсии не имеется. ДД.ММ.ГГГГ Можайская Ирэна Юрьевна обратилась в УПФР в Калачевском районе Волгоградской области с заявлением о назначении ей пенсии по выслуге лет в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с вышеуказанной нормой право на пенсию имеют лица, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Одновременно с заявлением ей были предоставлены: копия трудовой книжки, копии документов, удостоверяющих личность, справки уточняющие характер и занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Изучив предоставленные документы и материалы, в специальный стаж работы в связи с педагогической деятельности Можайской И.Ю. засчитаны периоды работы, когда действительно имелась педагогическая деятельность, составляющие в общей сложности 22 года 07 месяцев 10 дней. Они считают, что в основе соответствующей дифференциации понятия «педагогическая деятельность» должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности. Истица основывает свои доводы на предположениях, Документальных данных, подтверждающих указанный специальный стаж, не имеется. Льготная справка отозвана работодателем и вновь не направлялась в пенсионный фонд. Те приказы, которые приобщены к делу, не свидетельствуют о педагогической деятельности. Организационные вопросы, связанные с осуществлением обязанностей заместителя директора, не свидетельствуют об этом. Кроме этого, в разделе 13 Списка должностей (Постановление Правительства РФ №1067 от 22.09.99г.) указано наименование учреждения «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», однако в этих учреждениях в отношении лиц, указанных в этом пункте в должности заместителя директора, не засчитывается в льготный стаж работа в этом качестве. Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002года исчисления льготного стажа (п.8) указанная работа, непосредственно не связанная с образовательным (воспитательным) процессом, после ДД.ММ.ГГГГ, не засчитывается. Отчета по льготному стажу также не имелось от работодателя. Льготный стаж за 1990годы засчитан истице, но не включены в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-6 дней и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 дней (12 дней), по следующим основаниям: действующее законодательство не предусматривает включений в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденные Правительством РФ от 11.07.2002 года № 516 в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Порядок предоставления и продолжительность ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков (ст.ст. 114-116 Трудового Кодекса РФ) регулируется федеральным законодательством, и именно эти отпуска включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. При этом при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым (ст.120 ТК РФ). Законодатель сохранил для ряда категорий лиц льготные условия приобретения права на трудовую пенсию, и это право связано с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При нахождении на курсах повышения квалификации такое неблагоприятное воздействие отсутствует. Факт сохранения заработной платы дает право на включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в общий трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по достижении возраста 55 лет.

Третье лицо без самостоятельного требования Калачевский центр «Милосердие», Администрация Калачевского муниципального района, комитет по образованию Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, оповещены надлежаще.

Третьи лица без самостоятельного требования, средняя школа №1 г. Калач-на- Дону, комитет по образованию Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области, не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель Администрации Калачевского муниципального района Сарычева А.В. в суде просила вынести решение на усмотрение суда. Она пояснила, что документов в централизованной бухгалтерии, имеющих отношение к спору не имеется. Ведомости, штатные расписания и другое уничтожено по сроку давности, либо их не имелось. Она не может сообщить конкретные данные относительно спора.

Суд считает, что с учетом мнения сторон, требований ст.154ч.1 ГПКРФ, следует рассмотреть спор в отсутствие не явившихся лиц

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу признать иск частично обоснованным и подлежащим удовлетворению в части включения в специальный стаж времени нахождения истицы на курсах повышения квалификации, а в удовлетворении остальной части иска отказать за необоснованностью, по следующим основаниям:

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению нераскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, связанными с осуществлением именно педагогической деятельности, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Аналогичным образом реализовалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству.

Так, с 1 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами, в пункте 2 которых было оговорено, что работа в качестве заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, связанной с образовательным процессом, учреждений, указанных в пунктах 1-7, 9, 10 Списка.Работа в качестве заместителей директоров учреждений, указанных в других пунктах Списка, в выслугу не засчитывается.

Наименование учреждения, где работала Можайская И.Ю. в оспариваемый период времени, согласно трудовой книжки, указано как «Центр социальной помощи семье и детям «Милосердие». Вместе с тем, указанное наименование отсутствует и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, так и в ныне действующем Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

В разделе 13 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 указано наименование учреждение «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», однако согласно указанного выше пункта правил, работа в учреждениях, указанных в разделе 13 в должности заместителя директора, не подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В разделе 13 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, также указано наименование учреждения - «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Согласно п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002года, исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предусмотрено право на включение в льготный стаж периодов работы в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1-1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы. Работа в должности заместителя директора учреждений, указанных в пунктах 1.8., 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» списка за период до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик период времени до 1999года учел и включил в специальных стаж, поэтому курсы повышения квалификации в данный период времени также следует включить в специальный стаж, а в остальной части иск не подлежит удовлетворению.

Как следует из указанных Правил не предусмотрено право на включение в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов работы в должности заместителя директора, учреждения, поименованного в разделе 13 Списка.

Далее, следует также учесть, что на основании п. 5 Постановления Минтруда РФ № 16,ПФ РФ № 19 па от 27.02.2002 года к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 г, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

В суде установлено, что при обращении за назначением пенсии Можайская И.Ю. представила справку № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную работодателем - ГСУ СО «Калачевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», подтверждающую, что оспариваемый период работы в качестве заместителя директора подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Однако в дальнейшем указанная справка была отозвана, как необоснованно выданная.

В справке№ указано, что центр психолого-медико-социального сопровождения «Милосердие» переименован в муниципальный центр социальной помощи семье и детям «Милосердие» постановлением комитета экономики и финансов Администрации Калачевского района № от ДД.ММ.ГГГГ. Затем этот центр переименован в муниципальный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Милосердие» постановлением этого же органа № от ДД.ММ.ГГГГ. Затем переименован центр в государственное специализированное учреждение социального обслуживания « Калачевский социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» постановлением главы Администрации Волгоградской области №1369 от 23.12.2005года. Именно в последнем наименовании учреждения истица работала в спорный период в качестве заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В суде работодатель приобщил данную справку, но в пенсионный фонд не направил, как ошибочно истребованную обратно.

При этом суд учитывает, что в данной справке не указаны документы, подтверждающие выполнение истицей педагогической деятельности или деятельности, связанной с образовательным процессом одновременно с выполнением обязанностей заместителя директора учреждения (доплаты за преподавательскую деятельность, ведомости, штатные расписания и т.п.). Работодатель в судебном заседании не оспаривал, что истребовал справку о льготном стаже в отношении Можайской И.Ю. по запросу и разъяснениям пенсионного фонда.

Эти данные подтверждаются документами, исследованными в суде.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что п.34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 указывает, что периоды времени работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в которых указывает, в том числе периоды работы, подлежащие зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В соответствии с Выпиской из лицевого счета застрахованного лица, Можайская И.Ю. была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. За оспариваемый период работы работодателем, представлены сведения в Пенсионный фонд о том, что вышеуказанный период подлежат зачету в общий стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости по достижении общеустановленного возраста (для женщин - 55 лет). Следует отметить, что п.1 ст. 25 Закона № 173 ФЗ предусматривает ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Отсюда, отчетности от работодателя о наличии специального стажа у истицы в спорный период времени не имело места и доводы ответчика в этой части подтверждаются в суде.

Доводы истицы о наличии педагогической деятельности в указанный период времени беспочвенны и достоверными документальными данными не подтверждаются.

Пенсионное дело№ указывает на наличие заявление Можайской И.Ю. с просьбой назначить льготную пенсию, сведения об отказе в назначении таковой и данные о зачете в специальный стаж работы в качестве учителя в школе, в том числе в 1990году. Отсутствие данных об отчетности ГСУ СС «Калачевский социально-ребилитационный центр для несовершеннолетних» о наличии льготного стажа у Можайской И.Ю.

Критерием выполнения или невыполнения педагогической деятельности также является Должностная инструкция, указывающая на функциональные особенности заместителя директора.

В суде работодатель, директор центра «Милосердие» предоставила должностную инструкцию, от10.01.2001года, но заявила об отсутствии штатного расписания, ведомостей об оплате педагогической деятельности истицы. В должностной инструкции указано, что истица, как заместитель директора, участвует как педагог в образовательном процессе (п.5). Однако конкретных данных, в каком образовательном процессе, конкретный период времени и в качестве кого, не установлено ни документально, ни фактически.

Список сотрудников, работавших в 2003году фиксирует лишь факт работы в указанной должности истицы.

Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ указывает о приеме на работу истицы и доплате к зарплате ей 30% «за работу с детьми девиантного поведения на основания положения о Центре» (дословно). Однако в чем заключается эта работа не указано.

Данные трудовой книжки истицы подтверждают, что ДД.ММ.ГГГГ она переведена в центр социальной помощи семье и детям «Милосердие» и приказом№ от ДД.ММ.ГГГГ принята заместителем директора по воспитательной и реабилитационной работе. Уволена приказом№ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в школу№1.

Устав Центра, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ, указывает на цели и задачи Центра, в которых не имеется указания на наличие учебного процесса. Это следует и из раздела3 (структурные подразделения Центра): детский приют, профилакторий, служба психолого-педагогическая и юридическая, реабилитационное отделение для детей-инвалидов, комната временного пребывания и благотворительный вещевой фонд.

Положение о районном центре социальной помощи семье и детям «Дом милосердия», зарегистрированный в Администрации Калачевского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ указывает на юридический адрес Центра, на то, что учредителем являлся в то время комитет по делам семьи и молодежи Администрации района. В разделе 2(задачи центра) положения не имеется указания на то, что учреждение выполняет прямые педагогические обязанности с детьми или на наличие образовательного процесса.

Доводы истицы в этой части, что дети выполняли домашнее задание в центре, не могут быть основанием для удовлетворения иска, поскольку понятие педагогической деятельности (учебная нагрузка) недопустимо толковать расширительно.

Приказ№ от ДД.ММ.ГГГГ указывает на доплату к заработной плате 20%, но за выполнение педагогической деятельности или другой - не указано.

Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ параграф1 указывает, что Можайскую И.Ю. обязали разработать план проведения семинара, приказом № ей объявлена благодарность, однако эти приказы не свидетельствуют о наличии учительской деятельности (преподавательской).

Приказ№ от ДД.ММ.ГГГГ « О походе» подтверждает, что на истицу возлагалась ответственность за безопасность и сохранность жизни детей в походе, однако данный приказ не подтверждает наличие образовательного и педагогического процесса (учебного).

Приказ№ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает доплату за патронаж семей в 20%.

Приказ№ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает увольнение Можайской И.Ю. в порядке перевода на работу в Калачевскую среднюю школу № с ДД.ММ.ГГГГ.

Штатное расписание на 2003год указывает на наличие должности заместителя директора по ВРР (воспитательной реабилитационной работе).

Свидетель К. в суде пояснила, что истица занималась педагогической деятельностью, проводила уроки с детьми, но о наличии документальных данных она ничего не знает.

Свидетельские пояснения не могут являться доказательством наличия специального стажа (обзор законодательства и судебной практики за второй квартал 2010года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010года)

Решением Верховного Суда РФ №ГКПИ 03-439 от 21 мая 2003г. указано, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Подпунктом "а" пункта 8 Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объёме не менее 360 часов в год.

Наличие образовательного процесса в указанные периоды не подтверждается документально. Не имеется сведений о совместительстве с преподавательской работой в спорный период времени, о работе педагогом дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей заместителя директора Центра и т.п.

Доводы истицы и ее представителя о необходимости считать специальным стажем указанный период времени основан на предположительных данных.

Суд не вправе в основу решения брать за основание предположения. Поэтому в этой части иск не подлежит удовлетворению.

Оснований для удовлетворения данных исковых требований судом не установлено.

Документальные о нахождении истца на курсах повышения квалификации в указанной выше должности (12 дней) не оспаривается ответчиками, но ответчик отказал во включении этого времени в специальный стаж, с чем суд не может согласиться.

Приказы№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и справка МОУ « Средняя общеобразовательная школа №1 г. Калач-на - Дону Волгоградской области» за № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Этот период повышения квалификации подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии, так как повышение квалификации является обязанностью работника для дальнейшего осуществления работы в этот период времени 1990года (время и стаж, засчитанный пенсионным фондом в льготный). На данные курсы работник направлялся по инициативе работодателя. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работодатель отчисляет из заработной платы работника, установленные законодательством взносы в соответствующие отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд РФ. Тем самым указанный период деятельности работника является страховым и поэтому должен включаться в страховой стаж для назначения трудовой пенсии досрочно как соответствующий требованиям законодательства о пенсии (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Эта позиция поддержана и Верховным Судом РФ (определение №11-В09-7 от 02.07.2009года).

Вместе с тем, по состоянию на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ истицей требуемые 25 лет не выработаны, так как ее специальный стаж на дату обращения составляет 22 года 07 месяцев 10 дней. Следовательно, досрочная пенсия по вышеуказанным основаниям на дату обращения за пенсией не положена, а поэтому иск подлежит частичному удовлетворению, без назначения льготной пенсии в настоящее время.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к вышеуказанному выводу отказать в удовлетворении иска частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199ГПКРФЙ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Можайской Ирэны Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калачевском районе Волгоградской области об оспаривании решения Государственного Учреждения - Управления пенсионного фонда по Калачевскому району, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калачевском районе Волгоградской области включить в специальный стаж, дающий право Можайской Ирэне Юрьевне на назначение досрочной трудовой пенсии периоды времени её нахождения на курсах повышения квалификации (трудовая деятельность в МОУ средней общеобразовательной школе №1 г. Калач-на-Дону Волгоградской области в качестве заместителя директора школы по УВР и учителя русского языка и литературы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 дней), в размере 12 дней.

Отказать Можайской Ирэне Юрьевне в удовлетворении иска о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заместителя директора по воспитательной работе ГСУ СО «Калачевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (2 года 07 месяцев 25 дней) и понуждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калачевском районе Волгоградской области назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней, через Калачевский районный суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий, судья: