ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-22 от 22.03.2011 Онежского городского суда (Архангельская область)

                                                                                    Онежский городской суд Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Онежский городской суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-22/11 г.

...

...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Онега 22 марта 2011 г.

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кожухова С.А.,

при секретаре Привалихиной М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию с момента подачи заявления с учетом уточненного стажа,

У С Т А Н О В И Л:

Н. обратился в суд иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области (далее – ГУ УПФ РФ в Онежском районе) о включении периодов работы с 1980 г. по 2009 г. в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и возложении обязанности на ответчика назначить пенсию с момента подачи заявления с учетом уточненного стажа.

В судебном заседании Н. увеличил исковые требования, просил также признать за ним право на повышенный размер трудовой пенсии в связи с наличием смешанного трудового стажа работы как в районе приравненном к районам Крайнего Севера, так и в районе Крайнего Севера. Уточнил первоначальные требования, просил включить в специальный стаж периоды работы в Онежском морском порту на т/х «Алмаз» с 27.02.1986 г. по 16.07.1993 г. 7 лет 4 месяца 18 дней и на т/х «Капитан Митягин» с 22.10.1996 г. по 30.04.2005 г. 8 лет 6 месяцев 8 дней. В обоснование заявленных требований истец указал, что 25 ноября 2010 г. он обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по возрасту. Решением комиссии ГУ УПФ РФ в Онежском районе ему было отказано в назначении такой пенсии по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ. Считает отказ необоснованным, поскольку выработал необходимый стаж для назначения пенсии. Кроме того, со 2 октября по 11 ноября 2008 г. он находился в командировке в г. Нарьян-Маре, отнесённом к районам Крайнего Севера, поэтому считает, что в связи с наличием смешанного стажа имеет право на назначение пенсии в повышенном размере. Онежский морской порт был преобразован в ОАО «Онежская судоходная компания», которая впоследствии обанкротилась и была ликвидирована. В настоящее время предприятия не существует.

Представители ответчика ГУ УПФ РФ в Онежском районе Ж. и Ч., действующие на основании доверенности, исковые требования не признали. Пояснили, что в период с 27 февраля 1986 г. по 16 июля 1993 г. истец работал на судне м/к «Алмаз», который являлся судном, постоянно работающим на акватории порта. В этой связи данный период работы не был включен в страховой стаж по п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Также этот период не был включен в стаж по Списку № 2 от 1956 г., поскольку в то время истцу не начислялась доплата за совмещение должностей, и по Списку № 2 от 1991 г., поскольку данный Список предусматривает включение в льготный стаж периодов работы только в машинной команде портовых судов и судов служебно-вспомогательного флота в должностях, строго предусмотренных Списком. Период работы с 22 октября 1996 г. по 29 апреля 2005 г. не был включен в специальный стаж на том основании, что Список № 2 от 1956 г. к периодам работы после 1 января 1992 г. не применятся, а Список № 2 от 1991 г. применяется, как указано выше, только к работникам машинной команды портовых судов и судов служебно-вспомогательного флота. Также этот период не подлежит включению в стаж и по п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» в связи с отсутствием соответствующих индивидуальных сведений персонифицированного учета и в связи с расхождениями, имеющимися в представленных истцом документах. Таким образом, стаж работы Н. в особых условиях труда составляет 2 года 9 месяцев 25 дней, в связи с чем, право на установление досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда у него отсутствует, и его требования удовлетворению не подлежат.

Свидетель И. в судебном заседании показала, что работал в Онежском морском порту с 1973 г., хорошо знает Н., который всю жизнь отработал в порту. С 27.02.1986 г. по 16.07.1993 г. Н. работал на т/х «Алмаз» в должности помощника капитана – сменного механика и старшего механика – помощника капитана. Такие наименования должности получили после издания приказов министерства морского флота СССР № 21-пр от 26.01.1973 г. и № 91-пр от 28.05.1973 г., когда в связи с сокращением штатов на судах профессии механика и штурмана (помощника капитана) были совмещены. Лицам, занимавшим такие совмещённые должности, выплачивались повышенные оклады. Выплата повышенного оклада предусматривала занимаемая должность, каких-либо дополнительных приказов при этом не издавалось. Онежский морской порт был преобразован в ФГУП «Онежский морской торговый порт», затем в ОАО «Онежская судоходная компания». ОАО «Онежская судоходная компания» обанкротилась и в настоящее время не существует. Большинство архивных документов было утрачено.

Свидетель Б. показал, что работал на т/х «Капитан Митягин» в должности матроса – моториста. Вместе с ним в должности старшего механика – помощника капитана с 1996 г. работал Н. Поскольку их профессии (машинных и палубных команд) были совмещены, им платились повышенные оклады. Т/х «Капитан Митягин» относится к классу морских судов, работает как на территории порта, так и за его пределами. В 2008 г. он вместе с Н. ездил в командировку в г. Нарьян-Мар. Вылетали туда 2 октября, вернулись самолётом 11 ноября. В командировке работали на МЗ-150, снимали навигационную обстановку. Им было предоставлено жильё, но в связи с плохими бытовыми условиями проживали в основном на судне, там же питались. В командировочных документах в целях экономии средств предприятия период нахождения в командировке был указан только на время проезда в г. Нарьян-Мар и обратно. Остальное время учитывалось как обычная работа.

Свидетель А. подтвердил, что в 2008 г. он вместе с Н. ездил в командировку в г. Нарьян-Мар. В остальном дал показания, аналогичные показаниям Б.

Свидетель Т. показала, что до 2006 г. работала в ОАО «Онежская судоходная компания» инспектором отдела кадров. В то время на т/х «Капитан Митягин» в должности старшего механика – помощника капитана работал Н. Профессия Н. была совмещённой, ему платился повышенный оклад. Выплату повышенного оклада предусматривала занимаемая должность, каких-либо дополнительных приказов при этом не издавалось. Т/х «Капитан Митягин» относится к классу морских судов, работает как на территории порта, так и за его пределами. Многие работники, занимавшие такие же совмещённые должности как и Н., например К., обращались в отдел кадров за справками, подтверждающими выплату повышенного оклада, и впоследствии стаж работы в данных должностях включался пенсионным фондом в их льготный стаж. Такие справки готовила она. Н. за справкой не обращался, хотя в случае обращения справка ему была бы выдана. ОАО «Онежская судоходная компания» обанкротилась и в 2006 г. была ликвидирована, значительная часть архива утрачена. В настоящее время подтвердить документально выплату Н. повышенного оклада за работу по совмещённой профессии не представляется возможным.

Свидетель В. показала, что до 2003 г. работала в ОАО «Онежская судоходная компания» в должности бухгалтера. Подтвердила, что Н. платился повышенный оклад за работу по совмещённой профессии. В остальном дала показания, аналогичные показаниям Т.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 Закона № 173-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 10 Закона № 173-ФЗ).

На основании п. 2 ст. 28.1 Закона № 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 п. 1 ст. 27 и подпунктами 7-9 п. 1 ст. 28 настоящего закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ мужчинам назначается досрочная трудовая пенсия по старости по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Поскольку согласно справке (л.д. 74) м/к «Алмаз» является судном, которое постоянно работает на акватории порта, то назначение пенсии возможно исключительно в соответствии со Списками профессий и должностей, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ).

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 утверждены Списки № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Действие указанных Списков Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991г. № 517 было распространено на территории РСФСР.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (далее - Список № 2 от 1991 г.). При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями) (далее - Список № 2 от 1956 г.), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В соответствии с разделом ХХVIII «Транспорт» подраздела 3 «Морской и речной флот» подп. 1 «Плавающий состав» Списка № 2 от 1991 г. правом на назначение досрочной пенсии пользуются работники машинной команды судов служебно-вспомогательного и портового флота, постоянно работающие на акватории флота, являющиеся плавающим составом судов морского и речного флота, в том числе: машинисты всех наименование, мотористы всех наименований, механики и их помощники, главные и старшие механики, электромеханики и их помощники, электромеханики старшие.

Согласно Списку № 2 от 1956 г. право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах было предоставлено лицам, работавшим на должностях «Механики, главные и старшие механики» (раздел ХХХ пункт 2 Морской флот).

Согласно постановлению Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 27 декабря 1983 г. дополнено разъяснение тех же органов от 2 апреля 1976 г. №5/8, за лицами, пользующимися правом на льготное пенсионное обеспечение сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в случае совмещения профессий (должностей) и расширением зон обслуживания на весь период, в течение которого им производилась доплата или выплачивались повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым профессия или расширение зон обслуживания.

Право на досрочное назначение пенсии по старости истец Н. может приобрести в случае выполнения работ, предусмотренных соответствующими Списками профессий и должностей, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Как установлено в судебном заседании, 25 ноября 2010 г. истец обратился в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Онежском районе Архангельской области» с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 64-65). Решением комиссии ГУ УПФ РФ в Онежском районе от 30 ноября 2010 г. установлен общий трудовой стаж истца 45 лет 1 месяц 6 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 26 лет 1 месяц 22 дня, стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости – 2 года 9 месяцев 25 дней. В специальный стаж не были включены следующие периоды: периоды работы в МПКС, МКС: с 24 по 30 апреля 1980 г., с 14 января по 16 февраля 1981 г., с 20 по 28 февраля 1981 г., с 13 марта по 30 апреля 1981 г., с 10 января по 27 апреля 1985 г., с 1 по 16 мая 1985 г., с 15 по 26 февраля 1986 г.; периоды отстоя: с 14 по 15 ноября 1980 г., с 17 по 19 февраля 1981 г., с 1 по 12 марта 1981 г., с 28 по 30 апреля 1985 г., с 1 по 11 ноября 1985 г., с 14 по 14 февраля 1986 г.; периоды работы помощником капитана – сменным механиком с 27 февраля 1986 г. по 11 января 1987 г. и с 31 марта 1987 г. по 31 марта 1988 г. (должности не предусмотрены Списком № 2); период с 12 января по 30 марта 1987 г. (курсы с сохранением среднего заработка); период работы старшим механиком – помощником капитана с 1 апреля 1988 г. по 31 декабря 1991 г. (совмещение должностей до 1 января 1992 г., не указано, что производилась доплата или был установлен повышенный оклад); период работы старшим механиком – помощником капитана с 1 января 1992 г. по 16 июля 1993 г.; период работы и.о. старшим механиком – помощником капитана с 22 октября 1996 г. по 31 декабря 2001 г. (в архивной справке и в лицевых счетах за 1996-1997 годы не указано количество отработанных дней, в выписке из ЛСЗЛ недостоверно представлены сведения за работу в особых условиях труда); период работы 1 января 2002 г. по 31 декабря 2009 г. (в выписке из ЛСЗЛ льготная работа не указана) (л.д. 7-9).

Согласно трудовой книжке истец в период с 24 апреля 1980 г. по 20 октября 1981 г. работал в Онежском пассажирском районном правлении северного речного пароходства 1-м штурманом – 1-м помощником механика теплохода «Нефтегорск». 10 января 1981 г. он был вновь принят на работу в Онежское пассажирское районное управление северного речного пароходства 2-м штурманом – 2-м помощником механика на судна речного флота, с 15 мая 1985 г. переведен на должность 1-го штурмана – 1-го помощника капитана теплохода «Моша». С 27 февраля 1986 г. истец был принят на работу в Онежский морской порт помощником капитана – сменным механиком при м/к «Алмаз» по переводу из Онежского пассажирского управления, с 1 апреля 1988 г. переведен старшим механиком – помощником капитана при м/к «Алмаз», 16 июля 1993 г. уволен с места работы по собственному желанию. С 22 октября 1996 г. вновь принят на работу в Онежский морской порт и.о. старшего механика – помощника капитана м/к «Капитан Митягин». С 30 декабря 2004 г. ФГУП «Онежский морской торговый порт» преобразован в ОАО «Онежская судоходная компания» (ОАО «ОСК») на основании распоряжения от 2 декабря 2004 г. № 400-р территориального управления Минимущества РФ по Архангельской области. 30 апреля 2005 г. истец уволен из ОАО «ОСК» по собственному желанию. С 1 мая 2005 г. истец принят на работу в Архангельский филиал МУП «Росморпорт» страшим механиком – сменным помощником капитана т/х «Капитан Митягин» обособленного подразделения «Онега», с 30 апреля 2006 г. переведен сменным механиком (электромехаником) – сменным помощником кранмейстера плавучего крана КПЛ 5-30 № 963 подразделения «Онега», с 1 мая 2007 г. переведен старшим механиком – сменным помощником капитана на суда Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт», направлен на МЗБ-150, где и работает по настоящее время (л.д. 10-15). Записи в трудовой книжке соответствуют кадровым приказам, что подтверждается архивной справкой (л.д. 17-21).

Истцом оспариваются не включенные в специальный стаж периоды работы с 27 февраля 1986 г. по 16 июля 1993 г. и с 22 октября 1996 г. по 30 апреля 2005 г.

Как следует из объяснений ответчика и его отзыва на исковое заявление, первый период не был включен в специальный стаж по причинам того, что м/к «Алмаз» является судном, постоянно работающим на акватории порта, нет сведений, что в данный период истцу начислялась доплата за совмещение должностей, должности помощника капитана - сменного механика не предусмотрены Списком № 2 от 1956 г. и Списком № 2 от 1991 г. Второй период не был включен в специальный стаж в связи с тем, что Список № 2 от 1956 г. к периодам работы после 1 января 1992 г. не применяется, а Список № 2 от 1991 г. применятся только к работникам машинной команды портовых судов и судов служебно-вспомогательного флота, а также в связи с отсутствием в представленных истцом документах сведений о количестве отработанных дней, недостоверным указанием сведений за работу в особых условиях труда.

Согласно справке ФГУП «Онежский морской торговый порт» м/к «Алмаз» является судном, работающим постоянно на акватории порта на реке и не является служебно-разъездным, пригородного и внутригородского сообщения (л.д. 36).

Согласно архивной справке в лицевых счетах за 1986 г. указана должность истца - сменный механик с 27 февраля 1986 г.; за 1987 г. – помощник капитана – сменный механик, со 2 февраля 1987 г. – сменный помощник капитана – сменный механик; за 1988 г. – сменный помощник капитана – сменный механик; с 1 апреля 1988 г. – старший механик – помощник капитана; за 1989-1993 годы – старший механик – помощник капитана; за 1996 г. (октябрь-декабрь) – старший механик-помощник капитана; за 1997 г. – и.о. старшего механика – помощника капитана (январь), старший механик – помощник капитана (февраль-декабрь); за 1998-2002 года – старший механик – помощник капитана; за 2003 г. лицевые счета по заработной плате не сданы на хранение в архив, за 2004 г.- должность не указана, за 2005 г. – лицевые счета не сданы на хранение (л.д. 17-21).

Поскольку должности, в которых истец работал с 27 февраля 1986 г. по 1 апреля 1988 г., относятся к палубно-машинному составу, основной должностью указана должность палубного состава, не отнесённая Списками № 2 от 1991 г. и 1956 г. к профессиям и должностям, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, требования истца о включении данных периодов в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда не подлежат удовлетворению.

Должность старшего механика – помощника капитана Списком № 2 от 1956 г. отнесена к категории, дающих право на назначение досрочной пенсии. Показаниями истца и свидетельскими показаниями подтверждено, что за работу по совмещённой должности Н. платился повышенный оклад, следовательно, период работы с 1 апреля 1988 г. по 31.12.1991 г. подлежит включению в льготный стаж истца. Списком № 2 от 1991 г. должность старшего механика – помощника капитана не предусмотрена, поэтому после введения в действие указанного Списка (с 01.01.1992 г.), работа Н. в данной должности включению в льготный стаж не подлежит.

Занимаемая истцом должность на т/х «Капитан Митягин» отнесена к категории плавсостава. Из справки капитана морского порта Онега следует, что судно т/х «Капитан Митягин» - морское, пассажирское, не относящееся к портовым постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутреннего сообщения, приписан к порту Онега, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера (л.д. 37). Истец и свидетели пояснили, что судно работает как на территории порта, так и за его пределами. Указанное обстоятельство подтверждено и судовым журналом за 2003 г. Следовательно, истец имеет право на включение в льготный стаж периода работы на т/х «Капитан Митягин» с 22.10.1996 г. по 30.04.2005 г. в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год (п. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Указанием Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» установлено, что в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах. Кроме того, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами. К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда). К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания. В стаж не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), основной задачей которых является только выполнение ремонтных работ (т.е. члены экипажей, команд по завершении ремонтных работ не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на другие ремонтируемые суда).

Периоды навигации указаны в архивной справке от 28.09.2007 г. (л.д. 73).

Архивной справкой от 10.11.2010 г. (л.д. 24-30) подтверждено, что Н. в 1988 – 1991 г.г. отработал полные навигационные периоды на водном транспорте.

О периодах работы на т/х «Капитан Митягин» в указанной архивной справке имеются следующие сведения.

В 1996 г. количество отработанных дней не указано. В 1997 г. отработано: февраль – 19 дней, март – 22 дня, апрель – октябрь количество отработанных дней не указано, декабрь – 5 дней. 1998 г. – февраль 72 часа, март – 168 часов, апрель – 176 часов, май – 144 часа, июнь – 168 часов, июль – 184 часа, август – 168 часов, сентябрь – 176 часов, октябрь – 176 часов, ноябрь – 112 часов, декабрь – 176 часов. 1999 г. март – 96 часов, апрель – 175 часов, май – 144 часа, июнь – 167 часов, июль – 176 часов, август – 176 часов, сентябрь – 176 часов, октябрь – 168 часов, ноябрь – 152 часа, декабрь – 50 дней отпуска. 2002 г. март – 64 часа, апрель – 175 часов, май – 150 часов, июнь – 151 час, июль – 184 часа, август – 176 часов, сентябрь – 168 часов, октябрь – 72 часа, ноябрь – 159 часов, декабрь – 40 часов. За 2003 и 2005 г.г. лицевые счета не сданы в архив. В 2004 г. количество отработанных дней не указано.

Факт работы Н. полный навигационный период в 2000 – 2001 г. подтверждён расчётными ведомостями (л.д. 31-32).

Таким образом, документально подтверждено, что Н. отработал полные навигационные периоды на водном транспорте в 1998 – 2002 г.г., следовательно, его льготный стаж за указанный период составил полных пять лет, а за работу в 1988 – 1991 г.г. полных четыре года. Также в льготный стаж Н. подлежат включению 46 дней за работу в 1997 г.

Суд отвергает доводы ответчика о том, что стаж работы с особыми условиями труда не может быть подсчитан исходя из количества часов.

Ст. 91 Трудового кодекса РФ установлено, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Таким образом, законом предусмотрена возможность учитывать рабочее время в часах.

При исчислении специального стажа работы истца на водном транспорте, осуществлявшейся в районах Крайнего Севера в течение полного навигационного периода, суд учитывает следующее.

Главой 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрен порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Реализуя данные нормативные предписания, Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях N 8-П от 24.05.2001 по проверке конституционности положений части 1 статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений, в том числе порядку назначения и исчисления трудовых пенсий, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Исходя из этого, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 года, вправе применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью специальный трудовой стаж.

Согласно ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1 при подсчете специального трудового стажа периоды работы на водном транспорте в течение полного навигационного периода исчисляются за год работы. Кроме того, при подсчете специального трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежат исчислению в полуторном размере.

Поскольку в сфере применения пенсионного законодательства действует принцип: что не предусмотрено законом, то не разрешено, а действующим законодательством суммирование льгот при исчислении специального трудового стажа не предусмотрено, должна применяться норма, предусматривающая наиболее выгодный вариант для истца. По этой причине суд не применяет норму об исчислении льготного стажа в полуторном размере в периоды работы истца полные навигационные периоды, а учитывает данные периоды за полный год работы.

Работа Н. в 1997 г. должна исчисляться в полуторном размере и составляет 69 дней.

Всего в льготный стаж работы Н. подлежит включению 9 лет 3 месяца 9 дней, а с учётом признанного ответчиком льготного стажа - 2 года 9 месяцев 25 дней, Н. имеет льготный стаж в размере 12 лет 1 месяц 4 дня. Данного стажа недостаточно для досрочного назначения пенсии.

Также Н. заявлено требование о признании за ним права на повышенный размер трудовой пенсии в связи с наличием смешанного трудового стажа работы как в районе приравненном к районам Крайнего Севера, так и в районе Крайнего Севера подлежат удовлетворению.

П. 7 ст. 14 Закона № 173-ФЗ установлено, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, при наличии установленного стажа работы, лицам, имеющим смешанный стаж как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливается повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера является осуществление трудовых обязанностей в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.

Согласно трудовой книжки, копия которой представлена в материалы дела, истец 01.05.2007 г. переведён старшим механиком – сменным помощником капитана на суда Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» и направлен на МЗБ-150 (л.д. 13), в составе экипажа которого со 2.10.2008 г. по 10.11.2008 г. находился в командировке в районе Крайнего Севера - в порту г. Нарьян-Мара, что подтверждается командировочным удостоверением (л.д. 39), приказом о направлении в командировку (л.д. 40), справкой работодателя, приказом № 239 от 17.12.2008 г. о компенсации расходов экипажу судна МЗБ-150 по найму жилого помещения и питание, а также свидетельскими показаниями.

Признанный ответчиком стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 26 лет 1 месяц 22 дня (л.д. 19-22).

Факт исполнения истцом трудовых обязанностей в особых климатических условиях полные рабочие дни подтверждается представленными доказательствами.

Доказательств обратного, на основании ст.ст.56, 57 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. №1029 с последующими изменениями, Ненецкий автономный округ относится к районам Крайнего Севера.

То обстоятельство, что портом приписки судна является г. Онега, не может влиять на право истца на перерасчет размера пенсии, поскольку законодатель указывает в качестве условий для исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера – осуществление трудовых обязанностей в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации.

В судебном заседании нашло подтверждение, что истец осуществлял трудовую деятельность, в том числе и вне порта приписки судна г. Онеги, в районах Крайнего Севера (порту г. Нарьян-Мара). Следовательно, истец имеет смешанный стаж работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При подсчете стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера как 1 год работы за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера, истец имеет стаж более 15 лет работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, истец будет иметь право на повышенный размер трудовой пенсии в связи с наличием смешанного трудового стажа работы как в районе приравненном к районам Крайнего Севера, так и в районе Крайнего Севера, с момента назначения пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Н. удовлетворить частично.

Включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы Н. в Онежском морском порту в должности старшего механика – помощника капитана прк «Алмаз» с 1 апреля 1988 г. по 31.12.1991 г. полные навигационные периоды (4 полных года) по разделу ХХХ пункта 2 Морской флот Списка № 2 от 1956 г.; в ФГУП «Онежский морской торговый порт», ОАО «Онежская судоходная компания» в должности старшего механика – помощника капитана т/х «Капитан Митягин» в 1997 г. февраль – 19 дней, март – 22 дня, декабрь – 5 дней, всего 46 дней или 69 дней (3 месяца 9 дней) в льготном исчислении, с 01.01.1998 г. по 31.12.2002 г. полные навигационные периоды (5 лет), а всего 9 лет 3 месяца 9 дней по подп. 9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать за Н. право на повышенный размер трудовой пенсии в связи с наличием смешанного трудового стажа работы как в районе приравненном к районам Крайнего Севера, так и в районе Крайнего Севера с момента назначения пенсии.

В удовлетворении остальной части иска Н. отказать.

Решение в течение 10 дней со дня провозглашения может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда с подачей жалобы через Онежский городской суд.

Председательствующий С.А. Кожухов.