РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2014 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барахтенко О.В., при секретаре Жанцановой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора .... ФИО1,
заявителя ФИО2,
представителя заинтересованного лица ....ной территориальной избирательной комиссии ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО2 о признании незаконным и отмене решения ....ной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов .... муниципального образования шестого созыва, об обязании ....ной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов .... муниципального образования шестого созыва зарегистрировать кандидатом в депутаты .... муниципального образования шестого созыва,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение ....ной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу № от **/**/****№ «Об отказе в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу №», обязать ....ную территориальную избирательную комиссию по выборам депутатов .... муниципального образования шестого созыва зарегистрировать ФИО2 кандидатом в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
В обоснование заявленных требований ФИО2 указала, что **/**/**** в ....ную территориальную избирательную комиссию ею - кандидатом в депутаты на выборах в .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу № были представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата, в связи с чем комиссией было выдано соответствующее подтверждение.
**/**/**** в ....ную территориальную комиссию (далее по тексту -комиссия) были представлены подписные листы, изготовленные в соответствии с требованиями .... «О муниципальных выборах ....» от **/**/****№ (далее по тексту - Закон) за счет средств избирательного фонда по форме, установленной в приложении 4 к настоящему Закону, а также представлены иные необходимые для регистрации документы, о чем свидетельствует подтверждение, выданное комиссией.
Проверка подписных листов была назначена комиссией на **/**/****. По итогам рабочей группы по приему и проверке избирательных документов ей были вручены Ведомость проверки подписных листов и Протокол проверки подписей избирателей, согласно которых недействительными была признана 21 подпись из 21 представленных. Согласно Ведомости проверки подписных листов рабочей группой было выявлено нарушение - «Подпись и сведения о лице, не имеющем регистрацию на территории одномандатного избирательного округа №».
Заседание Комиссии о решении вопроса регистрации кандидата ФИО2 было назначено на **/**/**** на 12 часов.
До указанного заседания комиссии ею - кандидатом в депутаты самостоятельно была выявлена неточность в сведениях и документах, ранее представленных **/**/**** и **/**/**** в ....ную территориальную избирательную комиссию, а именно в заявлении о согласии баллотироваться, протоколе об итогах сбора подписей, первом финансовом отчете были допущены ошибки при написании номера одномандатного избирательного округа № вместо №.
В связи с чем, **/**/**** ею в Комиссию были представлены Сведения о внесении изменений в данные о кандидате в депутаты .... муниципального образования шестого созыва ФИО2, ранее представленных в ....ную территориальную избирательную комиссию, о том, что:
В заявлении о согласии баллотироваться сведения «от кандидата в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по избирательному округу №ФИО2», «Даю согласие баллотироваться в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по избирательному округу № как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения» следует заменить на «от кандидата в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по избирательному округу №ФИО2», «Даю согласие баллотироваться в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по избирательному округу № как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения». Причина внесения изменений: допущенная неточность при указании одномандатного избирательного округа, приведение указанного документа в соответствие с требованиями Федерального закона и Закона, в том числе к их оформлению, данные Схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов .... муниципального образования, утвержденная Решением .... муниципального образования от **/**/****№/рд;
В первом финансовом отчете сведения «Выборы депутатов .... муниципального образования шестого созыва, одномандатный избирательный округ №» следует заменить на «Выборы депутатов .... муниципального образования шестого созыва, одномандатный избирательный округ №». Причина внесения изменений: приведение указанного документа в соответствие с требованиями Федерального закона и Закона, в том числе к их оформлению;
В протоколе об итоге сбора подписей сведения «Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу №» следует заменить на «Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу №». Причина внесения изменений: приведение указанного документа в соответствие с требованиями Федерального закона и Закона, в том числе к их оформлению.
Кроме этого, **/**/**** в комиссию были представлены возражения о несогласии с выводами рабочей группы по приему и проверке избирательных документов по результатам проверки подписных листов. Согласно Решению .... муниципального образования от **/**/****№/рд «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов .... муниципального образования» территория .... относится к 17 одномандатному избирательному округу, где и были собраны подписи избирателей.
Право кандидата на внесение уточнений и дополнений в любые документы, представленные в комиссию (за исключением подписных листов), вплоть до полной их замены гарантировано ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 4 ст. 60 Закона «О муниципальных выборах в ....», п. 4.12.1 Постановления ЦИК России от **/**/****№ «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органов местного самоуправления».
Законом «О муниципальных выборах в ....» установлен перечень документов, предоставление которых необходимо для выдвижения и регистрации кандидата. Указанные документы кандидатом были представлены, однако заявление о согласии баллотироваться, протокол об итогах сбора подписей и финансовый отчет содержали неточность в части неверного указания округа, в связи с чем, указанные документы не могли соответствовать требованиям закона. Ею, как кандидатом в депутаты, **/**/**** указанные документы были приведены в соответствие требованиям Закона «О муниципальных выборах в ....», Федеральному закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кроме того, в возражениях о несогласии с результатами проверки подписных листов рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, ею указывалось о необходимости учесть сведения об изменении при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата на заседании избирательной комиссии.
Несмотря на то, что были внесены изменения в части верного указания округа, **/**/****....ной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу № от № ей было отказано в регистрации кандидатом в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу № в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных в соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», .... «О муниципальных выборах в иркутской области» для регистрации кандидата.
Полагает, что ....ной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу № от № от **/**/**** об отказе в регистрации является незаконным и необоснованным, в связи с тем, что комиссией не были учтены сведения об изменениях в данных о кандидате, представленные ею в установленном законом порядке **/**/****, т.е. не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Также полагает, что отсутствуют основания для признания подписей недействительными как подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, поскольку все подписи собраны на территории, относящейся к 17 одномандатному избирательному округу и, как следствие, отсутствует основание для отказа в регистрации кандидата по избирательному округу №.
Заявитель ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении. Полагала, что заявленные ею требования основаны на законе, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ....ной территориальной избирательной комиссии ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представив суду свой письменный отзыв в письменном виде, который приобщен к материалам дела. Дополнительно суду пояснил, что **/**/**** ТИК ИРМО было принято решение № «Об отказе в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты .... муниципального образования по одномандатному избирательному округу №», которое ФИО2 получила **/**/****. Указанное решение соответствует всем формальным требованиям, предъявляемым к такому рода решениям. Полагает, что весь комплекс мероприятий, проведённый ТИК ИРМО при принятии оспариваемого ФИО2 решения, был проведён в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства, а обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, являются мотивированными и основанными как на нормах действующего избирательного законодательства, так и на рекомендациях вышестоящих избирательных комиссий.
Выслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом заключения старшего помощника прокурора .... ФИО1, полагавшей заявленные требования не обоснованными и основанными на неверном толковании норм права, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии
референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность
заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем
восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на
участие в референдуме.
В соответствии с п. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В связи с этим хотим пояснить следующее.
Установлено, что в соответствии ....ной территориальной избирательной комиссии от **/**/****№ «О возложении полномочий избирательной комиссии .... муниципального образования на ....ную территориальную избирательную комиссию» на ....ную территориальную избирательную комиссию (далее – ТИК ИРМО) возложены полномочия муниципальной избирательной комиссии .....
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12 июня 202 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одномандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с п. 10 ст. 16 настоящего Федерального закона. Новая схема одномандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
В соответствии с указанными положениями закона **/**/****.... муниципального образования №/рд принято Решение «Об утверждении Схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов .... муниципального образования».
Согласно указанной Схемы, являющейся приложением к Решению .... муниципального образования №/рд от **/**/****, в границы одномандатного избирательного округа № входят 2 муниципальных образования: Смоленское муниципальное образование: ...., Садоводство «Путеец», СНТ «Нива-1», СНТ «Путеец -2», СНТ «Цветные камни», СНТ «Черемушки»; Максимовское муниципальное образование: ..... В границы одномандатного избирательного округа № также входят 2 муниципальных образования: Листвянское муниципальное образование: р....., турбаза «Прибайкальская», Садоводство «Труд ветерана», СНТ «Байкал»; Голоустненское муниципальное образование: .....
....ной территориальной избирательной комиссии № от **/**/**** в соответствии с ч. 7 ст. 29, п. 4 ч. 1 ст. 32, ч. 2 ст. .... от **/**/****№-ОЗ «О муниципальных выборах в ....» полномочия окружных избирательных комиссий избирательных округов с № по № на выборах депутатов .... муниципального образования шестого созыва **/**/**** возложены на ТИК ИРМО.
Решением .... муниципального образования №/рд от **/**/**** в соответствии со ст.ст. 8, 10, 81.1 Федерального закона от **/**/**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст. 10, 11 Закона от **/**/****№-ОЗ «О муниципальных выборах в ....», ст.ст. 14, 25, .... муниципального образования выборы депутатов .... муниципального образования шестого созыва были назначены на **/**/****.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона от **/**/**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение .... муниципального образования о назначении выборов депутатов .... муниципального образования шестого созыва было опубликовано в газете «Ангарские огни» № от **/**/****.
В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что **/**/****ФИО2 предоставила в ТИК ИРМО, исполняющую обязанности всех окружных избирательных комиссий, документы о своём выдвижении в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу №.
Так, из представленного суду заявления в ....ную территориальную избирательную комиссию от кандидата в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по избирательному округу №ФИО2 от **/**/**** следует, что она дает свое согласие баллотироваться в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по избирательному округу № как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от **/**/**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 2 указанной статьи соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Установлено, что ТИК ИРМО, исполняющей обязанности всех окружных избирательных комиссий, было принято заявление ФИО2 о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу №.
В соответствии с ч. 6 ст. 48 Закона от **/**/****№-ОЗ «О муниципальных выборах в ....» избирательная комиссия, в которую представлены избирательные документы в связи с выдвижением кандидата (кандидатов), в том числе в составе муниципального списка кандидатов, обязана незамедлительно выдать лицам, представившим документы, письменное подтверждение их получения. Второй экземпляр указанного подтверждения остается в избирательной комиссии.
Указанное подтверждение по одномандатному избирательному округу № было ФИО2 выдано, сторонами в судебном заседании указанное обстоятельство не оспаривается.
Анализируя изложенное, в том числе последовательные действия ФИО2 о сборе и подаче необходимых документов для выдвижения в качестве кандидата в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по избирательному округу №, можно прийти к выводу, что ФИО2 уведомила ТИК ИРМО о согласии баллотироваться в депутаты именно от одномандатного избирательного округа № (Смоленское и Максимовское муниципальные образования).
**/**/****ФИО2 в ТИК ИРМО был представлен пакет документов на регистрацию, в который входили: подписные листы с подписями избирателей в количестве 4 штук, всего 21 подпись; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе на одном листе; протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде; первый финансовый отчёт, копия трудовой книжки.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Федерального закона от **/**/**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Аналогичное положение закреплено в положении ст. 61 Закона от **/**/****№-ОЗ «О муниципальных выборах в ....».
Во исполнение указанных положений закона **/**/**** ТИК ИРМО было принято Решение № «Об установлении количества проверяемых подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата при проведении муниципальных выборах **/**/****», согласно которому проверки подлежат все представленные подписи».
В соответствии с ч. 6 ст. 48 Федерального закона от **/**/**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении проверки подписей избирателей, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Установлено и в судебном заседании не оспаривалось, что ФИО2 о времени и месте проведения проверки была уведомлена и на ней присутствовала, о чём свидетельствует ее подпись в протоколе проверки подписей избирателей по одномандатному избирательному округу № и в ведомости проверки подписей по одномандатному избирательному округу №.
Никаких возражений при проверке подписей избирателей от ФИО2 не поступило, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Из пояснений представителя заинтересованного лица ФИО3 в судебном заседании установлено, что все подписи, содержащиеся в подписных листах, в ходе проверки подверглись визуальному изучению, в результате чего было установлено, что все подписи в поддержку ФИО2 собраны в .....
В соответствии с ч. 6 ст. 61 Закона от **/**/****№-ОЗ «О муниципальных выборах в ....» по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Если подпись избирателя признана недостоверной и (или) недействительной по нескольким основаниям, при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей она учитывается только один раз.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 61 Закона от **/**/****№-ОЗ «О муниципальных выборах в ....» недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом.
В пункте 1 раздела 3.2. Методических рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК России от **/**/****№ «О Методических рекомендациях по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований») содержится разъяснение, что с учетом положений ст.ст. 37, 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении региональных и муниципальных выборов можно выделить следующие случаи, когда подпись может быть признана недействительной. Подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе (подп. «б» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Согласно п. 6 ст. 37 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Согласно ст. 4 указанного Федерального закона к таким гражданам относятся лица, которые достигнут на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых находится в пределах территории соответствующего избирательного округа. При этом необходимо учитывать, что законом активное избирательное право может быть предоставлено лицам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанных в подписном листе сведений (года либо даты рождения, адреса места жительства).
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что рабочая группа ТИК ИРМО при проверке подписей избирателей пришла к верному выводу том, что представленные в поддержку ФИО2 подписи избирателей в количестве 21, являются недействительными в виду того, что данные лица не обладают активным избирательным правом. При этом суд учитывает, что из представленных подписных листов усматривается, что подписавшиеся за ФИО2 избиратели, обладают активным избирательным правом в избирательном округе №, учитывая, что их место жительства находится в Голоустненском муниципальном образовании, при этом не обладая таким правом в избирательном округе №, поскольку их место жительства не находится в Максимовском или Смоленском муниципальных образованиях.
Доводы заявителя ФИО2 о том, что не имеет принципиального значение указание в подписных листах на одномандатный избирательный округ №, учитывая, что она имела намерение баллотироваться по одномандатному избирательному округу №, собрав необходимое количество подписей избирателей, проживающих на территории Голоустненского муниципального образования, суд находит не состоятельными. В данном случае изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан, а потому не может рассматриваться как нарушающее права и свободы граждан.
Доводы заявителя ФИО2 о том, что ТИК ИРМО не были учтены изменения, которые она самостоятельно внесла в ранее представленные ею документы, а именно: заявление о согласии баллотироваться, в первый финансовый отчет, в протокол об итогах сбора подписей в части указания номера одномандатного избирательного округа, суд оценивает критически.
Установлено, что **/**/**** кандидатом ФИО2 были представлены возражения о несогласии с выводами рабочей группы по приёму и проверке избирательных документов по результатам проверки подписных листов и сведения о внесении изменений в данные о кандидате в депутаты .... муниципального образования шестого созыва от кандидата ФИО2, выдвинутой по одномандатному избирательному округу №.
В указанных возражении и сведениях об изменении сведений ФИО2 ссылается на положения ч. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Постановление ЦИК России от **/**/****№ «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления», указывая на ошибку в части указания номера одномандатного избирательного округа.
Так, в соответствии с ч. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с п. 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с п. 3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено п. 2.2 ст. 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Разъяснения указанной норме даны в Постановлении ЦИК России от **/**/****№ «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».
Анализируя указанные положения действующего законодательства, суд полагает в возможным согласиться с позицией представителя заинтересованного лица, что в данном случае доводы заявителя основаны на неверном толковании норм права, учитывая, что кандидат имеет право уточнять сведения только о себе и о своём имуществе, но не сведения об избирательном округе. При этом суд также принимает во внимание, что такое толкование закона противоречило бы положениям п. 2 ст. 33 Федерального закона от **/**/**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Таким образом, первоначально поданные ФИО2 документы свидетельствовали о выдвижении ее по соответствующему избирательному округу, в данном случае по одномандатному избирательному округу №.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 62 Закона от **/**/****№-ОЗ «О муниципальных выборах в ....» при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, обязана принять решение о регистрации этого кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 63 настоящего Закона.
В соответствии с п. 7 ч. 1 Закона от **/**/****№-ОЗ «О муниципальных выборах в ....» основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Установлено, что в соответствии с решением ТИК ИРМО № от **/**/**** для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № необходимо представить 19 действительных подписей избирателей.
На основании п. 2 ч. 9 ст. 61 Закона от **/**/****№-ОЗ «О муниципальных выборах в ....» все подписи, представленные ФИО2, были признаны недействительными как подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом.
В соответствии с ч. 14 ст. 61 Закона от **/**/****№-ОЗ «О муниципальных выборах в ....» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы и представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
Учитывая изложенное, **/**/**** ТИК ИРМО было принято законное Решение № «Об отказе в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты .... муниципального образования по одномандатному избирательному округу №», которое соответствует всем формальным требованиям, предъявляемым к такому роду решениям.
Доводы заявителя ФИО2 о том, что она не досмотрела, что произошла перенумерация избирательных округов, полагая, что баллотируется от Голоустненского муниципального образования, фактически осуществляя сбор подписей от избирателей, проживающих на территории Голоустненского муниципального образования, суд находит не состоятельными, исходя из того, что ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет именно кандидат и в данном случае именно он выражает свое волеизъявление баллотироваться по тому или иному избирательному округу.
В соответствии с ч. 2 ст. 261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным и отмене решения ....ной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу № от **/**/****№ «Об отказе в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу №», об обязании ....ной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов .... муниципального образования шестого созыва зарегистрировать ФИО2 кандидатом в депутаты .... муниципального образования шестого созыва по одномандатному избирательному округу № - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.В. Барахтенко