Дело № 2-2200/2023 74RS0029-01-2023-002631-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Кутырева П.Е.,
при секретаре Ходаковой О.О.,
рассмотрел 08 ноября 2023 года в открытом судебном заседании в зале суда в г. Магнитогорске Челябинской области гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области об оспаривании отказа в назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – ОСФР) по Челябинской области, в котором просил признать незаконным решение ответчика № 259393/23 от 13.04.2023г. об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика назначить ему пенсию со дня обращения. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что 28 ноября 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако ему было отказано со ссылкой на необходимость доработать 4 месяца 14 дней, 11 апреля 2023 года он вновь обратился в пенсионный орган, но ему вновь было отказано, безосновательно не был включен ответчиком в его общий стаж период его службы в органах внутренних дел с 05.12.1987г. по 01.09.1993г.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика – ОСФР в Челябинской области в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещенным о его времени и месте, направила в суд письменный отзыв, в котором против иска возражала, указывая на то, что период службы в органах внутренних дел с 05.12.1987г. по 01.09.1993г. не подлежит в данном случае включению в стаж.
Суд, заслушав истца и исследовав материалы дела в судебном заседании, не находит оснований для удовлетворения иска.
Как следует из материалов дела, Мельников ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 11 апреля 2023 года обратился в ОСФР в Челябинской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, в удовлетворении этого заявления ему было отказано, при этом пенсионный орган исходил из того, что заявитель достиг возраста 61 лет, его ИПК больше 25,8, но продолжительность общего трудового стажа составляет менее 42 лет, при этом в расчет продолжительности общего трудового стажа не был включен период службы в органах внутренних дел с 05.12.1987г. по 01.09.1993г.
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, данными о его стаже, решениями об отказе в назначении пенсии, а также представленными по запросу суда материалами пенсионного дела истца.
В силу положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
На основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Разрешая спор, суд исходит из того, что при исчислении страхового стажа, в целях определения права на страховую пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяется исключительно порядок подсчета страхового стажа, предусмотренный пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Период прохождения службы в органах внутренних дел в силу положений части 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года не подлежит включению в страховой стаж для определения права на пенсию по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, поскольку не поименован в части 1 статьи 11 и в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поэтому пенсионный орган обоснованно не включил в расчет продолжительности общего трудового стажа истца спорный период и оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Истец свои требования обосновывал в судебном заседании положениями статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, однако эти его доводы основаны на неправильном толковании указанной нормы права.
Названная норма действительно предусматривает возможность включения в страховой стаж периода прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы, однако применяется она только при исчислении страхового стажа при назначении страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным частью 1 и частью 1.1 статьи 8, а также при досрочном пенсионном обеспечении в порядке статей 30 - 32 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В данном же случае решается вопрос о назначении страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным не частью 1 и не частью 1.1 статьи 8, а также не в порядке статей 30 - 32 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а в порядке части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, для которой предусмотрен специальный порядок подсчета страхового стажа.
Изложенное не означает, что спорный стаж работы истца вовсе никогда не будет принят во внимание – он будет учитываться тогда, когда будет решаться вопрос о назначении истцу страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
Ссылки истца на то, что в советский период работодатели не вносили никаких платежей в пенсионный фонд на обоснованность его доводов не указывают. В ранее действовавшем пенсионном законодательстве, в том числе в действовавшем в период службы истца в милиции Законе СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях» и не содержалось аналогичных ныне действующей части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» норм.
Законодатель, введя в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возможность выхода на пенсию в 42 года, чего не было ранее, установил одновременно ряд условий, одним из которых является уплата страховых взносов в ПФ РФ.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал (например, в Определении от 19.12.2019 N 3371-О), что законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
По своему существу ФИО1 ошибочно подменяет понятие страхового стажа как учитываемой при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, понятием общего стажа.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать ФИО1 ФИО6 (СНИЛС №) в удовлетворении заявленных им к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области исковых требований об оспаривании отказа в назначении пенсии.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: П.Е. Кутырев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 ноября 2023г.