ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2201/2018 от 22.05.2018 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-2201/2018

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 мая 2018 года Ленинский районный суд города Ставрополя в составе председательствующего судьи Дробиной М.Л., при секретаре Агаджанян М.О., с участием представителя истца по доверенности Момотовой М.А., представителя ответчика по доверенности Латышева Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамонтова В. А. к УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты,

установил:

Мамонтов В.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по СК, в котором просит признать незаконным решение комиссии УФСИН России по СК от <дата обезличена>, выразившиеся в утверждении протокола <номер обезличен> от <дата обезличена> об отказе Мамонтову В.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконными; обязать комиссию УФСИН России по СК принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Мамонтова В.А. с составом семьи 4 человека: Мамонтов В.А., супруга Мамонтова (Марахова) М.И., сын Мамонтов Д.В., дочь Мамонтова Ю.В.

В обосновании поданного иска указано, что Мамонтов В.А. является капитаном внутренней службы инспектором филиала по г. Невинномысску ФКУ УИИ УФСИН России по СК.

<дата обезличена> истец обратился в комиссию УФСИН России по СК с рапортом о принятии на учет на получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации». К данному рапорту были приложены все необходимые документы.

Выпиской из протокола <номер обезличен> от <дата обезличена> заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения отказано истцу в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. (ст. 31 ЖК РФ), а именно заявитель и члены его семьи были признаны членами семьи Мараховой Т.И. (мать супруги истца).

У матери супруги заявителя имеется в собственности жилое помещение общей площадью 168,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно выписке из домовой книги комиссией сделан вывод о том, что совместно с истцом в жилом помещении, собственником которого является мать супруги истца Марахова Т.И., расположенном по адресу: <адрес обезличен>, зарегистрированы члены семьи Мамонтова В.А.: мать супруги истца, отец супруги истца, истец, супруга истца, дети истца, что более 15 кв.м. на одного члена семьи.

Комиссия ссылается на то, что в соответствии с представленными истцом документами истец, супруга и дети с <дата обезличена> по <дата обезличена> проживают по договору аренды жилого помещения в жилом помещении общей площадью 53,1 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащий на праве собственности Бондаренко О.П. (родственные отношения не установлены).

Ссылаясь на ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, комиссия полагает, что в настоящее время семья Мамонтова В.А. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи больше учетной нормы.

Истец с принятым решением не согласен, поскольку его семья и члены его семьи: супруга Мамонтова (Марахова) М.И., сын Мамонтов Д.В., дочь Мамонтова Ю.В. не являются и не являлись членами семьи Мараховой Т.И. (мать супруги заявителя).

Кроме того, семья истца никогда не проживала по месту регистрации, что подтверждается справками из учебных заведений, трудовой книжкой.

Истец Мамонтов В.А., третьи лица Мамонтова М.И., Мамонтов Д.В., Мамонтова Ю.В., извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истца Момотова М.А. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Латышев Р.И. в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

В возражениях указал, что Мамонтов В.А. сдал документы для получения ЕСВ в комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю <дата обезличена>.

В течение установленного Правилами срока, комиссия УФСИН России по СК рассмотрела представленные документы и отказала Мамонтову В.А. и членам его семьи в постановке на учет для получения ЕСВ, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. Решение комиссии отражено в протоколе <номер обезличен> от <дата обезличена>.

Из выписки из домой книги по адресу <адрес обезличен> следует, что Марахова Т.И. вселила в свой дом в качестве членов семьи 5 человек: Марахова И.И. (муж), Мамонтову М.И. (дочь), Мамонтова В.А. (зять), Мамонтова Д.В. (внук) и Мамонтову Ю.В. (внучка).

Мамонтов В.А. и члены его семьи не имеют права на получение ЕСВ, поскольку не являются нуждающимися в жилом помещении, так как Мамонтов В.А. и члены его семьи вселены как члены семьи матери супруги истца Мараховой Т.И. в жилое помещение, находящееся в её собственности и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи почти более чем вдвое превышающем установленную норму в 15 кв.м.

Договор аренды жилого помещения, по которому истец и члены его семьи проживают по адресу <адрес обезличен>, не подпадает под понятие «аренда», определенное в ст. 606 ГК РФ, и под понятие «найм жилого помещения», определенное в ст. 671 ГК РФ.

Указывает, что указанный договор является договором безвозмездного пользования, т.е. истец и члены его семьи проживают по указанному адресу бесплатно, в связи с чем обеспечены жилой площадью свыше 15 кв.м. на человека.

Свидетель Марахова Т.И., допрошенная в судебном заседании, пояснила, что истец приходится ей зятем. Указала, что истец и члены его семьи никогда не проживали у нее. Регистрация истца и членов его семьи была необходима для трудоустройства истца.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Мамонтова В.А.

В судебном заседании установлено, что истец Мамонтов В.А. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора филиала по г. Невинномысску ФКУ УИИ УФСИН России по СК.

<дата обезличена> истец обратился в комиссию УФСИН России по СК с рапортом о принятии на учет на получении ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, приложив все необходимые документы.

Как следует из выписки из протокола <номер обезличен> от <дата обезличена> заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения истцу отказано в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. (ст. 31 ЖК РФ).

Как отражено в указанном протоколе и следует из материалов дела, заявитель, супруга и дети с <дата обезличена> по <дата обезличена> проживают по договору аренды жилого помещения в жилом помещении общей площадью 53,1 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащем на праве собственности Бондаренко О.П., не являющейся членом семьи истца (копия свидетельства о праве собственности от <дата обезличена>).

По данному адресу представлены: договор аренды жилого помещения, финансовый лицевой счет, копия домовой книги, согласно которой на указанной жилой площади постоянно зарегистрирован 1 человек (собственник).

Мамонтов В.А. с <дата обезличена>, супруга с <дата обезличена>, дети с <дата обезличена> постоянно по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 168,7 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащем на праве собственности Мараховой Т.И., являющейся матерью супруги истца (копия свидетельства о праве собственности от <дата обезличена>).

По данному адресу представлены: выписка из домовой книги, согласно которой на указанной жилой площади постоянно зарегистрировано 6 человек, 168,7/6 = 28,12 кв.м. что более 15 кв.м. на одного члена семьи.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Таким образом, право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

В учетном деле Мамонтова В.А. имеется выписка из домой книги по адресу <адрес обезличен>. Собственником жилого помещения является мать супруги заявителя Марахова Т.И.

Из указанной выписки следует, что Марахова Т.И. вселила в свой дом в качестве членов семьи 5 человек: Марахова И.И. (муж), Мамонтову М.И. (дочь), Мамонтова В.А. (зять), Мамонтова Д.В. (внук) и Мамонтову Ю.В. (внучка).

Исходя из вышеуказанных норм Мамонтов В.А. и члены его семьи не имеют права на получение ЕСВ, поскольку не являются нуждающимися в жилом помещении, так как Мамонтов В.А. и члены его семьи вселены как члены семьи матери супруги истца Мараховой Т.И. в жилое помещение, находящееся в её собственности и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи почти более чем вдвое превышающем установленную норму в 15 кв.м.

Доводы истца о том, что ни он, ни члены его семьи не являются членами семьи собственника жилого помещения Мараховой Т.И. поскольку они не проживают с ней, не могут быть приняты судом, поскольку из положений ст. 2 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что не регистрация по месту жительства порождает право пользования жилым помещением, а право пользования жилым помещением является основанием для регистрации.

Таким образом, регистрация истца и членов его семьи по <адрес обезличен> подтверждает право Мамонтова В.А. и его семьи на проживание в жилом помещении, и как следствие обеспеченность жилой площадью.

Также суд принимает во внимание, что представленный истцом договор аренды жилого помещения по адресу <адрес обезличен> является договором безвозмездного пользования, не зарегистрирован в установленном законом порядке.

Анализируя исследованные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что принятое решение, отраженное в протоколе заседания Комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю от <номер обезличен> от <дата обезличена> является законным.

При таких обстоятельствах исковые требования истца Мамонтова В.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Мамонтова В. А. к УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю от <дата обезличена>, выразившиеся в утверждении протокола <номер обезличен> от <дата обезличена> об отказе Мамонтову В. А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконными; обязании комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Мамонтова В. А. с составом семьи четыре человека: Мамонтов В. А., супруга Мамонтова (Марахова) М. И., сын Мамонтов Д. В., дочь Мамонтова Ю. В. - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.

Судья М.Л. Дробина