ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2202/2023 от 24.07.2023 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 2-2202/2023

26RS0002-01-2023-002735-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2023 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя

в составе:

председательствующего судьи Масловой И.Н.

при секретаре Кравец Ю.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по Богдановой Ольги Ивановны к АО «Ставропольгоргаз» о возврате уплаченной суммы,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика:

- произвести перерасчет стоимости услуг по техническому обслуживанию ВКГО за 2021 год и 2023 год с учетом фактических трудозатрат;

- возвратить истцу денежные средства в размере 1.167 рублей.

В обоснование заявленных требований в иске, со ссылкой на п.2 ст.16 Закона о защите прав потребителей указано, что <дата обезличена> между истцом и ответчиком заключен договор <номер обезличен> о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВДГО и ВКГО) на основании которого ответчиком проведено техническое обслуживание ВКГО в квартире истца в 2021 году и в 2023 году.

Согласно п.4.1 договора стоимость услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО определяется количеством и типом газового оборудования и устанавливается прейскурантом цен исполнителя. Стоимость услуг по техническому обслуживанию ВДГО, согласно представленным актам сдачи-приемки оказанных услуг, составила:

- в 2021 году - 2522 рублей (в том числе ТО котла - 2.264 рублей),

- в 2023 году - 3369 рублей (в том числе ТО котла - 2.898 рублей).

Оплата за услуги по указанным актам сдачи-приемки произведена истцом не в полном объеме (оплачено <дата обезличена> - 522 рубля, 21.03.2023г. - 2.000 рублей) в связи с выраженным письменным несогласием со стоимостью технического обслуживания отопительного котла, считая её завышенной по следующим причинам.

В основе методики формирования стоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО лежит действующий «Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», ОАО «ГИПРОНИИГАЗ», утвержденный приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35, согласно которому цены на услуги газового хозяйства рассчитаны исходя из себестоимости единицы работ и принятого уровня рентабельности (10% для населения).

Однако приказом ФСТ России от 27.12.2013 №269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта ВДГО, согласно которым стоимость технического обслуживания и ремонта ВДГО рассчитывается исходя из планируемого объема выручки, необходимого для получения экономически обоснованной прибыли.

Таким образом, принятая ФСТ России методика принципиально отличается от методики АО «ГИПРОНИИГАЗ» и ориентирована не на себестоимость, а на прибыль (уровень рентабельности для населения не зафиксирован, размер инфляции не учитывается).

В результате стоимость услуг газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО увеличилась в разы.

Кроме того, отдельные виды работ автоматизированы, то есть проводятся при помощи специального оборудования, что сокращает время на их выполнение, однако трудозатраты на обслуживание газового оборудования увеличились.

Применительно к квартире истца, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, техническое обслуживание ВДГО произведено АО «Ставропольгоргаз», трудозатраты составили: в 2021 году - 0,58 чел-час, в 2023 году - 0,67 чел-час, то есть 35 минут и 40 минут соответственно, что подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг по ТО ВКГО от <дата обезличена> и от <дата обезличена>. Специалистом выполнен весь предусмотренный перечень оказания услуги по ТО ВКГО. Однако, АО «Ставропольгоргаз» предъявлена оплата по полному тарифу, установленному в прейскуранте на единицу оборудования (штуку): в 2021 году - 2.522 рублей (в том числе ТО котла - 2.264 рублей), в 2023 году - 3.369 рублей (в том числе ТО котла - 2.898 рублей), за работу специалиста в течение 5,2 часов только на обслуживании котла.

Истец считает такой подход неверным.

<дата обезличена> истцом в адрес АО «Ставропольгоргаз» направлено заявление с просьбой пересчитать стоимость услуг технического обслуживания ВКГО с учетом фактической трудоемкости в конкретном случае, которое не было удовлетворено.

<дата обезличена> истцом направлено обращение в Минэнерго России с просьбой внести изменения во все нормативно-правовые акты в части расчета стоимости ремонта и ТО ВДГО с применением фактических трудозатрат в каждом конкретном случае, а также пересмотре в сторону уменьшения трудозатрат (чел-час), установленных для расчета тарифов на ремонт и ТО ВДГО, которое было перенаправлено в Федеральную антимонопольную службу России.

В ответе на обращение ФАС России сообщила, что «Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденные приказом ФСТ России от 27.12.2013 №269-э/8, носят рекомендательный характер. Таким образом, стоимость услуг технического обслуживания и ремонта ВДГО и ВКГО определяется специализированной организацией самостоятельно».

Считает, что п.4.1 договора, заключенного с АО «Ставропольгоргаз» ущемлены права потребителя, повлекшие причинение истцу убытков в сумме 4.356 рублей согласно представленному расчету.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом и в срок, ходатайств в порядке ст.167 ГПК РФ не представила.

Представитель ответчика, надлежащим образом и в срок извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав доводы письменных возражений, в которых, со ссылкой на Закон о защите прав потребителей потребитель, Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №239, письмо ФАС России от 13.04.2023 № 02/25273/23, указывает на отсутствие оснований для удовлетворение исковых требований Богдановой О.И.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в заседание суда не явился, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие, представил письменное заключение по гражданскому делу в порядке ст.47 ГПК РФ, в котором, со ссылкой нормы Закона о защите прав потребителей, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого пункта договора ущемляющим права потребителя.

Суд, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца и представителя ответчика.

Исследовав, имеющиеся и дополнительно представленные материалы, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Данный вывод суда основан на следующем.

Согласно ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу ст. 16 Закона о защите прав потребителей недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Правовым последствием признания условия договора ущемляющим право потребителя, согласно п. 1 ст.16 Закона, помимо признания условия ничтожным, является возможность взыскать причиненные потребителю убытки в полном объеме.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, которые подлежат применению к рассматриваемому спору при возникших между сторонами правоотношений.

Согласно п.66 Правил (утв.Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410) исполнитель несет установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования гражданско-правовую ответственность, в том числе, за убытки, причиненные заказчику в результате нарушения исполнителем прав заказчика, в результате заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, содержащего условия, ущемляющие права заказчика, предусмотренные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и настоящими Правилами.

<дата обезличена> между Богдановой О.В. (заказчик) и АО «Ставропольгоргаз» (исполнитель) заключен договор <номер обезличен> о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (для домовладения) и (или) внутриквартирного (в многоквартирном доме) газового оборудования.

Согласно п.2.1. договора, исполнитель обязуется выполнить работы (оказать услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по адресу: <адрес обезличен>.

Минимальный перечень работ (услуг) по техническому облуживанию, согласно п.2.2 договора, включает в себя:

- визуальную проверку целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) и внутриквартирного газового оборудования;

- визуальную проверку наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию;

- визуальную проверку состояния окраски креплений газопровода (осмотр);

- визуальную проверку наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции многоквартирных домов (осмотр);

- проверку герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание);

- проверку работоспособности и смазку отключающих устройств;

- разборку и смазку кранов;

- проверку работоспособности устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы, ее наладку и регулировку;

- регулировку процесса сжигания газа на всех режимах работы, очистку горелок от загрязнений;

- проверку давления газа перед газоиспользующим оборудованием при всех работающих горелках и после прекращения подачи газа для индивидуальных баллонных установок;

- замену баллонов для сжиженных углеводородных газов;

- проверку наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом;

- инструктаж (первичный, повторный) потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, который осуществляется в устной форме с передачей (непосредственно после проведения инструктажа) заказчику инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

Согласно п.4.1 договора стоимость услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО определяется количеством и типом газового оборудования и устанавливается прейскурантом цен исполнителя. С прейскурантом цен можно ознакомиться на официальном сайте исполнителя в сети Интернет по адресу: http://www.stavgorgaz.ru, а также на информационных стендах, расположенных по адресу: <адрес обезличен>.

Цены работ (услуг) по техническому обслуживанию ВКГО и (или) ВДГО, указанные в прейскуранте исполнителя, рассчитываются в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №269-э/8 (п.4.2.).

В соответствии с п.9.8 Договора, его неотъемлемыми частями являются следующие приложения: - перечень, количество, тип подключенного газового оборудования заказчика, подлежащего техническому обслуживанию и периодичность оказания услуг;

- инструкция по безопасному использованию газа;

- форма акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).

На основании заключенного <дата обезличена> договора, ответчиком проведено техническое обслуживание ВКГО в квартире истца в 2021 и в 2023 годах, что подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования от <дата обезличена> (л.д.15) и от <дата обезличена> (л.д.14).

Стоимость услуг по техническому обслуживанию ВДГО, согласно представленным актам сдачи-приемки оказанных услуг, составила:

- в 2021 году - 2.522 рублей,

- в 2023 году - 3.369 рублей.

С указанной стоимостью оказанных услуг истец не согласна, считает ее завышенной.

В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», не применяется государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.

Согласно письму ФАС России от 13.04.2023 №02/25273/23, услуги по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО не включены в перечень продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

В соответствии с письмом ФАС России «О рассмотрении обращений по вопросам формирования тарифов на услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере газоснабжения» от 23.06.2010 №АГ/19556, тарифы на услуги по техническому обслуживанию газового оборудования государственному регулированию не подлежат, стоимость услуг зависит от объема и состава выполненных работ (оказанных услуг) и устанавливается на основе договора между абонентом и специализированной организацией. Организации при формировании собственных прейскурантов на услуги по техническому обслуживанию газового оборудования могут использовать как методическую основу «Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства го техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанный институтом ОАО «ГИПРОНИИГАЗ» и утвержденный приказом ЗАО «РОСГАЗИФИКАЦИЯ» № 35 от 20.06.2001.

Таким образом, тарифы на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО государственному регулированию не подлежат. Указанный вид деятельности осуществляется на основе стоимости, определенной специализированной организацией самостоятельно.

Исходя из изложенного, цена договора о техническом обслуживании ВДГО/ВКГО рассчитывается АО «Ставропольгоргаз» самостоятельно, на основании прейскуранта на услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, установленного с учетом Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Федеральной службы по тарифам, утвержденных Приказом № 269-э/8 от 27.12.2013, Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем ОАО «ГИПРОНИИГАЗ», утвержденного приказом ОАО «РОСГАЗИФИКАЦИЯ» №35 от 20.06.2001, а также Прейскуранта базовых цен на услуги ГРО (Р ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ 6.4-2015, утвержденного и введенного в действие Распоряжением ООО «Газпром межрегионгаз» от 12.05.2015 №81-Р/7.

Стоимость выполнения работ формируется ответчиком с учетом трудозатрат на каждый вид работ в соответствии с квалификацией исполнителя и рассчитывается путем умножения стоимости 1 человеко-часа работы на трудозатраты по данному виду работ.

Стоимость 1 человеко-часа работы рассчитывается с учетом Методических рекомендаций Федеральной службы по тарифам. Трудоемкость выполнения работ установлена в человеко-часах на единицу измерения объема работ.

К трудоемкости применяется поправочный коэффициент, учитывающий время на переходы (переезды) рабочих и специалистов от службы (участка) до объекта, или с объекта на объект, который составляет 1,44 к затратам на основную работу на основании вышеуказанного примерного прейскуранта. Трудозатраты в данном случае являются расчетной составляющей для определения тарифа.

Расчет стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования осуществляется исходя из тарифов работы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, определяющих стоимость технического обслуживания единицы внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (единицы измерения объема оказания данных услуг).

Из рассчитанных тарифов на работы (услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования составлен прейскурант на услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования г. Ставрополя (для населения и МКД). Единицей измерения оказания услуг является штука.

Так, приказом <номер обезличен> от <дата обезличена> утвержден Прейскурант на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования для населения, который применялся при расчете стоимости технического обслуживания и ремонта ВДГО в 2021 году.

<дата обезличена> приказом <номер обезличен> введен в действие Прейскурант на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования АО «Ставропольгоргаз» (для населения и МКД).

Указанными приказами также введена в действие Калькуляция стоимости 1 человеко-часа на работы по ТО ВДГО. Расчет калькуляции произведен на основании Методики ФСТ, утвержденной приказом №269э/8.

Перечень видов работ (услуг), необходимый для технического обслуживания газового оборудования, определяется исходя из исполнительно-технической документации объекта газификации.

Общая стоимость услуг по ТО ВДГО (ВКГО) формируется на основании перечня, количества, типа подключенного газового оборудования заказчика, подлежащего техническому обслуживанию и периодичность оказания услуг, являющихся приложением к договору на техническое обслуживание и ремонт ВДГО (ВКГО).

Согласно пояснениям представителя ответчика, данным в судебном заседании <дата обезличена>, при газификации многоквартирного жилого дома истца данный жилой дом был зарегистрирован как объект по <адрес обезличен> позиция «5», в связи с чем, вся исполнительно - техническая документация на данный объект недвижимости оформлена на вышеуказанный адрес. В настоящий момент фактический адрес: <адрес обезличен>, корпус 3.

Доказательств обратного суду не представлено.

В судебном заседании <дата обезличена> судом обозревались подлинники исполнительно-технической документации на газификацию МКД, расположенного по адресу: Ставрополь, <адрес обезличен>, позиция 5 (Заказчик - ООО СК «ЮгСтройИнвест», сентябрь 2010 года, том 7, архивный <номер обезличен>).

Согласно акту-наряду <номер обезличен> на первичный пуск газа в газопроводы и газоиспользующее оборудование жилых зданий от <дата обезличена>, по указанному МКД произведен пуск газа в настенные газовые котлы для отопления и горячего водоснабжения Ariston BIS 24 FF в количестве 383 штуки с 1 по 383 квартиру.

Данные по замене газового котла Ariston BIS 24 FF в <адрес обезличен>, собственником которого является истец, в исполнительно-технической документации отсутствуют.

Котел для отопления и горячего водоснабжения Ariston BIS 24 FF, согласно техническим характеристикам (л.д.123-126) имеет мощность 24 кВт.

Не соглашаясь с расчетом стоимости оказанных услуг, истец, при подаче заявления в АО «Ставропольгоргаз» о произведении перерасчета (л.д.19-20) приводит «Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», ОАО «ГИПРОНИИГАЗ», утвержденный приказом ОАО «РОСГАЗИФИКАЦИЯ» от 20.06.2001 № 35, раздел 10 которого «Внутренние газопроводы и бытовое газовое оборудование административных, общественных непроизводственного назначения и жилых зданий» (Глава 1 «Техническое обслуживание») устанавливает стоимость услуг по техническому обслуживанию отопительного котла - 1,24 человеко-часа.

Вместе с тем, приведенная стоимость услуг предлагается к применению в части технического обслуживания отопительного котла ВНИИСТО, согласно техническим характеристикам которого, следует его использование только для центрального водяного отопления (л.д.127), что и отражено в Прейскуранте ответчика.

В тоже время, Методическим рекомендациям о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Федеральной службы по тарифам, утвержденных Приказом № 269-э/8 от 27.12.2013, котел Ariston BIS 24 FF, установленный в квартире истца, классифицируется, как котел с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера), состав исполнителей по техническому обслуживанию - слесарь 5 разряда - 1 человек, трудоемкость выполнения работ - 6,0 чел.- часа.

Для объектов газификации, на которых в соответствии с исполнительно-технической документацией установлены котлы марки Ariston, ответчик, согласно представленным калькуляциям, применяет позицию 2.13 «Техническое обслуживание импортных двухконтурных (одноконтурных) котлов. Трудозатраты составляют 5,2 человеко-часа, состав исполнителей слесарь 5 разряда - 1 человек. Такая норма времени применяется для расчета в <адрес обезличен>.

Стоимость услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, рассчитана с учетом налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 20%, в соответствии с действующим законодательством.

Подписывая <дата обезличена> договор <номер обезличен> о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (для домовладения) и (или) внутриквартирного (в многоквартирном доме) газового оборудования с АО «Ставропольгоргаз», Богданова О.В. согласилась с его условиями.

В силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

Пунктом 57 Правил закреплено, что оплата работ по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется заказчиком по ценам, установленным исполнителем и действующим на дату поступления от заказчика соответствующей заявки на проведение ремонта.

В п.40 Правил определено, что цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, утверждаемого Федеральной антимонопольной службой.

Условие о проведении расчета стоимости услуг в соответствии с Методическими рекомендациями содержится и в п.4.2 договора, заключенного между сторонами.

Услуги, предусмотренные договором, выполнены исполнителем в полном объеме, что подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг.

Само по себе несогласие потребителя с заявленной исполнителем стоимостью оказанных услуг, при наличии заключенного договора, содержащего соответствующие условия, не свидетельствует о наличии обязанности исполнителя по произведению перерасчета стоимости оказанных услуг.

Принимая во внимание, что тарифы на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО государственному регулированию не подлежат, стоимость указанных услуг определяется специализированной организацией самостоятельно, оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности по произведению перерасчета стоимости оказанных услуг и возращении денежных средств, при установленных судом обстоятельствах, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Богдановой О. И. к АО «Ставропольгоргаз» о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости услуг по техническому обслуживанию ВКГО за 2021 год и 2023 год с учетом фактических трудозатрат, возвратить истцу денежные средства в размере 1.167 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31.07.2023.

Судья И.Н. Маслова