ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2207/20 от 23.06.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело 2-2207/2020

УИД 75RS0001-02-2020-001528-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе

председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,

при секретаре Чуносовой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Рограницы» признании не законными приказов, взыскании не доначисленной заработной платы, компенсации за задержку выплаты и компенсации морального вреда

установил:

истец ФИО1 обратилась в суд с требованиями о признании не законными приказов, взыскании не доначисленной заработной платы, компенсации за задержку выплаты и компенсации морального вреда и судебных расходов ссылаясь на следующие обстоятельства.

Истец ФИО1 с 2013 работает в Читинском филиале ФГКУ Росгранстрой в должности юрисконсульт. Условия оплаты труда работников ФГКУ Росгранстрой урегулированы Положением об оплате труда работников ФГКУ Росгранстрой, утвержденным приказом ФГКУ Росгранстрой от 16.03.2016 № 39 (с изменениями от 21.12.2018 № 226), согласно которому персональные повышающие коэффициенты, выплаты стимулирующего и компенсационного характера, надбавки и дополнительные выплаты работникам филиалов устанавливаются приказами директоров филиалов и выплачиваются с даты, определенной приказом, а если дата не определена, то со дня его подписания.

Выплата персонального повышающего коэффициента к минимальному должностному окладу (далее - ПИК), надбавки за интенсивность и высокие результаты работы и надбавки за качество выполняемых работ в 2019 г. производилась на основании приказа и.о. директора филиала от 01.02.2019 № 12, которым на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлены ППК в размере - 2,70; надбавка за интенсивность и высокие результаты работы - 1,00; надбавка за качество выполняемых работ - 0,50. Указанные размеры выплаты ППК, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы и надбавки за качество выполняемых работ выплачивались в полном объеме до 31.10.2019 г.

Приказом директора Филиала от 28.11.2019 № 322, ранее действовавший приказ от 01.02.2019 № 12 отменен и на период с 01.11.2019 по 30.11.2019 была отменена выплата ППК в полном объеме и установлены надбавка за интенсивность и высокие результаты работы в размере - 1,00; надбавка за качество выполняемых работ - 0,50.

Приказом директора Филиала от 18.12.2019 № 356 на период с 01.12.2019 по 31.12.2019 установлены ППК в заниженном размере - 0,50; размер надбавки за интенсивность и высокие результаты работы -снижен с 1,00 до 0,50; надбавка за качество выполняемых работ - 0,50.

Приказом директора Филиала от 25.12.2019 № 366 на период с 01.01.2020 по 31.01.2020 установлены надбавка за качество выполняемых работ - 0,50; размер надбавки за интенсивность и высокие результаты работы установлен в заниженном размере - 0,50. Выплата ППК на данный период не предусмотрена.

Приказом директора Филиала от 20.02.2020 № 33 на период с 01.02.2020 по 30.04.2020 установлены надбавка за качество выполняемых работ - 0,50; размер надбавки за интенсивность и высокие результаты работы установлен в заниженном размере - 0,50. Выплата ППК на данный период также не предусмотрена.

Истец указывает, что в результате неправомерных действий директора филиала, она недополучила заработную плату в размере 198 990,69 руб.: за март 2019 г. в виде надбавки за выслугу лет в размере 1 745,07 руб.; за апрель 2019 г. в виде надбавки за выслугу лет в размере 1 322,03 руб.; за май 2019 г. в виде надбавки за выслугу лет в размере 1 723,53 руб.;

за июнь 2019 г. в виде надбавки за выслугу лет в размере 1 836,92 руб.; за июль 2019 г. в виде надбавки за выслугу лет в размере 252,91 руб. и премии по итогам работы за месяц в размере 569,05 руб.; за август 2019 г. в виде надбавки за выслугу лет в размере 1 938,97 руб. и премии по итогам работы за месяц в размере 3 393,20 руб.; за сентябрь 2019 г. в виде надбавки за выслугу лет в размере 1 938,97 руб. и премии по итогам работы за месяц в размере 3 102,35 руб.; за октябрь 2019 г. в виде надбавки за выслугу лет в размере 1 846,62 руб. и премии по итогам работы за месяц в размере 2 308,27 руб.; за ноябрь 2019 г. в виде недоначисленной части персонального повышающего коэффициента в размере 20 477,69 руб.; надбавки за выслугу лет в размере 1 516,87 руб. и премии по итогам работы за месяц в размере 2351,14 руб.; за декабрь 2019 г. в виде недоначисленной части персонального повышающего коэффициента в размере 15168,67 руб.; недоначисленной части надбавки за интенсивность и высокие результаты работы в размере 3447,42 руб.; надбавки за выслугу лет в размере 1 378,97 руб., недоначисленной части премии по итогам работы за 2019 г. в размере 59 958,76 руб.; за январь 2020 г. в виде персонального повышающего коэффициента в размере 9 636,56 руб.; недоначисленной части надбавки заинтенсивность и высокие результаты работы в размере 1784,55 руб., надбавки за выслугу лет в размере 713,82 руб.; за март 2020 г. в виде персонального повышающего коэффициента в размере 20 802,74 руб.; недоначисленной части надбавки за интенсивностьи высокие результаты работы в размере 3852,36 руб.; надбавки за выслугулет в размере 1 540,94 руб.; за апрель 2020 г. в виде персонального повышающегокоэффициента в размере 27 303,60 руб.; недоначисленной части надбавки заинтенсивность и высокие результаты работы в размере 5056,22руб.; надбавки за выслугу лет в размере 2 022,49 руб..

Кроме того, истец указывает, что при имевшейся в филиале экономии фонда оплаты труда, ей не выплачивались составные части заработной платы в виде надбавки за выслугу лет за период с марта 2019 г. по апрель 2020 г. (включительно), а также ежемесячные премии за период с июля по ноябрь 2019 г., предусмотренные пп. 4.1, 4.6 Положения об оплате труда, а размер премии по итогам работы за 2019 г. составил всего 3 000 руб.

В результате неправомерных действий директора филиала сумма недоначисленной заработной платы, в том числе надбавки за выслугу лет, ежемесячных премий и премии по итогам работы за 2019 год, а также процентов за просрочку выплаты заработной платы составляет 211 532,19 руб., из них: 198 990,69 руб. сумма недоначисленной заработной платы; 12 541, 50 руб. сумма процентов за просрочку выплаты заработной платы, которые истец просит взыскать с ответчика.

Истец также просит признать незаконным приказы Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой от 28.11.2019 № 322; от 18.12.2019 № 356, в части установления истцу размеров персонального повышающего коэффициента, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполняемых работ; приказ от 25.12.2019 № 366, в части установления размеров персонального повышающего коэффициента, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполняемых работ; приказ от 20.02.2020 № 33, в части установления размеров персонального повышающего коэффициента, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполняемых работ; взыскать проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 12541,50 руб., компенсацию морального вреда 20 000 руб., расходы на доверенность 2000 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования подержал в полном объеме по изложенным в иске обстоятельствам.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, представил отзыв на иск, исковые требования не признал в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности с действующим законодательством, суд находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии с части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части 1 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В силу статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что ФИО1 занимает должность юрисконсульта в Читинском филиале Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Рограницы» на основании трудового договора от 08.07.2013 г. № 41 и дополнительных соглашений к нему.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 19 мая 2016 г. №28

п.4.1.2 изложен в новой редакции: повышающий коэффициент к минимальному окладу по занимаемой должности исключен;

п.4.1.3 дополнен в том, что руководителем устанавливается персональный повышающий коэффициент, стимулирующие и компенсационные выплаты, размеры и условия которых определены в Положении об оплате труда работников.

п 4.1.4 трудового договора предусматривающий работнику стимулирующие выплаты такие как за интенсивность и высокие результаты в работе не более 1,5 должностного оклада за высокое качество выполняемых работ в размере не более 1,5 должностного оклада – Исключен.

Приказом ФГКУ Росгранстрой от 16.05.2016 г. утверждено Положение об оплате труда работников федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы с изменениями внесенными приказами ФГКУ Росгранстрой от 01.07.2016 № 96; от 21.12.2018 г. №226.

Как следует из п. 1.2., Положение является локальным нормативным актом для работников ФГКУ Росгранстрой, его филиалов и обособленных подразделений и определяет: условия оплаты труда работников учреждения; порядок установления минимальных окладов работников по персональным квалификационным группам (должностных окладов); размеры повышающих коэффициентов к должностным окладам; наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера; наименование, условия осуществления и размеры выплат стимулирующего характера.

В соответствии с п.1.6 Положению об оплате труда персональные повышающие коэффициенты, выплаты стимулирующего и компенсационного характера, надбавки и дополнительные выплаты работникам устанавливаются приказами руководителя и выплачиваются с даты, определенной приказом, а если дата не определена, то со дня его подписания.

Согласно п.2.3. Положению, размеры минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам (должностных окладов) работников учреждения устанавливается на основе отнесения занимаемых ими должностей к ПКГ в соответствии с приказами ФГКУ Росгранстрой.

Согласно п.2.6. Положению, размеры повышающего коэффициента к минимальному окладу по занимаемой должности устанавливаются работникам в зависимости от отнесения их должности к квалификационному уровню ПКГ.

Согласно п. 2.7. Положению, к минимальному должностному окладу работника учреждения, в том числе работника филиала, могут устанавливаться персональные повышающие коэффициенты.

Согласно п. 2.7.1. Положению, решение об установлении персонального повышающего коэффициента и его размерах принимается директорами филиалов в отношении работников филиалов.

Согласно п. 2.7.2. Положению, персональный повышающий коэффициент к минимальному должностному окладу устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.

Согласно п. 2.7.3. Положению, персональный повышающий коэффициент к минимальному должностному окладу работника устанавливается на определенный период времени (месяц, квартал полугодие, девять месяцев, год, период выполнения конкретного задания) в течение календарного года.

Согласно п. 4.1. Положению, с целью стимулирования качественного и эффективного труда работникам могут устанавливаются следующие стимулирующие выплаты: надбавка за интенсивность и высокие результаты работы; надбавка за качество выполняемых работ; надбавка за выслугу лет; премия по итогам работы (за месяц, квартал, год); единовременная премия за выполнение важных, ответственных работ.

Согласно п.4.2. Положению, выплаты стимулирующего характера производится в пределах лимитов бюджетных обязательств на оплату труда за счет средств фонда оплаты труда учреждения.

Согласно п. 4.4. Положению, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, а также за качество выполняемой работы устанавливается работникам персонально на определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год, период выполнения конкретного задания) в течение календарного года.

Согласно п. 4.5.1. Положению в ред. приказа №226 от 21.12.2018 надбавка за выслугу лет может выплачиваться при наличии экономии фонда оплаты труда ежемесячно в следующих размерах: при стаже работы от 5 лет до 10 лет - 10% должностного оклада; при стаже работы от 10 лет до 20 лет - 20% должностного оклада; при стаже работы свыше 20 лет - 30% должностного оклада.

Приказом Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой от 01.02.2019 № 12 ФИО1 в период с января по декабрь 2019 г. установлены: персональный повышающий коэффициент - 2,7; надбавка за интенсивность и высокие результаты работы - 1,0; надбавка за качество выполняемых работ – 0,5.

Из расчетных листков истца за период 2018-2019 г., установлено, что до 31 октября 2019 г. они содержали ППК, стимулирующие надбавки за интенсивность и высокие результаты работы и надбавку за качество выполняемых работ. Надбавка за выслугу лет не выплачивалась истцу с 2016 г.

Приказом от 28.11.2019 № 322 в приказ от 01.02.2019 № 12 внесены изменения и на период с 01 по 30 ноября 2019 г. истцу установлены: персональный повышающий коэффициент - 0,0; надбавка за интенсивность и высокие результаты работы - 1,0; надбавка за качество выполняемых работ - 0,5.

Приказом от 18.12.2019 № 356 работнику в период с 01 по 31 декабря 2019 г. установлены: персональный повышающий коэффициент - 0,5; надбавка за интенсивность и высокие результаты работы - 0,5; надбавка за качество выполняемых работ - 0,5.

Приказом Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой от 25.12.2019 № 366 в январе 2020 г. установлены: персональный повышающий коэффициент - 0,5; надбавка за интенсивность и высокие результаты работы — 0,5; надбавка за качество выполняемых работ - 0,5.

Приказом от 20.02.2020 № 33 на период с 01.02.2020 по 30.04.2020 установлены надбавка за качество выполняемых работ - 0,50; размер надбавки за интенсивность и высокие результаты работы установлен в заниженном размере - 0,50, персональный повышающий коэффициент не предусмотрен.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент заключения трудового договора в 2013 г. ФИО1 с ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Рограницы» трудовой договор предусматривал обязательные стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, надбавку за высокое качество выполняемых работ и за выслугу лет, ППК, однако впоследствии между работником и работодателем подписаны дополнительные соглашения, которыми п.4.1.2., п. 4.1.4 трудового договора от 8 июля 2013 г. были исключены.

Согласно Положению об оплате труда работников федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» указанные выплаты не являются гарантированной заработной платой и устанавливается конкретному сотруднику директором филиала. Решение о введении выплат стимулирующего характера и условия их осуществления принимается учреждением в пределах фонда оплаты труда.

Оспариваемые истцом размеры ППК, стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за высокое качество выполняемых работ, выплаты за выслугу лет, имеют характер дополнительного материального стимулирования и не являются гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренными системой оплаты труда данного работодателя, не носят систематический и регулярный характер, а определение их размера относится к исключительной компетенции работодателя, не относятся к тем существенным условиям трудового договора, об изменении которых работодатель должен предупреждать работника. Действующими условиями трудового договора не установлена обязанность работодателя выплачивать истцу требуемый им размер персональных надбавок и выплаты за выслугу лет. В данном случае выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя, а потому отсутствуют основания для отмены приказов Читинского филиала ФГКУ Росгранстрой от 28.11.2019 № 322; от 18.12.2019 № 356, в части установления истцу размеров персонального повышающего коэффициента, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполняемых работ; приказ от 25.12.2019 № 366, в части установления размеров персонального повышающего коэффициента, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполняемых работ; приказ от 20.02.2020 № 33, в части установления размеров персонального повышающего коэффициента, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполняемых работ.

Удержаний из заработной платы ФИО1 в порядке статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации не производилось. Оплата труда работника регулируется локальным нормативным актом- Положением об оплате труда работников федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», проанализировав которое в совокупности с положениями статей 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании недоначисленной заработной платы.

Поскольку в удовлетворении иска об отмене приказов и взыскании недоначисленной заработной платы судом отказано, то остальные требования истца о взыскании процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, расходов на доверенность также удовлетворению не подлежат, так как производны от основного требования.

руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Рограницы» признании не законными приказов, взыскании не доначисленной заработной платы, компенсации за задержку выплаты и компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Решение в окончательной форме принято 3 июля 2020 г.

Судья ___________________________ Е.С. Аксёнова