Дело № 2-2207/2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 декабря 2016 года
Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Доброва Г.Г.,
при секретаре судебного заседания Степановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского поселения Куровское об оспаривании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка и согласовании схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 предъявил иск к Администрации городского поселения Куровское об оспаривании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка и согласовании схемы расположения земельного участка,
Свои уточненные требования мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит трехэтажное здание цеха ширпотреба, общей площадью 887.4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, в соответствии с требованиями ст. 39.3, 39.20 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение земельного участка под объектом недвижимости без проведения торгов.
С целью оформления земельного участка под принадлежащим истцу на праве собственности объектом недвижимого имущества он обратился в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района, которой ДД.ММ.ГГГГ было подготовлено сообщение за №, согласно которого «испрашиваемое оформление земельного участка возможно при условии согласования с филиалом «Ногинскмежрайгаз», ОАО «Ростелеком» г. Орехово-Зуево, МУП «Электросеть», МУП «Теплосеть», Ногинским филиалом ОАО «МОЭСК», смежными землепользователями и оформления документов в установленном порядке».
ФИО1 было организовано проведение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка, по результатам которых была подготовлена схема расположения земельного участка, согласованная со всеми заинтересованными органами и службами, включая начальника отдела строительства и архитектуры Орехово-Зуевского муниципального района и заместителя Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.
16.04.2015 года схема расположения земельного участка, площадью 1170 кв.м, с местоположением по адресу: <адрес> была направлена в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района Московской области для её утверждения.
13 мая 2015 года в его адрес было направлено сообщение Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области за №, в соответствии с которым обращение приостановлено по причине направления запроса в администрацию города Куровское о предоставлении мнения по оформлению испрашиваемого земельного участка.
11 июня 2015 года Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области вынесла решение № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка сообщив при этом, что представленная к утверждению схема не согласована в полном объеме.
Основанием для отказа послужило отсутствие согласования с Главой города Куровское Орехово-Зуевского района Московской области, то есть руководителем того поселения, на чьей территории расположен оформляемый земельный участок.
Истец 14 декабря 2015 года обратился к Главе города Куровское Орехово-Зуевского района Московской области с просьбой о её согласовании, приложив к указанному заявлению необходимый пакет документов, включая обоснование площади земельного участка.
14 января 2016 года исполняющий обязанности Главы администрации города Куровское Орехово-Зуевского района Московской области подписал ответ за №, в котором сообщалось, что для утверждения схемы земельного участка под цехом ширпотреба, расположенного по адресу: <адрес> кадастровом квартале № необходимо предоставить в администрацию городского поселения Куровское обоснование площади земельного участка согласно действующему законодательству.
ФИО1 просит суд признать незаконным отказ Администрации г. Куровское, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1170 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> кадастровом квартале №, подготовленной ООО «МодульИнвест».
Обязать Администрацию г. Куровское в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда согласовать схему расположения земельного участка под цехом ширпотреба, площадью 1170 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> кадастровом квартале №, подготовленной ООО «МодульИнвест».
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО6 поддержал заявленные требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации городского поселения Куровское ФИО7 исковые требования не признал, в возражении на иск пояснил, что при отказе истцу в согласовании схемы земельного участка Администрация ссылалась на строительные нормы. По мнению Администрации, площадь спорного участка должна составлять 650.6 кв.м., истец просит в два раза больше.
Представитель третьего лица Администрации Орехово-Зуевского муниципального района ФИО2 возражает в удовлетворении иска, считает, что необходимо обосновать площадь земельного участка. На территории расположено много других объектов, проходит теплотрасса. При согласовании площади запрошенной истцом, будут нарушены права других собственников.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, возражений по иску не представил.
Суд, изучив объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ приходит к следующему.
ФИО1 на основании договора купли-продажи цеха ширпотреба от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес> на праве собственности принадлежит цех ширпотреба общей площадью 887.4 кв.м., литеры Д, <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>
Право собственности зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес>.
Для оформления земельного участка, расположенного при цехе ширпотреба общей площадью 887.4 кв.м., литеры Д,Д1, ФИО1 обратился в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района.
На его обращение был получен ответ Председателя комитета по имуществу Администрации Орехово-Зуевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № л/<адрес>, согласно которого испрашиваемое оформление земельного участка возможно при условии согласования с филиалом «Ногинскмежрайгаз», ОАО «Ростелеком» г. Орехово-Зуево, МУП «Электросеть», МУП «Теплосеть», Ногинским филиалом ОАО «МОЭСК», смежными землепользователями и оформления документов в установленном порядке.
ФИО1 было организовано проведение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка, по результатам которых была подготовлена схема расположения земельного участка л/<адрес>, согласованная заинтересованными органами и службами, включая начальника отдела строительства и архитектуры Орехово-Зуевского муниципального района и заместителя Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.
16.04.2015 года ФИО1 обратился с заявлением на имя Главы Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района Московской области для утверждения схемы расположения земельного участка, площадью 1170 кв.м, с местоположением по адресу: <адрес>.
В ответ на его обращение 13.05.2015 года в его адрес было направлено сообщение Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области за № л/<адрес>, согласно которому направлен запрос в администрацию города Куровское о предоставлении мнения по оформлению испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, рассмотрение обращения было приостановлено.
Решением Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 11.06.2015 года за № № л/д 20 ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку представленная к утверждению схема не согласована в полном объеме.
Истец считает, что основанием для отказа послужило отсутствие согласования с Главой города Куровское Орехово-Зуевского района Московской области, то есть руководителем того поселения, на чьей территории расположен оформляемый земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к Главе города Куровское Орехово-Зуевского района Московской области с просьбой согласовать схему расположения земельного участка площадью 1170 кв.м. л/<адрес>, расположенного по адресу: <адрес> кадастровом квартале №, подготовленной ООО «МодульИнвест»;
К заявлению прилагалась копия схемы расположения земельного участка, копия свидетельства о государственной регистрации права, копия обоснования площади земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 исполняющим обязанности Главы администрации города Куровское Орехово-Зуевского района Московской области был отправлен ответ за № л/<адрес>, в котором сообщалось, что для утверждения схемы земельного участка под цехом ширпотреба, расположенного по адресу: <адрес> кадастровом квартале № необходимо предоставить в администрацию городского поселения Куровское обоснование площади земельного участка согласно действующему законодательству.
По мнению Администрации нормативная площадь земельного участка должна составлять 550.6 кв.м.
Истец считает данный ответ Администрации незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Считает, что схема расположения земельного участка и его площадь отвечает требованием ст. 11.10 ЗК РФ.
Полагает, что им соблюдены требования Постановления Главы Орехово-Зуевского муниципального района № 1456 от 29.07.2014 года административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории под объектами недвижимости, с предварительным согласованием места размещения объекта и свободных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства или огородничества».
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района № 1456 от 29.07.2014 года утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории под объектами недвижимости, с предварительным согласованием места размещения объекта и свободных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства или огородничества».
Между тем указанный регламент действует в отношении объектов недвижимости, с предварительным согласованием места размещения объекта и свободных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства или огородничества.
Согласно ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления "таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоянщим пунктом.
Вместе с тем, в силу п. 4 ст. 2 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 16 ч. 3 ст.2 Закона Московской области от 24.07.2004 № 1 06/20 14-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2015 года осуществляет Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области.
В силу п. 4, п. 6 ч. 1, ст.2 указанного Закона Московской области, органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения па ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Часть 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 №107/2014-03 устанавливает, что реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в зкеплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правитесльетвом Московской области.
Частью 3 Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года №1154/51 «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными уласткаками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйствепного назначения и в случае перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 года №12 ВР-1073, действовавшего в период с 16.09.2015 по 31.12.2015 года (период обращения истца в Администрацию городского поселения Куровское) утверждены временные порядки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним).
Согласно Временного порядка направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, заключаемых без проведения торгов при поступлении заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц о приобретении в собственность или аренду без проведения торгов земельного участка орган местного самоуправления муниципального образования Московской области (далее - ОМС):
- обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков в соответствии с временным порядком предоставления услуги «О предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов, безвозмездное пользование» или регламентом предоставления услуги «О предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов, безвозмездное пользование», утвержденными ОМС.
- обеспечивает проверку наличия документов, прилагаемых к обращению, перечень которых приводится.
При продаже земельного участка ОМС: обеспечивает проверку земельного участка на предмет наличия ограничений оборотоспособности (для случаев продажи земельного участка):
1) о нахождении земельного участка в пределах береговой полосы;
2) об отсутствии в границах земельного участка объектов прудов, обводненных карьеров;
3) о нахождении земельного участка в границах территорий общего пользования;
4) о нахождении земельного участка в I, II поясах зон санитарной охраны водных объектов;
5) о нахождении на земельном участке особо ценных объектов культурного наследия.
При продаже земельного участка или передаче в аренду земельного участка обеспечивает проверку земельного участка на предмет выявления на земельном участке зданий, сооружений, принадлежащих 3-м лицам;
- обеспечивает подготовку проекта Договора.
Проект Договора должен соответствовать примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области.
Подготовленный проект Договора подлежит направлению в Минмособлимущество.
Таким образом, с 01.01.2015 года, после вступления в действие Законов Московской области № 106/2014-0З от 24.07.2014 и № 107 /2014-0З от 24.07.2014, предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений МО.
Истом не представлено доказательств предоставления в ОМС необходимых документов прилагаемых к обращению.
Проверка ОМС земельного участка на предмет наличия ограничений оборотоспособности не проводилась, проект Договора не составлялся и в Минмособлимущество не направлялся.
Таким образом, истцом нарушен порядок направления согласования в Министерство имущественных отношений Московской области проекта договора купли-продажи земельного участка находящегося в государственной неразграниченной собственности.
Согласование Министерством имущественных отношений Московской области на предоставление земельного участка в истцу не дано.
В связи с изложенным, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На администрацию городского поселения Куровское не может быть возложена обязанность по согласованию схемы расположения испрашиваемого к предоставлению земельного участка площадью 1170 кв.м. при отсутствии согласования с Министерством имущественных отношений Московской области.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о:
Признании незаконным отказа Администрации городского поселения Куровское Орехово-Зуевского муниципального района оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в согласовании схемы расположения земельного участка под цехом ширпотреба, площадью 1170 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> кадастровом квартале №, подготовленной ООО «МодульИнвест»;
Обязании Администрации городского поселения Куровское Орехово-Зуевского муниципального района в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда согласовать схему расположения земельного участка под цехом ширпотреба, площадью 1170 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> кадастровом квартале №, подготовленной ООО «МодульИнвест»;
отказать.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2016 года.
На решение суда может быть подана апелляционные жалоба в Московский Областной Суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Добров Г.Г.