ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2207/2016 от 10.05.2016 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего: Сулеймановой А.С.,

при секретаре: Агаповой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 10 мая 2016 года дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях». На основании протокола заседания комиссии УПФР в <адрес> по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении пенсии по этому основанию было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа (специальный стаж менее 25 лет), о чем принято решение об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия УПФР в <адрес> по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан мотивирует свое решение тем, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности инструктора по физическому воспитанию и плаванию Отдела учебных заведений Кем.ж.д. <адрес>, я/с 230 не вошел в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Комиссия в протоколе ссылается на то, что должность «инструктор по физическому воспитанию и плаванию» списками «Наименование должности» не предусмотрена. Полагает, решение комиссии является незаконным. На момент обращения в УПФР в <адрес> она достигла возраста 46 лет. Льготный «педагогический» стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, по ее подсчетам, составлял 25 лет 0 мес. 20 дней. С учетом периода работы в должности инструктора по физическому воспитанию и плаванию Отдела учебных заведений Кем.ж.д. <адрес>, я/с 230 не вошел в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (период работы с ДД.ММ.ГГГГ.). Должность инструктора по физической культуре в детском дошкольном учреждении была введена приказом Министерства просвещения С. «О дополнении штатов дошкольных учреждений, условиях оплаты труда и продолжительности отпуска инструкторов по физкультуре этих учреждений» от 21.08.1987г. Как следует из преамбулы приказа, должность вводилась для обучения детей в детском дошкольном учреждении по плаванию.Действующий на тот момент Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета М. С. от 17.12.1959г. устанавливал право на льготное пенсионное обеспечение заведующих, руководителей-воспитателей и воспитателей детских садов и объединенных яслей-садов, изменений в него после дополнения штатов детских дошкольных учреждений инструкторами по физической культуре не вносилось. Инструктивное письмо Министерства социального обеспечения Р. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» -И от 30.06.1986г. разъясняло, что при назначении пенсии за выслугу лет необходимо было строго руководствоваться указанным Перечнем, который расширительному толкованию не подлежал. В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывает стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. имеется должность руководителя по физическому воспитанию, а также указанная должность была предусмотрена Списком 1999г. Фактически инструктор по физвоспитанию и плаванию и руководитель по физическому воспитанию осуществляют идентичную работу. Комиссия не учла, что должностные инструкции руководителя физического воспитания в детском саду и инструктора по физической культуре в детском саду идентичны, выполняемые функции друг от друга не отличаются. Выполняемая ею работа инструктора по физвоспитанию по своим функциям и характеру связана с педагогической деятельностью в образовательном дошкольном учреждении, является тождественной работе руководителя по физической культуре. В периоды выполнения должностных обязанностей инструктора по физкультуре, в связи с ответственностью за жизнь и здоровье вверенных ей детей она испытывала неблагоприятное психическое, физическое и другие воздействия. В периоды работы в детском дошкольном учреждении я/с 230 инструктором по физвоспитанию и плаванию отсутствовала другая штатная единица – руководителя физического воспитания, поэтому можно сказать о том.что она выполняла обязанности, идентичные обязанностям руководителя физического воспитания.

Просит признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 01.12.2015г., принятое Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <адрес>. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <адрес> включить в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора по физическому воспитанию и плаванию Отдела учебных заведений Кем.ж.д.<адрес>, я/с 230. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <адрес> назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <адрес> с заявлением, а именно с 20.10.2015г. Взыскать с ответчика в ее пользу денежную сумму в размере 5 000 руб. за понесенные судебные расходы на оплату услуг составления искового заявления. Взыскать с ответчика в ее пользу денежную сумму в размере 300 руб. за понесенные судебные расходы на оплату государственной пошлины.

Истец ФИО1 заявленные требования поддержала. Дополнительно суду пояснила, что работа в должности инструктора по физвоспитанию и плаванию является педагогической, о чем указано в должностных инструкциях.

Ответчик УПФР (ГУ) в <адрес> в лице представителя ФИО2, действующей на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что на момент обращения истца в пенсионный фонд ее специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составлял 24 года 4 месяца 6 дней. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. в должности инструктора по физическому воспитанию и плаванию засчитан в страховой стаж на общих основаниях. Данная должность списками не предусмотрена.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (с ДД.ММ.ГГГГ - страховую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов такой работы, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Указанные акты применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, иправилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до ДД.ММ.ГГГГ, по нормам ранее действовавшего законодательства.

А именно, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Р. "О государственных пенсиях в Р.", утвержденный постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ2015г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013г. засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ

В специальный стаж истца ответчиком не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности инструктора по физическому воспитанию и плаванию.

Основанием для отказа в назначении пенсии как следует из Протокола заседания комиссии Управления УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ являлось отсутствие должности «Инструктор по физическому воспитанию и плаванию» в списках «Наименование должности».

Страховой стаж истца составляет 26 лет 3 мес. 20 дней. Специальный стаж, составляет 24 года 6 мес. 6 дней.

С указанным решением ФИО1 не согласилась, что и послужило основанием для возникновения настоящего спора.

Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора по физическому воспитанию и плаванию, суд исходит из следующего.

Согласно записям в трудовой книжке истица на основании приказа п. 1 от ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ. принята в ясли–сад <адрес> железной дороги с должности воспитателя. С ДД.ММ.ГГГГ. (приказ п. 6 от ДД.ММ.ГГГГ.) истица переведена инструктором по физическому воспитанию и плаванию ясли-сад <адрес> железной дороги.

Согласно справке, выданной заведующей детским са<адрес> ОАО «РЖД»,ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно с ДД.ММ.ГГГГ. работала в должности инструктора по физическому воспитанию и плаванию в ясли-саду <адрес> железной дороги (приказ 31 п. 6 от 20.01.1992г.). Должностная инструкция инструктора по физическому воспитанию и плаванию ФИО1 за указанный период отсутствует.

Согласно справке от 18.04.2016г., выданной заведующей детским са<адрес> ОАО «РЖД»,ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно принята в ясли-сад <адрес> железной дороги в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ (приказ п.1 от ДД.ММ.ГГГГ.). Переведена инструктором по физическому воспитанию и плаванию с ДД.ММ.ГГГГ. (приказ п. 6 от ДД.ММ.ГГГГ.). Переведена с должности инструктора по физическому воспитанию и плаванию на должность воспитателя с 01.09.1992г. (приказ п.2 от ДД.ММ.ГГГГ.).Уволена из ясли-сада <адрес> железной дороги с 01.11.1993г. (приказ п. 4 от ДД.ММ.ГГГГ.). Справкой также подтверждается изменение нумерации яслей-сада на ясли-сад , и последующее переименование в ЧДОУ «Детский сад ОАО «РЖД».

В обоснование своих исковых требований истец ссылается на то, что функциональные обязанности инструктора по физической культуре, непосредственно выполняемые ею в спорный период, были тождественными обязанностям руководителя физического воспитания.

Между тем, доводы истца не основаны на нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Так, должность инструктора по физической культуре в детском дошкольном учреждении была введена Приказом Министерства просвещения С. от 31.08.1987г. N 167 "О дополнении штатов дошкольных учреждений, условиях оплаты труда и продолжительности отпуска инструкторов по физкультуре этих учреждений".

Действующий на тот момент Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета М. С. от 17.12.1959г. N 1397, устанавливал право на льготное пенсионное обеспечение заведующих, руководителей-воспитателей и воспитателей детских садов и объединенных яслей-садов, и изменений в него после дополнения штатов детских дошкольных учреждений инструкторами по физической культуре не вносилось.

Инструктивное письмо Министерства социального обеспечения Р. от 30.06.1986г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" разъясняло, что при назначении пенсии за выслугу лет необходимо было строго руководствоваться указанным Перечнем, который расширительному толкованию не подлежал.

Должность "инструктор по физической культуре" не была поименована и принятыми в дальнейшем "Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Совета М. Р. от 06.09.1991г. N 463, и "Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. N 1067.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке должность «инструктор по физвоспитанию и плаванию»,«инструктор по физической культуре», «инструктор по плаванию», «инструктор» отсутствуют, поименована в нем должность «руководитель физического воспитания».

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Таким образом, вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г. N 367, вступившим в действие с 01.01.1996г., наряду с должностью "руководитель физического воспитания" была предусмотрена и должность "инструктор по физической культуре". При этом должность "руководитель физического воспитания" включена в указанный выше Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а должность "инструктор по физической культуре" - нет. То обстоятельство, что должности "инструктор по физической культуре" и "руководитель физического воспитания" являются различными должностями, отражено как в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, так и в Общероссийском классификаторе занятий, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 298, и в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования".

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах. Действительно, должность истца указана в трудовой книжке как «инструктор по физвоспитанию и плаванию», а не как «инструктор по физической культуре», или «руководитель физического воспитания». Однако истица, мотивируя исковые требования,указывает на выполнение ею обязанностей инструктора по физической культуре, и просит установить тождество между трудовыми функциями инструктора по физической культуре и руководителя физического воспитания. Что не относится к компетенции суда.Доказательств тому, что истица выполняла обязанности, соответствующие должности руководителя физического воспитания,истцом не представлено. Доводы истца о выполнении ею функциональных обязанности инструктора по физической культуре, в спорный период, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку право на досрочную пенсию возникает при выполнении не любой педагогической работы, а лишь той, которая предусмотрена в списках. Должность "инструктор по физической культуре" не предусмотрена списками.

Таким образом, суд полагает, что довод истца о том, что период работы в должности инструктора по физвоспитанию и плаванию подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, основан на неправильном применении норм материального права.

Таким образом, специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет 24 года 6 мес. 6 дней при требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста.

На основании изложенного суд считает, что требования истца о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Судья Сулейманова А.С.

Решение в окончательном виде изготовлено 14.05.2016г.