Дело № 2-2207/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2018 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Костроминой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ г. Калининграда Центр развития ребенка – детский сад № 76, Комитету по образованию Администрации ГО «Город Калининград», третье лицо администрация городского округа «Город Калининград» о понуждении установить систему телевизионного наблюдения, обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию системой телевизионного наблюдения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с последующими уточнениями), в котором просил:
- обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда Центр развития ребёнка - Детский сад № 76 (МАДОУ ЦРР Д/С № 76) установить технические средства системы телевизионного наблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения, в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу <...>,
- обязать Комитет по образованию Администрации городского округа «Город Калининград» обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию МАДОУ ЦРР Д/С № 76 системой телевизионного наблюдения.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда проведена проверка соблюдения законодательства об охране прав несовершеннолетних и противодействию терроризму в МАДОУ ЦРР Д/С № 76, в ходе которой установлены нарушения, выразившиеся в отсутствии системы телевизионного наблюдения для осуществления технического контроля за обстановкой.
Представитель истца - ФИО1 в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить, при этом, уточнив требования и просив: обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда Центр развития ребёнка - Детский сад № 76 установить технические средства системы телевизионного наблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения, в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу <...>, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу, обязать Комитет по образованию Администрации городского округа «Город Калининград» обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда Центр развития ребёнка - Детский сад № 76 системой телевизионного наблюдения.
Представитель ответчика – руководитель МАДОУ ЦРР Д/С № 76, ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Комитета по образованию Администрации городского округа «Город Калининград» и третьего лица Администрации городского округа «Город Калининград» - ФИО3, действующий на основании доверенностей, не возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на возможность установления системы видеонаблюдения в первом квартале 2019 года.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в том числе на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ), для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 ФЗ от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения в том числе к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
В соответствии с ч. 2 ст. 42 ФЗ от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, в целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.
Согласно положению п. 6.48 свода правил «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в том числе относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в том числе относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 Положения «О комитете по образованию администрации городского округа «Город Калининград», комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» (далее - Комитет) является структурным подразделением администрации городского округа «Город Калининград» (далее - Администрация), обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями по вопросам своего ведения.
В силу п. 3.1 названного Положения, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами исполняет полномочия в области образования, отнесенные Уставом городского округа «Город Калининград» к компетенции Администрации.
Согласно п. 3.12. Положения, Комитет осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов, распорядителя и получателя бюджетных средств городского округа «Город Калининград».
Согласно п. 3.8. Положения, Комитет в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами осуществляет полномочия и функции учредителя подведомственных муниципальных учреждений, их создание, реорганизацию и ликвидацию, утверждает их уставы. Участвует в работе комиссии по оценке последствий реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации городского округа «Город Калининград».
В соответствии с п. 1.1 Устава МАДОУ ЦРР Д/С № 76, утвержденного Комитетом по образованию администрации городского округа «Город Калининград» от 16 апреля 2014 года № ПД-КпО-677, образовательная организация, созданная в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 76, по типу является дошкольной образовательной организацией, осуществляющей в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, адаптированным образовательным программам и дополнительным общеразвивающим программам.
Согласно п. 1.9 Устава, собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ «Город Калининград».
В соответствии с п. 1.8. Устава, функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград», в компетенцию которого входит решение вопросов о финансовом обеспечении мероприятий, направленных на развитие учреждения.
Судом установлено, что ответчиками не соблюдаются требования действующего законодательства, направленные на обеспечение безопасности граждан на противодействие терроризму, на охрану жизни и здоровья граждан, в том числе обучающихся, работников образовательной организации в МАДОУ ЦРР Д/С № 76, что подтверждается данными проведенной прокурорской проверки соблюдения законодательства об охране прав несовершеннолетних и противодействию терроризму в МАДОУ ЦРР Д/С № 76, в ходе которой установлены нарушения, выразившиеся в отсутствии системы телевизионного наблюдения для осуществления технического контроля за обстановкой.
Таким образом, возложение обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с установкой телевизионного наблюдения на территории дошкольного образовательного учреждения не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград».
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с чем суд возлагает на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда Центр развития ребёнка - Детский сад № 76 обязанность установить технические средства системы телевизионного наблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения, в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу <...>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ г. Калининграда Центр развития ребенка – детский сад № 76, Комитету по образованию Администрации ГО «Город Калининград», третье лицо администрация городского округа «Город Калининград» о понуждении установить систему телевизионного наблюдения, обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию системой телевизионного наблюдения - удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда Центр развития ребёнка - Детский сад № 76 установить технические средства системы телевизионного наблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения, в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу <...>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Комитет по образованию Администрации городского округа «Город Калининград» обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда Центр развития ребёнка - Детский сад № 76 системой телевизионного наблюдения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2018 года.
Судья Н.В. Паршукова