Дело № 2-2209/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего А.А. Топорова,
при секретаре Н.Н. Набока,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФССП России по Алтайскому краю о признании наличия среднего профессионального образования, признании отказа в приеме на службу незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФССП России по Алтайскому краю о признании наличия среднего профессионального образования, признании отказа в приеме на службу незаконным. В обоснование указано, что 25.09.2002 принят на государственную гражданскую службу в ОСП г. Алейска Алтайского края (в настоящее время - Алейский межрайонный отдел судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю) на
должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка
деятельности судов.
Последовательно ему присваивались классные чины юстиции:
приказом Главного управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому
краю от 30.12.2002 № 344-к 30.12.2002 мне присвоен классный чин юрист 3
класса;
приказом главного управления Федеральной службы судебных приставов
по Алтайскому краю от 15.06.2006 № 622-к - классный чин 2 класса, с
15.06.2006. В соответствии с п. 6 Указа Президента РФ от 19.11.2007 № 1554 с.
23.11.2007 - установлен классный чип референта государственной гражданской
службы Российской Федерации 2 класса;
приказом Главного управления Федеральной службы судебных приставов
по Алтайскому краю от 13.03.2008 № 68-к, с 13.03.2008 присвоен классный чин
референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1
класса.
01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-
ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
и Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид
государственной службы.
С 01.05.2020 вводятся в действие структура и штатное расписание
Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
22.01.2020 истец был письменно уведомлен о сокращении замещаемой
мной должности федеральной государственной гражданской службы
(уведомление от 16.01.2020 № 22909/20/2162). При этом с приказом об
организационно-штатных изменениях ознакомлен не был.
05.02.2020 на имя руководителя УФССП России по Алтайскому
краю ФИО1 было подано заявление о допуске его к тестированию.
21.02.2020 ответчиком в адрес истца направлено уведомление о том, что по его заявлению не может быть принято положительное решение, так как он не соответствует квалификационным требованиям к образованию, необходимым для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Вместе с тем, истец окончил школу прапорщиков при в/ч 08342, г.
Мирный Архангельской области - Учебный центр РВСН. Исходя из того, что воинское довольствие для прапорщиков всегда устанавливалось на уровне младшего офицерского состава, дисциплинарным взысканиям они подвергались наравне с офицерским составом, истец не мог предположить, что приобретенное им военное образование может не соответствовать для замещения должности младшего начальствующего состава.
Кроме того, работодателем не учтено, что в период с 2007 до 2011 год истец обучался в негосударственном образовательном учреждении «Московский институт права», полный курс обучения в котором не закончил, деятельность ВУЗа была прекращена в 2016 года по решению суда после лишения государственной
аккредитации.
Также истец имеет еще одно образование, которое на сегодняшний день
является средним профессиональным.
Свидетельством № 046905, выданным Некрасовским СПТУ № 69
Государственного комитета РСФСР по профессиональному техническому
образованию, установлено, что с 10.11.1988 по 14.03.1989 истец обучался по программе подготовки водителя транспортных средств категории «ВС», выдано
удостоверение АВИ № 627749.
Письмом Министерства образования и науки РФ от 23.12.2013
№ 06-1093 “О направлении информации” разъяснено, что «В соответствии со статьей 108 Федерального закона начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования в части наименований признаются тождественными программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)»
В связи с указанным истец полагает, что работники отдела кадров УФССП России по Алтайскому краю не разобравшись, требуют от истца предоставления диплома о среднем профессиональном образовании (на основании норм действующего сегодня законодательства), в то время как он получил надлежащий документ о начальном профессиональном образовании в 1989 году (свидетельство), в период действия иного законодательства, который сегодня подтверждает наличие у него среднего профессионального образования.
Полученное истцом в 1989 году профессиональное образование
квалификация (водитель категории «ВС») родственно соответствует
полученным им позднее в период службы в армии военно-учетным
специальностям, в связи с чем, истец считает, что имеет полное право претендовать на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Алейского межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Алтайскому краю согласно пункта 18 раздела IV Приложения к Приказу ФССП России № 102 от 17 января 2020 года «Об установлении квалификационных требований к стажу службы в
органах принудительно исполнения Российской Федерации или стажу (опыту)
работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам
сотрудника для замещения должностей в органах принудительного исполнения
Российской Федерации», где указано: «Квалификационные требования к образованию, необходимому для замещения должностей в территориальном
органе принудительного исполнения» - для замещения должностей младшего
начальствующего состава требуется наличие среднего профессионального или
высшего образования, родственно соответствующего военно-учетной
специальности.
Работодатель не допустил истца к тестированию, после чего вообще
отказал в допуске к прохождению квалификационных испытаний, препятствуя
его трудоустройству.
На основании изложенного истец просил признать полученное образование и квалификации (водитель категории «ВС») в Некрасовском СПТУ № 69 Государственного комитета РСФСР по профессиональному техническому
образованию в период с 10 ноября 1988 года по 14 марта 1989 года - средним
профессиональным образованием;
признать полученное образование и квалификации (водитель категории «ВС») среднее профессиональное образование и квалификацию (водитель категории «ВС») в 1989 году родственно соответствующим полученным военно-учетным
специальностям (в том числе ВУС840259Б, ВУС840182Б);
признать образование, полученное в период военной службы по ВУС № 059946/422Б и 026946Б, - средним профессиональным образованием;
признать изложенный в Уведомлении от 21 февраля 2020
года № 22909\20\11285 отказ Управления Федеральной службы судебных
приставов России по Алтайскому краю в допуске ФИО1 к прохождению квалификационных испытаний на должность в связи с несоответствием квалификационным требованиям к образованию, отказ в приеме на службу в органы принудительного исполнения, - незаконными;
обязать УФССП России по Алтайскому краю допустить ФИО1 к
прохождению квалификационных испытаний на должность младшего
начальствующего состава в территориальном органе принудительного
исполнения, выдать соответствующие направления для прохождения испытаний,
медицинского освидетельствования, допустить к сдаче тестирования.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения требований. Полагали, что представленные истцом документы не подтверждают наличия у него среднего профессионального образования.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что с 25.09.2002 ФИО1 принят на государственную гражданскую службу в ОСП г. Алейска Алтайского края (в настоящее время - Алейский межрайонный отдел судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю) на
должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка
деятельности судов.
22.01.2020 истец был письменно уведомлен о сокращении замещаемой
мной должности федеральной государственной гражданской службы
(уведомление от 16.01.2020 № 22909/20/2162), в связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы.
21.02.2020 в адрес истца направлено уведомление о том, что по его заявлению не может быть принято положительное решение, так как ФИО1 не соответствует квалификационным требованиям к образованию, необходимым для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Полагая, что соответствующие образование для дальнейшего прохождения службы у него имеется, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
С 01.01.2020 вступил в действие Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о службе в органах принудительного исполнения).
Служба в opганах принудительного исполнения осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации (далее - государственная служба), установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
В соответствии со ст. ст. 6, 7 Федерального закона о службе в органах принудительного исполнения, установлены должности в органах принудительного исполнения, а также их классификация.
В число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят, в том числе требования к уровню образования, необходимому для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения предусматривают наличие для должностей младшего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности (ст. 9), что также предусмотрено приказом Федеральной службы судебных приставов от 17.01.2020 № 102 «Об установлении квалификационных требований к стажу службы в opганах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по
специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения вакантных должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации».
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (часть 8 статьи 60).
В соответствии с аттестатом ФИО1 в 1988 году получил среднее (общее) образование - окончил 11 классов.
Свидетельством № 046905 от 14.03.1989, выданным Некрасовским СПТУ № 69 Государственного комитета РСФСР по профессиональному техническому
образованию подтверждается, что с 10.11.1988 по 14.03.1989 истец обучался по программе подготовки водителя транспортных средств категории «ВС», выдано
удостоверение АВИ № 627749.
В силу Закона РСФСР от 2 августа 1974 гола «О народном образовании», действовавшем до 1 сентября 2013 гола, система народного образования в РСФСР включала в себя: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание (статья 5).
Вступивший в законную силу с 1 сентября 2013 гола Федеральный закон от 29 декабря 2012 года -N® 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в пункте 5 статьи 10 установил следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Закон также приравнял по категориям ранее полученные вилы образования ко вновь принятым и соотнёс начальное профессиональное со средним профессиональным по программа подготовки квалифицированных рабочих (ч. 1 ст. 108).
Как следует из ст. 32 Закона «О народном образовании», в целях
последовательного перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи развивается и coвepшенствуется профессиональное образование в средних профессионально-технических училищах, а также в средних специальных и высших учебных заведениях.
Согласно ст. 63 этого же закона, профессионально-техническое образование лиц, работающих в народном хозяйстве и желающих получить новую рабочую профессию или повысить квалификацию, и молодежи, поступающей на производство после окончания общеобразовательной школы, но не имеющей профессии, осуществляется в средних профессионально-технических училищах по вечерней (сменной) форме обучения.
Статья 64 закона «О народном образовании» определяет, что профессиональное обучение лиц, указанных в статье 63 настоящего Закона, проводится на курсах, в учебно-курсовых комбинатах и в других формах профессионального обучения рабочих на производстве, а также может организовываться на базе средних профессионально-технических училищ. Лицам, прошедшим профессиональное обучение на производстве и сдавшим квалификационные экзамены выдается в установленном порядке свидетельство единой формы о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) но профессии. Предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль за их обучением.
По смыслу этих норм, получение профессионального образования любого уровня, включая начальный, в СССР допускалось лишь в специализированных профессиональных учебных заведениях, а подготовка по профессии проводилась на курсах.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с возражениями ответчика, что свидетельство об обучении ФИО5 по программе подготовки водителя транспортных средств, выданное 14.03.1989, после окончания соответствующих курсов, подтверждает лишь факт профессионального обучения заявителя в соответствии с правилами статьи 64 упомянутого закона и не подтверждает получение профессионального образования какого - либо уровня.
То обстоятельство, что ФИО6 окончил курсы по подготовке прапорщиков при учебном центре РВСН войсковой части № 08342 и ему выдано свидетельство № 222 от 31.10.1994, не может служить доказательством наличия у истца среднего профессионального образования.
Начальное профессиональное образование как вид образования введено Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Этим же законом устанавливались различия между профессиональным образованием и подготовкой.
При этом предусматривалось, что начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основною общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данною уровня) (ст. 22).
В отношении профессиональной подготовки закон предусматривал, что она имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося (ч. 1 ст. 21 закона). Профессиональная подготовка могла быть получена в образовательных учреждениях начального профессиональною образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.
Кроме того, в силу требований пункта 4 статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы воинское звание «прапорщик» может присваиваться лицам, имеющим среднее общее образование.
Исходя из Положения о школах прапорщиков и мичманов Советской Армии и Военно - морского флота, веденного в действие приказом Министра обороны СССР - 1980 года № 365 и Положения о средних военно-учебных заведениях, экстернате и средних специальных учебных заведениях министерства обороны РФ, введенного в действие приказом Министра обороны СССР - 1983 года № 130, усматривается, что в период обучения заявителя в школе прапорщиков
в течение 6 месяцев в 1994 году и наличие военно-учетной специальности, не осуществлялась подготовка по программам соответствующим среднему профессиональному образованию, а прохождение военной службы в должности с соответствующей военно-учетной специальностью об уровне образования военнослужащего не свидетельствует.
Таким образом, полученное истцом образование имело главную цель - обучение по основным военно-учётным специальностям в объёме, позволяющем выполнять служебно-боевые задачи, и не свидетельствует о получении заявителем профессионального образования, а материалы дела не содержат сведений о получении заявителем соответствующего диплома государственною образна.
В этой связи, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что подготовка в учебном подразделении являлась видом профессиональной и не сопровождалась повышением образовательного уровня обучающегося, поскольку проводилась вне специального учебного заведения, являлась ускоренной и преследовала цели, отличные от целей начального профессионального образования.
Ссылка стороны истца, что ФИО7 имеет неоконченное
высшее образование, также не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Согласно ст.60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень профессионального образования подтверждается документами об образовании, выдаваемыми лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. Действующее и ранее действующее законодательство не содержит понятия «неоконченное высшее образование» и не устанавливает, каким образом такое образование может соотносится со средним
профессиональным образованием.
В соответствии с п. 1 ч. 7 от. 60 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-9в «Об образовании в Российской Федерации» документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования. Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании.
Между тем истцом не представлено сведений о том, что до поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации он прошел обучение по основной образовательной программе среднего профессионального образования либо высшего образования.
Нормами Федерального закона от 01.10.2019 № 328 не предусмотрены какие-либо исключительные основания, позволяющие поступить на должность младшего начальствующею состава - младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, при отсутствии среднего профессионального или высшего образования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уведомление от 21.02.2020 об отказе в принятии положительного решения в отношении ФИО8 о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, в виду несоответствия квалификационным требованиям к образованию, установленным приказом Федеральной службы судебных приставов
от 17.01.2020 № 102 «Об установлении квалификационных требований к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения вакантных должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации» является законным и принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку правовые основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, суд отказывает в удовлетворении иска ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: А.А. Топоров
УИД: 22RS0068-01-2020-001697-36