ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2209/2016 от 23.06.2016 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-2209/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2016года г. Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Знамеровского Р.В.,

при секретаре Подмаревой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карталинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Уральского филиала, Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации о возложении обязанности,

установил:

Карталинскийтранспортный прокурор в интересах неопределенного круга лицобратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения л.д.188-193) с требованием обязать Уральский филиалФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы»:

- оборудовать автомобильный пункт пропуска «Николаевка», расположенный по адресу: (адрес) сигнализационным периметровым ограждением высотой 210 см; въезд и выезд на территорию ДАПП Николаевка светофорами, средством принудительной остановки;

- оборудовать автомобильный пункт пропуска «Мариинский», расположенный по адресу: (адрес) сигнализационным периметровым ограждением высотой 210 см; въезд и выезд на территорию ДАПП Николаевка светофорами, средством принудительной остановки.

В обоснование заявленных требований указал, что при проведении проверки исполнения требований законодательства о государственной границе Российской Федерации было установлено, что оборудование и техническое оснащение указанных автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ не соответствует требованиям действующего законодательства.

К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.В связи с принятием Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 40 Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации было упразднено с передачей функций по обустройству государственной границы Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации, которое было привлечено к участию в деле в ткачестве соответчика.

Карталинский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Помощник Челябинского транспортного прокурораШпилевая Е.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Уральского филиалаКоваленко А.Н. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители ответчиков Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Челябинской области» ФИО1 в судебном заседании считал исковые требования обоснованными.

Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив все письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 47-30-1 «О государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где всоответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 01.04.1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации", общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 11.10.2007 г. N 1359 создано Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.6.5 Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница), утвержденного, Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2007 г. N 734, Росграница осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации ивне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.

Согласно п. 5.11 данного Положения Росграница осуществляет функции государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, оборудованию, техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, транспортной и инженерной инфраструктур, информационных и телекоммуникационных систем, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 г. N 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (на основании приказа Росграницы от 13.01.2011 г. - ФГКУ Росгранстрой).

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 г. N 930 утверждены "Общие требования к строительству, реконструкции и оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".

Карталинскийтранспортный прокурор, полагая, что материально-техническое оснащение пунктов пропуска через государственную границу не соответствует требованиям действующего законодательства, обратился в суд с исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований представил акты проверки (т.1 л.д.117-118, 134-141), из которых следует, что территория пунктов пропуска «Николаевка» и «Мариинский»:

- в нарушение п.п.1,2 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930, п.14.5 Типовых требований, утверждённых приказом ФСБ России от 08.05.2008 № 231, п. 5.7.4., п.7.4.3 Типовых технических требований, утверждённых ФПС России 05.10.2001,

не оснащенасигнализационным периметровым ограждением высотой 210 см; въезд и выезд на территорию не оборудованы светофорами.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 47-30-1 «О государственной границе Российской Федерации» открытие пункта пропуска через Государственную границу как единого объекта осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 12).

Согласно пункту 3 (1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончанию которых осуществляется проверка пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7 Правил).

Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930, из которых также усматривается, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска.

Из содержания Типовых требований от 08.05.2008, усматривается, что они приняты во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930.

Как указано в п.1.2 Типовых технических требований, утверждённых ФПС России 05.10.2001, требования содержат исходные данные для проектирования вновь строящихся и реконструируемых пунктов пропуска.

Таким образом, в отношении действующих пунктов пропуска правовое регулирование устанавливает, что их переоснащение и переоборудование осуществляется при реконструкции.

Под реконструкцией пункта пропуска в Правилах установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482, понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска (п. 29 Правил).

В соответствии с п.п.25, 26 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через Российско-Казахстанскую границу, утверждённых первым заместителем Пограничной службы ФСБ России 05 декабря 2011 года по согласованию с заместителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерацииперечень и состав систем определяются на этапе проектированиядля каждого пункта, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений осуществляется индивидуально для каждого пункта пропуска, с учетом: вида транспортного сообщения; технологической схемы организации пропуска лиц, транспортных средств и грузов; режима работы пункта пропуска; интенсивности движения транспортных средств; интенсивности пассажиропотока, установленного норматива времени проведения контрольных процедур; технических требований ФСБ России к оборудованию и техническому оснащению; установленных правил режима в пункте пропуска; наличия и состояния инженерно-технического оборудования.

Как установлено в п.5.7.4 Типовых технических требований, утверждённых ФПС России 05.10.2001, сигнализационные перимитровое ограждение оборудуется как инженерное препятствие для потенциального нарушителя и представляет собой конструктивную базу для размещения чувствительных элементов датчиков охранной сигнализации.

В качестве конструктивных элементов периметрового ограждения могут использоваться сетчатые ограждения из сетки типа ССЦП 25х20 (мм) высотой 210 см; монтируемые на металлических опорах.

Те же положения содержатся в п.14.5 Типовых требований от 08.05.2008.

Из буквального толкования в п.5.7.4 Типовых технических требований, п.14.5 Типовых требований не следует, что при оборудовании пунктов пропуска в обязательном порядке должно применятьсяпериметровое ограждение высотой 210 см, поскольку в нормативных актах использовано словосочетание «могут использоваться».

Согласно п.7.4.3 Типовых технических требований, утверждённых ФПС России 05.10.2001 въезд и выезд с территории пункта пропуска оборудуется светофорами.

Принимая во внимание изложенное, проведение работ по оборудованию пунктов пропуска сигнализационным перимитровым ограждением высотой 210 см; въезда и выезда светофорами являются реконструкцией пунктов пропуска, доказательства обратного транспортный прокурор не представил.

При этом из представленных в материалы дела документов следует, что пункт пропуска «Мариинский» введен в эксплуатацию в 1998 году(т.1 л.д.315-332), а пункт пропуска «Николаевка» в 1994 году (т.1 л.д.333-349), то есть до введения в действие нормативных актов, приведенных в обоснование иска прокурором.

Кроме того, из актов проверки следует, что пункты пропуска оборудованы системой принудительной остановки транспортных средств: пункт пропуска «Мариинский» - т.1 л.д.117 п.5 акта от 14.09.2015; пункт пропуска «Николаевка» - т.1 л.д.134, последний абзац.

В ходе судебного разбирательства факт того, что имеющиеся в пунктах пропуска системы принудительной остановки транспортных средств не отвечают предъявляемым требованиям, Карталинским транспортным прокурором не был доказан.

В акте проверки пункта пропуска «Мариинский» от 17.06.2015 имеется вывод, что средства принудительной остановки транспорта не обеспечивают гарантированной остановки транспортных средств, изготовлены кустарным способом (т.1 л.д. 137). Между тем, в акте проверки от 14 сентября 2015 года указано, что пункт пропуска оборудован средством принудительной остановки «Лиана-600», сведения о том, что это средство является неисправным отсутствуют.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, следовательно, применительно к рассматриваемому спору, суд не может самостоятельно определять вид, состав такого оборудования, технические требованияк нему и месторасположение такого оборудования. С учетом вышеприведенных нормативных актов, суд приходит к выводу, что вопросы о виде, составе оборудования и технических требованиях к нему, месторасположении могут быть разрешены только при непосредственном проектировании реконструкции пункта пропуска с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного пункта пропуска и согласования с заинтересованными контрольными службами, что также подтверждает вышеуказанные выводы суда о том, что проведение работ по оборудованию пунктов пропуска сигнализационным перимитровым ограждением высотой 210 см; въезда и выезда светофорами являются реконструкцией пунктов пропуска.

В обратном случае, решение суда будет подменять собой деятельность уполномоченных государством органов, что не может быть признано допустимым, а в отсутствие ясно и недвусмысленно обозначенного предмета требований, такое решение суда будет неисполнимым.

Кроме того, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ транспортный прокурор не привел никаких доказательств того, что отсутствие в пунктах пропуска сигнализационного перимитрового ограждения высотой 210 см; светофоров фактическине обеспечивает необходимых условий для организации государственного контроля, осуществляемого в пункте пропуска, безопасность Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Карталинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Уральского филиала, Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации о возложении обязанности по оборудованию автомобильных пунктов пропуска «Николаевка» и « Мариинский отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.

Председательствующий: