Дело №2-308/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-008607-48)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2022 года г.Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Степановой Е.А.,
при секретаре Цибизовой А.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности ФИО2,
представителя третьего лица Правительства Тверской области на основании доверенности ФИО3,
представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску ФИО1 к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просил суд признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп, возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома №49 корп.2 по ул. Орджоникидзе в г.Твери по следующим видам работ: ремонт подвальных помещений, ремонт и утепление фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и, узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания. В рамках проведения ремонта фасада выявить и устранить все повреждения фасада и козырька, локализованные в районе квартиры № и выражающиеся в осыпании силовой части стены, примыкающей к козырьку крыши, с частичным выпадением арматуры, а также аналогичные повреждения козырька крыши; повреждения внешней стены дома на уровне 4 этажа, расположенные в районе квартиры 15 и выражающиеся в осыпании части стены, примыкающей к козырьку крыши, с частичным выпадением арматуры, а также аналогичные повреждения самого козырька крыши, расположенные в том же месте.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает на следующее. ФИО1 является собственником части жилого помещения (квартиры) в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> проживает по данному адресу. Дом 49 кор.2 был введен в эксплуатацию в 1963 году, и с тех пор в доме проводился только текущий (косметический, аварийный) ремонт. Вследствие этого некоторые элементы конструкции дома находятся в аварийном состоянии. В частности имеются значительные повреждения внешней стены дома на уровне 4 этажа, расположенные в районе квартиры № и выражающиеся в осыпании части стены, примыкающей к козырьку крыши, с частичным выпадением арматуры, а также аналогичные повреждения самого козырька крыши, расположенные в том же месте. В 2013 году была принята региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы. Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утверждена Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп. В соответствии с вышеуказанной Региональной программой в 2017-2019 г.г. в доме по адресу: <...> должен быть осуществлен капитальный ремонт в следующем объеме: ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания. Фактически же, несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой на 2017-2019 г.г., Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ не принято.
Определением суда от 08.02.2022, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято заявление истца об уточнении исковых требований, в соответствии с которым истец просит суд признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп, возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома №49 корп.2 по ул. Орджоникидзе в г.Твери.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в иске, просил суд заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Тверской области ФИО3 по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители третьих лиц Администрации г.Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери, ООО «УК ЖЭУ-18», УФК по Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерства финансов Тверской области, надлежащим образом извещённые о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав истца, представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности ФИО2, представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности ФИО4, представителя третьего лица правительства Тверской области ФИО3 на основании доверенности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником <данные изъяты> доли в общей долевой собственности жилого помещения по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №-пп утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества МКД на территории Тверской области с 2014 года по 2043 год.
В соответствии с Региональной программой в период 2017-2019 годов в отношении многоквартирного дома № 49 кор.2 по ул.Орджоникидзе в г.Твери предусмотрены следующие виды капитального ремонта: ремонт подвальных помещений, ремонт и утепление фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, разработка проектной документации, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, установка, ремонт СКПТ в многоквартирном доме.
На основании решения комиссии, созданной постановлением администрации города Твери от 10.07.2014 №781 «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учётом положений постановления Правительства Тверской области от 22.04.2014 №210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» постановлением администрации города Твери от 08.02.2017 №129 был утверждён Краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь.
В указанный краткосрочный план включён многоквартирный дом №49 кор.2 по ул.Орджоникидзе в г.Твери по видам работ: ремонт подвальных помещений, ремонт и утепление фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, срок проведения работ – 12.2019.
Поскольку в сроки, предусмотренные Региональной программой и указанным Краткосрочным планом капитальный ремонт дома проведен не был, истец обратился в суд с рассматриваемым иском, ссылаясь на бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Согласно ч.1 ст.39, ч.2 ст.158 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок- подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (ч.1 ст.167 ЖК РФ).
Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Внесение в региональную программу, капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (ч.4 ст.168 ЖК РФ).
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч.4.1 ст.168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).
Исходя из положений ст.ст.170, 175 и 178 ЖК РФ, формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещении в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете, в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.
При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.
Согласно ч.1 ст.178 ЖК РФ, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч.1 ст.182 ЖК РФ).
В соответствии со ст.8 закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО в целях реализации ч.2 ст.178 ЖК РФ создается региональный оператор в организационно-правовой форме фонда (далее также - Фонд). Имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и других не запрещенных законом источников.
Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306-рп «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» была создана некоммерческая организация в форме фонда «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области», основной целью деятельности которой была определено осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального-ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно ч.4 ст.14 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО региональная программа по проведению капитального ремонта формируется на тридцать лет и утверждается Правительством Тверской области.
В соответствии с ч.1 ст.16 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области утвержден постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп.
В силу п.3 Порядка, краткосрочные планы реализации региональной программы утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.
Пунктом 5 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных, в частности, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - региональный оператор), в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Предварительный сметный расчет составляется региональным оператором на основании: актов обследования технического состояния многоквартирных домов, составленных и подписанных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами или оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; актов разграничения балансовой принадлежности в случае проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной ч.2 ст.17 Закона Тверской области №43- ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями в части организации и проведения капитального ремонта на территории г.Твери. Разрабатывая и утверждая краткосрочные планы капитального ремонта, включая в него конкретные многоквартирные дома, муниципальное образование принимает на себя определенные обязательства и несет ответственность за своевременное проведение капитального ремонта перед жителями домов, ремонт общего имущества которых необходим в соответствии с критериями продолжительности эксплуатации технического состояния объектов общего имущества.
Как установлено при рассмотрении дела, в утверждённый постановлением Администрации г.Твери от 08.02.2017 №129 краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь, вошёл заявленный в иске многоквартирный жилой дом как не обеспеченный финансированием фонда капитального ремонта, со сроком окончания работ по капитальному ремонту – декабрь 2019 года.
Пунктами 15, 16 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области предусмотрено, что уполномоченный орган (Министерство строительства Тверской области) на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду, подготавливает региональный краткосрочный план.
Уполномоченный орган в течение двух недель с даты представления органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов проводит их анализ на включение в региональный краткосрочный план, а также (в случае предоставления государственной финансовой поддержки) прилагаемых к ним документов в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 22.07.2014 №352-пп «Об утверждении Порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области»; включает в региональный краткосрочный план многоквартирные дома, включенные в муниципальные краткосрочные планы, согласованные в соответствии с пунктом 13 раздела II настоящего Порядка с Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области и региональным оператором; в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду, представляет на рассмотрение Правительства Тверской области проект нормативного правового акта об утверждении регионального краткосрочного плана.
На дату обращения в суд с рассматриваемым иском и на дату судебного разбирательства заявленные истцом работы, предусмотренные региональной программой на 2017-2019 годы, в отношении заявленного многоквартирного жилого дома не проведены.
Факт отсутствия спорного многоквартирного дома в краткосрочном плане реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп, а также в краткосрочном плане реализации в 2020-2022 региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 14.08.2020 №360-пп, не оспаривается.
При этом, порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, является действующим нормативным правовым актом, который никем не оспорен и не отменен в установленном порядке, а указанные в нём требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.
При таких обстоятельствах, возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта заявленного в иске многоквартирного жилого дома, с несоблюдением Порядка, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, не отвечает требованиям действующего федерального и регионального законодательства.
В связи с изложенным, факт незаконного бездействие ответчика, выразившегося в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах региональной программой и муниципальным краткосрочным планом, в отношении заявленного в иске многоквартирного жилого дома, в ходе рассмотрения дела не установлен.
Таким образом, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объёме.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований истцу в соответствии со ст.98 ГПК РФ не подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
заявленные исковые требования ФИО1 к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Степанова
Мотивированное решение составлено 15.04.2022.
Дело №2-308/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-008607-48)