Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.п. Угольные Копи
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего – федерального судьи Горбуновой Г.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием заместителя Магаданского транспортного прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Магаданской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Чукотки» об организации торговли аптечными товарами,
У С Т А Н О В И Л :
Магаданский транспортный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит суд в интересах неопределённого круга лиц обязать Федеральное казённое предприятие «Аэропорты Чукотки» (далее ФКП «Аэропорты Чукотки») организовать в зданиях аэропортов Беринговский, Марково, Провидения, Залив Креста, Лаврентия, Мыс Шмидта, Певек, Кепервеем и Омолон торговлю аптечными товарами.
Иск обосновывает тем, что в ходе проведения проверки по исполнению ФКП «Аэропорты Чукотки» законодательства, регламентирующего соблюдение прав пассажиров на воздушном транспорте, выявлено нарушение подпункта «е» пункта 5.2 Отраслевого стандарта «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах», предусматривающее предоставление в аэропортах пассажирам воздушного транспорта обязательной платной услуги – торговли аптечными товарами. Указанная услуга ответчиком пассажирам не оказывается, в связи с чем, последним нарушаются права, свободы и законные интересы потребителей услуг по перевозке воздушным транспортом, которых невозможно индивидуализировать, то есть неопределённого круга лиц.
В судебном заседании транспортный прокурор Магаданской транспортной прокуратуры на исковых требованиях настаивал по обстоятельствам, изложенным в иске, и просил их удовлетворить, и установить ответчику срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик – ФКП «Аэропорты Чукотки», в лице своего представителя ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования признала в полном объёме, о чём представила письменное заявление, одновременно пояснив, что порядок и последствия признания иска ей известны.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№ предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определено, что в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются, гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Законодательным актом, регулирующим отношения в областях использования воздушного пространства и деятельности авиации, является Воздушный кодекс Российской Федерации, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Согласно части 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации подлежат, в частности юридические лица, физические лица, осуществляющие и обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ, аэродромы, аэропорты.
Часть 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что аэропорт – это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приёма и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
В соответствии со статьёй 61 вышеназванного Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полётов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
Частью 1 статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации этих аэродромов и аэропортов, их оборудования и перечень этого оборудования определяется федеральными авиационными правилами.
Согласно главе 1 Устава федерального государственного унитарного предприятия ФКП «Аэропорты Чукотки» – Федеральное казённое предприятие «Аэропорты Чукотки» основано на праве оперативного управления, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банках.
Пунктом 9 главы 2 вышеназванного Устава, определяющей цели, предмет и виды деятельности предприятия, последнее создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Чукотского автономного округа, и осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке аэропортовую и сопутствующую ей деятельность (л.д.6-11).
Из Свидетельств государственной регистрации права от 21, 22, ДД.ММ.ГГГГ, 19 сентября, ДД.ММ.ГГГГ, 12 апреля, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-23) усматривается, что ФКП «Аэропорты Чукотки» имеет в оперативном управлении здания аэровокзалов Беринговский, Марково, Провидения, Залив Креста, Лаврентия, Мыс Шмидта, Певек, Кепервеем и Омолон.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации, регламентирующей вопросы услуг и льгот, предоставляемых пассажирам воздушных судов – перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
«Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты» (в ред. Приказов Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) устанавливают сертификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты при выполнении внутренних и международных воздушных перевозок, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
Осуществляемая Организацией аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа при внутренних и международных воздушных перевозках, в том числе в залах официальных лиц и делегаций, это деятельность по выполнению процедур, связанных с оформлением и осуществлением воздушной перевозки пассажиров и их багажа, а также с предоставлением дополнительных платных или бесплатных услуг с целью удовлетворения соответствующих потребностей пассажиров. Следовательно, исходя из анализа вышеперечисленных норм в их взаимосвязи, предоставление дополнительных платных или бесплатных услуг напрямую связано с аэропортовой деятельностью ФКП «Аэропорты Чукотки» по обеспечению обслуживания пассажиров.
Требования и условия предоставления услуг, перечисленных в статье 106 Воздушного кодекса Российской Федерации, определены Отраслевым стандартом ОСТ 54-1-283.02-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах. Основные требования, определяющие условия предоставления услуг пассажирам в аэропортах.»
Указанный отраслевой стандарт устанавливает основные требования, определяющие условия предоставления услуг пассажирам в аэропортах, даёт определение понятий «обслуживание пассажиров» и «услуга».
В соответствии с пунктом 3.3 отраслевого стандарта обслуживание пассажиров – это деятельность по выполнению процедур, связанных с оформлением и осуществлением воздушной перевозки пассажиров, а также предоставлением им дополнительных платных и бесплатных услуг с целью удовлетворения соответствующих потребностей.
Согласно пункту 3.4 вышеназванного документа услуга – это взаимодействие аэропорта, других предприятий, организаций по удовлетворению разнообразных личных потребностей пассажира.
Часть 5 ОСТ 54-1-283.02-94 устанавливает, что в аэропортах пассажирам воздушного транспорта должен предоставляться перечень обязательных бесплатных и платных услуг.
Подпункт «е» пункта 5.2 Отраслевого стандарта к платным обязательным услугам, предоставляемым в аэропортах пассажирам, относит торговлю аптечными товарами.
Пунктом 1.2 ОСТ 54-1-283.02-94 установлено, что требования настоящего стандарта распространяются на эксплуатантов независимо от их юридического статуса, ведомственной подчинённости и форм собственности, в том числе государственные, муниципальные, акционерные и частные, а так же коммерческие структуры, зарегистрированные на территории России, осуществляющие обслуживание пассажиров воздушного транспорта в аэропортах.
Требования настоящего стандарта являются обязательными за исключением пункта 6.
Судом из объяснений сторон и письменного сообщения ФКП «Аэропорты Чукотки» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4) установлено, что во всех девяти филиалах ответчика пассажирам воздушного транспорта не предоставляется обязательная платная услуга в виде торговли аптечными товарами.
Исходя из системного толкования выше изложенных правовых норм, суд приходит к выводу, что предоставление обязательных платных услуг авиапассажирам в виде торговли аптечными товарами отнесено к обслуживанию пассажиров, следовательно, ФКП «Аэропорты Чукотки», как юридическое лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров обязано организовать в своих филиалах в зданиях аэровокзалов аэропортов торговлю аптечными товарами.
При таких обстоятельствах, требование Магаданского транспортного прокурора об обязании ФКП «Аэропорты Чукотки» организовать в зданиях аэровокзалов аэропортов филиалов торговлю аптечными товарами законно, в связи, с чем суд приходит к выводу, что признание ответчиком названного требования не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, поэтому оно (признание иска) в силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит принятию.
При определении продолжительности срока, необходимого ФКП «Аэропорты Чукотки» для организации торговли аптечными товарами, суд исходит из принципа разумности и конкретных обстоятельств дела, а именно, что ответчику необходимо организовать торговлю аптечными товарами в девяти своих филиалах, находящихся на большом удалении от головного предприятия в разных административных районах Чукотского автономного округа.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, учитывая, длительность процедуры организации торговли аптечными товарами, считает возможным установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ включительно, который является разумным и достаточным для исполнения обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исходя из смысла статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями,
Статьями 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета, за исключением случаев уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, которая зачисляется в доход федерального бюджета.
Поскольку истец от уплаты государственной пошлины освобождён, она подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Анадырского муниципального района в размере 200 (двести) рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Магаданской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Чукотки» об организации торговли аптечными товарами – удовлетворить.
Обязать Федеральное казённое предприятие «Аэропорты Чукотки» организовать в аэропортах: Беринговский <адрес> торговлю аптечными товарами.
Установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Взыскать с Федерального казённого предприятия «Аэропорты Чукотки» государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в доход местного бюджета Анадырский район.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путём подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: