Дело 2-220/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2017 года город Кольчугино
Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Макарова О.В., при секретаре Солдатовой А.М., с участием представителя истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области к ФИО2 о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (далее - Государственная инспекция) обратилась в суд с иском к ФИО2 о возложении обязанности разработать научно-проектную документацию на проведение противоаварийных работ с последующей консервацией объекта культурного наследия в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу; провести противоаварийные работы, консервацию объекта культурного наследия в течение 4 месяцев с момента согласования научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ с последующей консервацией объекта.
В обоснование иска указано, что здание, расположенное по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» (далее - памятник). Решением Законодательного Собрания Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ№ данный объект культурного наследия принят на государственную охрану, памятник включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр). Собственником памятника является ФИО2 Приказом Государственной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Актом технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ определен план работ по памятнику и благоустройству его территории. Согласно акту на ФИО2 возложена обязанность разработки научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ с последующей консервацией объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ, проведение противоаварийных работ, консервация объекта в тот же срок. До настоящего времени ответчиком требования охранных обязательств не выполнены. Неисполнение условий охранного обязательства ведет к уничтожению памятника.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержала исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 заблаговременно извещался о необходимости явки в судебные заседания ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ путём направления заказной корреспонденции по известному суду адресу, являющемуся местом его регистрации. Однако в судебные заседания не явился. Извещения не были им получены и возвратились в суд в связи с истечением срока хранения в отделении связи. Сведений о причинах неявки ответчик не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Не получив адресованные ему судебные извещения и уклонившись от явки в судебное заседание, ответчик самостоятельно распорядился принадлежащими ему процессуальными правами. Суд, руководствуясь положениями п.п. 67-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25, полагает, что использованы достаточные способы обеспечения участия ответчика в судебном заседании, поскольку он своевременно извещался о месте и времени рассмотрения дела способами, предусмотренными ГПК РФ.
Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, учитывая мнение представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия. Собственник памятника при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязан в установленные охранным обязательством сроки обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является, в том числе, соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в числе которых требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия (пп. 1 п. 5 ст. 11 ФЗ). Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2007 № 774 и Положением об инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области Государственная инспекция, предъявившая иск в суд, является уполномоченным органом администрации Владимирской области, осуществляющим полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок и расположенное на нем здание, расположенное по адресу: <адрес>, которое является объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>». Памятник принят на государственную охрану, включен в реестр объектов культурного наследия. Государственной инспекцией утверждено охранное обязательство собственника памятника, актом технического состояния определен план работ по памятнику и благоустройству его территории, которые ответчиком до настоящего времени не выполнены.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно данных свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м.
Согласно учетной карте от ДД.ММ.ГГГГ объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, расположенный на земельном участке «<данные изъяты>.» является памятником градостроительства и архитектуры. Данный объект культурного наследия не используется. Является объектом культурного наследия регионального значения. Принят на государственную охрану решением Законодательного Собрания Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Владимирской области». Состояние памятника аварийное: утрачены оконные и дверные заполнения, частично утрачены перекрытия, наблюдается деструкция кирпичной кладки, вывалы кирпича, трещины в стенах, прилегающая территория требует благоустройства.
На данный объект имеется паспорт памятника истории и культуры СССР (л.д. 19-22), паспорт объекта культурного наследия (л.д. 29-31) с описанием памятника.
Приказом Государственной инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, принятого на государственную охрану решением Законодательного Собрания Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Владимирской области», включенного в реестр.
Приказом Государственной инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения, включенного в реестр.
Неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия отражено в акте технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 11 акта определен план работ по сохранению объекта и его территории, а именно: до ДД.ММ.ГГГГ разработать научно-проектную документацию на проведение противоаварийных работ с последующей консервацией объекта; в срок до ДД.ММ.ГГГГ - проведение противоаварийных работ, консервации объекта.
В соответствии с пунктом 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранное обязательство подлежит выполнению физическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственника объекта культурного наследия ФИО2 направлено охранное обязательство, которое им до настоящего времени не исполнено. Доказательств обратного ответчик суду не представил.
Таким образом, доводы истца о необходимости возложения на ответчика конкретных обязанностей по принятию мер по сохранению объекта культурного наследия суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, учитывая, что указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Предложенные истцом сроки являются разумными, обоснованными и достаточными для исполнения решения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования Кольчугинский район, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области удовлетворить.
Обязать ФИО2 в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать научно-проектную документацию на проведение противоаварийных работ с последующей консервацией объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать ФИО2 провести противоаварийные работы, консервацию объекта в течение 4 месяцев с момента согласования научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ с последующей консервацией объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования Кольчугинский район государственную пошлину в размере 400 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья О.В. Макаров