Дело № 2-220/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года с. Тоора-Хем
Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Сата А. К.,
при секретаре Донгак Е. А.,
с участием истца – помощника прокурора Тоджинского района Опай А. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах муниципального образования «Тоджинский кожуун Республики Тыва» к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного незаконными действиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Тоджинский кожуун Республики Тыва» к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного незаконными действиями.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка за соблюдением требований законодательства о противодействии коррупции, в части целевого использования бюджетных средств Администрацией Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация), в ходе которой выявлены факты неправомерного перечисления <данные изъяты>ФИО1 премиальных вознаграждений, в результате чего бюджету района причинен ущерб в размере 22604 рублей. Так, в нарушение требований законодательства ФИО1 подписано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении премии самому себе на сумму 22604 рублей. Также распоряжением Хурала представителей Тоджинского района № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачена премия без наличия соответствующих оснований в размере 15069 рублей. Незаконным перечислением премии муниципальному образованию причинен имущественный ущерб, так как премиальные вознаграждения выплачены за счет средств муниципального бюджета. В связи с этим прокурор просит взыскать с ответчика в пользу Администрации сумму ущерба в размере 37673 рублей.
В судебном заседании прокурор иск полностью поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по указанным в нем доводам.
Ответчик ФИО1, представители третьих лиц Администрации и Хурала представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва в судебное заседание, будучи извещенными о его времени и месте надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч. ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) без их участия.
Выслушав истца, изучив исковое заявление, исследовав все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 3 статьи 150 ГПК РФ, непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ст. 26 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Согласно положениям ст. 17 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 № 389 «О муниципальной службе (новая редакция)», за успешное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяется, в том числе, денежное поощрение. Денежное поощрение муниципальным служащим выплачивается в виде премий по итогам работы за квартал и за год, а также вознаграждения в связи с юбилеем за выслугу лет на муниципальной службе (за 15 лет службы, за 20 лет службы, за 25 лет службы), вознаграждения при выходе в отставку и в связи с выходом на пенсию по возрасту. Конкретный размер денежных поощрений и вознаграждений определяется уставом муниципального образования. Решение о применении поощрения принимается органом или руководителем, имеющим право назначать муниципального служащего на должность муниципальной службы в соответствии с законодательством Республики Тыва, и оформляется соответствующим приказом.
Пунктом 1 части 1 ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Из материалов дела видно следующее.
Решением главы кожууна – председателем Хурала представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва Свидетель №1 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен <данные изъяты>.
Как следует из распоряжения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, муниципальным служащим Администрации выплачены премии по итогам работы за 6 месяцев, в том числе и <данные изъяты>ФИО1 Данное распоряжение подписано самим ФИО1, то есть ФИО1 подписал распоряжение о выплате премии самому себе в нарушение указанных выше норм законодательства. Перечисление денежных средств подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о начисленной заработной плате ФИО1 за июнь 2015 года, где указана премия в размере 22604 рублей.
Согласно распоряжению Хурала представителей Тоджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>ФИО1 выплачена премия в размере 15069 рублей. Данное распоряжение подписано председателем Хурала представителей Тоджинского кожууна Свидетель №1, то есть тем полномочным лицом, который принимает <данные изъяты> на работу, - работодателем ФИО1 Перечисление денежных средств подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о начисленной заработной плате ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ года, где указана премия в размере 15069,60 рублей.
Распоряжением Хурала представителей Тоджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ контракт с председателем Администрации ФИО1 расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно рапорту заместителя прокурора Тоджинского района Республики Тыва Очура А. А. от ДД.ММ.ГГГГ, ему при изучении уголовного дела в отношении Чаш-оола О. К. стало известно, что незаконное начисление премии председателем Администрации самому себе было не впервые, так как предыдущие председатели аналогичным образом начисляли премии себе, в связи с чем предлагает провести проверку на предмет законности начисления премии председателями Администрации до Чаш-оола О. К.
Так, ФИО1 в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 17 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальной службе (новая редакция)», вынес и подписал распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ о выплате премии самому себе, в то время как он не имел такого права, поскольку таким правом обладает его работодатель - глава кожууна - председатель Хурала представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва. Таким образом, начисление и выплата данной премии не является законным.
Вместе с тем, доводы истца о незаконном начислении и выплате премии по распоряжению Хурала представителей Тоджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ без указания оснований, указанных ч. 2 ст. 17 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальной службе», не нашли своего подтверждения, поскольку выплата или невыплата премии <данные изъяты>ФИО1 является компетенцией его работодателя – главы кожууна – председателя Хурала представителей Тоджинского кожууна, то есть в рамках полномочий соответствующего должностного лица. То обстоятельство, что в распоряжении Хурала представителей не указаны соответствующие основания для выплаты премии, не являются последствиями незаконных действий со стороны ответчика и в этом вины самого ФИО1 не имеется, поскольку распоряжение выносил не он, а его работодатель.
Ответчиком сведений, опровергающих доводы истца, суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственную пошлину, от уплаты которой прокурор был освобожден, ввиду удовлетворения иска в полном объеме, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд взыскивает государственную пошлину в доход бюджета муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 878,12 рублей пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах муниципального образования «Тоджинский кожуун Республики Тыва» к ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва денежные средства в размере 22 604 (двадцать две тысячи шестьсот четыре) рублей в счет погашения ущерба, причиненного его незаконными действиями.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального бюджета Тоджинского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в размере 878 (восемьсот семьдесят восемь) рублей 12 копеек.
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Тоджинский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий А. К. Сат