ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-220/19 от 11.02.2019 Ногинского городского суда (Московская область)

Гражданское дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,

при секретаре Козловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцовой В. М., Скворцова М. А. к Администрации муниципального образования «Город Н. М. области», Администрации Богородского городского округа М.<адрес>, Министерству жилищной политики М.<адрес> о признании постановления об исключении семьи из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», обязании включить в список молодых семей – участниц основного мероприятия, в состав участников основного мероприятия, обязании выдать сертификат о социальной выплате в порядке очереди,

у с т а н о в и л:

Заявители Скворцова В.М., Скворцов М.А. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Н. М. области», Администрации Богородского городского округа М.<адрес>, Министерству жилищной политики М.<адрес> о признании постановления об исключении семьи из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», обязании включить в список молодых семей – участниц основного мероприятия, в состав участников основного мероприятия, обязании выдать сертификат о социальной выплате в порядке очереди, указывая в обоснование требований на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации муниципального образования «Город Н. М. области» молодая семья Скворцовой В.М. была исключена из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы в муниципальном образовании «Город Н. М. области» и снята с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях для участия в данной программе. С постановлением от ДД.ММ.ГГГГ истцы не согласны, считают его незаконным и необоснованным по следующим основания. ДД.ММ.ГГГГ их семьей были поданы все соответствующие документы для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей». На момент подачи документов их семья соответствовала всем требованиям, предусмотренным п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, была признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в Программе и была включена в список молодых семей и в состав участников Программы. Пункт 22 указанных Правил содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия, а именно: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала. Истцы указывают, что с момента подачи документов ДД.ММ.ГГГГ и до вынесения обжалуемого постановления ДД.ММ.ГГГГ такие основания у их семьи отсутствовали, в связи с чем считаютданное постановление незаконным и подлежащим отмене. Кроме того, истцы указывают, что в обжалуемом постановлении отсутствуют ссылки на правовые нормы действующего законодательства в соответствии с которыми было вынесено постановление.

На основании вышеизложенного в соответствии с действующим законодательством РФ, истцы просят суд: признать незаконным Постановление администрации муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ; включить истцов в список молодых семей — участниц основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019г.; включить истцов в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы; обязать ответчика выдать сертификат о социальной выплате в порядке очереди.

Истцы Скворцова В.М., Скворцов М.А. в суд не явились, их представитель Кострыкин В.Л. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, дал объяснения аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Н. М. области» в суд не явился, о явке извещен.

Представитель ответчика Администрации Богородского городского округа М.<адрес>Баскакова Е.С. в судебном заседании иск не признала, указывая на следующее. В соответствии с п.3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного постановлением Правительства М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы» участницей основного мероприятия федеральной госпрограммы и Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет. Решение о принятии (или об отказе в принятии) молодой семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях принимается органом местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в соответствии с п. 8 Правил заявления и документов. Датой принятия на учет считается дата решения органа местного самоуправления о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях. В соответствии с п.20 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия федеральной госпрограммы и Подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи условиям, указанным в п. 3 Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п.16 и 17 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное членами молодой семьи право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, и (или) бюджета М.<адрес>, и (или) средств бюджета муниципального образования М.<адрес>, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала. Согласно разделу 4 п. 23 - 29 Правил формирование списка молодых семей - участниц основного мероприятия федеральной госпрограммы и Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, осуществляется уполномоченным органом. Молодые семьи - участницы основного мероприятия федеральной госпрограммы и Подпрограммы в период с 1 января по 15 мая года, предшествующего планируемому, в целях получения социальной выплаты в планируемом году представляют в уполномоченный орган заявление по форме согласно приложению 6 к Правилам и документы, предусмотренные п.п. 2-6 п. 16 или п.п. 2-8 п. 17 Правил. Уполномоченный орган до 1 июня направляет Государственному заказчику сведения о численности молодых семей - участниц Подпрограммы, которым предполагается предоставить в очередном финансовом году и плановом периоде социальные выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Уполномоченный орган до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует и утверждает список молодых семей - участниц основного мероприятия федеральной госпрограммы и Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению 7 к Правилам и представляет Государственному заказчику в установленные им сроки. Список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется уполномоченным органом в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся в порядке, установленном разделом 2 Правил. В первую очередь в указанный список включаются молодые семьи, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, и молодые семьи, имеющие трех и более детей. Формирование и утверждение списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году по М.<адрес> осуществляется Государственным заказчиком на основании списков, указанных в п.27 Правил, с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету М.<адрес>, и размера средств, предусматриваемых бюджетом М.<адрес> и бюджетами муниципальных образований М.<адрес> на соответствующий финансовый год на реализацию основного мероприятия федеральной госпрограммы и Подпрограммы (п.35). В случае если на момент формирования Государственным заказчиком списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая молодая семья не включается в список молодых семей - претендентов в порядке, установленном Государственным заказчиком. Государственный заказчик в течение 10 дней с даты утверждения списка претендентов доводит до органов местного самоуправления муниципальных образований М.<адрес> выписки из списка претендентов. В соответствии с постановлением Правительства М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы», целевой программы муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ, поданным заявлением Скворцовой В.М., постановлением администрации муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ семья Скворцовой В.М. в составе 5 человек была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы Постановлением администрации муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ семья Скворцовой В.М. в составе 5 человек была включена в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году. В соответствии с распоряжением Министерства строительного комплекса М.<адрес> «Об утверждении порядка осуществления Министерством строительного комплекса М.<адрес> контроля за использованием субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований М.<адрес> из бюджета М.<адрес> на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» от ДД.ММ.ГГГГ, установлены правила осуществления Министерством строительного комплекса М.<адрес> контроля за использованием средств федерального бюджета и бюджета М.<адрес>, предоставляемых из бюджета М.<адрес> бюджетам муниципальных образований М.<адрес> на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище». Контроль за целевым использованием субсидий Министерство осуществляет путем проверки документов, предусмотренных разделами II-III Подпрограммы, находящихся в учетных делах, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований М.<адрес>. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что семья Скворцовых В.М. не соответствует требованиям, так как до утверждения списка молодых семей ее супругу Скворцову В.М. исполнилось 36 лет, в связи с чем указанная семья и была исключена из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей постановлением администрации муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Министерства жилищной политики М.<адрес> в суд не явился, из представленных письменных возражений следует, что ответчик иск не признает по следующим основаниям. В настоящее время предоставление мер социальной поддержки для обеспечения жильем молодых семей на территории г. Н. М.<адрес> осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включающей основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; подпрограммой 2 «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы, утвержденной Постановлением Правительства М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и соответствующей муниципальной подпрограммой. Заявляя требование о выдаче сертификата, истец тем самым просит суд осуществить подмену судебным решением обязательную процедуру административного порядка, предусмотренную разделом 4-9 правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденных Постановлением Правительства М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Истец делает противоречащий законодательству вывод, что у государства возникают публично-правовые обязательства перед молодой семьей после включения молодой семьи в список участников основного мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Представитель указывает, что в сформированный и утвержденный список молодых семей участниц основного мероприятия и Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию «Город Н. М. области» (на 2019 год) семья Скворцовой В.М. включена не была. Таким образом, у Министерства отсутствовали основания для включения семьи Скворцовой В.М., в Сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году. Таким образом, действующим порядком, установленным Правилами подпрограммы, закреплено, что исключительно после включения молодой семьи в список молодых семей - претендентов возможно делать выводы о признании за молодой семьей права на получение социальной выплаты и взятия государством на себя определенного публично-правового обязательства по социальной поддержке семьи. Также ответчик указывает, что молодые семьи не относятся к категориям, установленным федеральным законодательством, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем и Конституцией РФ не установлено обязательство по обеспечению государством молодых семей жилой площадью. Реализация Федеральной подпрограммы и Подпрограммы, а также предоставление субсидий молодым семьям для улучшения жилищных условий на всех уровнях является государственной инициативой. Участие в Подпрограмме является добровольным и молодая семья, принимая решения участвовать в Подпрограмме, одновременно дает согласие на соблюдение условий, установленных Правилами подпрограммы, что подразумевает признание участниками Подпрограммы строгого соблюдения установленных нормативных правил. Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П пункте 3 подчеркивает, что требование на предоставление социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определение от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О-О и др.). В соответствии с п. 6 Правил Федеральной подпрограммы участником Федеральной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктами 7 настоящих Правил; наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; имеющая место жительства в М.<адрес>. В соответствии с подпунктом а п. 18 Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие требованиям, предусмотренным п. 6 Правил, т.е. несоответствие установленному Правилами возрасту, а именно, превышение 35-летнего возраста. Аналогичные требования установлены законодательством М.<адрес>. Правила предусматривают условия, аналогичные установленным федеральным законодательством, а, именно, п.п.1 пункта 3 Правил устанавливает аналогичное ограничение по возрасту, который для каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. Пункт 20 Правил предусматривает основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы, в том числе, при несоответствии п. 3, а именно, превышение установленного возраста. Пунктом 35 Правил закреплено, что в случае если на момент формирования Государственным заказчиком списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая молодая семья не включается в список молодых семей - претендентов в порядке, установленном Государственным заказчиком. Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации (определением от ДД.ММ.ГГГГ) подтвердил, что Правительство Российской Федерации вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения социальной выплаты, в том числе и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Согласно материалам дела, в связи с несоответствием молодой семьи истцов условиям, указанным в п. 3 Правил, администрация приняла решение исключить молодую семью из списка участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы, поскольку возраст Скворцова М.А. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) превышает 35 лет. С учетом изложенного еще с ДД.ММ.ГГГГ стало невозможным участие семьи истца в указанной государственной программе Российской Федерации и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> с целью получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку достижение одним из супругов возраста 36 лет является критерием, после которого семья теряет статус молодой семьи и, соответственно, такая семья не может быть участницей Подпрограммы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Молодые семьи могут получить социальные выплаты для решения жилищной проблемы в рамках действующей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1710.

Оказание государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы предусмотрено в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" указанной программы (далее - основное мероприятие).

Пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенных в Приложении N 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 предусмотрено, что участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Учитывая изложенное, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не превышает 35 лет (то есть не достиг 36 лет).

Пунктом 21 указанных Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей основного мероприятия.

Из пункта 22 Правил следует, что одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.

В силу п. 24 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (п. 26 Правил).

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения установлены законодательством М.<адрес>.

Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 790/39 утверждена государственная программа М.<адрес> "Жилище" на 2017-2027 годы".

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома устанавливают порядок предоставления молодым семьям - участницам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы" и подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы М.<адрес> "Жилище" на 2017-2027 годы социальных выплат на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение, а также использования таких выплат.

Пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, являющихся Приложением 1 к государственной программе М.<адрес> "Жилище" на 2017-2027 годы, утвержденной Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 790/39 установлено, что участницей основного мероприятия федеральной госпрограммы и Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;

2) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5-10 настоящих Правил;

3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком;

4) имеющая место жительства в М.<адрес>;

5) наличие согласия совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления муниципальных образований М.<адрес>, центральными исполнительными органами государственной власти М.<адрес>, федеральными органами власти персональных данных о членах молодой семьи по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 20 указанных Правил предусмотрено, что одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия федеральной госпрограммы и Подпрограммы является: несоответствие молодой семьи условиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил.

В силу п. 35 Правил формирование и утверждение списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году по М.<адрес> осуществляется Государственным заказчиком на основании списков, указанных в пункте 27 настоящих Правил, с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету М.<адрес>, и размера средств, предусматриваемых бюджетом М.<адрес> и бюджетами муниципальных образований М.<адрес> на соответствующий финансовый год на реализацию основного мероприятия федеральной госпрограммы и Подпрограммы.

В случае если на момент формирования Государственным заказчиком списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая молодая семья не включается в список молодых семей - претендентов в порядке, установленном Государственным заказчиком.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования «Город Н. М. области» молодая семья Скворцовой В.М. в составе пяти человек признана нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027г.г., что подтверждается постановлением .

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования «Город Н. М. области» молодая семья Скворцовой В.М. в составе пяти человек включена в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027г.г., что подтверждается постановлением .

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы МО «Жилище» на 2017-2027г.г», целевой программы муниципального образования «Город Н. МО» «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015-2020г.г., утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Н. МО» от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки Министерством строительного комплекса документов, представленных молодой семьей для участия в основном мероприятии госпрограммы и подпрограмме, в связи с исполнением супругу Скворцову М.А., 02.10.1982г.р., 36 лет до утверждения Министерством строительного комплекса списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2019г. и решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ, протокол , Администрация муниципального образования «Город Н. М. области» исключила молодую семью Скворцовой В.М. в составе пяти человек из списка молодых семей - участниц основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027г.г., изъявивших желание получить социальную выплату в 2019г., что подтверждается постановлением .

Этим же постановлением молодая семья Скворцовой В.М. в составе пяти человек исключена из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027г.г. и снята с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях для участия в основном мероприятии.

Заявляя требования о признании незаконным постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ, истцы утверждают, что на момент подачи документов их семья соответствовала всем требованиям, предусмотренным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, достижение Скворцовым М.А. 36 лет не может служить основанием для исключения из списка участников основного мероприятия, из состава участников основного мероприятия и снятия с учета нуждающихся.

Проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, регулирующие вопросы государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, суд пришел к выводу, что семья истцов утратила основание быть включенной в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в связи с достижением истцом Скворцовым М.А. 36-летнего возраста до утверждения Министерством Списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2019г. по М.<адрес>.

В законе содержится императивное предписание, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, который формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Первоначальное включение семьи в список участников подпрограммы, формируемый органом местного самоуправления, не является правовой гарантией для последующего обязательного включения указанных лиц в список молодых семей - претендентов на получение соответствующих социальных выплат в случае утраты оснований для такого включения, в том числе в связи с достижением предельного возраста.

Доводы истцов, что семья Скворцовых на день признания органом местного самоуправления участницей названных выше подпрограмм соответствовала возрастному критерию, прошла все этапы на получение социальной выплаты по подпрограмме, не могут являться основанием к признанию незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Список претендентов на получение социальных выплат утверждается ежегодно, в связи с чем, лица, достигшие возраста 36 лет, в него не могут быть включены. Поскольку Скворцов М.А., 02.10.1982г.р., достиг в 2018 году возраста 36 лет, то семья Скворцовых перестала соответствовать требованиям, предъявляемым к претендентам для участия в госпрограмме и подпрограмме.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм в совокупности с обстоятельствами дела, суд приходит к выводу о законности постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ и об отсутствии нарушений прав и законных интересов истцов со стороны органа местного самоуправления.

Поскольку судом не установлено оснований для признания незаконным Постановления администрации муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ, то производные требования истца о включении в список молодых семей — участниц, в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы М.<адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы и обязании ответчика выдать сертификат о социальной выплате в порядке очереди также удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Скворцовой В. М., Скворцова М. А. к Администрации муниципального образования «Город Н. М. области», Администрации Богородского городского округа М.<адрес>, Министерству жилищной политики М.<адрес> о признании постановления об исключении семьи из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», обязании включить в список молодых семей – участниц основного мероприятия, в состав участников основного мероприятия, обязании выдать сертификат о социальной выплате в порядке очереди отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в М. областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Полякова Ю.В.