ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-220/19 от 26.04.2019 Сызранского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2019 года г.Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бормотовой И.Е.

при секретаре Карпушкиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-220/19 по иску Ермошина В.В. к Муниципальном казенному учреждению управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района о государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение, взыскании задолженности по муниципальному контракту, неустойки,

у с т а н о в и л:

Истец Ермошин В.В. в лице представителя по доверенности Бородиной С.С. обратился в суд к Муниципальному казенному учреждению управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района (далее – МКУ УСАЖКДХ) с исковым заявлением, в котором просит зарегистрировать сделку и переход права собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, по муниципальному контракту от 31.10.2018 г. на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в целях формирования специализированного жилищного фонда, в части включения в него жилого помещения для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; взыскать с МКУ УСАЖКДХ в его пользу задолженность по муниципальному контракту от 31.10.2018 г. в размере 1087788,90 рублей; пени в сумме 25173,24 рублей; возврат оплаченной государственной пошлины в сумме 3459 рублей; судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований Ермошин В.В. указал, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам проведенного электронного аукциона между МКУ УСАЖКДХ (далее – Покупатель) и ИП Королевским А.А. (далее – Продавец), действовавшим от имени истца на основании нотариальной доверенности, был заключен муниципальный контракт от 31.10.2018 г. на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в целях формирования специализированного жилищного фонда, в части включения в него жилого помещения для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений (далее – муниципальный контракт).

Согласно п.1.1 муниципального контракта Продавец обязуется передать в муниципальную собственность жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (далее – жилое помещение) для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в целях формирования специализированного жилищного фонда, в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с соглашением от 06.04.2018 г. между Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и администрации муниципального района Сызранский Самарской области о предоставлении и расходовании в 2018 г. иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на исполнение органами местного самоуправления Самарской области актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Покупатель обязуется принять и оплатить указанные жилые помещения.

Жилое помещение принадлежит истцу Ермошину В.В. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Сызранского района ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации.

В соответствии с муниципальным контрактом цена контракта составляет 1087788,90 рублей (пункт 2.1). Все расчеты по настоящему контракту осуществляются в рублях путем перечисления денежных средств на счет Продавца Ермошина В.В. , открытый в ПАО «Сбербанк России» Самарское отделение 6991, в сумме 1087788,90 рублей (пункт 2.4). Оплата жилого помещения производится путем перечисления денежных средств в сумме, указанной в пункте 2.1 настоящего контракта, на счет Продавца с момента подписания акта приема-передачи жилых помещений (Приложение №2 к муниципальному контракту) в течение 15 рабочих дней (пункт 2.5). Передача жилого помещения производится по акту приема-передачи жилого помещения в соответствии с формой, установленной в приложении №2, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, в течение 20 дней со дня подписания настоящего контракта (пункт 4.1).

Во исполнение требования муниципального контракта акт приема-передачи жилых помещений был подписан сторонами 12.11.2018 г., соответственно оплата по муниципальному контракту должна была быть произведена покупателем в срок до 03.12.2018 г. Претензий к состоянию, расположению, техническим характеристикам у ответчика не было при приеме помещения. По настоящее время ключи от жилого помещения и само помещение возвращены истцу не были, ответчик удерживает данное имущество в своем владении, оплата по муниципальному контракту в сумме 1087788,90 рублей до настоящего времени не произведена.

В нарушение требований ст.ст.309, 310, 421 ч.1 и ч.4, 454 ч.1, 549 ч.1, 485 ч.1 ГК РФ и положений муниципального контракта Покупателем обязательства по оплате товара (жилого помещения) не исполнены.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и настоящим контрактом (пункт 5.1 муниципального контракта).

Пунктами 5.8 и 5.9 муниципального контракта предусмотрена уплата Покупателем неустоек (штрафов, пеней) по требованию Продавца. В связи с чем, размер пеней по контракту за период просрочки с 04.12.2018 г. по 03.03.2019 г. составляет 25173,24 рублей.

Поскольку помещение передано и получено без претензий сторон, то ответчик обязан исполнить все обязательства по контракту и не вправе требовать его расторжения, так как отсутствуют основания.

В адрес покупателя истцом была направлена претензия от 04.12.2018 г. с требованием погасить задолженность по муниципальному контракту, которая оставлена без ответа.

В соответствии со ст. 551 ГК РФ покупатель уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение по муниципальному контракту. Кроме того, не исполняет обязательства по оплате цены жилого помещения.

Для оказания юридических услуг между истцом и Бородиной С.С. был заключен договор на оказание услуг от 01.03.2019 г., по условиям которого им произведена оплата в сумме 15000 рублей, что подтверждается распиской.

Представитель истца Ермошина В.В. – Бородина С.С., действующая по доверенности от 11.02.2019 г., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме и дополнила, что ответчики вводят в заблуждение суд, поясняя, что целью заключения муниципального контракта являлось исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте, это не соответствует действующему законодательству и заключенным договорам. По ее мнению, цель иная – формирование жилищного фонда для детей сирот. В муниципальном контракте не указано, что основанием возврата бюджетных средств является отказ сироты от предложенный квартиры. В п.3.2.4 муниципального контракта сказано о формировании специализированного жилого фонда и никаких оснований для того, чтобы не оплачивать истцу квартиру, нет. Считает действия ответчика неправомерными, нарушающими права истца, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

Представители ответчика МКУ УСАЖКДХ Ляшкова А.П. (по доверенности от 14.02.2019 г.) и Тимошкина Е.В. (по доверенности от 27.03.2019 г.) исковые требования Ермошина В.В. не признали, представили письменный отзыв в обоснование возражений.

Третье лицо Королевский А.А. в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями Ермошина В.В. согласен. Ранее в судебном заседании 19.04.2018 г. пояснил, что письмо с предложением расторгнуть муниципальный контракт он получил и в ответ направил претензию, так как не видел оснований для расторжения договора.

Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без их участия, разрешение исковых требований Ермошина В.В. оставил на усмотрение суда (л.д.92).

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон №159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статьей 5 Закона №159-ФЗ установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно п.8.ст. 8 Закона №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2018 г. №158 установлено, что к расходным обязательствам Самарской области в 2018 году относится предоставление иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на исполнение органами местного самоуправления в Самарской области актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также установлено, что возникающее на основании настоящего Постановления расходное обязательство Самарской области исполняется Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке на 2018 г. министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета (л.д.177).

В соответствии с п.4 Порядка расчета, предоставления и расходования в 2018 году иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на исполнение органами местного самоуправления в Самарской области актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2018 г. №158 (далее – Порядок расчета), критериями отбора муниципальных образований в Самарской области для предоставления иных межбюджетных трансфертов являются:

наличие актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот;

наличие гарантийного письма от муниципального образования в Самарской области, подтверждающего возможность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот до конца 2018 года в целях исполнения актов государственных органов;

наличие на территории муниципального образования в Самарской области свободных к продаже жилых помещений, соответствующих требованиям действующих законодательства, для предоставления детям-сиротам;

наличие фактически неисполненной обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (л.д.177-178).

Согласно п.7 Порядка расчета - условиями расходования органами местного самоуправления в Самарской области иных межбюджетных трансфертов являются:

использование иных межбюджетных трансфертов в срок до 31.12.2018 г., за исключение случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

представление органами местного самоуправления в Самарской области министерство отчетности о расходовании иных межбюджетных трансфертов в порядке, сроки и по форме, которые определяются министерством.

В соответствии с п. 9 Порядка расчета – в случае нарушения условий расходования иных межбюджетных трансфертов данные трансферты подлежат возврату в областной бюджет в течение трех дней со дня получения письменного требования министерства о возврате иных межбюджетных трансфертов.

Так, решением Сызранского районного суда Самарской области от 31.08.2015 г. на администрацию Сызранского района возложена обязанность по предоставлению ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений (л.д.61-64).

Постановлением администрации Сызранского района от 20.12.2016 г. ФИО8 включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д.65).

Постановлением администрации Сызранского района от 28.09.2017 г. в указанное выше постановление внесено изменение в части изменения фамилии «ФИО8» на «ФИО9» в связи с вступлением в брак и сменой фамилии (л.д.60).

Согласно представленных ответчиком списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на получение жилья по договору найма специализированного жилого фонда по состоянию на 2018 год и начало 2019 года ФИО9 является единственным ребенком-сиротой в муниципальном районе Сызранский, который подлежит обеспечению жилым помещением на основании судебного решения (л.д.160-173).

06.04.2018 года между Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (Министерство) и администрацией Сызранского района Самарской области (Получатель бюджетных средств) заключен договор о предоставлении и расходовании в 2018 году иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на исполнение органами местного самоуправления Самарской области актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора до 31.12.2018 г. (л.д.78-81).

Предметом указанного договора от 06.04.2018 г. является представление из областного бюджета в 2018 году бюджету муниципального района Сызранский Самарской области иного межбюджетного трансферта в размере 1175988 рублей на исполнение актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в соответствии с Законом Самарской области от 06.12.2017 №116-ГД «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2018 г. №158.

Условием предоставления иного межбюджетного трансферта по договору от 06.04.2018 г. является его предоставление при соблюдении Получателем бюджетных средств следующих условий:

использование иного межбюджетного трансферта в полном объеме по целевому назначению в срок до 31.12.2018 года;

предоставление жилых помещений детям-сиротам в количестве не менее одного человека в срок до 31 декабря 2018 года.

Согласно п.3.2 данного договора, уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с министерством, на который со стороны Получателя бюджетных средств возлагаются функции по исполнению (координацию исполнения) настоящего договора и предоставлению отчетности, является МКУ УСАЖКДХ администрации Сызранского района, который обеспечивает выполнение условий предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных пунктом 2 договора (п.3.2.1), расходует средства бюджета, поступившие на счет Получателя бюджетных средств, на исполнение актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (п.3.2.2).

В случае нарушения условий расходования иного межбюджетного трансферта данный трансферт подлежит возврату в областной бюджет в течение трех дней со дня получения письменного требования Министерства о возврате иных межбюджетных трансфертов (п.4.2).

Так, судом установлено, что 27.09.2018 г. в Главное управление организации торгов Самарской области от МКУ УСАЖКДХ подана заявка на размещение закупки (приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в целях формирования специализированного жилищного фонда, в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма, о чем 28.09.2018 г. опубликовано извещение о проведении торгов.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.10.2018 г. победителем электронного аукциона признан Индивидуальный предприниматель Королевский А.А. (л.д.139-140), действующий от имени и в интересах Ермошина В.В. по нотариальной доверенности от 05.10.2018 г.(л.д.39).

Ермошин В.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 10.02.2011 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.12.2018 г. (л.д.22).

31.10.2018 г. между МКУ УСАЖКДХ (именуемым Покупатель) и ИП Королевский А.А., действующим на основании свидетельства и нотариально заверенной доверенности от 05.10.2018 г. (именуемый Продавец) заключен муниципальный контракт (далее – Муниципальный контракт) (л.д.8-16), согласно которому Продавец обязуется передать в муниципальную собственность жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>, для последующего предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в целях формирования специализированного жилищного фонда, в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с Соглашением от 06.04.2018 г. между Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и администрацией муниципального района Сызранский Самарской области о предоставлении и расходовании в 2018 году иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на исполнение органами местного самоуправления Самарской области актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Покупатель обязуется принять и оплатить указанное жилое помещение, которое принадлежит Ермошину В.В. на праве собственности.

Цена контракта 1087788,90 рублей установлена на основании результатов проведения электронного аукциона, что отражено в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 18.10.2018 г. Источником финансирования являются средства областного бюджета (п.2.1 и п. 2.3 Муниципального контракта).

Оплата жилого помещения производится путем перечисления денежных средств в сумме, указанной в пункте 2.1 настоящего Контракта, на счет Продавца с момента подписания Акта приема-передачи жилых помещений в течение 15 рабочих дней. Данные сроки оплаты установлены с учетом особых условий, указанных в п.2.3 настоящего Контракта (п.2.5).

Датой оплаты жилого помещения считается день поступления денежных средств на счет Продавца (п.2.6).

Покупатель обязан оплатить цену жилого помещения, указанную в пункте 2.1 настоящего Контракта в порядке, установленном п.2.3 Контракта (п.3.1).

Продавец обязан освободить передаваемое жилое помещение и передать его в исправном и пригодном для проживания состоянии в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом (п.3.2).

Передача жилого помещения производится по Акту приема-передачи жилого помещения в течение 20 дней со дня подписания настоящего Контракта (п. 4.1).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом (п.5.1).

Между Продавцом и Покупателем 12.11.2018 г. подписан акт приема передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на 4-м этаже, состоящего из 2-х комнат, общей площадью 41,2 кв.м (л.д.17).

Таким образом, судом установлено, основания для предоставления бюджету муниципального района Сызранский Самарской области иного межбюджетного трансферта из областного бюджета имелись, так как в муниципальном районе Сызранский ребенок-сирота ФИО9 (до брака ФИО8) подлежала обеспечению жилым помещением по решению Сызранского районного суда от 31.08.2015 г., при этом она являлась единственной в списке лиц по указанному основанию – судебному решению. Исполнение решения суда осуществляется за счет предоставления бюджету муниципального района Сызранский иного межбюджетного трансферта из областного бюджета в соответствии с договором от 06.04.2018 г. . В случае нарушения условий расходования иного межбюджетного трансферта он подлежал возврату в областной бюджет в течение 3-х дней со дня получения письменного требования Министерства о возврате иных межбюджетных трансфертов.

В целях приобретения жилого помещения для ребенка-сироты ФИО9 и в соответствии с договором от 06.04.2018 г. между ИП Королевским А.А., действовавшим от имени истца Ермошина В.В., и МКУ УСАЖКДХ был заключен Муниципальный контракт от 31.10.2018 г.

Однако, после подписания Продавцом и Покупателем акта приема передачи жилого помещения от 12.11.2018 г., ФИО9 как лицо из числа детей-сирот, являющаяся также инвалидом 3 группы (л.д.174-175), отказалась от предложенной ей квартиры по адресу: Сызранский район, <адрес>, в том числе и от подписания договора найма специализированного жилого фонда, так как работает в г. Сызрани, что подтверждается ее заявлением от 13.11.2018 г. (л.д.73).

Поскольку иных детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением по судебному решению в муниципальном районе Сызранский на 2018 год, кроме ФИО9, не было, а сама ФИО9 отказалась от предоставленного ей жилого помещения, расходование поступившего из областного бюджета иного межбюджетного трансферта являлось нарушением условий его расходования, о чем ответчик сообщил в адрес Министерства 26.11.2018 г. (л.д.79), в связи с чем иной межбюджетный трансферт подлежал возврату в областной бюджет в течение 3-х дней со дня получения письменного требования Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.

26.11.2018 г. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области выставило администрации м.р. Сызранский требование о возврате иного межбюджетного трансферта в сумме 1175988 рублей, которое поступило в администрацию Сызранского района 27.11.2018 г. (л.д.69).

Дополнительным соглашением от 30.11.2018 г., заключенным между Министерством и администрацией Сызранского района, договор от 06.04.2018 г. о предоставлении и расходовании в 2018 году иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на исполнение органами местного самоуправления Самарской области актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенный между министерством социально-демографической и семейной Самарской области и администрацией муниципального района Сызранский, расторгнут с 30.11.2018 года (л.д.68).

Денежные средства в размере 1175988 рублей возвращены МКУ УСАЖКДХ в Министерство, что подтверждается платежным поручением от 29.11.2018 г. (л.д.67).

03.12.2018 г. МКУ УСАЖКДХ направило в адрес ИП Королевского А.А. письменное заявление об отказе от исполнения муниципального контракта от 31.10.2018 г. со ссылкой на п.10.3 Контракта, согласно которому сторона, которая не исполняет свои обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, должна не позднее чем в трехдневный срок известить другую сторону о таких обстоятельствах и их влиянии на исполнение обстоятельств (л.д. 66).

Трехдневный срок извещения ИП Королевского А.А. со дня заключения дополнительного соглашения от 30.11.2018 г. о расторжении договора от 06.04.2018 г. МКУ УСАЖКДХ соблюден.

Согласно п.7.2 Муниципального контракта он может быть расторгнут по соглашению Сторон, а также стороны вправе в одностороннем порядке по письменному заявлению отказаться от его исполнения по основаниям, предусмотренным Контрактом и законодательством.

Согласно п.10.1 Муниципального контракта ни одна из сторон не несет ответственность перед другой стороной за неисполнение или ненадлежащее и исполнение обязательств по настоящему Контракту, обусловленное действием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных ситуаций и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе объявленной или фактической войной, гражданскими волнениями, эпидемиями, блокадами, пожарами, землетрясениями, наводнениями, и другими природными стихийными бедствиями, а также изданием акта государственных органов.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Суд учитывает, что способ оплаты спорного жилого помещения предусмотрен пунктом 2.5 Муниципального контракта, с учетом особых условий, указанных в п.2.3 настоящего Контракта, так как источником финансирования являются средства областного бюджета в виде иного межбюджетного трансферта.

Срок оплаты в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта приема передачи жилого помещения истекал 03.12.2018 г. Оплата в установленный срок не произведена. Претензия о расторжении договора направлена ответчиком в адрес истца до истечения срока оплаты по договору.

Согласно ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (п.1).

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (п.2).

Суд установил, что решение покупателя МКУ УСАЖКДХ об одностороннем расторжении Муниципального контракта от 31.10.2018 г. обусловлено расторжением договора от 06.04.2018 г. о предоставлении и расходовании в 2018 г. иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета путем заключения дополнительного соглашения от 30.11.2018 г., заключенного между Министерством и администрацией Сызранского района. Право покупателя на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено условиями контракта (п.7.2, п.10.1, п.10.3), процедура одностороннего отказа от исполнения контракта соблюдена.

Судом не установлено наличия признаков недобросовестного поведения и умысла в действиях ответчика МКУ УСАЖКДХ.

Согласно п.6.1 Муниципального контракта право собственности на жилое помещение возникает у муниципального района Сызранский с даты государственной регистрации права в ЕГРН в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области.

В соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п.1).

В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации (п.3).

В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

Таким образом, в предмет доказывания по иску о государственной регистрации права собственности подлежат включению: факт заключения между истцом и ответчиком сделки, предполагающей переход права собственности на недвижимость к истцу, фактическое исполнение данной сделки сторонами (оплата приобретаемого имущества и передача имущества) и уклонение ответчика от государственной регистрации перехода права собственности.

Оплата по Муниципальному контракту не произведена, что не оспаривалось сторонами. Основанием не оплаты ответчиком условий Муниципального контракта явился отказ ребенка-сироты от предоставленного ей жилого помещения, который повлек нарушение условий расходования иного межбюджетного трансферта и тем самым необходимость его возврата в областной бюджет по требованию Министерства. Со стороны ответчика недобросовестность действий отсутствует. При условии передачи жилого помещения покупателю, сделка купли-продажи спорного жилого помещения не исполнена, покупателем в предусмотренный Муниципальным контрактом срок направлено продавцу письменное заявление ого расторжении. Оснований для государственной регистрации перехода права собственности на спорное жилое помещение к ответчику суд не усматривает, так как оснований полагать, что ответчик уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на спорное жилое помещение на основании Муниципального контракта от 31.10.2018 г., у суда не имеется.

Суду в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств уклонения ответчика от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, являющихся основанием для защиты права истца избранным им способом, поэтому в этой части требования Ермошина В.В. удовлетворению не подлежат.

Также суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по Муниципальному контракту в размере 1087788,90 рублей, поскольку иных детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением по судебному решению, кроме ФИО9, нет. Поэтому приобретение жилого помещения за счет иного межбюджетного трансферта, предоставленного из областного бюджета, и требующего отчета перед Министерством, исключается, так как обеспечивать спорным жилым помещением по этим основаниям в Сызранском районе в 2018 году некого.

Доводы представителя истца о том, что целью заключения муниципального контракта являлось не обеспечение ребенка-сироты жилым помещением, а формирование специализированного жилого фонда для детей сирот, суд находит ошибочными и не принимает их внимание. Кроме того, данный довод опровергается письмом Министерства от 26.11.2018 г. (л.д.71), из которого следует, что иной межбюджетный трансфер в размере 1175988 рублей был выделен для дополнительного обеспечения жилым помещением еще одного ребенка сироты по судебному решению до конца текущего года.

Обстоятельства законности проведения электронного аукциона, на что указывает сторона истца, не являются основанием для удовлетворения исковых требований. Предоставление спорной квартиры иному ребенку-сироте исключалось, так как ФИО9 являлась единственным ребенком-сиротой в 2018 году, который подлежал обеспечению жилым помещением по судебному решению.

В части исковых требований о взыскании неустойки по Муниципальному контракту суд исходит из следующего.

В соответствии с п.5.1 Муниципального контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.

Согласно п.5.8 Муниципального контракта в случае просрочки исполнения Покупателем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Покупателем обязательств, предусмотренных контрактом, Продавец вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с п. 5.9.

В обоснование заявленных требований о взыскании неустойки в размере 25173,24 рублей за период с 04.12.2018 г. по 03.03.2018 г. истцом представлен расчет.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для взыскания неустойки, так как неисполнение условий Муниципального контракта произошло не по вине ответчика и не из-за его недобросовестных действий, который в свою очередь в связи с отказом ФИО9 от жилого помещения произвел в срок соблюдение всех условий Муниципального контракта по расходованию и возврату иного межбюджетного трансферта, по направлению в срок письменного заявления о расторжении контракта, которое получено ИП Королевским, что он подтвердил в судебном заседании. Тем самым просрочки исполнения обязательств суд не усматривает. В этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что исковые требования Ермошина В.В. удовлетворению не подлежат, также не подлежат удовлетворению его требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме15000 рублей и возврат государственной пошлины в сумме 3459 рублей в соответствии со ст.ст. 98 и 100 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Ермошина В.В. к Муниципальном казенному учреждению управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района о государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании муниципального контракта от 31.10.2018 г. , взыскании задолженности по муниципальному контракту от 31.10.2018 года в размере 1087788,90 рублей и неустойки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение одного месяца со дна принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.05.2019 г.

Судья –