ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-220/20 от 13.03.2020 Черемховского городского суда (Иркутская область)

Дело № 2-220/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Черемхово 13 марта 2020 года

Черемховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего федерального судьи Тирской А.С., при секретаре Евдокимовой Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Боровскому В.И. об обязании запретить деятельность по эксплуатации здания,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в Черемховский городской суд <адрес> с иском к индивидуальному предпринимателю Боровскому В.И. об обязании запретить деятельность по эксплуатации здания, указав, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ИП Боровским В.И. требований законодательства об охране окружающей среды по результатам которой выявлены нарушения законодательства об экологической экспертизе при строительстве нежилого здания. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес> было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства (здание банкетного зала), расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером . Данное разрешение было выдано на основании поступившего в администрацию муниципального образования заявления гр. Боровского В.И. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес> было выдано разрешение на ввод в эксплуатации указанного объекта строительства. ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения в п. 7.1 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе», которым установлено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее - ФЗ «Об охране озера Байкал») Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него. В настоящее время границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1641-р.

Согласно карте Байкальской природной территории, разработанной в соответствии с названным распоряжением Правительства Российской Федерации, территория <адрес> входит в экологическую зону атмосферного влияния Байкальской природной территории. Статьей 5 ФЗ «Об охране озера Байкал» установлено, что в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы. Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется ФЗ «Об экологической экспертизе», в соответствии со статьей 3 которого экологическая экспертиза основывается, в том числе, на принципах презумпции потенциальной опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и обязательности экологической экспертизы. Таким образом, обязанность доказывания экологической безопасности хозяйственной деятельности возлагается законом на лицо, заинтересованное в реализации своих планов. Пунктом 6 статьи 30 ФЗ «Об экологической экспертизе» запрещена реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Кроме того, статьей 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено обязательное проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части государственной экологической экспертизы. Вместе с тем, проверкой установлено, что проектная документация вышеуказанного объекта капитального строительства не имеет положительного заключения экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы для проектной документации планируемого к строительству объекта капитального строительства в установленном законом порядке в Управлении Росприроднадзора по <адрес> не получалось. Согласно пункту 1 статьи 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с

требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется ФЗ «Об экологической экспертизе», в соответствии со статьей 3 которого экологическая экспертиза основывается, в том числе, на принципах презумпции потенциальной опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и обязательности экологической экспертизы. Таким образом, обязанность доказывания экологической безопасности хозяйственной деятельности возлагается законом на лицо, заинтересованное в реализации своих планов. Возведение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации создает угрозу причинения вреда окружающей среде, экологической безопасности, а также здоровью граждан, проживающих на территории <адрес>, поскольку отсутствует подтверждение соответствия такого объекта обязательным экологическим требованиям. Не обеспечивая соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, ответчик нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку препятствует реализации таких предусмотренных ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» принципов охраны окружающей среды как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

<данные изъяты>

Истец просил обязать запретить индивидуальному предпринимателю Боровскому В.И. (<данные изъяты>) деятельность по эксплуатации здания - «здание банкетного зала», расположенного по адресу: <адрес>Б, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

В судебном заседании представитель истца – И.о. ангарского межрайонного природоохранного прокурора Миллер И.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик Боровской В.И. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, представив об этом заявление. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица Администрация МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного заседания.

Представитель третьего лица Межрегиональное управление Росприроднадзора по <адрес> и Байкальской территории в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного заседания.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что требование истца основано на законе в силу ст.39 ГПК РФ, не затрагивает права и интересы третьих лиц, признание ответчиками иска судом принимается.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом, без исследования других доказательств по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.173, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования И.о. ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Боровскому В.И. об обязании запретить деятельность по эксплуатации здания, удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю Боровскому В.И. ( деятельность по эксплуатации здания - «здание банкетного зала», расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <адрес> до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Федеральный судья Тирская А.С.