ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-220/20 от 29.07.2020 Тляратинского районного суда (Республика Дагестан)

Дело №2-220/20

Решение

Именем Российской Федерации

«29» июля 2020г. с. Бежта

Тляратинский районный суд Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи Магомедова Н.Г., с участием

заместителя прокурора <адрес>ФИО5,

истца ФИО1,

представителя ответчика Собрания депутатов МР «<адрес>»

ФИО4,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов МР «<адрес>» о признании незаконным распоряжение Собрание депутатов МР «<адрес>» от 19.05.2020 года об увольнении ФИО1, восстановлении его в должности председателя Контрольно-счётной палаты МР «<адрес>», взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей,

Установил:

ФИО1 М.Д. обратился в суд с вышепоименованным иском, в обоснование которого указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал председателем Контрольно-счетной палаты МР «<адрес>» (далее – КСП <адрес>). За все время работы дисциплинарных взысканий по работе не имел. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ он находился в очередном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По выходу с отпуска узнал, что его сократили. ДД.ММ.ГГГГ от председателя Собрания депутатов МР «<адрес>» ФИО3 к нему поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ «О предстоящем увольнении в связи с сокращением должности». В дальнейшем распоряжением Собрания депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с занимаемой должности. Основанием для этого послужило решение Собрания депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры МР «<адрес>» на 2020 год. Своё увольнение считает незаконным и необоснованным ввиду следующего. Согласно ст.37 Устава МР «<адрес>» численность членов КСП <адрес> составляет 3 человека. В соответствии с п. 3 ст. 37 Устава КСП <адрес> возглавляет председатель КСП, избираемый Собранием депутатов в соответствии с Положением «О Контрольно-счетной палате МР «<адрес>» (далее – Положение КСП <адрес>).

Согласно ст.4 Положения КСП <адрес> образуется в составе председателя и аппарата КСП. Срок полномочий председателя КСП составляет 5 лет. Соответственно, срок его полномочий истекает ДД.ММ.ГГГГ. Положение КСП содержит 7 пунктов, которые могут служить основанием для досрочного освобождения председателя Контрольно-счетной палаты от должности решением Собрания депутатов МО. Его (ФИО1) досрочное увольнение не подпадает ни под одно основание, предусмотренное п.5 ст. 7 Положения. Из приведённых нормативно-правовых актов следует, что должность председателя КСП <адрес> прямо предусмотрена в Уставе МР «<адрес>» и в утвержденном Положении. Соответственно, должность председателя КСП является ключевой и обязательной в любом муниципальном образовании, и эта должность не может быть произвольно сокращена. Соответствующие положения, позволяющие сокращать должность председателя КСП, ни в Уставе, ни в Положении не предусмотрены. Вопросы структуры и численности аппаратов органов местного самоуправления регламентированы Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Нормативных требований по формированию структуры аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и Методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан". В п.9 указанного Постановления установлено, что, исходя из положений настоящих нормативных требований, примерная структура аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан для группы муниципальных районов и городских округов с населением до 15 тыс. человек устанавливается в следующем виде, а именно в аппарате КСП предусмотрено 2 штатные единицы – председатель и инспектор. Принятое Собранием депутатов МР «<адрес>» распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ противоречит положениям вышеуказанного Постановления Правительства РД. Приводя положения ст.234, ч.1 и 2 ст.394 ТК РФ и п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», просил восстановить его в прежней должности, а также взыскать оплату за время вынужденного прогула.

Истец ФИО1 М.Д. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объёме.

Представитель Собрания депутатов МР «<адрес>» по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ состоялась вторая сессия Собрания депутатов МР «<адрес>». В повестке дня был вопрос об утверждении структуры администрации МР «<адрес>», на котором присутствовало 15 депутатов из 23, соответственно кворум имелся. Постановлением Собрания депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура, согласно которому исключен председатель КСП с оставлением одной штатной единицы - инспектора. В период принятия данного решения истец ФИО1 М.Д. находился в отпуске, а затем на больничном. После выхода на работу его ознакомили 03 марта с уведомлением. После этого председатель Собрания депутатов вынес распоряжение об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, с чем он ознакомлен. Фактически порядок увольнения касаемо сокращения данного человека был соблюден в соответствии с требованием законодательства. Истец указывает на то, что в Положении указано, что структурное подразделение КСП состоит из 2 лиц. Однако при утверждении положения о структуре КСП участвовало 13 депутатов, и они проголосовали за сокращение должности председателя КСП. Поэтому касаемо нарушения его трудовых прав, речи не может быть. Случаются задержки заработной платы из-за начисления денежных средств из страховых организаций. В ближайшее время причитающаяся ему заработная плата будет выплачена полностью.

В судебном заседании прокурор ФИО5 в своём заключении полагал исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Выслушав стороны, исследование представленные сторонами спора доказательства и проанализировав установленные при разбирательстве дела обстоятельств, суду приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения предъявленного иска в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. 29.07.2017г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовывать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Согласно ч.2 ст. 38 выше приведенного Федерального закона порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

В ч.2 и ч.3, ч.6 ст.6, ст.8, ФЗ №6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" закреплено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется представительным органом муниципального образования и ему подотчетен, а председатель контрольно-счетного органа муниципального образования назначается на должность представительным органом муниципального образования, является должностным лицом контрольно-счетных органов.

Изложенное отражено и в Положении "О контрольно-счетной палате муниципального образования "<адрес>", утверждённого постановлением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, и опубликованного в газете «Дидойские вести» от ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно ст.37 Устава МР «<адрес>» численность членов КСП МР составляет 3 человека. КСП МР возглавляет председатель КСП МР, избираемый Собранием депутатов.

В силу ст.4 Положения, Контрольно-счётная палата <адрес> образуется в составе председателя и аппарата КСП. Председатель КСП является лицом, замещающим муниципальную должность, срок полномочий председателя КСП составляет 5 лет.

В соответствии с ч.2 ст.21 Положения «О Контрольно-счётной палате муниципального образования «<адрес>», расходы на обеспечение деятельности Контрольно-счётной палаты предусматриваются в бюджете муниципального образования отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Судом установлено, что Постановлением Собрания депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ председателем КСП МР «<адрес>» назначен ФИО1.

Согласно Структуре Собрания депутатов МР «<адрес>», утверждённого Постановлением Собрания депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, аппарат Контрольно-Счётной палаты МР «<адрес>» состоит из одной единицы – инспектора.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. на имя председателя КСП <адрес>ФИО1 за подписью председателя Собрания депутатов МР «<адрес>» направлено уведомление о сокращении должности председателя КСП <адрес> и о его увольнении по истечении 2 месяцев со дня получения настоящего уведомления.

Распоряжением по Собранию депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 М.Д. – председатель КСП МР «<адрес>» уволен по п.2 ч.1 ст.8 ТК РФ на основании решения Собрания депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Собрания депутатов МР «<адрес>» на 2020 год».

В соответствии с разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, заложенными в Определении от 29.09.2015г. , реализуя права, закрепленные в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ), в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом работодатель имеет право самостоятельно принимать необходимые кадровые решения.

При этом, обеспечение соответствия таких решений требованиям статьи 37 Конституции РФ и гарантий трудовых прав работников, закрепленных в трудовом законодательстве РФ, находится в зоне ответственности самого работодателя. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации также относится к исключительной компетенции работодателя, который может расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации на основании статьи 77 ТК РФ и пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовывать контрольно- счетный орган муниципального образования.

Согласно Положению КСП, председатель КСП назначаются на должность Собранием депутатов МР «<адрес>». Освобождение от должности происходит на основании решения Собрания депутатов МР «<адрес>».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ) на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. Аналогичная норма содержится в ст.11 ТК РФ, которой предусмотрено, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

Статья 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ содержит перечень оснований для расторжения трудового договора с муниципальными служащими, помимо оснований, предусмотренных ТК РФ, то есть возможность увольнения муниципальных служащих по основаниям, предусмотренным ТК РФ, прямо закреплена в вышеназванном Федеральном законе. Кроме того, в статье 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ закреплено положение о предоставлении муниципальному служащему гарантий в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо в связи с сокращением штата работников органа местного самоуправления, установленных трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Поскольку штат председателя КСП <адрес> была сокращения, ответчик в лице Собрания депутатов МР «<адрес>» в рамках добросовестности и реализации права истца на труд, учитывая стаж его работы и квалификацию обязан был предложить другую вакантную работу в других структурных подразделениях органа местного самоуправления.

Также не рассматривался и не ставился на обсуждение вопрос о целесообразности сокращения штата специалиста КСП <адрес>, который к тому времени занимал принятый всего лишь месяц назад неопытный работник.

С учётом указанных обстоятельств довод истца ФИО1 о том, что должность его сокращена руководством района по политическим мотивам, суд считает заслуживающим внимание, в связи с чем в их действиях усматриваются признаки дискриминации.

При принятии решения о сокращении численности или штата работодатель обязан уведомить центр занятости населения (п.2 ст.25Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации) в следующие сроки: работодатель-организация - не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения - за три месяца.

Указанное положение закона ответчиком нарушено.

Нарушены сроки принятия решения об увольнения со дня уведомления о предстоящем сокращении.

В соответствии с ч.4 ст.84.1 Кодекса в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст.140 Кодекса.

Обязанность работодателя выдать работнику в день его увольнения трудовую книжку сформулирована в императивной норме. Поэтому выдача трудовых книжек в таких случаях происходит без письменных заявлений работников. Обязанность работодателя выдать работнику трудовую книжку в день прекращения трудового договора обеспечена возможностью применения мер материальной ответственности в случае ее невыполнения. Задержка работодателем выдачи работнику трудовой книжки, рассматривается как случай незаконного лишения работника возможности трудиться. В таких случаях работодатель обязан возместить материальный ущерб, причинённый работнику, путем возмещения не полученного им заработка (ст.234 Кодекса).

Согласно ч.6 ст.84.1 Кодекса, в случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Работодатель обязан направить работнику уведомление, указанное в ч.6 ст.84.1 Кодекса, в день прекращения трудового договора. Пересылка трудовой книжки почтой по указанному работником адресу допускается только с его согласия. Если работодатель своевременно направит работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправку почтой, то он освобождается от ответственности за задержку выдачи работнику трудовой книжки со дня направления указанного уведомления.

В суд стороной ответчика не представлено уведомление о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо дать согласие на его отправку по почте. При таких обстоятельствах суд считает, что обязанность по выдаче истцу трудовой книжки работодателем не исполнена.

Также не в полной мере выполнены ответчиком требования ст.178 ТК РФ по выплате истцу выходного пособия, а также среднего месячного заработка.

Проверив и оценив исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, и каждая в отдельности, суд приходит к убеждению, что истец ФИО1 М.Д. уволен с работы незаконно и с нарушением установленного порядка увольнения.

В силу требований ст.394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

ФИО1 М.Д. подлежит восстановлению на работе в должности председателя Контрольно-счётной палаты МР «<адрес>».

Согласно абзацу 3 ст. 211 ГПК РФ, решения суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.

При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере (ст.395 ТК РФ).

В силу ст.234 и ч.2 ст.394 ТК РФ с ответчика надлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41 640 рублей, денежные средства за неиспользованный отпуск в размере 41 640 рублей, согласно представленному расчёту.

Иных расчётов, опровергающих эти расчеты, ответчиком не представлено.

Поскольку судом установлено нарушение трудовых прав истца, то в соответствии со ст.237 ТК РФ и частью девятой статьи 394 ТК РФ суд удовлетворяет требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда и определяет его в размере 15 000 рублей, с учетом характера нравственных страданий, перенесенных истцом вследствие такого увольнения, принципа разумности и справедливости.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ, исходя из удовлетворенных судом исковых требований, суд считает возможным взыскать с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 698 рублей 40 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск ФИО1 к Собранию депутатов МР «<адрес>» о признании незаконным распоряжение Собрания депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО1, восстановлении его в должности председателя Контрольно-счётной палаты МР «<адрес>», взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей – удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Собрание депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО1

Восстановить ФИО1 в должности председателя Контрольно-счётной палаты МР «<адрес>».

Решение о восстановлении ФИО1 в должности председателя Контрольно-счётной палаты МР «<адрес>» подлежит немедленному исполнению

Взыскать с Собрания депутатов МР «<адрес>» в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41 640 рублей, денежные средства за неиспользованный отпуск в размере 41 640 рублей, и компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Собрания депутатов МР «<адрес>» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 2 698 рублей 40 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Магомедов Н.Г.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.