Дело № 2-220 \2012
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
03 мая 2012 года ст. Ессентукская
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе
председательствующей судьи Гриценко В.М.,
при секретаре Егоровой В.Ю.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика - управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района - ФИО2, представителя третьего лица - главы администрации Пригородного сельского совета ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, ФИО4 о признании недействительным договора аренды земельного участка с дополнительными соглашениями о перемене адреса,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района о признании недействительным договора аренды земельного участка, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ года в газете <данные изъяты> администрацией муниципального образования Пригородный сельсовет Предгорного района Ставропольского края, было опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу <адрес> Также было указано, что лица, желающие приобрести право аренды земельного участка, могут обращаться в администрацию МО Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края по адресу: <адрес>
Истец подал заявление в администрацию МО Пригородного сельсовета о предоставлении указанного земельного участка. В связи с тем, что им не был получен ответ на его заявление, он неоднократно обращался с заявлениями и жалобами в администрацию МО Пригородного сельсовета, и прокуратуру района. Из прокуратуры истцу сообщили, что ему был дан незаконный ответ о том, что его заявления не подлежат рассмотрению, и что главе администрации сельсовета внесено представление об устранении нарушений закона. Также было указано, что в случае поступления заявления проводится аукцион по продаже права аренды земельного участка.
Истец неоднократно обращался в администрацию МО Пригородного сельсовета за получением ответа на его заявления, однако ответ ему не выдали. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуре района он ознакомился с материалами проверки по его жалобам и получил копию ответа администрации МО Пригородного сельсовета на его заявления, который он не получал.
Ему стало известно, что в нарушение требований закона и прокуратуры района земельный участок по адресу <адрес> был предоставлен в аренду заинтересованному лицу без проведения аукциона.
Также им из Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района был получен ответ № согласно которому по адресу <адрес> администрацией МО Пригородного сельсовета была предоставлена справка о том, что в течение месяца дополнительных заявлений не поступало, тогда как фактически на указанный земельный участок им было подано заявление о предоставлении в аренду, и это было установлено в ходе проверки прокуратурой.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ устанавливается порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с Земельного кодекса РФ администрация обязана информировать население о предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства и предлагать заинтересованным лицам обращаться за предоставлением земельных участков в аренду в течение месяца с момента опубликования объявления.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В случае поступления еще одного заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка для жилищного строительства после опубликования сообщения проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка ст. 30.1 ЗК РФ.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу <адрес> управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района предоставлен в аренду ФИО4 с нарушением законодательства РФ без проведения аукциона.
Указанными незаконными действиями нарушены его права как заинтересованного лица на получение данного земельного участка в аренду и на участие в торгах по продаже права аренды земельного участка. Также нарушены права неопределенного круга лиц, которые могли принять участие в аукционе.
Заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов с гражданкой ФИО4 противоречит законодательству РФ, в связи с чем данный договор аренды земельною участка недействителен.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Просит суд признать недействительным договор аренды земельного участка, расположенного по адресу <адрес>
Уточнив исковые требования, истец просит суд признать недействительным договор аренды земельного участка, расположенного по адресу <адрес> площадью 900 кв.м., заключенный ДД.ММ.ГГГГ года между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и ФИО4 с дополнительными соглашениями от 19 марта 2012 года об изменении адреса.
В судебном заседании истец поддержал требования иска по основаниям, указанным в заявлении.
В судебное заседание представитель 3 лица – администрации Предгорного района Ставропольского края не явился, хотя был должным образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. С учетом мнений участников процесса суд приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района - ФИО2 требования иска не признала, поскольку решением Совета Предгорного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года за № с <данные изъяты> муниципальным образованиям поселений Предгорного муниципального района переданы полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, для ИЖС и ЛПХ. Вопросами предоставления земли занималась администрация Пригородного сельсовета, а Управление имущественных и земельных отношений подготавливало постановление о договоре аренды с учетом документов которые были предоставлены заявителем ФИО4 и документов, подготовленных Пригородным сельским советом. Представитель Пригородной сельской администрации должен был опубликовать заявление в газете и по истечении месяца должны были следить за поступлением заявлений от других лиц. По истечению месяца управлению была предоставлена справка, что на данный земельный участок других претендентов, кроме ФИО4, нет. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что имелось другое заявление от ФИО1 Полномочия сельских муниципальных образований по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена окончились и вопросами предоставления земли стало заниматься Управление имущественных и земельных отношений. Было подготовлено постановление о договоре аренды с учетом документов, которые были предоставлены заявителем ФИО4 и документов, подготовленных Пригородным сельским советом, позже был заключен оспариваемый договор аренды с ФИО4 без проведения аукциона. Администрация Пригородного сельского совета могла принять решение о проведении аукциона и по одному заявлению ФИО4, но этого не сделала.
Представитель третьего лица – глава администрации Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО3 требования иска не признал, поскольку свободные земельные участки имеются в наличии, имеется возможность предоставить заявителю иной земельный участок. Земельный участок под <данные изъяты> не сформирован, никому не предоставлен. Земельному участку, предоставленному ФИО4 был присвоен иной адрес <адрес> просил в иске отказать.
Ответчик ФИО4 и ее полномочный представитель ФИО5 в судебное заседание не явились. В деле имеется заявление от ФИО5 о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения сторон суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся ответчика ФИО4 и е представителя ФИО5
Выслушав истца, доводы ответчика, представителя 3 лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что решением Совета Предгорного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № с <данные изъяты> муниципальным образованиям поселений Предгорного муниципального района переданы полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, для ИЖС и ЛПХ. Вопросами предоставления спорного земельного участка занималась администрация Пригородного сельсовета, а Управление имущественных и земельных отношений подготавливало постановление о договоре аренды с учетом документов которые были предоставлены заявителем ФИО4 и документов, подготовленных Пригородным сельским советом.
ДД.ММ.ГГГГ в газете <данные изъяты> администрацией муниципального образования Пригородный сельсовет Предгорного района Ставропольского края было опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> В данной публикации было указано, что лица, желающие приобрести право аренды земельного участка, могут обращаться в администрацию МО Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края по адресу: <адрес>
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец ФИО1 подал заявление в администрацию МО Пригородного сельсовета о предоставлении указанного земельного участка.
На жалобу истца в прокуратуру Предгорного района ему сообщили, что ему был дан незаконный ответ из администрации Пригородного сельсовета о том, что его заявления не подлежат рассмотрению, и что главе администрации сельсовета внесено представление об устранении нарушений закона. В ответе было указано, что в случае поступления нескольких заявлений проводится аукцион по продаже права аренды земельного участка.
Копию ответа администрации МО Пригородного сельсовета истец получил в <данные изъяты> в прокуратуре Предгорного района при ознакомлении с материалами проверки по его жалобам.
Истцу стало известно, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> был предоставлен в аренду ФИО4 без проведения аукциона.
Из Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района истцом ФИО1 был получен ответ за № согласно которому администрацией МО Пригородного сельсовета была предоставлена справка о том, что в течение месяца не поступало дополнительных заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Истец предоставил доказательства, что им было подано заявление о предоставлении в аренду указанного земельного участка. Данный факт установлен в ходе прокуратурой Предгорного района при проведении проверки по жалобе ФИО1.
Статьей 30 ЗК РФ устанавливается порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Администрация обязана информировать население о предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства и предлагать заинтересованным лицам обращаться за предоставлением земельных участков в аренду в течение месяца с момента опубликования объявления.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В случае поступления еще одного заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка для жилищного строительства после опубликования сообщения проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (ст. 30.1 ЗК РФ).
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района предоставлен в аренду ФИО4 без проведения аукциона на основании письма главы администрации Пригородного сельсовета от <данные изъяты> о том, что предоставление спорного земельного участка ФИО4 осуществлялось без проведения торгов в связи с отсутствием других заявлений до ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что факты, изложенные в письме, не соответствуют действительности, поскольку имелось заявление ФИО1 о предоставлении этого же земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы администрации Пригородного сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ года спорному земельному участку присвоен адрес: <данные изъяты>
Постановлением главы администрации Пригородного сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ года спорному земельному участку, предоставленному ФИО4 присвоен уточненный адрес: <адрес>
Дополнительным соглашением к оспариваемому договору аренды уточнен адрес арендованного земельного участка - <адрес> в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующие изменения не были внесены.
Суд установил, что предоставлением в аренду ФИО4 без проведения торгов (аукциона) нарушены права истца ФИО1 как заинтересованного лица на получение данного земельного участка в аренду и на участие в торгах по продаже права аренды земельного участка.
Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества. В противном случае у заинтересованного липа (лиц) появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом без проведения торгов.
Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 ст. 30. ст. 38 ЗК РФ и постановления правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" (с изменениями от 29 декабря 2008 г.. 15 сентября 2011 г.).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Заключение договора аренды земельного участка с ФИО4 без проведения торгов противоречит законодательству РФ, в связи с чем оспариваемый договор аренды земельною участка недействителен.
С учетом анализа и оценки доказательств в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств, требованиями ст. 67 ГПК РФ об оценке доказательств судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу о доказанности исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, ФИО4 о признании недействительным договора аренды земельного участка с дополнительными соглашениями о перемене адреса удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и ФИО4 с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ об изменении адреса.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда принято в окончательной форме и подписано председательствующим 04 мая 2012 года.
Председательствующий