ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-220/2013 от 21.05.2013 Ельнинского районного суда (Смоленская область)

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>.

Ельнинский районный суд ФИО5 <адрес> в составе председательствующего судьи <данные изъяты>., при секретаре ФИО7,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО8,

ФИО3 сельского поселения ФИО12

ФИО2 ответчика ФИО9,

ФИО2 <адрес> по культуре и туризму ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО5 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3 сельского поселения <адрес> ФИО5 <адрес> о понуждении к совершению действий,

У с т а н о в и л:

<адрес> ФИО5 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к ФИО3 сельского поселения <адрес> ФИО5 <адрес> о понуждении к совершению действий.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес> ФИО5 <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере увековечивания памяти погибших при защите Отечества в ФИО3 сельского поселения <адрес> ФИО5 <адрес>, в ходе которой установлены нарушения его требований, а именно не составлены паспорт и проект зоны охраны индивидуальной могилы партизана комсомольца ФИО11, погибшего во время Великой Отечественной войны (далее ВОВ), расположенной в д. Ивано-<адрес> ФИО5 <адрес>; Братской могилы советских воинов, погибших во время ВОВ, расположенной в д. <адрес> ФИО5 <адрес>; Братской могилы советских воинов, погибших во время ВОВ, расположенной в д. <адрес> ФИО5 <адрес>; индивидуальной братской могилы Образцова и Лохтюкова, погибших во время ВОВ, расположенной в д.<адрес> ФИО5 <адрес>.

Просит обязать ответчика разработать паспорт и проект зоны охраны вышеуказанных воинских захоронений; разработать и создать охранные зоны, зоны охраняемого природного ландшафта захоронений, границы зон охраны объекта; принять меры по регистрации права муниципальной собственности на бесхозные объекты недвижимого имущества, объекты культурного наследия (указанные захоронения), поставить на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.

Гражданские дела 2-218, 2-220, 2-221, 2-269 объединены в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО8 требования, изложенные в исковых заявлениях, поддержала в полном объеме.

ФИО3 сельского поселения <адрес> ФИО5 <адрес> ФИО12 возражала против исковых требований, обосновывая это тем, что на сельском поселении не лежит обязанность постановки на учет, паспортизации данных объектов и принятии их в муниципальную собственность.

ФИО2 ответчика ФИО9 также возражал против данных исковых требований по указанным основаниям.

Выслушав доводы сторон по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п. 3).

Согласно п.п. 18 п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.

Согласно п.п.9 п.2 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в силу ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

В суде установлено, что на территории ФИО3 сельского поселения <адрес> ФИО5 <адрес> находится 4 воинских захоронения - в д. Ивано-Гудино находится индивидуальная могила партизана комсомольца ФИО11, погибшего во время Великой Отечественной войны (далее ВОВ; в бывшей д. Островщина находится Братская могила советских воинов, погибших во время ВОВ, в бывшей д. Житкое находится Братская могила советских воинов, погибших во время ВОВ; в д. Холмец находится индивидуальная братская могила Образцова и Лохтюкова, погибших во время ВОВ.

Возражая против исковых требований, ФИО3 сельского поселения ФИО12 пояснила, что вышеуказанные воинские захоронения находятся в надлежащем состоянии, сельское поселение принимает меры по их сохранности. В ведении ФИО4 - сохранность и надлежащее обслуживание захоронений. Оснований для принятия данных объектов в муниципальную собственность, как бесхозяйные, не имеется, поскольку со стороны истца не представлено доказательств, что они являются бесхозяйными. Считает иски не обоснованными и подлежащими отклонению.

Данный довод суд признает состоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 3 и 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации указанному учету в указанном органе подлежат лишь бесхозяйные недвижимые вещи, при этом бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Однако достоверных доказательств тому, что указанные прокурором объекты не имеют собственника или их собственник неизвестен либо от права собственности на них отказался, прокурором не представлено.

Как утверждает ФИО2 ответчика, указанные им объекты, признаны памятниками местного значения решением ФИО5 облисполкома, т.е. в период существования СССР, в котором соответствующие памятники, не переданные в чью-либо собственность, являлись государственной собственностью (статья 4 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране и использовании памятников истории и культуры").

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности (пункт 3). Памятники истории и культуры местного значения в указанных Приложениях не указаны. Они подлежат передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью.

Следовательно, в случае, если указанные прокурором объекты являлись памятниками истории и культуры местного значения, они должны быть переданы в государственную собственность ФИО5 <адрес>, а до такой передачи - являются федеральной собственностью. Неоформление соответствующими государственными органами и должностными лицами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии соответствующих объектов из государственной собственности и служить основанием для их признания бесхозяйными.

Кроме того, вопросы государственного учета и содержания воинских захоронений с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, включая братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, регулируются специальным законом - Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 160-ФЗ (статья 3).

В соответствии со статьями 5, 6 данного Закона воинские захоронения подлежат государственному учету местными органами власти и управления и ответственность за их содержание возлагается на органы местного самоуправления. При этом данным Законом не предусмотрена возможность признания воинских захоронений - могил - бесхозяйными и передачи их в чью-либо собственность.

Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по содержанию воинских захоронений не ставится Законом в зависимость от их нахождения в чьей-либо собственности и соответственно от того, поставлены ли они на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.

Однако прокурором заявлено исключительно требование о понуждении ФИО3 сельского поселения, как органа местного самоуправления, к принятию мер по регистрации права муниципальной собственности, удовлетворение которого само по себе связано с нарушением прав муниципального образования и иных органов.

Более того, как следует из письма ФИО2 <адрес> по культуре и туризму от ДД.ММ.ГГГГ, Братская могила советских воинов, погибших во время ВОВ, расположенной в д. <адрес> ФИО5 <адрес>, как памятник истории и культуры (объекты культурного наследия), в силу вышеуказанных законов (Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и Федерального закона № 73-ФЗ) находилось, и находится под государственной охраной.

Индивидуальная могила партизана комсомольца ФИО11, погибшего во время Великой Отечественной войны (далее ВОВ), расположенной в д. Ивано-<адрес> ФИО5 <адрес>; индивидуальная братская могила Образцова и Лохтюкова, погибших во время ВОВ, расположенной в д. <адрес> ФИО5 <адрес>, являются выявленными объектами культурного наследия (включены в список вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры ФИО5 <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).

Братская могила советских воинов, погибших во время ВОВ, расположенной в д. <адрес> ФИО5 <адрес>, на государственной охране не состоит.

ФИО2 <адрес> по культуре и туризму ФИО10 в суде пояснила, что все указанные объекты включены в реестр воинских захоронений, имеются на них паспорта. На сельских поселениях не лежит обязанность в разработке паспортов, проектов зоны охраны данных объектов. Разработка охранных зон, паспортов воинских захоронений возможна лишь при наличии приема этих объектов в муниципальную собственность. Действующее законодательство не обязывает органы местного самоуправления принимать воинские захоронения в муниципальную собственность.

ФИО3 сельского поселения в суде пояснила, что на каждый год принимается бюджет поселения, где отдельной статьей предусмотрено выделение средств на содержание братских захоронений.

Данный довод подтверждается выпиской из бюджета сельского поселения.

Начальник отдела военного комиссариата ФИО5 <адрес> ФИО13 в суде пояснил, что все воинские захоронения находятся на учете в военном комиссариате, имеются карточки на них, в которых указано расположение каждого объекта, его характеристика. Все захоронения находятся в надлежащем состоянии.

В силу пункта 31 "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" (приложение к приказу Минкультуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 203) в случае, если памятники истории и культуры не переданы в пользование или не находятся в собственности организаций и граждан, мероприятия по обеспечению их сохранности проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами. Обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие государственные органы охраны объектов культурного наследия (ФИО3 VI, VII вышеуказанного Федерального закона N 73-ФЗ) и лишь в отношении объектов культурного наследия местного значения - на соответствующие органы местного самоуправления (статья 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ).

Прокурором по существу не представлено доказательств и тому, что указанные им объекты являются недвижимыми вещами в смысле, придаваемом этому понятию статьями 225 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. тому, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В отличие от абзаца 2 пункта 3 статьи 225 данного Кодекса, устанавливающего право обращения органа по управлению муниципальным имуществом с требованием о признании права муниципальной собственности на указанную вещь ("может обратиться"), абзац 1 данного пункта устанавливает императивное правило о принятии бесхозяйной недвижимой вещи на соответствующий учет по заявлению соответствующего органа местного самоуправления и соответственно - обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйная недвижимая вещь, обратиться в соответствующий орган с соответствующим заявлением.

С учетом изложенных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:     

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> ФИО5 <адрес> к ФИО3 сельского поселения <адрес> ФИО5 <адрес> о понуждении к совершению действий отказать

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную Коллегию по гражданским делам ФИО5 областного суда через Ельнинский районный суд в месячный срок со дня его вынесения.

Председательствующий Н.В.Зуев.