РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абаза, Республика Хакасия 21 апреля 2016 года
Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Буниной К.Л.,
с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-220/2016 г. по заявлению ФИО1 к Министерству промышленности и природных ресурсов РХ о восстановлении трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с заявлением и указала, что работает в Министерстве промышленности и природных ресурсов РХ с 21.02.2011 года помощником лесничего. До этого периода она работала в органах внутренних дел, была уволена по достижению предельного возраста 18.02.2011 года, стаж работы в органах внутренних дел на эту дату составил 18 лет 02 месяца 27 дней.
Постановлением Правительства РХ от 19.10.2015 года № 529 «О внесении изменений в Перечень должностей работников государственных органов Республики, не являющихся должностями государственной гражданской службы РХ, размеры должностных окладов, ежемесячных и дополнительных выплат работникам, замещающим эти должности, утвержденный постановлением Правительства РХ от 12.02.2009 № 25» должность, которую она занимает, внесена в Перечень должностей, утвержденный постановлением Правительства РХ от 12.02.2009 года № 25. В связи с этим, с 01.01.2016 года в отношении оплаты ее труда действует Положение об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы РХ, предусматривающее выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия.
Минпромресурсом Хакасии с 01.01.2016 года ей определен стаж работы в государственных органах без учета стажа работы в органах внутренних дел РФ и производится ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 10 % (стаж от 3 до 8 лет). На ее обращение определить стаж работы в государственных органах более 23 лет с учетом стажа работы в органах внутренних дел РФ и производить ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 %, было отказано, поскольку Министерство внутренних дел РХ является федеральным органом, и стаж работы в Министерстве учитывается при начислении государственной пенсии, но не стажа для надбавки.
С указанным ответом не согласна, поскольку выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет – это выплаты стимулирующего характера. Система оплаты труда, установленная на региональном уровне не должна ухудшать условия оплаты труда, установленные на федеральном уровне. Так, Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 года № 818 утверждено Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет. Пунктом 3(и) предусмотрено, что в стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, включается время службы в органах внутренних дел РФ.
Просит установить стаж работы в государственных органах с учетом ее стажа работы в органах внутренних дел РФ на 01.01.2016 года в 23 года 1 месяц 8 дней, обязать Министерство промышленности и природных ресурсов РХ установить ей ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет с 01.01.2016 года в размере 30 %.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по доводам заявления, дополнив, что с 01.01.2016 года в связи с оплатой ее труда по Положению об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы РХ, у нее уменьшилась заработная плата. Полагает, что в силу ч. 4 ст. 6 Трудового кодекса РФ в связи с тем, что правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, подлежит применению федеральный закон. Переход на новую систему оплаты труда работников лесничеств и включение их в Постановление Правительства РХ № 25 связано с изданием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала, дополнив, что помощники лесничего осуществляют, в том числе, и государственные полномочия, в связи с чем, на оплату их труда субъект РФ получает субвенции из федерального бюджета. Данные обстоятельства также подтверждают, что уровень оплаты труда работников в субъектах РФ не должен быть ниже уровня оплаты труда аналогичных работников на федеральном уровне.
Представитель ответчика Министерства промышленности и природных ресурсов РХ в зал судебного заседания не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности для рассмотрения дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 21.02.2011 года принята участковым лесничим Абазинского лесничества Государственного комитета по лесу РХ, 22.03.2013 года переведена помощником главного участкового лесничего Абазинского участкового лесничества.
16.08.2013 года Государственный комитет по лесу РХ преобразован в Министерство природных ресурсов и экологии РХ, 12 мая 2014 года Министерство природных ресурсов и экологии РХ переименовано в Министерство промышленности и природных ресурсов, продолжает работать в этой же должности.
До трудоустройства в Государственный комитете по лесу РХ ФИО1 имела стаж работы в органах внутренних дел (Сибирское УВД на транспорте МВД России) по состоянию на 18 февраля 2011 года продолжительностью 18 лет 02 месяца 27 дней.
Из расчетных листов за октябрь и ноябрь 2015 года следует, что ФИО1 по месту работы начислялась надбавка за выслугу лет в размере 30 % от оклада.
Вопрос оплаты труда работников лесничеств был урегулирован Постановлением Правительства РХ от 26.12.2007 года № 430, утвердившим Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников лесничеств - территориальных единиц управления, входящих в структуру Государственного комитета по лесу РХ». Пунктом 3.1 Положения было предусмотрено, что за выслугу лет, в зависимости от стажа работы, выплачивается надбавка в процентном отношении к должностному окладу. Данный нормативный акт утратил силу с 01.01.2016 года.
С 01.01.2016 года у ФИО1 изменилась система оплаты труда, ее составные части, в том числе, надбавка за выслугу лет начислена в размере 10 % от оклада.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.02.2009 N 25 "Об оплате труда работников государственных органов Республики Хакасия, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия" утвержден Перечень должностей работников государственных органов Республики Хакасия, не являющихся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия, размеры должностных окладов, ежемесячных и дополнительных выплат работникам, замещающим эти должности".
В связи с внесением изменений в указанный Перечень Постановлением Правительства РХ от 19.10.2015 года № 529 должность помощника лесничего отнесена к должности, не являющейся должностями государственной гражданской службы РХ (п. 24). Также данный нормативный акт предусматривает, что работникам, замещающим должности, указанные в настоящем приложении, производятся следующие ежемесячные и дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия: в зависимости от стажа работы: от 3 до 8 лет – 10 %, от 23 лет – 30 % (подпункт 2). Нормативный акт действует с 01.01.2016 года.
Локальным нормативным актом – Положением об оплате труда работников Министерства промышленности и природных ресурсов РХ, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы РХ, утвержденным Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов РХ от 10.04.2015 года № 010-206-пр, вопрос выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия, урегулирован аналогичным образом.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на содержание государственных органов Республики Хакасия.
Данные акты являются действующим, в установленном законодательством об административном судопроизводстве порядке не обжалованы.
Из указанных актов следует, что основным критерием для исчисления стажа для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет является работа в государственных органах Республики Хакасия.
Как следует из п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
При этом, п. 3 ч. 1 ст. 5 вышеуказанного закона предусмотрено, что взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа государственной службы иных видов.
Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, что предусмотрено п. 1 Положения о МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 248 от 01.03.2011 года. ФИО1 имеет стаж работы в Сибирском УВД на транспорте МВД России, которое в силу подпункта б п. 4 Положения является территориальным органом МВД РФ.
Как следует из ст. 72, 88 Конституции Республики Хакасия (в редакции от 08.04.2015 года) Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия. Исполнительную власть Республики Хакасия осуществляет Правительство Республики Хакасия, возглавляемое Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия. В систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия входят Правительство Республики Хакасия, министерства, государственные комитеты Республики Хакасия, комитеты и иные органы исполнительной власти.
Постановлением Председателя Правительства Республики Хакасия от 27 марта 2009 г. N 07-ПП утверждена Структура исполнительных органов государственной власти РХ. В Указанную структуру входит Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия (в ред. Постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 31.01.2014 N 03-ПП).
Абазинское лесничество входит в структуру Министерства промышленности и природных ресурсов РХ в качестве территориальной единицы.
Таким образом, стаж работы ФИО1 с 21.02.2011 года в Абазинском лесничестве Государственного комитета по лесу РХ, преобразованного в Министерство природных ресурсов и экологии РХ, а затем переименованного в Министерство промышленности и природных ресурсов, следует квалифицировать как стаж работы в государственных органах РХ.
Как следует из записей в трудовой книжке, иного стажа работы в государственных органах Республики Хакасия истец не имеет. Следовательно, работодателем правомерно с 01.01.2016 года исчислена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия с учетом стажа работы от 3 до 8 лет в размере 10 %.
Доводы ФИО1 и ее представителя о необходимости учета стажа работы в органах внутренних дел не могут быть приняты во внимание в силу того, что данный стаж относится к периоду работы в федеральном органе исполнительной власти РФ, не относящемся к государственным органам РХ, следовательно, может быть учтен в качества стажа государственной гражданской службы. Однако, продолжительность стажа государственной гражданской службы не является критерием для определения размера надбавки за выслугу лет истцу.
Также истец ссылается на сравнительный анализ расчета заработной платы до 01.01.2016 года и после, подтверждающий снижение заработной платы исходя из расчета годовых выплат.
В силу ст. 5, 6 Трудового Кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Оспаривая действия работодателя, ФИО1 указала, что Постановление Правительства Республики Хакасия от 12.02.2009 N 25 "Об оплате труда работников государственных органов Республики Хакасия, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия" (в редакции Постановления Правительства РХ от 19.10.2015 года № 529), регулирующее порядок начисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, противоречит федеральному законодательству, а именно подпункту «и» п. 3 Положения об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2007 года № 808, предусматривающего, что в стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, включаются периоды службы в органах внутренних дел Российской Федерации. В силу противоречия нормативного акта субъекта РФ, содержащего норму трудового права, федеральному законодательству и снижающего ей уровень заработной платы, ФИО1 просила при разрешении спора применить непосредственно норму федерального законодательства.
Руководствуясь принципом, заложенным в ст. 6 Трудового Кодекса РФ, представитель истца ФИО2 также просила учесть, что федеральное законодательство, регулирующее вопросы оплаты труда должно распространяться и на работников лесничества в силу того, что на них возложены полномочия федерального государственного лесного надзора, на осуществление которых они получают субвенции из федерального бюджета.
Однако, суд не может согласиться с позицией истца, поскольку не усматривает противоречия между вышеуказанными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, принятыми на федеральном уровне и субъектом РФ – Республикой Хакасия.
Так, нормативный акт субъекта РХ – Постановление Правительства РХ от 19.10.2015 года № 529, которым суд руководствовался при разрешении спора, регулирует вопросы оплаты труда работников государственных органов Республики Хакасия, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия, а Положение - работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, финансирование расходов осуществляется за счет расходов бюджетов разного уровня (субъекта РФ и федерального бюджета).
Поскольку данные акты регулируют разные правоотношения, при разрешении спора не может быть непосредственно применено Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
Кроме того, вышеуказанный Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2007 года № 808 принят в рамках реализации полномочий Министерства, предусмотренных Правительством РФ в Постановлении от 24.03.2007 года № 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы».
Таким образом, доводы истца основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, суд не усматривает оснований для иного исчисления стажа работы ФИО1 для начисления надбавки за выслугу лет, а действия работодателя признает правомерными, что влечет отказ в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству промышленности и природных ресурсов РХ о возложении обязанности по установлении стажа с учетом работы в органах внутренних дел РФ и установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с 01.01.2016 года в размере 30 % отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абазинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2016 года.
Председательствующий подпись Н.А. Панова