ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2210/20 от 03.02.2021 Ивановского районного суда (Ивановская область)

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2021 года п. Лежнево

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Сперанской Е.А.,

при секретаре Крутовой Т.Е.,

с участием помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Петровой К.М.,

представителя ответчика администрации Лежневского муниципального района Ивановской области ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по обеспечению безопасных условий эксплуатации автомобильной дороги,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лежневского района Ивановской области, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по обеспечению безопасных условий эксплуатации автомобильной дороги.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Лежневского муниципального района Ивановской области требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение норм законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге по пер. Свердлова п. Лежнево имеются выбоины и просадки проезжей части по размерам, превышающим ГОСТ и затрудняющие движения транспортных средств и людей. Указанные нарушения могут привести к дорожным авариям и человеческим жертвам.

По результатам проведения проверки в адрес администрации района прокуратурой района 02.10.2020 г. вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона. На данный момент нарушения не устранены в виду отсутствия денежных средств в бюджете Лежневского муниципального района Ивановской области.

Определить круг лиц, в интересах которых подается заявление, не представляется возможным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит обязать администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области в срок до 01.09.2021 года обеспечить безопасные условия эксплуатации автомобильных дорог, а именно: устранить просадки и выбоины на дорожном полотне автомобильной дороги по пер. Свердлова п. Лежнево.

В судебном заседании помощник прокурора Лежневского района Ивановской области Петрова К.М. поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Лежневского муниципального района Ивановской области ФИО1 исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области признала в полном объеме.

Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД РФ «Ивановский» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, каких - либо заявлений и ходатайств в адрес суда не представили.

Суд с учетом мнения участвующих в деле лиц счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ОГИБДД МО МВД РФ «Ивановский».

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Лежневского района Ивановской области проведена проверка исполнения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения.

Основанием проверки послужило коллективное обращение жителей дома <адрес> п. Лежнево к депутату Ивановской областной думы К.С. и последующее обращение депутата Ивановской областной думы К.С. к прокурору Лежневского района Ивановской области и в прокуратуру Ивановской области.

В адрес Главы Лежневского муниципального района Ивановской области К.П. и.о. прокурора Лежневского района С.В. внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, датированное 02.10.2020 года. В представлении и.о. прокурора требует устранить выявленные нарушения закона, причины и условия, им способствующие, и принять меры к недопущению аналогичных фактов впредь.

27.11.2020 года Главой Лежневского муниципального района Ивановской области К.П. подписан ответ на указанное представление, в котором указано, что в 2020 году в рамках мероприятий по летнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Лежневского городского поселения подрядной организацией было проведено грейдирование дорожного полотна автомобильной дороги по пер. Свердлова в п. Лежнево с подсыпкой щебнем наиболее проблемных участков.

Администрацией подготовлена сметная документация на проведение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по пер. Свердлова в п. Лежнево, получено положительное заключение экспертизы проверки сметной стоимости ремонтных работ. В текущем году администрация направляла заявку в департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области на выделение субсидии из бюджета Ивановской области на ремонт улично - дорожной сети Лежневского городского поселения. Поскольку в 2020 г. средств на софинансирование расходов на ремонт участка автомобильной дороги по пер. Свердлова в п. Лежнево из областного бюджета не выделено, администрация направит аналогичную заявку в 2021 году. За нарушение требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения главный специалист Управления развития инфраструктуры и ЖКХ Г.М. привлечена к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с актом осмотра, составленным 02.10.2020 года помощником прокурора Лежневского района Ивановской области Петровой К.М., выявлены следующие недостатки в содержании автомобильной дороги общего пользования по пер. Свердлова в п. Лежнево идентификационный протяженностью 0,2 км: на автомобильной дороге вблизи магазина «<данные изъяты>» имеются выбоины и просадки проезжей части, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

Постановлением администрации Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области от 10.01.2014 г. утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Лежневского городского поселения. В указанный перечень входит пер. Свердлова в п. Лежнево.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городских поселений и муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196 - ФЗ), полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона № 196 - ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, а к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично - дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Обеспечение дорожного движения это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона № 196 – ФЗ, деятельность по организации дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Согласно ст. 21 того же Закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» № 257 - ФЗ от 08.11.2007 г. (далее – Закон № 257 - ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 257 – ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 Устава Лежневского муниципального района к вопросам местного значения Лежневского муниципального района относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Устава Лежневского городского поселения к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-Ф3, к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Устава Лежневского муниципального района, Лежневский муниципальный район – муниципальное образование, состоящее из 1 городского и 4 сельских поселений, объединенных общей территорией, границы которой установлены законом Ивановской области.

Согласно ч.1 ст. 40 Устава Лежневского муниципального района, Администрация Лежневского муниципального района является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области.

На Администрацию Лежневского муниципального района возлагается исполнение полномочий исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района в соответствии с Уставом Лежневского городского поселения.

В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Как установлено в ходе проведения проверки, на дороге по пер. Свердлова в п. Лежнево Лежневского района Ивановской области имеются недостатки покрытия проезжей части в виде выбоин и просадок проезжей части, что подтверждается фототаблицей.

Указанные нарушения могут привести к дорожным авариям и человеческим жертвам.

Ответчиком не представлено доказательств устранения указанных прокурором района недостатков безопасности дорожного движения.

Срок, предложенный прокурором, для устранения выявленных нарушений является разумным и достаточным для фактического исполнения возложенных на ответчика обязанностей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Лежневского района Ивановской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по обеспечению безопасных условий эксплуатации автомобильной дороги, удовлетворить.

Возложить на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанность - в срок до 01.09.2021 г. устранить просадки и выбоины на дорожном полотне автомобильной дороги по пер. Свердлова п. Лежнево Лежневского района Ивановской области.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Е.А. Сперанская

Мотивированное решение суда составлено 10.02.2021 г.