ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2210/2013 от 18.09.2013 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

                                                                                            Дело № 2-2210/2013

Решение

Именем Российской Федерации

18 сентября 2013 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего                    Е.С. Николаенко,

при секретаре                                     Ю.А. Татарниковой,

при участии

старшего помощника Томского межрайонного природоохранного прокурора Шулева А.А.,

представителя ответчика Плотникова П.М., действующего на основании доверенности /________/ от 07.06.2013г.,

представителя ответчика Драничникова С.Г., действующего на основании устава,

представителя третьего лица Областного бюджетного государственного учреждения «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» Мурзаханова Е.Б., действующего на основании доверенности /________/ от 11.09.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департаменту лесного хозяйства Томской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» о признании договора аренды ничтожным,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департаменту лесного хозяйства Томской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» (далее ООО «Том-Ски Альпы») о признании договора аренды ничтожным.

В обоснование заявленного требования указал, что Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области с ООО «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» заключен договор аренды частей лесного участка от 13.11.2012 /________/ сроком на 49 лет (государственная регистрация договора осуществлена 31.01.2013 под № /________/). По данному договору в аренду предоставлены части лесного участка общей площадью 7,37 га по адресу Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 7, выделы 11, 12, 13, 14, 20; квартал 7, выделы 11, 12, 13, 17; квартал 7, выделы 11, 12, 13, 17, 18; квартал 8, выделы 12, 13, 15; квартал 8, выделы 13, 15 для осуществления следующих видов использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов «Энергообеспечение СКК и дорог с целью подъема и спуска лыжников»; заготовка древесины. В ходе проведения Томской природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства при предоставлении лесных участков было установлено, что арендованные лесные участки входят в границы охранной зоны государственного регионального ландшафтного заказника «Ларинский», Положение о котором было утверждено постановлением Администрации Томской области от 03.10.2012 № 377а «О создании государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» и его охранной зоны» и приложениями к нему.

Согласно п. 6 Положения об охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» установлен режим особой охраны, который обязателен для исполнения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, производящими любой вид хозяйственной и иной деятельности в охранной зоне. Указал, что согласно протоколу заседания Инвестиционного совета под руководством Губернатора Томской области от 10.02.2009 № ВК-Пр24-3352, акта о выборе земельных участков для размещения инновационного круглогодичного спортивно-оздоровительного комплекса в окрестностях с.Вершинино Томского района от 12.12.2008, объяснений директора общества от 10.07.2013 основной целью использования арендованных участков является строительство горнолыжных спусков, канатных дорог буксировочного и кресельного типа для подъема лыжников, линий электропередач для энергообеспечения канатных дорог и освещения спусков. Данная цель не соответствует разрешенному режиму использования лесных участков, входящих в охранную зону государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский». На основании ч. 4 ст. 95 ЗК РФ в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Таким образом, строительство линейных объектов в охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», в том числе на территории выделов 11-14, 17, 18, 20 квартала 7, выделов 12, 13, 15 квартала 8 урочища «Коларовское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества действующим законодательством не допускается.

Ссылается на то, что в силу ч.ч. 1, 3, 5 ст. 74 ЛК РФ, п. 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 319, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, не может быть заключен при запрещении законодательством Российской Федерации осуществления предполагаемого вида использования лесов на данном лесном участке, несоответствии заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества. Таким образом, в соответствии со ст. 168 ГК РФ договор аренды частей лесного участка от 13.11.2012 /________/, заключенный Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области законодательства и Обществом с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы», не соответствующий указанным требованиям законов, ничтожен.

Со ссылкой на Конституцию РФ, ст. 168 ГК РФ, ст. ст. 21, 74 ЛК РФ, ЗК, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит признать договор аренды частей лесного участка от /________/ /________/, заключенный Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» ничтожным.

Также просит указать в резолютивной части решения, что оно является
основанием для исключения из единого государственного реестра прав
записи о праве аренды по договору аренды частей лесного участка от 13.11.2012 /________/, заключенному Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы», на:

часть лесного участка площадью 2,27 га, имеет местоположение: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 7, выделы 11, 12, 13, 14, 20, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7430-2012-10;

часть лесного участка площадью 1,74 га, имеет местоположение: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 7, выделы 11, 12, 13, 17, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7431-2012-10;

часть лесного участка площадью 1,78 га, имеет местоположение: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 7, выделы 11, 12, 13, 17, 18, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7432-2012-10;

часть лесного участка площадью 0,57 га, имеет местоположение: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 8, выделы 12, 13, 15, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7433-2012-10;

часть лесного участка площадью 1,01 га, имеет местоположение: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 8, выделы 13, 15, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7434-2012-10.

Определением Кировского районного суда г.Томска к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, ОГБУ «Облкомприрода».

Ответчик Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил.

Ответчик Департамент лесного хозяйства Томской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие их представителя. Позицию по предъявленным требованиям не выразили.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть гражданское дело без их участия, а также поддержал исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. С учетом возражений ответчика суду пояснил, что в ходе осуществления проверки соблюдения лесного законодательства при заключении договоров аренды оценивалась не целесообразность, а соответствие договора закону. Как было установлено и не оспаривалось ответчиком, основной целью использования арендованных участков является строительство горнолыжных спусков, канатных дорог буксировочного и кресельного типа для подъема лыжников, линий электропередач для энергообеспечения канатных дорог и освещения спусков. Данная цель не соответствует разрешенному режиму использования лесных участков, входящих в охранную зону государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский». К разрешенным ст. 78 ЗК РФ видам использования земель сельскохозяйственного назначения строительство спортивных сооружений не относится. Таким образом, строительство линейных объектов в охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», в том числе на территории выделов 11-14, 17, 18, 20 квартала 7, выделов 12, 13, 15 квартала 8 урочища «Коларовское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества действующим законодательством не допускается. Положение о заказнике запрещает строительство строений и сооружений, к которым относятся, в том числе и линейные сооружения. Лесные участки предоставлены не только для строительства линий электропередач, но и тех объектов, которые поименованы в проекте. На момент заключения договора аренды Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области знал о действительных целях и применил юридическую технику, при которой законодательно позволило заключить договор для строительства линий электропередач. Лесной кодекс запрещает в защитных зонах любую деятельность, кроме того ст. 105 ЛК РФ разрешает строительство ЛЭП, но для других целей. Эта формулировка позволила заключить договор, подменив цели использования. Несмотря на указание данного целевого использования, заключенный договор не соответствует Положению о заказнике. В поданном в Департамент заявлении о предоставлении частей лесного участка отсутствуют обоснованные цели и конкретные виды использования. Считает, что ссылка ответчика на акт выбора земельных участков, постановление Администрации Томского района, кадастровый план, Распоряжение Департамента несостоятельна, поскольку данные документы не имеют правового значения для рассмотрения спора, поскольку их действие распространяется на земли сельхозназначения и на иные земельные участки. Кроме этого, акт выбора земельного участка утратил силу, поскольку с момента проведения процедуры выбора прошло более 3 лет.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, представили письменный отзыв на иск. В судебном заседании пояснили, что 19.09.2009 года на основании постановления Администрации Томского района Томской области был утвержден акт о выборе земельных участков для размещения инновационного круглогодичного спортивно-оздоровительного комплекса в окрестностях с. Вершинино Томского района от 12.12.2008 года. Из состава земель сельскохозяйственного назначения были образованы участки для проектирования и строительства указанного спортивно-оздоровительного комплекса. Распоряжением начальника Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 03.10.2012 года /________/ были сформированы для предоставления в аренду ООО «СКК «Том-Ски Альпы» части лесного участка, относящегося к землям лесного фонда расположенного в Томской области, Томском районе, Томском лесничестве с условным номером 70-70-03/189/2008-433, общей площадью 7,37 гектаров. На основании указанного Распоряжения были установлены разрешенные виды использования частей лесного участка: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; заготовка древесины, а именно для объекта «Энергообеспечение СКК и дорог с целью подъема и спуска лыжников». 13.11.2012 года /________/ с ООО «СКК «Том-Ски Альпы» был заключен Договор аренды частей лесного участка сроком на 49 лет /________/, который был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области. Строительство, эксплуатация и реконструкция линейных объектов регламентируется ст. 45 ЛК РФ, Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 г. № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов». При строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов. Согласно проекту предусмотрена прорубка просек трасс ВЛ. В соответствии с п. 2.5.206 Правил устройства электроустановок следует как правило избегать прокладки ВЛ по лесам 1 группы. Однако в случае прохождения ВЛ по насаждениям: должны быть прорублены просеки. Согласно письму Департамента лесного хозяйства Томской области строительство линейных объектов на территории охранной зоны не запрещено, нарушений охранной зоны не выявлено. Фактически же на сегодняшний день никакой деятельности ООО «СКК Том-Ски Альпы» на арендованных участках леса не осуществляет. Проект освоения лесов находится на стадии разработки и уточнения, в настоящее время не согласован. Считает, что договор аренды части лесного участка, переданного в аренду, полностью соответствует требованиям законодательства РФ, оснований для признания договора аренды частей лесного участка от 13.11.2012 года отсутствуют. Кроме того считает, что размещение в охранных зонах объектов имеющих рекреационное назначение, не противоречит действующему законодательству. Положением об особо охраняемой территории разрешено строительство линейных объектов. Более того, Положение о государственном региональном ландшафтном заказнике "Ларинский" и его охранной зоне было утверждено после согласования акта выбора земельных участков, процедура согласования договора выполнена, что не может служить основанием для признания договора аренды недействительным. Полагали, что значимость проекта очень велика для Томской области.

Представитель третьего лица поддержал позицию процессуального истца, считал договор аренды частей лесного участка от 13.11.2012 года не соответствующим требованиям законодательства. Суду пояснил, что постановлением Губернатора Томкой области в 1997 году была создана охранная зона заказника «Ларинский». В связи с тем, что возникла ситуация при которой Положение не соответствовало действующему законодательству, что повлекло за собой утверждение нового Положения о заказнике «Ларинский», при этом границы территории заказника и его охранной зоны изменены не были. Вокруг заказника создана охранная зона, на территории которой режим использования земельных участков более мягкий, чем в самом заказнике. Однако, несмотря на это, разрешение на строительство линейных объектов положение 2012 года не предусматривает. Строительство линейных объектов допускается на землях сельхозназначения, которые не входят в состав участков лесного фонда, поименованных в договоре. Использование участка, представляющего наибольший интерес, с точки зрения экологического состояния и месторасположения, в целях, необходимых для эксплуатации СКК «Том-Ски Альпы», приведет к нарушениям экосистемы, что подтверждается выводами экспертов.

В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия не явившихся в судебное заседание участников процесса.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, третьего лица, суд считает, что исковое требование межрайонного природоохранного прокурора Томской области подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в аренду.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.

Договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации и сделок с ним».

Согласно статье 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 названной статьи.

Согласно ч. 3 ст. 74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, передается Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 1 статьи 82 Лесного кодекса).

        В соответствии с Положением о Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области", утв. Постановлением Губернатора Томской области от 02.11.2007 N 146 в ред. от 08.02.2012, действующей на момент заключения договора аренды Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области являлся уполномоченным органом государственной власти Томской области в области лесных отношений, в том числе, в части предоставления в пределах земель лесного фонда лесных участков аренду (п. 14 Положения).

В соответствии со ст. 74 ЛК РФ порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" утвержден Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319.

Из материалов дела следует, что 13.11.2012г. между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, с одной стороны (далее -Арендодатель), и ООО «Том-Ски Альпы» (далее - Арендатор) заключен договор аренды частей лесного участка /________/.

Согласно договору Арендодатель обязуется передать Арендатору во временное владение и пользование (аренду) за плату части лесного участка, относящиеся к землям лесного фонда, расположенного : Томская область, Томский район, Томское лесничество с условным номером 70-70-03/189/2008-433, а именно:

часть лесного участка площадью 2,27 га, имеет местоположение: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 7, выделы 11, 12, 13, 14, 20, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7430-2012-10;

часть лесного участка площадью 1,74 га, имеет местоположение: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 7, выделы 11, 12, 13, 17, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7431-2012-10;

часть лесного участка площадью 1,78 га, имеет местоположение: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 7, выделы 11, 12, 13, 17, 18, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7432-2012-10;

часть лесного участка площадью 0,57 га, имеет местоположение: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 8, выделы 12, 13, 15, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7433-2012-10;

часть лесного участка площадью 1,01 га, имеет местоположение: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 8, выделы 13, 15, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7434-2012-10.

Согласно п. 1.2 Договора части лесного участка предоставляются: для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, с целью строительства и эксплуатации, а именно под объект: «Энергообеспечение СКК и дорог с целью подъема и спуска лыжников»; для заготовки древесины.

Основанием для заключения данного договора аренды послужило заявление ООО «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» о предоставлении в аренду частей лесного участка от 30.10.2012.

Договор аренды частей лесного участка /________/ от 13.11.2012г. зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, номер регистрации /________/ от 31.01.2013г., что подтверждается штампом регистрационной надписи на договоре.

Материалами дела установлено, что арендованные участки входят в границы охранной зоны государственного регионального ландшафтного заказника «Ларинский».

Данное обстоятельно подтверждается письмом Департамента Лесного хозяйства Томской области от 27.06.2013 № АС-4112, согласно которому арендованные части лесного участка расположены в границах охранной зоны государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», утвержденных постановлением Администрации Томской области от 3.10.2012 №377а «О создании государственного ландшафтного заказника «Ларинский» и его охранной зоны».

Кроме этого, согласно подразделу 1.1.7 лесохозяйственного регламента Томского лесничества Томской области, утвержденного приказом Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 01.10.2008 №35-ОД/у «Об утверждении лесохозяйственных регламентов» зона площадью 314 га Богашевского урочища «Коларовское», Ларинская Лесная дача кВ. 16,17 является государственным региональным ландшафтным заказником; зона площадью 6641,9 га Богашевского урочища «Коларовское», Ларинская Лесная дача кВ. 7,8 - является охранной зоной государственного регионального ландшафтного заказника.

Как следует из представленной проектной документации о местоположении, границах и об иных количественных и качественных характеристиках части лесного участка «Энергообеспечении СКК и дорог, с целью подъема и спуска лыжников», расположенной Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 8, выдел 13,15 площадью 1,01 га участок покрыт лесом, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, входит в зеленую зону - 100%; участок, расположенный Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 7, выдел 11, 12,13,17,18 площадью 1,78 га участок покрыт лесом, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, входит в зеленую зону - 100%; участок, расположенный Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 8, выдел 13,15 площадью 1,01 га участок покрыт лесом, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, входит в зеленую зону - 100%, участок, расположенный Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 7, выдел 11,12,13,14,20 площадью 2,27 га участок покрыт лесом, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, входит в зеленую зону - 100%; участок, расположенный Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Коларовское», квартал 7, выдел 11,12,13,17 площадью 1,74 га участок покрыт лесом, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, входит в зеленую зону - 100%.

В соответствии с п. 6 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 предоставление в аренду лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственный природный заказник относится к особо охраняемым природным территориям. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Создание охранной зоны, в том числе, с ограниченным режимом природопользования заказника не противоречит действующему законодательству, в частности, части 4 статьи 95 ЗК РФ, пункту 3 статьи 8 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункту 1 статьи 52 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-03 «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности создаются в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства.

Судом установлено, что Постановлением Администрации Томской области № 377а от 03.10.2012г. «О создании государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» и его охранной зоны» утверждены Положения о государственном ландшафтном заказнике областного значения "Ларинский", Положение об охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский", границы государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский", границы охранной зоны государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский".

Согласно Приложению № 4 Постановления Администрации Томской области № 377а от 03.10.2012 границы охранной зоны государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» определены следующие: Северная: от кладбища у с. Батурино по северной границе квартала 7 Коларовского урочища Богашевского участкового лесничества Томского лесничества у с. Батурино по проселочной дороге Батурино - Овражное в восточном направлении до проселочной дороги Овражное - Ярское (дорога в Охранную зону не входит).

Восточная: по проселочной дороге Овражное - Ярское в южном направлении до пересечения с р. Тугояковка и далее по левому берегу р. Тугояковка до впадения в нее р. Артамоновой (дорога в Охранную зону не входит).

Южная: вверх по р. Артамоновой до истоков и далее по границе лесных и пахотных земель до проселочной дороги Овражное - Ярское, далее в западном направлении до мехтока (дорога в Охранную зону не входит).

Западная: от мехтока в северном направлении по проселочной дороге по водоразделу р. Северная и р. Мостовая до восточной границы кварталов 15 и 14 Коларовского урочища Богашевского участкового лесничества Томского лесничества и далее на север по границам кварталов 15 и 14 того же лесничества до р. Тугояковка, далее по правому берегу р. Тугояковки вниз по ее течению до западной границы квартала 7 того же урочища и далее по западной границе квартала 7 до пересечения с северной границей Заказника (дорога в Охранную зону не входит, кладбище у с. Батурино в Охранную зону не входит).

Довод представителя ответчика о том, что заказник «Ларинский» образован позднее, чем было согласование места размещения объекта, а также заключен договор аренды, судом отклоняется исходя из следующего.

Из представленного в материалы дела акта о выборе земельных участков от 12.12.2008г. следует, что в соответствии со ст. 31 ЗК РФ комиссией был произведен предварительный выбор места расположения земельных участков для организации и строительства инновационного круглогодичного спортивно-оздоровительного комплекса в окрестностях с.Вершинино Томского района. В результате работы комиссией установлено, что испрашиваемые земельные участки расположены на территории МО «Спасское сельское поселение»:

- Земельный участок №1 входит в состав земель сельскохозяйственного назначения в собственности К. площадью 64 га, на землях фонда перераспределения в составе земель сельскохозяйственного назначения МО «Спасское сельское поселение» площадью 37,4 га, на землях коллективно-долевой собственности АОЗТ «Батуринское» площадью 2,3 га, на землях лесного фонда - 145,5 га (лес).

- Земельный участок № 2 расположен на землях сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Ш., площадью 2,4 га, на землях сельскохозяйственного назначения, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ТОО «Вершининское», площадью 49,2 га., на землях сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Б., площадью 6 га.

Указанный акт выбора земельного участка подлежал обязательному согласованию всеми заинтересованными службами в срок не более 6 месяцев, в связи с чем начальником Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики акт выбора согласован с условием перевода из земель лесного фонда.

Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, акт выбора земельных участков от 12.12.2008 утратил свою силу.

Суд полагает, что акт выбора земельных участков от 12.12.2008 не свидетельствует о правомерности заключенного договора аренды, поскольку актом выбора предварительно согласовано место расположения земельных участков для организации и строительства инновационного круглогодичного спортивно-оздоровительного комплекса в окрестностях с. Вершинино Томского района, а не лесных участков, являющихся предметом оспариваемого договора аренды.

Поскольку судом установлено, что договор аренды прошел государственную регистрацию 31.01.2013г., следовательно, на момент его заключения - 31.01.2013г., Положение о государственном ландшафтном заказнике областного значения "Ларинский" и его охранной зоне уже действовало.

Кроме этого, до утверждения Положения об охранной зоне в 2012 году, действовали "Положение о государственном региональном ландшафтном заказнике "Ларинский", "Положение об охранной зоне государственного регионального ландшафтного заказника "Ларинский", утвержденные Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 06.05.1997 N 130.

При этом границы государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский" и его охранной зоны изменены не были.

В соответствии со ст. 24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Аналогичные ограничения закреплены и в ст. 95 ЗК РФ, в соответствии с которой на землях государственных природных заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Следовательно, на территории заказников допускается хозяйственная деятельность, но она не должна противоречить целям их создания или причинять вред природным комплексам и их компонентам.

В соответствии со ст. 25 ЛК РФ к видам использования лесов относятся заготовка древесины, строительство линейных объектов (пункты 1, 13 части 1); леса могут использоваться для одной или нескольких указанных целей, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 45 ЛК РФ использование лесов для строительства линейных объектов осуществляется в соответствии со ст. 21 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 данной статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению о государственном ландшафтном заказнике областного значения "Ларинский" целью образования Заказника является сохранение уникальных природных ландшафтов южно-таежной лесной зоны в условиях значительного антропогенного воздействия. Основными задачами заказника «Ларинского» являются сохранение ландшафтов южно-таежной лесной зоны с элементами кузнецкой тайги; сохранение биологического разнообразия экосистем южно-таежной лесной зоны; охрана объектов животного мира; охрана местообитаний сибирской косули; создание условий для организации экологического просвещения и устойчивого туризма.

Согласно п. 10 Положения об охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский" охранная зона государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский" (далее - Охранная зона) образована в целях охраны природного комплекса государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский" от влияния антропогенных факторов прилегающих территорий.

Пунктом 11 Положения об охранной зоне установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, запрещенных на территории заказника, в том числе запрещены сплошные рубки лесных насаждений, за исключением рубок по мягколиственному хозяйству гражданами для нужд отопления в порядке, установленном действующим законодательством; сплошные рубки лесных насаждений в полосе шириной 0,5 км от границы Заказника, строительство зданий и сооружений, за исключением строительства в целях осуществления деятельности на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 6 Положения об охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», установленный режим особой охраны обязателен для исполнения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, производящими любой вид хозяйственной и иной деятельности в охранной зоне.

Как следует из протокола заседания Инвестиционного совета под руководством Губернатора Томской области от 10.02.2009 № ВК-Пр24-3352, акта о выборе земельных участков для размещения инновационного круглогодичного спортивно-оздоровительного комплекса в окрестностях с.Вершинино Томского района от 12.12.2008, объяснения директора ООО «Том-Ски Альпы» основной целью использования арендованных участков является строительство горнолыжных спусков, канатных дорог буксировочного и кресельного типа для подъема лыжников, линий электропередач для энергообеспечения канатных дорог и освещения спусков, что не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика Драничниковым С.Г.

На основании ч. 4 ст. 95 ЗК РФ в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

На территории охранной зоны заказника запрещается строительство зданий и сооружений, за исключением строительства в целях осуществления деятельности на землях сельскохозяйственного назначения.

Исходя из системного анализа п.п. 11, 13, 14.1, 14.3 ст. 1, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, указанный запрет распространяется, в том числе, на строительство линейных объектов (линий электропередачи, связи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений).

К разрешенным ст. 78 ЗК РФ видам разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения строительство спортивных сооружений не относится.

Таким образом, строительство линейных объектов в охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», в том числе на территории выделов 11-14, 17, 18, 20 квартала 7, выделов 12, 13, 15 квартала 8 урочища «Коларовское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества действующим законодательством не допускается.

В силу ч.ч. 1, 3, 5 ст. 74 ЛК РФ, п. 23 Порядка подготовки и заключения" договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 319, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, не может быть заключен при запрещении законодательством Российской Федерации осуществления предполагаемого вида использования лесов на данном лесном участке, несоответствии заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества.

Кроме того, при изучении судом проекта освоения лесов на частях лесного участка, переданных в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, заготовки древесины от 11.02.2013, проекта освоения лесов на частях лесного участка, переданных в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, заготовки древесины от 21.03.2013 установлено, что согласно проектируемым мероприятиям планируется вырубка деревьев, строительство и эксплуатация объекта - энергообеспечение и освещение спортивного комплекса путем проведения сплошных рубок в защитных лесах.

Исходя из целей создания Охранной зоны, данная деятельность не соответствует разрешенному режиму использования лесных участков, входящих в Охранную зону государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», кроме того осуществление в Охранной зоне сплошных рубок, вступает в противоречие с действующим законодательством.

Ссылка представителя ответчика «Том-Ски Альпы» на то, что строительство линейного сооружения осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения, что не противоречит деятельности охранной зоны, не состоятельна, поскольку как следует из приложения № 3 к Договору «Характеристика частей лесного участка и их насаждений» целевое назначение лесов - защитные леса, общая площадь всего 7,37 га, из них нелесные земли - 0.

Довод представителя ответчика относительно возможного осуществления рекреационной деятельности суд оценивает следующим образом.

В соответствии с ч. 4, 5 ст. 41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 4,5 Приказа Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.

Виды организации рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с п. 8 данного Приказа размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

Согласно п. 9 Приказа лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с ч. 1 ст. 88, ст. 89 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3.4 Договора Арендатор обязан, в том числе разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов в течение трех месяцев со дня заключения договора аренды частей лесного участка.

Из материалов дела следует, что проект освоения лесов на частях лесного участка, переданных в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, заготовки древесины от 11.02.2013, проект освоения лесов на частях лесного участка, переданных в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, заготовки древесины от 21.03.2013 получили отрицательное заключение Департаментом лесного хозяйства Томской области.

Согласно отрицательному заключению /________/ от 28.02.2013 цель использования арендованного участка в разделе 7.2 ПОЛ «Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», где проектируется строительство и эксплуатация объектов - дороги для подъема и спуска лыжников и ВЛ-10кВ, не соответствует указанной цели в договоре аренды - строительство и эксплуатация объекта «Энергообеспечение СКК и дорог с целью подъема и спуска лыжников», где понимается строительство и эксплуатация только ВЛ. Рекомендовано обосновать целесообразность проведения ВЛ на конкретном лесном участке в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

Согласно отрицательному заключению /________/ от 25.04.2013 арендованный участок находится в границах лесов зеленой зоны (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов), согласно запроектированным мероприятиям в проекте освоения лесов необходимо произвести рубку насаждений. Тем самым путем изъятия лесных насаждений на данной территории будет нарушены полезные лесные функции лесов, обеспечивающие охрану здоровья человека. Следовательно, в нарушение п. 2 ст. 1 ЛК РФ сохранение полезных функций в интересах обеспечения права каждого на благоприятную среду, проектом освоения не соблюдено. Особенность данного проекта освоения - это прорубка просеки трех трасс ВЛ шириной 30 и двух трасс ВЛ шириной 40 м. уже само количество прорубаемых трасс ставит под сомнение методы эффективного размещения проектируемого объекта в защитных лесах.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения

Судом установлено, что использование предоставленных в аренду частей лесного участка под строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейных объектов, с целью строительства и эксплуатации, а именно под объект: «Энергообеспечение СКК и дорог с целью подъема и спуска лыжников», заготовка древесины не соответствуют разрешенному режиму использования лесных участков, закрепленных в Положении о государственном ландшафтном заказнике областного значения «Ларинский» и его охранной зоны, целям его создания, а также возможного причинения вреда природным комплексам и их компонентам.

Задачами заказника являются: сохранение ландшафтов южно-таежной лесной зоны с элементами кузнецкой тайги; сохранение биологического разнообразия экосистем южно-таежной лесной зоны; охрана объектов животного мира; охрана местообитаний сибирской косули; создание условий для организации экологического просвещения.

Суд считает, что при таком разрешенном использовании частей лесного участка как - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, с целью строительства и эксплуатации, а именно под объект: «Энергообеспечение СКК и дорог с целью подъема и спуска лыжников»; для заготовки древесины, заключение договора создало угрозу нарушения режима охранной зоны государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», образованной в целях защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий особо охраняемой природной территории, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное значение недопустимо, в связи с чем, договор аренды частей лесного участка от 13.11.2012 /________/не соответствует закону и является ничтожным.

В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 № 128, Департамент лесного хозяйства Томской области является правопреемником по обязательствам в сфере лесного хозяйства Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.

В соответствии Методическими рекомендациями об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, утвержденными приказом Росрегистрации от 19.11.2007 N 255, а также Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной Приказ Минюста РФ от 06.08.2004 N 135 государственная регистрация прекращения аренды осуществляется посредством погашения регистрационных записей в подразделах III-4 и III-1 Единого государственного реестра прав в порядке, установленном разделом VI Правил ведения ЕГРП.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (ред. от 22.11.2006) "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Единый государственный реестр прав предназначен для ведения унифицированной в пределах Российской Федерации системы записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях (обременениях) этих прав. При прекращении права, ограничения (обременения) права, сделки соответствующая запись Единого государственного реестра прав погашается (п. 17).

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку двое из ответчиков Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департамент лесного хозяйства Томской области освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взыскивается пропорционально удовлетворенной части исковых требований с ООО «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» в размере /________/ рубля (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департаменту лесного хозяйства Томской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» о признании договора аренды ничтожным удовлетворить.

Признать ничтожным договор аренды частей лесного участка от 13.11.2012 /________/, заключенный между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы».

Настоящее решение является основанием для погашения регистрационных записей о регистрации сделки и записи об аренде /________/ от 31.01.2013 в подразделах III-4 III -1 Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» в местный бюджет государственную пошлину в размере /________/ рубля 33 копейки.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: (подпись)

Копия верна:

Судья     Е.С. Николаенко

Секретарь     Ю.А. Татарникова