К делу № 2-2210/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2017 года г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:
судьи Полякова Д.Ю.,
при секретаре Блитовой С.В.,
с участием ст.помощника прокурора Бондаренко О.М., представителя администрации МО г. Новороссийск по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2, администрации МО г. Новороссийск о признании сделки недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Новороссийска обратился в суд с исковым заявлением к ФИО2, администрации МО г.Новороссийск в котором указал, что постановлением главы МО г. Новороссийск от 15.12.2016 № 10495 земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>, район <адрес> установлено соответствие вида разрешенного использования классификатору видов разрешенного использования земельных участков - «для индивидуального жилищного строительства». Постановлением главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 04.10.2016 ФИО2 предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка площадью 572 кв.м. с в <адрес>, район <адрес>, утверждена схема его расположения. Постановлением главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 16.12.2016 № 10626 ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок площадью 572 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>, район <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, заключен договор аренды земельного участка от 26.12.2016 № 4700006830. В нарушение требований закона извещение о планируемом предоставлении в аренду спорного земельного участка на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не было размещено, что способствовало ограничению конкуренции, поскольку неопределенный круг лиц потенциальных претендентов на предоставление указанных в извещении участков был лишен возможности ознакомления с данной информацией.
Кроме того, схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа МО г. Новороссийск, утвержденного решением городской Думы МО г. Новороссийск от 22.11.2011 № 158, с изменениями от 21.07.2015 № 493, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отнесен к зоне общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования с высокой степенью благоустройства и зоне размещения линейных объектов автомобильного транспорта.
Регламентами Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск, утвержденными решением городской Думы от 23.12.2014 № 439, данный земельный участок отнесен к территориальной зоне ИВ-1 – зоне озеленения специального назначения. Зона ИВ-1 предназначена для организации и благоустройства санитарно-защитных зон и озеленения водных объектов.
Вместе с тем, градостроительными регламентами территориальной зоны ИВ-1 Правил землепользования и застройки МО г. Новороссийск индивидуальное жилищное строительство ни в основных, ни во вспомогательных, ни в условных видах разрешенного использования земельных участков не предусмотрено.
Таким образом, земельный участок площадью 572 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>, район <адрес>, сформирован в нарушение утвержденных документов территориального планирования, не может использоваться собственником по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства, а соответственно, и не мог быть предоставлен по правилам ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в упрощенном порядке, без проведения торгов.
Просит суд признать договор от 26.12.2016 № 4700006830 аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 572 кв.м. в <адрес>, район жилого <адрес>, недействительной сделкой в силу ее ничтожности как противоречащую закону; аннулировать в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации договора аренды данного участка.
В судебном заседании помощник прокурора поддержала исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель администрации МО г. Новороссийск в лице главного специалиста юридического отдела управления имущественных и земельных отношений администрации МО г. Новороссийск ФИО1 просила в удовлетворении исковых требований прокурора г. Новороссийска отказать, по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель Новороссийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в судебное заседание не явился, направил ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает исковые требования обоснованными и законными, по причине чего они подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что постановлением главы МО г. Новороссийск от 15.12.2016 № 10495 земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>, у. Спутника, район жилого <адрес> установлено соответствие вида разрешенного использования классификатору видов разрешенного использования земельных участков - «для индивидуального жилищного строительства».
Постановлением главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 04.10.2016 ФИО2 предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка площадью 572 кв.м. с в <адрес>, район <адрес>, утверждена схема его расположения.
Постановлением главы администрации муниципального образования г. Новороссийск от 16.12.2016 № 10626 ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок площадью 572 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>, район <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, заключен договор аренды земельного участка от 26.12.2016 № 4700006830.
Указанные земельный участок предоставлен ФИО2 в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду без проведения торгов.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Так, частью 1 данной нормы предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с требованиями пункта 1 части 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещений от заинтересованных лиц о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка.
Извещение о предстоящем предоставлении вышеуказанного земельного участка опубликованы в газете «Официальный Новороссийск» 02 сентября 2016 года №50/1 (445).
В нарушение вышеуказанной нормы извещение о планируемом предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещено.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, не размещение, вышеупомянутой информации о возможности предоставления земельных участков со стороны администрации способствовало ограничению конкуренции, поскольку неопределенный круг лиц потенциальных претендентов на предоставление указанных в извещении участков был лишен возможности ознакомления с данной информацией, что повлекло за собой предоставление участка без проведения аукциона.
Кроме того, схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа МО г. Новороссийск, утвержденного решением городской Думы МО г. Новороссийск от 22.11.2011 № 158, с изменениями от 21.07.2015 № 493, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отнесен к зоне общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования с высокой степенью благоустройства и зоне размещения линейных объектов автомобильного транспорта.
Регламентами Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск, утвержденными решением городской Думы от 23.12.2014 № 439, данный земельный участок отнесен к территориальной зоне ИВ-1 – зоне озеленения специального назначения. Зона ИВ-1 предназначена для организации и благоустройства санитарно-защитных зон и озеленения водных объектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Частью 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с п. 9 статья 1 ГрК РФ градостроительный регламент это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Вместе с тем, градостроительными регламентами территориальной зоны ИВ-1 Правил землепользования и застройки МО г. Новороссийск индивидуальное жилищное строительство ни в основных, ни во вспомогательных, ни в условных видах разрешенного использования земельных участков не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с ч. 12 ст. 1 ГрК РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Согласно ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков, расположенных в границах территории общего пользования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 № 150, межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.
В нарушение вышеуказанных норм закона, администрацией муниципального образования г. Новороссийск на основании договора аренды от 26.12.2016 № 4700006830, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, относящийся к территории общего пользования, предоставлен в аренду.
Кроме того, на постановление главы администрации МО г. Новороссийск от 15.12.2016 № 10495, которым установлено соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> классификатору видов разрешенного использования земельного участка – «индивидуальное жилищное строительство», прокуратурой города принесен протест, который удовлетворен, принято постановление главы администрации МО г. Новороссийск от 26.05.2017 № 4623 «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. Новороссийск от 15.12.2016 № 10495 …» в части отмены пункта 1, которым установлено соответствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п.п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Таким образом, установленная законом обязанность о публикации информации о предоставлении участка в аренду в сети интернет не была выполнена, при этом ответчик данное обстоятельство не отрицал. Не выполнение указанных требований закона нарушило права неопределенного круга лиц и повлекло за собой предоставление участка без проведения аукциона. Более того, участок сформирован в нарушение утвержденных документов территориального планирования, что также нарушает права неопределенного круга лиц. В этой связи суд считает обоснованным требования прокурора г.Новороссийска о том, что оспариваемый договор аренды является ничтожным, так как заключен с нарушением требования закона и при этом посягающим на публичные интересы третьих лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе в отношении парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования, туризма, занятий физической культурой и спортом, а также для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды).
В соответствии с частью 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Изложенные обстоятельства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
Исходя из положений п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющего, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 300 руб., от уплаты которой при подаче иска прокурор освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Новороссийска удовлетворить.
Признать договор от 26.12.2016 № 4700006830 аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 572 кв.м. в <адрес>, район <адрес>, заключенный между администрацией МО г. Новороссийск и ФИО2 недействительной сделкой в силу ее ничтожности как противоречащую закону.
Аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 26.12.2016 № 4700006830 с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 572 кв.м. в <адрес>, район <адрес>, заключенного между администрацией МО <адрес> и ФИО2.
Взыскать с администрации МО г. Новороссийск и ФИО2 в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 300 руб., то есть по 150 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия.
Решение вступило в законную силу «______»___________2017 года
Судья Д.Ю. Поляков