ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2210/2021 от 28.01.2022 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-32/2022

УИД 79RS0002-01-2021-006134-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Кривошеевой И.В.,

при секретаре Хабибулиной Д.Г.,

с участием:

помощника прокурора ЕАО ФИО1,

представителя ответчика ФИО2

представителя третьего лица АО «ДГК» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску прокурора Еврейской автономной области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Еврейской автономной области обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия. Требования мотивировал тем, что решением Арбитражного суда ЕАО от 30.06.2020 по делу № А16-730/2020 отказано в удовлетворении исковых требований ГУ МЧС России по ЕАО к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» о признании тепловой сети, расположенной по сварочному стыку шаровой арматуры в ТК-22г до прибора учета тепла по <адрес>, бесхозяйным недвижимым имуществом, об обязании обратиться в уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: тепловой сети, расположенной по сварочному стыку шаровой арматуры в ТК-22г до прибора учета тепла по <адрес>, об обязании до обнаружения собственника либо принятия указанного имущества в муниципальную собственность осуществлять содержание и надлежащую эксплуатацию объектов тепловой сети, расположенной по сварочному стыку шаровой арматуры в ТК-22г до прибора учета тепла по <адрес>. При рассмотрении дела судом установлено, что в теплофикационной камере ТК-22 г (состоящей на балансе СП «БТЭЦ») имеется присоединение тепловой сети Ду 100 к административному зданию «пожарное депо». Граница раздела проходит по внешнему сварному стыку шарового крана. Указанная сеть предназначена для теплоснабжения одного здания, а именно здания ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО», расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, подписанному 17 октября 2014 года между АО «ДГК» и ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО», тепловая сеть Ду 100 от внешнего сварного стыка шарового крана ТК-22г находится в зоне ответственности ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО». Спорная тепловая сеть подключена только к объекту истца, другими лицами не используется, и была создана непосредственно для обеспечения деятельности здания, находящегося в оперативном управлении ответчика. Спорный участок тепловой сети является частью нежилого здания, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, необходим для его эксплуатации и функционирования, и, следовательно, не может быть признан бесхозяйным. ГУ МЧС России по ЕАО, являясь правообладателем указанного участка тепловой сети, вопреки требованиям законодательства не обеспечено выполнение мероприятий по изготовлению технического плана участка тепловой сети, осуществлению его государственного кадастрового учета, а также в систему учета не направлены документы, предусмотренные п. 19 Положения. В следствии указанного бездействия ГУ МЧС России по ЕАО до настоящего времени не зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок тепловой сети и он не закреплен на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по ЕАО. 04.02.2021 прокуратурой области в адрес руководителя ГУ МЧС России по ЕАО внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере использования федерального имущества с требованием принять меры по устранению нарушений законодательства в данной сфере правоотношений. Требование представления прокуратуры области от 04.02.2021 ГУ МЧС России по ЕАО не исполнено. Выявленные нарушения закона являются недопустимыми и могут повлечь нарушение прав Российской Федерации на использование федерального имущества, а также прав неопределенного круга лиц в случае возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на указанном участке тепловой сети. Просит обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области направить в информационную подсистему «Автоматизированная система учета федерального имущества» сведения и документы, предусмотренные пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, для внесения в реестр федерального имущества сведений об имуществе - участке тепловой сети, расположенной по сварочному стыку шаровой арматуры в ТК-22г до прибора учета тепла по <адрес> в г. Биробиджане ЕАО, поступающем в его оперативное управление.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, АО «ДГК», ГП «Тепловые сети ЕАО», мэрия города МО «Город Биробиджан», Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В судебном заседании помощник прокурора ЕАО ФИО1 исковые требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, дополнительно суду пояснила, что доводы представителя ответчика не являются основанием для отказа в удовлетоврении исковых требований.

Представитель ответчика ФИО2 не согласилась с заявленными требованиями, указала, что в настоящее время Главным управлением проводится работа по урегулированию вопроса с СП «Биробиджанская ТЭЦ» об изменении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, так как Главное управление полагает, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 17.10.2014 года противоречит правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации. Главным управлениемв настоящее время в уполномоченный орган направлены документы для оформления документов на часть сети, находящейся за ограждением во дворе здания. Часть сети, расположенная с внешней стороны ограждения, не может быть принята на баланс учреждения, поскольку через нее проходит автомобильная дорога, вместе с тем как объект, принадлежащий МЧС, она в соответствии с требованиями об антитерросристической защищенности, подлежит ограждению.

В судебном заседании представитель третьего лица АО «ДГК» ФИО3 полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

На основании п. 4 ст. 214 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В статье 135 ГК РФ установлено, что вещь предназначенная для обслуживания другой главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Часть 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В судебном заседании установлено, что 05.06.2012 правительством ЕАО принято постановление № 274-пп о безвозмездной передаче государственного имущества Еврейской автономной области в государственную собственность Российской Федерации.

Перечень имущества, безвозмездно передаваемого из государственной собственности Еврейской автономной области в государственную собственность Российской Федерации, указан в приложении к названному постановлению, данное имущество включает в себя:

- нежилое здание (гараж), общей площадью 1303,2 кв.м, кадастровый Г, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>д;

- земельный участок, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для содержания и эксплуатации пожарной части, общей площадью 7088,0 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: ЕАО, <адрес>.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, нежилое здание (пожарная часть) передано ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО» в оперативное управление, земельный участок - в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельства о государственной регистрации права серии 79-АА 085833 от 27.02.2014, серии 79-АА 090466 от 21.05.2014).

01.07.2014 между ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» и ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО» заключен контракт на поставку тепловой энергии (мощности) и (или) горячей воды на нужды казенного предприятия и казенного учреждения, пунктом 1.1 которого установлено, что ОАО «ДГК» подает, а ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО» принимает через присоединенную сеть и оплачивает тепловую энергию (мощность) и (или) горячую воду.

В приложении № 2 к контракту указан перечень объектов ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО», на которые осуществляется поставка тепловой энергии и (или) горячей воды, в том числе, здание по адресу: <адрес>.

Из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 17.10.2014, подписанного ОАО «ДГК» и ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО», следует, что граница ответственности устанавливается по сварочному шву шаровой арматуры в ТК-22г.

Следовательно, тепловая сеть ДУ 100 от внешнего сварного стыка шарового крана ТК-22г находится в зоне ответчика.

Согласно выпискам от 23.05.2019 и от 31.05.2019 спорная тепловая сеть в реестре государственного имущества ЕАО и в реестре муниципального имущества муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО не значится.

В судебном заседании установлено, что Министерством РФ по делам гражданской обороны 26.09.2019 издан приказ о ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Дальневосточном федеральном округе, расположенных, в том числе, в Еврейской автономной области.

Согласно приложению № 1 к названному приказу, правопреемником ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО» является Главное управление МЧС России по ЕАО.

В соответствии с выписками из ЕГРН от 27.12.2019 за Главным управлением МЧС России по ЕАО зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок для содержания и эксплуатации пожарной части, а 30.12.2019 – право оперативного управления на нежилое здание (пожарная часть).

Решением Арбитражного суда ЕАО от 30.06.2020 № А16-730/2020 исковые требования Главного управления МЧС России по ЕАО к мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО о признании тепловой сети, расположенной по сварочному стыку шаровой арматуры в ТК-22г до прибора учета тепла по <адрес> бесхозяйным недвижимым имуществом, оставлены без удовлетворения.

Данным судебным актом установлено, что спорный участок тепловой сети является частью нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>. Указанная сеть предназначена для теплоснабжения одного здания, а именно здания ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО». Тепловая сеть Ду100 от внешнего сварного стыка шарового крана ТК-22г находится в зоне ответственности ФГКУ «Отряд ФПС по ЕАО», подключена только к пожарному депо, другими лицами не используется, непосредственно обеспечивает деятельность указанного здания.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда № 06АП-3974/2020 от 23.09.2020 решение Арбитражного суда ЕАО от 30.06.2020 № А16-730/2020 оставлено без изменения.

Решением Арбитражного суда ЕАО от 14.10.2021 № А16-2430/2021 исковые требования Главного управления МЧС России по ЕАО к АО «Дальневосточная генерирующая компания» о признании акта разграничения балансовой принадлежности недействительным и эксплуатационной ответственности, обязании установить границы разграничения балансовой принадлежности, оставлены без удовлетворения.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда № 06АП-6939/2021 от 21.12.2021 решение Арбитражного суда ЕАО от 14.10.2021 № А16-2430/2021 оставлено без изменения.

Указанными судебными актами установлено, что акт разграничения балансовой принадлежности подписан уполномоченными лицами без каких-либо замечаний, в том числе относительно границ ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика, приведенные в опровержение факта принадлежности спорного объекта ответчику, подлежат отклонению, поскольку в целом сводятся к несогласию с вступившими в силу судебными актами.

Ссылки представителя ответчика на законодательство об антитерросристической защищенности, с учетом установленного факта принадлежности спорного имущества ответчику, не являются основанием для отказа в удовлетоврении исковых требований.

Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 утверждены форма технического плана и требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 утверждено Положение об учете федерального имущества.

Согласно п. 19 указанного Положения, правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета: а) карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно приложению № 1; б) документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.

В судебном заседании установлено, что ГУ МЧС России по ЕАО, являясь правообладателем указанного участка тепловой сети, вопреки вышеприведенным требованиям законодательства не обеспечило выполнение мероприятий по изготовлению технического плана участка тепловой сети, осуществлению его государственного кадастрового учета, а также не направило в систему учета документы, предусмотренные п. 19 Положения.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора ЕАО к ГУ МЧС по ЕАО об обязании направить в информационную подсистему «Автоматизированная система учета федерального имущества» сведения и документы, предусмотренные пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, для внесения в реестр федерального имущества сведений об имуществе - участке тепловой сети, расположенной по сварочному стыку шаровой арматуры в ТК-22г до прибора учета тепла по <адрес> в г. Биробиджане ЕАО, поступающем в его оперативное управление, подлежат удовлетоврению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Еврейской автономной области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области направить в информационную подсистему «Автоматизированная система учета федерального имущества» сведения и документы, предусмотренные пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, для внесения в реестр федерального имущества сведений об имуществе - участке тепловой сети, расположенной по сварочному стыку шаровой арматуры в ТК-22г до прибора учета тепла по <адрес> в г. Биробиджане ЕАО, поступающем в его оперативное управление.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Кривошеева

Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2022 г.